Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Пояснительная записка
Календарно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
к УМУ под редакцией В.Я. Коровиной
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе создана на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования; поурочных планов по литературе по учебнику «Литература 6 класс» В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровина.
Данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной системе обучения.
Количество часов – 102 (3 часа в неделю).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Цель уроков литературы – формирование читательской компетенции школьника. В средней школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Основная характеристика учебного предмета:
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Учебник «Литература 6 класс». В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин, М.: «Просвещение», 2008 г
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс».
- Литература. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составители Л. П. Макарова, Н. Ю. Кадашников, Н.А. Дегтярева, Т.М. Амбушева, Волгоград: Учитель, 2010. – 179 с.
- Рабочая программа по литературе. 6 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.- 96с.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 6 КЛАССА:
К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.
уметь:
- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению,
разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
№ урока в п/п | № урока в теме | Тема урока |
1 | 1 | Вводный. Художественное произведение. Содержание и форма. Выражение авторской позиции. |
Тема 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | |
3 | Художественные особенности календарно - обрядовых песен. | |
4 | Пословицы и поговорки. | |
5 | Урок - конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. | |
Т6ема 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 урок) | ||
7 | Из «Повести временных лет». Отражение народных идеалов в летописях. | |
8 | "Сказание о белгородском киселе". | |
9 | Урок-зачет по "Повести временных лет". | |
Тема 3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века (5 урока) | ||
10 | Русские басни. Басня как эпический жанр литературы Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | |
11 | И.И. Дмитриев «Муха». | |
12 | «Осёл и соловей» Анализ басни. Развитие понятия об аллегории. | |
13 | И.А. Крылов Басни. «Листы и корни», «Ларчик».Анализ басен.Развитие понятия об аллегории. | |
14 | Конкурс инсценированной басни. | |
Тема 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века (47 уроков) | ||
15 | 1 | А.С. Пушкин . Лицейские годы. Выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. |
16 | 2 | Жанр дружеского послания.«И.И. Пущину» Тема дружбы. |
17 | 3 | «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. |
18 | 4 | «Зимнее утро» Действительность и внутренний мир человека. Эпитет. Метафора. |
19 | 5 | Двусложный размер стиха |
20 | 6 | История романа "Дубровский" |
21 | 7 | «Дубровский» Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Анализ 1 главы. |
22 | 8 | Суд и его последствия |
23 | 9 | Протест Владимира Дубровского. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» Роль эпизода в повести. |
24 | 10 | Учитель (гл.8-10) |
25 | 11 | История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Развитие понятия о композиции художественного произведения |
26 | 12 | Развязка романа "Дубровский" |
27 | 13 | РР Сочинение-сравнительная характеристика"Два помещика" по роману "Дубровский" |
28 | 14 | РР Сочинение-сравнительная характеристика"Два помещика" по роману "Дубровский" |
29 | 15 | ВН.ЧТ.Своеобразие цикла"Повести Белкина". |
30 | 16 | «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. |
31 | 17 | М.Ю.Лермонтов Рассказ о писателе. Жажда борьбы и свободы. Лирика |
32 | 18 | М.Ю. Лермонтов «Тучи» Настроение и композиция Особенности поэтических интонаций. |
33 | 19 | «Листок», «Утёс», «На севере диком…». АнтитезаОбучение анализу одного стихотворения. |
34 | 20 | «Три пальмы» Анализ.Двусложные и трёхсложные размеры стиха. |
35 | 21 | И.С. Тургенев . Рассказ о писателе. «Записки охотника» Гуманистический пафос. «Бежин луг» . |
36 | 22 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг» |
37 | 23 | Характеристики и портреты героев как средство изображения характеров. Духовный мир крестьянских детей. Рассказы мальчиков у костра. |
38 | 24 | Р.Р. Речевая характеристика одного из героев. |
39 | 25 | ВН. ЧТ. О. Уайльд "Кентервильское привидение". |
40 | 26 | Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте. Природа в лирике Тютчева. Антитеза. |
41 | 27 | «Листья» Обучение анализу одного стихотворения. |
42 | 28 | А.А.Фет .Рассказ о поэте. Лирика. |
43 | 29 | А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа в лирике поэта как воплощение прекрасного. Роль детали. «Ещё майская ночь» Взаимодействие тем природы и любви. |
44 | 30 | Н.А. Некрасов «Железная дорога» Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя. |
45 | 31 | Композиция стихотворения «Железная дорога»Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика, пейзаж. |
46 | 32 | Декабристская тема в творчестве Некрасова. Историческая поэма «Дедушка». Обзор. Стихотворение "Школьник" |
47 | 33 | Трёхсложный размер стиха. |
48 | 34 |
|
49 | 35 | Н.С. Лесков «Левша» Понятие о сказе. |
50 | 36 | Герои повести. Авторское отношение к героям. |
51 | 37 | Н.С. Лесков «Левша» . Портрет Левши |
52 | 38 | Р.Р. Изложение на тему "Левша в гостях у англичан" |
53 | 39 | Завершение работы над "Левшой" |
54 | 40 | ВН.ЧТ. Н.С.Лесков "Человек на часах". |
55 | 41 | А.П. Чехов - писатель и человек. |
56 | 42 | А.П. Чехов . Рассказ "Толстый и тонкий" . Разоблачение лицемерия. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. |
57 | 43 | Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия».Разоблачение лицемерия. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. |
58 | 44 | ВН. ЧТ. А.П. Чехов. Юмористические рассказы : "Лошадиная фамилия", "Пересолил", "Злоумышленник", "Пересолил", "Мальчики", "Хирургия", "Толстый и тонкий". |
59 | 45 | Родная природа в стихотворениях русских поэтовXIX века. |
60 | 46 | А.И.Куприн .Рассказ о писателе. |
61 | 47 | А.И.Куприн .Рассказ "Чудесный доктор". |
Тема 5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (24 урока) | ||
62 | 1 | А.С. Грин . Слово о сказочнике.«Алые паруса». |
63 | 2 | ВН. ЧТ. А. С. Грин "Алые паруса" . |
64 | 3 | А.П. Платонов .Слово о писателе. «Неизвестный цветок». |
65 | 4 | «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. |
66 | 5 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.К.Симонов. |
67 | 6 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.Д.С.Самойлов |
68 | 7 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Герои рассказа. Нравственные проблемы. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. |
69 | 8 | Р.Р. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». «Конь с розовой гривой».Особенности использования народной речи в рассказе. |
70 | 9 | Р.Р. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».Почему бабушка купила "пряник конём"? |
71 | 10 | ВН. ЧТ. Ж. Верн "Таинственный остров". |
72 | 11 | В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени. |
73 | 12 | Нравственные проблемы рассказа. |
74 | 13 | Роль учительницы в жизни мальчика. |
75 | 14 | "Уроки доброты". Смысл произведения. |
76 | 15 | В.М. ШукшинРассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. |
77 | 16 | ВН. ЧТ. М. Твен "Приключения Гекльберри Финна". |
78 | 17 | Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор. |
79 | 18 | Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа. Юмор. |
80 | 19 | Р. Р. Родная природа в стихотворениях русских поэтовXX века. Стихи А.А. Блока. |
81 | 20 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов .С.Есенин. |
82 | 21 | Н.М. Рубцов Человек и природа в лирике поэта |
83 | 22 | Родная природа в стихотворениях русских поэтовXX века. Стихи А.А.Ахматова |
84 | 23 | Стихотворения народов России. К. Кулиев, Г. Тукай Анализ стихотворений. |
85 | 24 | ВН. ЧТ. Р. Брэдбери "Зеленое утро", "Каникулы". |
Тема 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (16 уроков) | ||
86 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | |
87 | Подвиги Геракла | |
88 | Отличие мифа от сказки. Легенда об Арионе. | |
89 | Гомер. "Илиада "как героическая поэма. | |
90 | ВН. ЧТ. Гомер "Одиссея". | |
91 | М. Сервантес «Дон Кихот» Проблема истинных и ложных идеалов. Образ Санчо Панса. | |
92 | Ф. Шиллер Баллада «Перчатка» Проблемы благородства, достоинства и чести. | |
93 | П. Мериме Новелла «Маттео Фальконе» Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | |
94 | ВН. ЧТ. Джек Лондон "Любовь к жизни". | |
95 | КР Контрольное тестирование | |
96 | Итоговый урок. Задание на лето: список художественной литературы | |
Резервные уроки | ||
97 | ||
98 | ||
99 | ||
100 | ||
101 | ||
102 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....