Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 11 класс (база) по учебнику В. Я Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_11a_klass_2017.docx | 91.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ЛИТЕРАТУРА
для 11 «А» класса
Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа
Составитель: Ермакова Наталья Викторовна
первая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Учебно-тематическое планирование по литературе
Классы 11«А»
Учитель Ермакова Наталья Викторовна
Количество часов: 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков: 3 ч.
Планирование составлено на основе:
- Авторской программы по литературе 10-11 классов, автор-составитель В. Я. Коровина. В. И. Коровин. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 кл. (в двух частях) - М.: «Просвещение», 2009
- Государственного стандарта среднего общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645), минобрнауки.рф /документы/543
- Федерального компонента образовательного стандарта по литературе (Приказ
от 5 марта 2004 года N 1089 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года) ), минобрнауки.рф
- Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.
Учебник
В. И. Коровин. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 кл. (в двух частях) - М.: «Просвещение», 2009.
Дополнительная литература:
- Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс: планы-конспекты уроков/ Г. Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Е. Н. Попова, Н. В. Зинченко и др. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Королёва Н. С. Открытые уроки литературы: 9-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- И. Д. Бережная. Литература. 9-11 классы: уроки-исследования. – Волгоград: Учитель, 2008.
- М. А. Черняк. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007.
- С. П. Белокурова, С. В. Друговейко-Должанская. Нравственный потенциал русской прозы. 1990-2010-е годы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- м.: Просвещение, 2014.
- М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» 10 классе (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 11 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2009г.),
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Введение. Литература начала XX века | 1 |
Писатели-реалисты начала XX века | 17 | |
2 | И. А. Бунин | 5 |
3 | А. И. Куприн | 6 |
4 | М. Горький | 5 |
5 | Л. Андреев «Иуда Искариот» (В.Ч.) | 1 |
Серебряный век русской поэзии | 17 | |
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева | 1 | |
Символизм. Брюсов. Бальмонт. Белый | 3 | |
Акмеизм. Гумилёв | 1 | |
Футуризм. Северянин | 1 | |
А. А. Блок | 5 | |
Новокрестьянская поэзия | 1 | |
С. А. Есенин | 5 | |
Литература 20-х годов XX века | 7 | |
Обзор русской литературы 20-х годов XX века | 3 | |
В. В. Маяковский | 4 | |
Литература 30-х годов XX века | 23 | |
Обзор русской литературы 30-х годов XX века | 1 | |
М. А. Булгаков | 7 | |
А.П. Платонов | 2 | |
А. А. Ахматова | 3 | |
О. Э. Мандельштам | 1 | |
М. И. Цветаева | 2 | |
М. А. Шолохов | 7 | |
Литература периода Великой Отечественной войны | 5 | |
Обзор литературы периода Великой Отечественной войны | 4 | |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов | 1 | |
Литература второй половины XX века. | 18 | |
Обзор литературы второй половины XX века. Поэзия 60-х годов | 2 | |
А. Т. Твардовский | 2 | |
Б. Л. Пастернак | 2 | |
А. И. Солженицын | 2 | |
В. Т. Шаламов | 1 | |
Н. М. Рубцов | 1 | |
В. П. Астафьев | 2 | |
В. Г. Распутин | 2 | |
И. А. Бродский | 1 | |
Б. Ш. Окуджава | 1 | |
Ю. В. Трифонов | 1 | |
А. В. Вампилов | 1 | |
Из литературы народов России | 2 | |
М. Карим | 1 | |
Ф. Абрамов | 1 | |
Литература конца XX- начала XXI века | 3 | |
Основные направления и тенденции развития современной литературы | 3 | |
Из зарубежной литературы | 4 | |
Б. Шоу | 1 | |
Т. С. Элиот | 1 | |
Э. М. Хемингуэй | 1 | |
Э. М. Ремарк | 1 | |
Проблемы и уроки литературы XX века | 2 | |
Резервные уроки | 3 | |
Всего: | 102 |
Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»..
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине».
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны».
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Поэма «Двенадцать».
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
.Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов.
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован».
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота».
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю».
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Фёдор Абрамов. Жизнь и творчество писателя. (Обзор.)
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя.
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. (Обзорное изучение романа.)
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения.
- Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- Определять род и жанр произведения.
- Сопоставлять литературные произведения.
- Выявлять авторскую позицию.
- Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
- Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Учебно-методическое обеспечение
- Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 кл (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной - М.: Просвещение, 2009 год
- В.И.Коровин. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 кл.(в двух частях). М.: «Просвещение», 2009.
- И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XX века. М.: «ВАКО», 2006.
- С.Л.Каганович. «Обучение анализу поэтического текста». Методическое пособие для учителей-словесников. М.: «Русское слово», 2007.
- Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе для 11-го класса. М.: «Олимп», 2006.
- Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс: планы-конспекты уроков/ Г. Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Е. Н. Попова, Н. В. Зинченко и др. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Королёва Н. С. Открытые уроки литературы: 9-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»
- Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XXвека. 11 класс – М., «Просвещение»
- Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель»
- Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
- Зинин С. А. литература. Подготовка к ЕГЭ в 2016 году. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2016.
Список литературы (основной и дополнительной)
- Программа по литературе 10-11 классов, автор-составитель В.Я. Коровина к учебно-методическому комплекту «Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2008 г.».
- Е. Н. Попова, Н. В. Зинченко и др. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Королёва Н. С. Открытые уроки литературы: 9-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Секачёва Е.В. Тематические тесты: от текста к смыслу. 10 класс. Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов: учебное пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
- И. Д. Бережная. Литература. 9-11 классы: уроки-исследования. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кузнецова М. Н., Орлова В. Н., Пестрякова Н. А. Литературные вечера: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы/ Автор – составитель И. В. Булгакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля
| Дата проведения | |
план | факт | ||||
I | Введение. | 1 | |||
1 | Введение. Россия на рубеже 19-20веков. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. | 1 | конспект | ||
II | Писатели-реалисты начала XX века | 17 | |||
2 | И. А. Б у н и н. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина | 1 | ИЗ ФО | ||
3 | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа | 1 | ПР ФО | ||
4 | Стартовая диагностика | 1 | тест | ||
5 | Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». | 1 | ФО | ||
6 | «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина | 1 | ФО ИЗ | ||
7-8 | А. И. К у п р и н. Жизнь и творчество. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». | 2 | Конспект ИЗ ФО | ||
9-10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». | 2 | ФО | ||
11-12 | Р/р Классное сочинение по творчеству Бунина и Куприна. | 2 | |||
13 | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». | 1 | ИЗ ФО | ||
14 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | 1 | ФО | ||
15-16 | Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы | 2 | ИЗ ФО | ||
17 | Письменная работа по творчеству М. Горького | 1 | |||
18 | Л. Андреев «Иуда Искариот» (В.Ч.) | 1 | ИЗ ФО | ||
III | Серебряный век русской поэзии | 17 | |||
19 | В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма | 1 | ИЗ ФО УО | ||
20 | Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый (В.Ч.) | 1 | ИЗ | ||
21 | Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева | 1 | ИЗ УО | ||
22 | Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина. | 1 | ИЗ, УО | ||
23 | Анализ одного из стихотворений поэтов Серебряного века. | 1 | |||
24 | А. А. Б л о к. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» | 1 | ИЗ | ||
25 | Тема страшного мира в лирике А. Блока. | 1 | УО | ||
26 | Тема Родины в лирике А. Блока. | 1 | УО | ||
27-28 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира | 2 | ФО тест | ||
29 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. К л ю е в. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | ИЗ | ||
30 | С. А. Е с е н и н. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. | 1 | ИЗ Конспект | ||
31 | Тема России в лирике С. А. Есенина. | 1 | ФО | ||
32 | Любовная тема в лирике С. А. Есенина. | 1 | ИЗ | ||
33 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина | 1 | ФО, УО | ||
34 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» (В.Ч.) | 1 | ФО УО, тест | ||
35 | Р/р Анализ одного из стихотворений С. Есенина | 1 | СР | ||
IV | Литература 20-х годов XX века | 7 | |||
36 | Литературный процесс 20-х годов XX века. Обзор | 1 | конспект | ||
37 | Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов | 1 | ФО | ||
38 | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира | 1 | конспект | ||
39-40 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта | 2 | ИЗ конспект | ||
41 | Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. | 1 | УО | ||
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. | 1 | УО | ||
V | Литература 30-х годов XX века | 23 | |||
43 | Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | 1 | конспект | ||
44-45 | М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания романа. Своеобразие жанра и композиции | 2 | ИЗ | ||
46-47 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». | 2 | ФО | ||
48-49 | Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». | 2 | ФО | ||
50 | Рубежная диагностика | 1 | тест | ||
51 | А. П. П л а т о н о в. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован». Характерные черты времени в повести. | 1 | ИЗ ФО | ||
52 | Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления А. Платонова. | 1 | ФО | ||
53 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. | 1 | ИЗ | ||
54 | Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. | 1 | ФО УО | ||
55 | Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. | 1 | ФО | ||
56 | О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. | 1 | ИЗ | ||
57-58 | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. | 2 | ИЗ | ||
59 | М. А. Ш о л о х о в: жизнь, творчество, судьба. Замысел, история создания романа «Тихий Дон». | 1 | ИЗ | ||
60 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | 1 | ФО | ||
61 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». | 1 | ФО | ||
62 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | 2 | ИЗ ФО | ||
63 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | ИЗ ФО | ||
64-65 | Р/р Классное сочинение по творчеству Шолохова. | 2 | сочинение | ||
VI | Литература периода Великой Отечественной войны | 5 | |||
66-67 | Обзор литературы периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | 2 | конспект | ||
68 | Тема войны в литературе поэтов-тройчан. (В.Ч.) | 1 | ИЗ ФО | ||
69-70 | Новое осмысление военной темы в творчестве писателей 60-х-80-х годов. | 2 | конспект | ||
VII | Литература второй половины XX века. | 18 | |||
71-72 | Обзор литературы второй половины XX века. Поэзия 60-х годов | 2 | ИЗ | ||
73-74 | А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество Лирика А. Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. | 2 | ИЗ ФО | ||
75 | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. | 1 | ИЗ ФО | ||
76 | Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | 1 | ФО | ||
77-78 | А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | 2 | ИЗ ФО | ||
79 | В. Т. Ш а л а м о в. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | 1 | ИЗ ФО | ||
80 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта, ее художественное своеобразие. | 1 | ИЗ ФО | ||
81-82 | «Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев. | 2 | ИЗ ФО | ||
83-84 | В. Г. Распутин. Нравственное величие русской женщины в повести «Последний срок». | 2 | ИЗ ФО | ||
85 | И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. | 1 | ИЗ ФО | ||
86 | Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Арбатский мир Б. Окуджавы. | 1 | ИЗ ФО | ||
87 | «Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. (В.Ч.) | 1 | ИЗ ФО | ||
88 | Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. В. В а м п и л о в. Слово о писателе. | 1 | ИЗ ФО | ||
VIII | Из литературы народов России | 2 | |||
89 | М. Карим. Жизнь и творчество. (В.Ч.) | 1 | ИЗ ФО | ||
90 | Творчество Ф. Абрамова. (В.Ч.) | 1 | ИЗ | ||
IX | Литература конца XX- начала XXI века | 3 | |||
91-92 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература. | 2 | конспект | ||
93 | Итоговая диагностика | 1 | тест | ||
X | Из зарубежной литературы | 4 | |||
94 | Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. | 1 | ИЗ ФО | ||
95 | С. Э л и о т. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического. | 1 | ИЗ ФО | ||
96 | Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. | 1 | ИЗ | ||
97 | Э. М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. | 1 | ИЗ ФО | ||
98-99 | Проблемы и уроки литературы XX века | 2 | |||
100-102 | Резерв | 3 | |||
ИТОГО | 102 |
Формы контроля (сокращения)
УО | Устный опрос | ИЗ | Индивидуальное задание |
ФО | Фронтальный опрос | ЛР | Лабораторная работа |
СР | Самостоятельная работа | КР | Контрольная работа |
ПР | Практическая работа | ПРО | Проверочная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....