Презентация на тему "Фантастическое и реальное в повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

)Зайцева Ирина Алексеевна

Показать роль элементов фантастики в создании образа Германа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор работы: Сорокованова Надежда, ученица 10 ” В ” класса Соавтор: Первеева Алёна, ученица 10 ” Б ” класса Руководитель: Зайцева Ирина Алексеевна, учитель высшей категории. МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина г. Саратова» Фантастическое и реальное в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» Автор: Сорокованова Надежда, обучающаяся10 «В» Соавтор: Первеева Алена, обучающаяся10 «Б» МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина» Руководитель: Зайцева Ирина Алексеевна, учитель русского и литературы

Слайд 2

Содержание: Повесть «Пиковая дама» – одно из самых загадочных произведений А.С. Пушкина. Определение фантастики в литературе. Элементы фантастики в повести «Пиковая дама». Их роль в создании образа Германна. Связь образа главного героя повести с идеей произведения.

Слайд 3

Цель: познакомиться с научной литературой по данной теме; выявить позиции исследователей повести А. С. Пушкина по этой проблеме; определить роль фантастики в создании образа Германна; сравнить разные точки зрения писателей и ученых по данной проблеме.

Слайд 4

Задачи: дать определение фантастики в литературе; найти элементы фантастики в повести «Пиковая дама» и выявить их роль в произведении А. С. Пушкина; раскрыть роль элементов фантастики в создании образа Германна; показать связь главного героя повести с идеей произведения.

Слайд 5

Фантастика занимает скромное, но существенное место в творчестве А.С. Пушкина. Мотивы чудесного поэт использовал во многих стихотворных произведениях – от «Руслана и Людмилы» до сказок и «Медного всадника».

Слайд 6

Фантастическое в литературе – рождённые воображением представления и образы, опирающиеся на впечатления действительности, но не имеющие прямых параллелей среди явлений реального мира. «Фантастическое в искусстве имеет предел и правила. Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны почти поверить ему» ( Ф.М. Достоевский ).

Слайд 7

По мнению Н.М. Романова, существуют две противоположные точки зрения. Одна отождествляет фантастику А.С. Пушкина в фантастикой тех писателей, которые признавали двуплановость мира, присутствие за миром видимых вещей мира невидимого, полного погибельных сил. Представители другой точки зрения отрицают фантастику в повести, объясняя появление графини реалистичными причинами: Германн сосредоточен на секрете трех карт, расстроен после похорон, много пил в этот вечер, и ему привиделась графиня.

Слайд 9

Герман – главный образ повести. В характеристике героя заурядные черты характера соединены с исключительными. Он «жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти», не подавал повода товарищам смеяться на его «излишней бережливостью», никогда не брал карты в руки, чтобы не рисковать тем малым состоянием, которое оставил ему отец. Нет ничего, что заставило бы его «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Он собирается строить свою жизнь на «расчете, умеренности и трудолюбии». Но это внешняя сторона его личности. Он «скрытен и честолюбив», наделен «огненным воображением», в нем кипят «сильные страсти».

Слайд 10

«Огненное воображение» Германна подчиняется мысли любой ценой узнать секрет трех карт и воспользоваться им. Никакие средства достижения этой цели не пугают его. Оказывается, этот человек безнравственный (возможность сделаться любовником восьмидесятилетней старухи отвергается из-за недостатка времени – «она может умереть через неделю, – через два дня!..»), способный на жестокий обман (трех недель хватило ему, на то, чтобы Лизавета Ивановна поверила в искренность и силу его чувств и согласилась на ночное свидание).

Слайд 11

Фантастика помогает проследить, как ситуация, которой, как думает Германн, он владеет, выходит из-под его контроля и лишает его не только выигрыша, но и возможности жить среди нормальных людей. Голос совести, свойственный «нравственной природе» человека, едва возникнув, исчезает. Отсутствие веры и множество предрассудков ведут Германна в церковь, чтобы он мог избавиться от «вредного влияния» мертвой графини на его жизнь.

Слайд 12

Единственная пламенная мысль, оставшаяся в мозгу Германна, сводит его с ума постепенно, а не вдруг, в последний вечер игры в карты. Слова «тройка, семерка, туз» невпопад слетают с его губ, их написание изменяется в подобие цветка, ворот и паука. Он все ставит на карту еще до игры в «обществе богатых игроков под председательством Чекалинского», когда думает об отставке и путешествии в Париж.

Слайд 14

«Обдернулся» Германн не тогда, когда ставил «верную» карту, а значительно раньше, когда пошел против себя и своей скромной жизненной философии, когда решился достичь «покоя и независимости» путём обмана, угроз и насилия.

Слайд 15

Заключение. Итак, подводя итоги, мы пришли к следующим выводам: во-первых, элементы фантастики, присутствующие в повести, помогают понять мысль Пушкина о том, что заигрывание с потусторонним миром невозможно и изначально безнравственная ставка на выигрыш будет бита;

Слайд 16

во-вторых, использование фантастики помогает автору постепенно нагнетать события, усиливать значение каждой детали в характеристике героя, готовя нас к неожиданной и резкой развязке действия; в-третьих, с помощью фантастики важная мысль не о воле случая, а о силе Провидения звучит без назидательности и осуждения.

Слайд 17

Список использованной литературы Архангельский А. Герои Пушкина. М., 1999 Бочаров С. Случай или сказка? / Литература. – 2000. - №3. с. 6-7 Василенко Е. Мир таинственного в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» / Литература в школе. 1999. - №3. – с. 78-81 Гей Н. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М; 1989 Лежнев А. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. М; 1966 Макогоненко Г. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982 Манн Ю. «Пиковая дама» А.С. Пушкина: «немецкий элемент» как фактор поэтики / Литература. 2000. - №3. – с.5 Маранцман В. Изучение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» / Литература в школе. 2002. - №1. – с. 34-38.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Урок для 8 класса. В работе можно увидеть, как Булгаков безо всяких наставлений  показывает  истоки  глубокой бездуховности  и помогает  взглянуть в себя и ужаснуться тому, чт...

Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

Презентация по литературе "О сборнике А.Блока ""Стихи о Прекрасной Даме" для учащихся 11 класса

Данная презентация дает предстваление о творчестве русского поэта А.Блока и его работе над сборником "Стихи о Прекрасной Даме"...

Методическая разработка на тему "Фантастическое и реальное в повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Показать роль элементов фантастики в создании образа Германа....

Эссе по повести Л. Улицкой «Пиковая Дама»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....

"Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы в 5 классе. И.С.Тургенев «Муму» - реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Презентация к уроку литературы в 5 классе. И.С.Тургенев «Муму» - реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права....