Проект "Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"
проект по литературе на тему
Проект
"Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parallelnoe_izuchenie_tvorchestva_pisateley.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное Бюджетное образовательной учреждение
высшего профессионального образования "Академия социального управления" Дополнительного профессионального образования.
Проект
"Параллельное изучение лирических произведений на примере лирики русских писателей"
Руководитель
Тодоров Лев Всеволодович
Выполнила
Чухарева Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 14
Москва, 2014
Содержание.
I. Введение.
II. Сравнение - прием обучения в литературном образовании.
III. Анализ как прием изучения литературного произведения в школе.
IV. Параллельное изучение лирических произведений.
V. Разработка урока.
VI. Приложение
Введение.
Все в мире мы узнаем не иначе,
как через сравнение...
К.Д.Ушинский
В основе чувственного и рационального познания лежит сравнение - одна из мыслительных операций, состоящая в сопоставлении или противопоставлении познаваемых объектов или явлений с целью определения сходства между ними или различия в том случае, если необходимо подчеркнуть специфику каждого.
Сравнение - важнейшая мыслительная операция, с помощью которой можно:
- выявить количественные и качественные характеристики предметов и явлений;
- пояснить абстрактное понятие конкретным понятием;
- классифицировать, упорядочить предметы и явления.
Для чувственного познания характерно наглядное сравнение предметов и явлений. При рациональном познании сравнение протекает в форме рассуждений: выясняются существенные свойства, внутренние связи и отличительные черты предметов и явлений с привлечением логики и научных терминов.
Параллельное изучение двух или нескольких художественных произведений, жизни и творчества двух или нескольких писателей и т.п. основано на приеме сравнения. В литературном образовании школьников сравнение используется как прием обучения. Используя его можно построить уроки по одноименным темам ("Образ "маленького человека" в творчестве ...", "Образ Родины в творчестве ..." и др.), по изучению творчества писателей одной эпохи или одного направления (например, обзорные темы) и др. Объектом изучения методом сравнения могут стать как целые произведения, так и отдельные главы, эпизоды, герои и другие компоненты художественного произведения.
Поскольку количество часов, отведенных на изучение русской литературы в школе, достаточно ограничено (на зарубежную литературу отводится и того меньше), то такой способ освоения, детального, глубокого осмысления отдельных произведений весьма продуктивен. Кроме того метод сравнения позволяет увидеть произведение в частности и творчество писателя в целом в контексте мировой литературы и, шире, мировой культуры.
I. Сравнение - прием обучения в литературном образовании.
Под сравнением как приемом обучения понимается конкретное взаимодействие учителя и учащихся в процессе решения конкретных задач, связанных с освоением идейно-художественного содержания произведений, литературно-критических статей, теоретико-литературных понятий, культуры письменной речи и др.
Организуя этот прием обучения, учитель поступает следующим образом:
- объясняет, что для сравнения необходимы основания - общие сравнимые признаки (можно сравнивать произведение и его фольклорный, литературный источник; произведение и его редакции, два или несколько произведений, позиции критиков, литературоведов; составлять сравнительные характеристики героев и др.);
- готовит сам (поручает учащимся) тексты, наглядный материал для сравнения, необходимые комментарии;
- определяет, какие теоретико-литературные понятия следует ввести, закрепить или повторить, чтобы успешно провести сравнение;
- составляет вопросы и задания, помогающие учащимся сравнить произведения (фрагменты), освоить теоретико-литературные понятия и др.
Вопросы и задания могут быть составлены на основе последовательного сравнения (сначала анализируется и характеризуется одно произведение, потом другое, затем делается обобщение), либо параллельного сравнения (определяются сходные и одновременно отличительные черты сравниваемых явлений).
Сравнение как прием обучения используется в старших классах для успешного освоения теоретических понятий (например жанров прозы: рассказа, повести, романа, романа-эпопеи), для понимания различных литературных направлений (например поэтов "серебряного века") и др.
II. Анализ как прием изучения литературного произведения в школе.
Сравнение неотделимо от таких мыслительных операций, как анализ (рассмотрение, изучение предметов и явлений, основанное на мысленном их расчленении на составные части) и синтез (соединение элементов, свойств изучаемого предмета или явления в единое целое).
Путь анализа указывает на последовательность рассмотрения литературного произведения, общее направление его изучения. Прием анализ раскрывает более конкретный, частный способ осмысления художественного текста, эмоционального и понятийного освоения произведения. Учителю требуется выбрать способы рассмотрения текстов, родственные художественной природе произведений и необходимые для развития учеников.
Приемы анализа литературного произведения в школе имеют различные функции. По некоторым, самым основным качествам эти приемы можно разделить на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие) и приемы активизации сотворчества читателя, куда входят специфические школьные виды работы.
Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим их:
1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора.
Например, незнание античной мифологии, библейских легенд затрудняет восприятие пушкинской лирики. Без хотя бы элементарного представления о литературной и общественной борьбе 50-60-х гг. Х1Х в. ученики вряд ли поймут смысл базаровского отрицания Пушкина и Рафаэля.
2. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - это основные приемы освоения композиции. Особенно это интересно рассмотреть на примере двух произведений разных писателей.
3. Наблюдения над стилем писателя. Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. Приемы изучения стиля разнообразны. Наблюдения над стилем разных писателей позволяет учащимся заметить тонкость и мотивированность каждого художественной организации произведения.
4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде - героя с прототипом всегда обнаруживает авторские намерения, как «заострил» писатель жизненный материал.
Анекдот, который Гоголь положил в основу «Шинели», не заключал в себе столь громадного типического обобщения, которым наполнена повесть.
Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство отражение жизни. Вместе с тем этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.
5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. Например, сопоставление черновых вариантов и окончательного текста стихотворения « Вновь я посетил…» помогает понять гуманистическую мысль Пушкина о бессмертии не только поэта, но и всякого человека, живущего в памяти следующих поколений. В лирической автобиографии черновика Пушкин вел счет потерям. В окончательной редакции стихотворение пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений вообще, человека и природы. Развитие этой мысли в рамках школьного урока не требует сопоставления всех редакций, раскрытия всего процесса работы Пушкина над стихотворением.
6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя может быть применен в разных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно раскрыть общие основы его миросозерцания и художественного метода. Так, сравнивая две элегии Жуковского - «Вечер» и «Море», ученики начинают понимать, что идеальное для поэта состояние мира - гармония всех начал, что недостижимость этого рождает в нем грусть.
Когда мы сравниваем на уроке лицейское стихотворение Пушкина «Пирующие студенты» с «19 октября» 1825 года и стихотворение, посвященное последней лицейской годовщине («Была пора…», 1836), школьники способны заметить, как углублялось осознание дружбы в лирике поэта (единство настроения, близость судьбы, историческая общность поколений), как вместе с этим менялось художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.
7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.). В средних классах оно обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев и их различия.
В старшем звене школы эти сопоставления приобретают большую историческую законченность. Сопоставляются не только герои, но и, как говорил Г.А. Гуковский, «типы сознания» писателей. Так, Т.Ф. Курдюмова предлагает сравнивать не только отдельные черты Базарова, Рахметова, Раскольникова, но и общее отношение Тургенева, Чернышевского и Достоевского к героям 60-х годов Х1Х в. - разночинцами.
8. Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства. Включение смежных видов искусства изучение литературы приветствуется и учеными, установившими, что зрительная информация во много раз превышает возможности слуховой, и педагогами, находящими в искусстве ключ к эмоциональному преображению уроков, и учениками, которым интересна всякая новизна. Задача использования смежных видов искусства - обострить эстетическую восприимчивость, развить ассоциативное и образное мышление, углубить и расширить представления об искусстве, сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников.
Сплав искусства на уроке создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления.
Сумеют ли учащиеся самостоятельно выявить концепцию каждого произведения? И главное - как они будут защищать убеждения, сложившиеся в ходе анализа? Литературный сопоставительный анализ должен пробудить творческую активность школьников.
III. Параллельное изучение лирических произведений.
Лирика отличается от эпоса и драмы, как своей художественной природой, так и характером эмоционального воздействия на читателя. Она открыто ведет разговор с читателем «об основах человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает». Поэтому она способна активно влиять на формирование личности. Специфике лирики посвящены многие книги и статьи. Для школьной методики существенно то, что в лирике действительность, жизнь, воссоздается в форме непосредственного переживания. Человеческое переживание - это объект (предмет) лирической поэзии, и в каждом стихотворении оно не просто «выражается автором», но как бы созидается на наших глазах, становится художественным образом-переживанием. Личность поэта в лирике, писал В.Г. Белинский, «является на первом плане, и мы не иначе как через нее все принимаем и понимаем». Открытость выражения авторского сознания - одно из характерных свойств лирики; им значительной степени определяется тот эмоциональный резонанс, который возникает в душе читателя при соприкосновении с поэзией. Душевные движения и эмоциональные состояния человека передаются в лирике с определенной степенью сгущенности («лирической концентрации»), которую создает присущий ей особый строй речи, а именно, стих.
Содержательность формы, присущая любому роду литературы, единство переживания и речи особенно заметны и наглядны именно в лирике. Поэтому так трудно ее анализировать в школе, где школьники приучаются несколько прислушиваться к поэзии, сколько рассуждать о ней. Между тем, чтобы человеку открылся поэтический мир автора, нужно углубленно вчитываться в его стихотворения, прежде чем судить о них. В. Кожинов, размышляя о свойствах лирики, пишет, что если «произведения других искусств живет в душах людей как впечатления, как память о встречах с этими произведениями», «лирические стихи сами по себе врастают в души каждого и всех», и каждый читатель может припомнить минуты, когда чувство выраженной в стихотворении, вдруг совпало с его собственным. Однако совпадение авторских и читательских чувств происходит не всегда. Да и вообще одному человеку никогда не удается переживать того многообразия эмоциональных состояний, которые ему открывает поэзия. Но взрослый читатель все же обладает немалым эмоциональным опытом. У школьников же этого опыта нет. И, встретившись в стихах с «чужими», не пережитыми лично чувствами, он проходит мимо них; тогда ни о каком эстетическом воздействии поэзии говорить не приходится. Отсутствие у подростков, а иногда и у юношей дара сопереживания, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становится препятствием при работе с поэтическими произведениями. Следовательно, важнейшая задача здесь - стремиться развить у школьников способность к сопереживанию.
Изучение лирических произведений в школе складывается, прежде всего, из работы над конкретным стихотворением, включенным в программу. Естественно, что от 5 к 11 классу эта работа усложняется и в содержательном отношении и в способах анализа. Кроме того, нужно иметь в виду, что чтение отдельного стихотворения является в школе ступенькой к встрече с написавшим его поэтом, а знакомство с «хорошими и разными» поэтами должно постепенно привести учеников к пониманию поэзии как вида искусства. Поэтому весьма целесообразным является параллельное изучение лирических произведений разных авторов на одну тему например.
Способ рассмотрения поэтического текста в 8-11 классах может меняться в зависимости от его характера. Одни стихотворения - наиболее сложные или наиболее значимые в творчестве поэта (например, «Вновь я посетил …» и «Пророк» Пушкина, «Родина» Лермонтова, «Памяти Добролюбова» Некрасова)- рекомендуется анализировать целостно, монографически. Некоторые стихотворения целесообразно объединить тематически, останавливаясь на общих, ведущих идеях, переживаниях, выраженных в них (тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова, Некрасова, Маяковского; тема России в лирике Блока и др.).
Примером может быть урок изучения любовной лирики - благодатный материал для урока о любви.
Тема урока: Письмо о любви. (Стихи о любви в жанре письма).
Цель урока: Познакомить учащихся с жанром письма на примере лирики русских поэтов.
Оборудование и материалы: Аудиозаписи, компьютер, проектор, раздаточный материал, тетради, ручки, сборники стихов.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Формирование установки на восприятие учебного материала. | Слово учителя: Накануне урока мы провели анкетирование, результаты которого были очевидны и в то же время противоречивы: большинство из вас (%) считают, что письма играют важную роль в жизни человека, но сводят эту роль лишь к информативной функции. 2 человека сказали, что письма доставляют радость, раскрывают внутренний мир человека. Двое считают, что письма - это память о человеке. И тем не менее письма пишут только (13%) из вас, причем есть и такие, которые писем вообще никогда не писали. Ответ на это вы даете сами: "Есть более современные средства общения (Интернет, телефон)". На фоне этого прагматичного подхода как крик вопиющего в пустыне звучит единственный ответ: "Только письма способны передать чувства". Я думаю, пришло время поразмышлять, чем является для человека письмо. | Слушанье. Просмотр демонстрационной таблицы. |
2.Организация и самоорганизация деятельности учащихся при изучении нового материала. | I. 1.Прослушаем стихи поэта Серебряного века М. Волошина. Подумайте, чем для него являются письма. 2.Вспомните, из какого произведения взят отрывок, который сейчас прозвучит. Чем стали для героя письма его матери к отцу? Почему, решив сжечь дом, Владимир забрал с собой только письма? 3.Словарная работа: письмо как реликвия. Реликвия - Лат.reliquiae - остатки, останки, вещь, свято хранимая как память о прошлом. 4. Слово учителя: Но порою жизнь сказывается так, что нам, вопреки желаниям и чувствам, приходится расставаться с дорогими сердцу письмами. Почему герой сжигает письмо? Что он испытывает в этот миг? Как мы понимаем, что это письмо было для него самым дорогим? 5.Историю прощального письма мелкого чиновника Желткова боготворимой им женщине отделяет от предыдущих почти столетие. Чтение отрывка из повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" (Приложение 4). Что объединяет письма, которые вы услышали? (Это письма о любви). 6.Но письмо письму рознь. Вы утверждаете, что в наше время можно обойтись и без любовных писем, заменив их СМС. Прочитайте собранные вами образцы. Какое из предложенных объяснений в любви вам хотелось бы получить: смс или письмо из купринского рассказа? Почему вдруг эти телефонные сообщения теперь кажутся смешными? II. 1.А хотелось бы вам написать такое письмо, как в рассказе А.И.Куприна? У нас есть прекрасная возможность познакомиться со стихотворениями о любви русских поэтов XX века в жанре письма. Будем учиться признаваться в любви. 2.Чем, на ваш взгляд, отличается это поэтическое письмо от традиционного? Каким должно быть поэтическое письмо о любви? Давайте назовем его отличительные признаки. 3.Как бы вы назвали это письмо? Письмо-воспоминание о любви вечной, просветляющей, одухотворяющей, наполняющей жизнь великим смыслом - служением любимому человеку. 4.Чем отличается это письмо от предыдущего? как лирический герой называет возлюбленную, как выражает свои чувства к ней? Кто виноват в расставании? Какова цель этого письма? Перед нами письмо-прощание, которое пишет человек, понявший, что его любовь обременительна, подобна гире на шее. боготворя возлюбленную, он ласково называет её "дорогая, хорошая", хотя она заставляет его настолько сильно страдать, что он "дикий, обезумевший, иссеченный отчаяньем", Готов броситься в улицу, как в распахнутое окно на последнем этаже. Превозмогая душевную боль, герой умоляет только об одном "Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг". Цель письма - пожелать счастья той, которая хотя и заставила страдать, но одарила великим чувством любви. Именно это великое чувство и делает героя благородным, способным на жертву. 5.Теперь обратимся к письмам, написанным в годы Великой Отечественной войны. пожалуй самым известным обращением-заклинанием стало стихотворение К.Симонова "Жди меня". Для поэзии войны характерно объединение личного и гражданского, патриотического чувства. 6.В качестве примера обратимся к "Последнему письму" С.Наровчатова, написанному в самый разгар войны. Чтение стихотворения учителем. (Приложение 7) Почему стихотворение так названо? кому герой проиграл бой и смирился с поражением? Каково его отношение к возлюбленной? Это письмо-борьба за любимую, которую отдалила от него разлука. Бой за любовь принимает вселенский масштаб: изба и школа подобны городам. И образ любимый уподоблен Родине., за которую герой будет сражаться до последней окраины. Почему же письмо предпоследнее? 7 А вот пример более личного "Письма" поэта-фронтовика А.И.Недогонова. (1941) (Приложение 8) Обратите внимание на дату написания письма Какое чувство вселило веру в героя? (Это письмо о вере в любовь, в жизнь, в победу над врагом. В нем слилось личное и общественное. Написано оно в самом начале войны, но герой знает, что мы победим, что возлюбленная дождется его, что он вернется живым. И эта уверенность рождена в нем "щедрой и чистой" любовью к женщине. | 1.Чтение 1 учеником стихотворения М.Волошина "Старые письма".(Приложение 1) 2.Обмен мнениями на поставленный учителем вопрос. 1.Прослушивание аудиозаписи отрывка из повести А.С.Пушкина "Дубровский" (см. Приложение 2). 2.Обсужение поставленных вопросов. 3.Запись в тетради определения. 1.Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина "Сожженное письмо"(Приложение3). Частичный анализ стихотворения. Раздаточный материал (отрывок) Беседа Чтение текстов СМС. Обмен мнениями об смс-сообщениях, анализ "поэтических" признаний. Раздаточный материал. Чтение наизусть отрывков из стихотворения М.Волошина "Письмо" (Приложение 5) Ответы на вопросы. (-простота выражения человеческих чувств при всей их сложности; -искренность, доверительность, лиричность интонации; -неожиданность, индивидуальность, оригинальность; -поэтичность, метафоричность языка и образов, выразительность; -эмоциональность. Запись в тетрадь. 4.Чтение наизусть стихотворения В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма" Анализ стихотворения. Запись в тетрадь. Запись в тетрадь Ответы на вопросы. Запись в тетрадь. (Видимо в самом главном бою герой погиб, но любовь как раз и есть то чувство, за которое человек готов, не задумываясь, отдать жизнь.) Чтение наизусть стихотворения. Ответ на вопрос. Запись в тетрадь. |
3. Формирование образовательного результата. Рефлексия | 1. Иная ситуация в стихотворении А.Вознесенского "Новогоднее письмо в Варшаву" (1961): любящие герои вынуждены были расстаться. О чем пишет возлюбленной в новогоднем письме герой? Почему мы понимаем, что любовь в их душах жива? Зачем написано это письмо? Как можно назвать такое письмо? (Письмо-примирение) | Чтение наизусть (Приложение 9) Анализ стихотворения в тетради. |
4 Подведение итогов. | Итак, сегодня мы познакомились с жанром письма на примере лирики русских поэтов. Нам были представлены разные образцы любовного послания. Мы увидели письма о любви - не только , как вы писали в своих анкетах, память и радость, это то, что соединяет настоящее и будущее, что остается после нас как напоминание о силе любви, о её благородстве, влиянии на нас, на нашу жизнь, судьбу ... | Чтение наизусть (Приложение10) |
5. Домашнее задание | Рассказать об одном из понравившихся стихотворений. |
Приложение 1
М.Волошин "Старые письма".
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов...
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк -
В нем есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье
Их усталой красоты...
Это дерева Познанья
Облетевшие цветы.
Приложение 2
А.С.Пушкин отрывок из повести "Дубровский".
Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного...Между ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностью сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги, в одном из них она изъявляла свое беспокойство на счет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейного счастья, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили 11. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета.
Приложение 3
А.С.Пушкин "Сожженное письмо".
Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал! Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... о провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белееют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый.
отрада бедная в судьбе моей унылой,
останься век со мной на горестной груди...
Приложение 4
А.И.Куприн "Гранатовый браслет"
Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. если можете, простите меня за это. сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда уже в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...
...Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать это никому другому. Вы это письмо сожгите...
...Я не знаю, как мне кончить письмо. от глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Ваше прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Приложение 5
М.Волошин "Письмо" (1904)
1.
Я соблюдаю обещанье
И заключаю в четкий стих
Моё далекое посланье.
пусть будет он, как вечер, тих,
Как стих "Онегина", прозрачен,
Порою слаб, порой удачен,
Пусть звук речей звучит ярчей,
Чем быстро шепчущий ручей...
Вот я опять один в Париже
В кругу привычной старины...
Кто видел вместе те же сны,
Становится невольно ближе...
6
Любить без слез, без сожаленья,
Любить не веруя в возврат...
Чтоб было каждое мгновенье
Последним в жизни. Чтоб назад
Нас не влекло неудержимо,
Чтоб жизнь скользнула в кольцах дыма,
Прошла, развеялась... И пусть
Вечерне-радостная грусть
Обнимет нас своим запястьем.
Смотреть, как тают без следа
Остатки грез, и никогда
Не расставаться с грустным счастьем,
И, подойдя к концу пути,
Вздохнуть и радостно уйти.
7
Здесь все теперь воспоминанье,
Здесь всё мы видели вдвоем,
Здесь наши мысли, как журчанье
Двух струй, бегущих в водоем.
Я слышу вашими ушами,
Я вижу Вашими глазами,
Звук Вашей речи на устах,
Ваш робкий жест в моих руках.
Я б из себя все впечатленья
Хотел по-Вашему понять,
Певучей рифмой их связать
И в стих вковать их отраженье.
Но только нет... Продленный миг
Есть ложь... И беден мой язык...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений
Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Учитель ищет наиболее эффективные методы и пути анализа, более...
Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"
Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....
Особенности организации уроков по изучению лирических произведений в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова
По программе А.Г.Кутузова в 5 классе на изучение раздела «Лирика» отводится только 10 часов, и за это ограниченное количество времени необходимо так построить работу над лирическими произведениями, чт...
Изучение лирического произведения в школе
В работе рассматриваются пути анализа лирического произведения; имеется памятка для учащихся "Как работать над анализом поэтического произведения". Для разных произведений предлагаются различные...
Опорно-зрительные схемы при изучении лирического произведения
С целью развития познавательного интереса и мышления удачно использовать при изучении лирического произведения графический анализ, что позволяет «увидеть» стихотворение, воспринять его не только...
Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...