Контрольная работа по литературе.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Дмитриева Марина Валерьевна

Контрольная работа с творческими заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr_rabota.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная (творческая) работа по литературе. 11 класс. Часть А.

  1. Определите писателя по фрагменту критической характеристики. Ответ запишите в столбик под буквами А,Б, В.

А)

Итак, в первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. Свойство широкой симпатии, которое мы приписали автору, и здесь, очевидно, воодушевляло его. Он изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя.

(По Н. Страхову)

Б)

План прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок. Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, а после, когда вмешивается личность, "наших затронули", предается анафеме.

(По А. Грибоедову)

В)

Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением его книги: все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов, предоставя сии недостатки на поживу критики.

(по А. Пушкину)

 2. Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).

Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.

а) Медный, поднятый, гранатовый, роковой ,алый, темный,.

б) Аллея, всадник, парус, целина, яйцо, браслет.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Составьте аналогичное задание._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии (аллюзия- аналогия или намек на некий литературный или исторический факт), установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.

1.

Мне мила моя греза Фантаста.

Жду я с белой Девою встречи.

Ах, зачем, ах, зачем я так часто

Перехожу за черту человеческой речи?

Как скучает крендель над булочной,

Как квартального смех раскатист!

Пересыпается солнце в пыли переулочной…

Спою-ка чертенятам акафист…

А. Измайлов

___________________________________

4.

Вы — чудак:

                     насочиняли

                                             ямбы,

Только

                  вот —

                              печатали

                                                не впрок.

Были б живы,

                        показал я

                                             вам бы,

Как

               из строчки

                                   сделать

                                                  десять строк…

А. Архангельский

______________________________________

2.

Ах! Я знаю любви настоящей разгадку,

Знаю силу тоски,

— «Я на правую руку надела перчатку

С левой руки!..»

Я пленилась вчера королем сероглазым

И вошла в кабинет.

Мне казалось, по острым, изысканным фразам,

Что любимый — эстет…

Дон Аминадо

_____________________________________

5.

На даче ночь. В трюмо

Сквозь дождь играют Брамса.

Я весь навзрыд промок.

Сожмусь в комок. Не сдамся.

На даче дождь. Разбой

Стихий, свистков и выжиг.

Эпоха, я тобой,

как прачкой, буду выжат…

А. Архангельский

______________________________________

3.

У истоков сумрачного Конго

Возле озера Виктория-Нианца

Под удары жреческого гонга

Он свершал магические танцы.

Бормотанье, завыванье, пенье,

Утомясь, переходило в стоны…

А.М.Ф.

______________________________________________

Часть В.

  1. К. Бальмонт

Завет бытия

Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым!”
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори!”

                               1902 г.

  1. Объясните смысл названия стихотворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительно-выразительные средства языка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1.  «И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя  то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…» - так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите небольшое  рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе  ХIХ – ХХ веков».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  1. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой кабинет и библиотеку Онегина, каморку Акакия Акакиевича Башмачкина, землянку Василия Тёркина, лабораторию Евгения Базарова, комнату Раскольникова, спальню Обломова, операционную профессора Преображенского, ночлежку Костылёва, “нехорошую квартиру” из романа «Мастер и Маргарита» (по выбору).Можно взять другие произведения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С.

  1. Во время поездки в Европу по межшкольному обмену вы посетили одну из школ, и ваши ровесники попросили вас рассказать о каком-нибудь особенно популярном в России литературном персонаже – герое русского писателя. Подготовьте и напишите текст небольшого выступления (примерно на 3 минуты) на эту тему, учитывая специфику иноязычной аудитории примерно вашего возраста. Для характеристики выбранного персонажа вы можете использовать сравнения с героями, изображёнными в европейской и мировой литературе – это поможет слушателям представить себе описываемый вами человеческий и литературный тип.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте возможный диалог двух литературных героев из разных художественных произведений. Предварительно выберите проблему, которую могли бы обсуждать данные персонажи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века»...

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века»...