Итоговый урок по повести М.Твена "Том Сойер"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока:
- Развитие коммуникативной, культуроведческой компетенции.
- Совершенствование умений воспринимать и анализировать художественный текст.
Задачи урока.
Образовательные:
- Знакомство с термином «псевдоним», закрепление понятий «образ героя», «ирония», «жанр», «сюжет».
- Знакомство с новым художественным произведением, выявление его специфики.
Развивающие:
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста.
- Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения.
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
- Совершенствование умений выразительного чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.
Воспитательные:
- Поддержание интереса к изучению литературы.
- Формирование познавательной активности учащихся.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор.
- Выставка книг, посвящённых жизни и творчеству М.Твена.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие, вводное слово учителя.
Запись учащимися числа и темы урока.
- Ознакомление с целями урока, инструктаж по организации работы на уроке.
Преподаватель объявляет учащимся цели урока:
- Знакомство с жизнью и творчеством М.Твена, его повестью «Приключения Тома Сойера».
- Определение художественных особенностей нового произведения, ответ на вопрос: почему эта повесть и её главный герой любимы многими поколениями читателей.
- Знакомство с новым материалом.
Слово учителя (сопровождается презентацией).
Марк Твен – известный во всём мире американский писатель. Он родился в 1835 году в тот день, когда рядом с Землёй пролетала комета Галлея, и скончался в 1910 году, в день её следующего появления около земной орбиты.
Когда будущему писателю исполнилось 4 года, родители переехали в небольшой городок Ганнибал, названный в честь великого античного полководца.
В 12 лет, после смерти отца, начал сам зарабатывать на жизнь. Был наборщиком, старателем, солдатом, газетчиком, а в 20 лет решил, что его призвание – водить пароходы по Миссисипи, и стал лоцманом. Когда замерял глубину, то кричал своему помощнику на рубку: «Марк – Твен!» Это означало, что до дна две сажени и пароход может пройти. Под этим псевдонимом выходит первый сборник рассказов (учащиеся записывают в тетрадь определение термина «псевдоним» и настоящее имя писателя).
Одно из самых известных и любимых произведений – повесть «Приключения Тома Сойера». Эрнест Хемингуэй, американский писатель, так оценил её: «Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Это лучшая наша книга…Ничего подобного до неё не было. Ничего равного ей не написано до сих пор».
Книга любима настолько, что её главным героям, Тому и Геку, установлен памятник в 1926 году, а сам городок Ганнибал (Ханнибал) превращён в мемориальный комплекс, посвящённый Марку Твену и его произведению. Работает музей «Дом детства Марка Твена», в котором жила семья Клеменсов. Около дома располагается знаменитый забор Тома Сойера. Каждый год в городке проводятся соревнования по его покраске. Напротив – «Дом Бекки Тэтчер». Здесь жила с семьёй Лора Хокинс, с которой списан образ Бекки. Вы можете посетить «Пещеры Марка Твена», остановиться в одной из гостиниц – «Клеменс» или «Марк Твен», прогуляться по торговому комплексу «Гек Финн» и пообедать в ресторанчике «Бекки Тэтчер».
- Анализ художественного произведения. Проверка домашнего задания.
Постановка проблемного вопроса.
Марк Твен – известный во всём мире писатель, поэтому никого не удивляет, что в городке Ганнибал установлен ему памятник. Но за что же поставили памятник Тому Сойеру? Почему книга об этом проказнике так любима читателями?
- Образ главного героя.
Учащиеся вспоминают определение «художественный образ».
Чем же привлекает нас образ Тома Сойера?
Слово учителя.
Послушайте, что могли бы рассказать о Томе некоторые герои повести.
Тётя Полли:
«Я тётушка этого несносного мальчишки. Хоть в душе я люблю Тома, но он никогда не щадил моё старое больное сердце. Как я плакала и убивалась по нему, думая, что он утонул в реке, а он, видите ли, просто убежал на остров, решив стать пиратом! А сколько раз он таскал у меня сахар и пряники! Да мало ли этот мальчишка выкидывал со мной фокусов. Каждый день он придумывал что-нибудь новое. Не выполняю я своего долга. Что греха таить! Ведь сказано в Писании: «Кто щадит младенца, тот губит его». Ничего хорошего из этого не выйдет, грех один. Том ведь – сущий чертёнок. А вот Сид, его сводный брат, – настоящий идеал благопристойности. Нужно было ему памятник установить».
Сид:
«Да, я самый примерный мальчик во всём городе. Я не занимаюсь такими глупостями, как Том. Зато всегда могу разоблачить его. Он может обвести вокруг пальца тётушку Полли, но не меня. И вообще, я всегда рассказываю взрослым о проделках моего братца, чтобы его заслуженно наказали!»
Даже сам Марк Твен вовсе не идеализирует своего героя:
«Том не был Примерным Мальчиком, каким мог бы гордиться весь город. Зато он отлично знал, кто был примерным мальчиком, и ненавидел его».
Вопросы учащимся:
Как вы оцениваете эти высказывания? Докажите, что Том Сойер, по мнению многих, далеко не ангел.
Учащиеся зачитывают ответ на вопрос, который был им предложен в качестве домашнего задания (Том прогуливает школу, не хочет учиться, дерётся, заставляет переживать близких ему людей, обманывает тётю Полли и т. д.).
Если у Тома так много недостатков, может быть, героем, достойным памятника, следует считать Сида? Как вы относитесь к этому персонажу?
Как правило, учащиеся негативно относятся к сводному брату Тома, поэтому перечисляют его недостатки: слишком послушный, только хочет казаться хорошим, а сам способен на подлость, трусоват, не может дать сдачи и постоять за себя.
Учителю важно подчеркнуть, что Сида, скорее всего, следует не осудить, а пожалеть. Помочь в этом могут вопросы:
Почему Сид так настойчиво обращает внимание взрослых на проступки Тома? Почему ему так важно казаться хорошим на фоне Тома в глаза тёти Поли? (Возможно, потому, что ему не хватает внимания матери. Ведь Том – сирота, племянник тёти Полли. Она чувствует свою колоссальную ответственность за этого несносного проказника, может быть, даже вину за то, что не способна воспитать из него достойного человека, поэтому внимания Тому уделяет гораздо больше, чем Сиду. Скорее всего, Сид просто ревнует. Ему кажется, что мама больше любит Тома, и искренне не понимает, за что, пытается «открыть ей глаза» на все шалости сводного брата).
Можно ли жизнь Сида назвать яркой, интересной? Чем обычно занимается этот герой? (Его жизнь скучна и однообразна: он делает уроки, помогает по дому, прилежно ходит в церковь. Пожалуй, всё. Делает то, что полагается, но мы даже не знаем, нравится ли ему это. Марк Твен не упоминает ни одного друга мальчика. Кто знает, может быть, ему вовсе не хочется быть таким примерным, но жить по-другому он не умеет или просто боится).
Таким образом, и у Тома, и у Сида есть немало недостатков, но Сид у кого-то вызывает антипатию, у кого-то сочувствие, а Том любим всеми читателями без исключения. Так за что же этому герою поставлен памятник? Какие достоинства, положительные качества Тома Сойера вы можете назвать?
Учащиеся зачитывают ответ на вопрос, который также был предложен в качестве домашнего задания.
Таким образом, повесть «Приключения Тома Сойера» – одно из самых любимых литературных произведений, потому что читателя покоряет её главный герой. Чем ещё интересна эта повесть?
- Сюжет повести. Жанр повести.
Почему повесть Марка Твена можно назвать приключенческой?
Какие приключения Тома Сойера вам запомнились? В каких из них вам
хотелось бы поучаствовать? В каких – нет? Почему?
Таким образом, можно сказать, что повесть привлекает захватывающим
сюжетом.
- Проблематика повести.
Как бы вы ответили на вопрос: о чём эта повесть? Какие проблемы в ней затрагиваются?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Таким образом, эту повесть интересно читать всем, потому что она затрагивает вечные проблемы любви, дружбы, верности, подлости, благородства.
- Язык повести.
Часто ли вы смеялись, читая эту повесть? Какие эпизоды показались вам особенно смешными? Почему?
Вспомните определение термина «ирония». Давайте попробуем раскрыть секрет того, как Марку Твену удаётся рассмешить читателя.
Один из учащихся выразительно читает эпизод:
«–Да что ты? Уж не хочешь ли ты сказать, что для тебя это занятие – приятное?
Кисть продолжала гулять по забору.
–Приятное? А что же в нём такого неприятного? Разве мальчикам каждый день достаётся белить заборы?
Дело представилось в новом свете. Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением художника водил кистью взад и вперёд, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное, а Бен следил за каждым его движением, увлекаясь всё больше и больше. Наконец он сказал:
– Слушай, Том, дай и мне побелить немножко!
Том задумался и, казалось, был готов согласиться, но в последнюю минуту передумал:
–Нет, нет, Бен… Всё равно ничего не выйдет».
Что показалось смешным в этом эпизоде? Не находите ли вы, что Том противоречит сам себе, пойдя на хитрость? Как совершенно иначе представлял он себе это занятие всего несколько минут назад?
«Том вышел на улицу с ведром извёстки и длинной кистью. Он окинул забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование – тяжёлою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в извёстку, провёл ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора! В отчаянии он опустился на землю под деревом».
Один из приёмов создания смешного – несоответствие. Какие несоответствия можно найти в двух прочитанных эпизодах? (Тоскливо смотрит на бесконечный забор – с упоением художника взирает на него, мечтает купить хоть несколько минут свободы – делает вид, что ни за какие сокровища не отдаст почётное право белить, считает себя несчастнейшим и ничтожнейшим из людей, над которым все будут смеяться – превращается в единственного «из тысячи, даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков…, кто сумел бы выбелить как следует»).
Учащиеся выразительно читают ещё один эпизод:
«Тётя Полли не поверила. Она пошла посмотреть своими глазами. Она была бы рада, если бы слова Тома оказались правдой хотя бы на двадцать процентов. Когда же она убедилась, что весь забор выбелен, и не только выбелен, но и покрыт несколькими густыми слоями извёстки, и даже по земле вдоль забора проведена была белая полоса, её изумлению не было границ.
–Ну, знаешь, – сказала она, – вот уж никогда не подумала бы…Надо отдать тебе справедливость, Том, ты можешь работать, когда захочешь. – Тут она сочла нужным смягчить комплимент и добавила: – Только очень уж редко тебе этого хочется. Это тоже надо сказать. Ну, иди играй. И смотри не забудь воротиться домой. Не то у меня расправа короткая!
Тётя Полли была в таком восхищении от его великого подвига, что повела его в чулан, выбрала и вручила ему лучшее яблоко, сопровождая подарок небольшой назидательной проповедью о том, что всякий предмет, доставшийся нам ценой благородного, честного труда, кажется нам слаще.
Как раз в ту минуту, когда она заканчивала речь подходящим текстом из Евангелия, Тому удалось стянуть пряник».
Учащиеся самостоятельно анализируют эпизод. Учитель обращает внимание на стилистическое несоответствие, также вызывающее улыбку читателя: «великий подвиг», «назидательная проповедь», «благородный труд» – «стянуть пряник».
Ещё один приём создания иронии – использование названия одного предмета, понятия вместо названия другого предмета, понятия.
«И пока бывший пароход «Большая Миссури» трудился и потел на припёке, отставной художник сидел рядом в холодке на каком-то бочонке, болтал ногами, грыз яблоко и расставлял сети для других простаков», «оба великих военачальника не снисходили до того, чтобы лично сражаться друг с другом…».
Третий приём создания иронии – использование эффекта неожиданности.
Учащиеся выразительно читают эпизод:
«–Ой, боюсь, масса Том, боюсь старой миссис! Она мне голову оторвёт, ей-богу, оторвёт!
– Она! Да она пальцем никого не тронет, разве что стукнет напёрстком по голове – вот и всё! Кто же на это обращает внимание?.. Джим, я дам тебе шарик. Я дам тебе белый алебастровый шарик.
Джим начал колебаться.
–Белый шарик, Джим, отличный белый шарик!
– Так-то оно так, вещь отличная! А только всё-таки, масса Том, я крепко боюсь старой миссис.
–И к тому же, если захочешь, я покажу тебе мой волдырь на ноге.
Джим был всего только человек и не мог не поддаться такому соблазну. Он поставил ведро на землю, взял алебастровый шарик и, пылая любопытством, смотрел, как Том разбинтовывает палец ноги, но через минуту уже мчался по улице с ведром в руке и мучительной болью в затылке, между тем как Том принялся деятельно мазать забор, а тётушка покидала поле битвы с туфлей в руке и торжеством во взоре».
Учащиеся анализируют эпизод, выделяя и комментируя все три приёма создания смешного.
- Домашнее задание.
1. Подготовить пересказ главы повести.
2. Отметить и прокомментировать примеры, в которых проявляется авторская ирония.
1 ряд – третья глава ”Занят войной и любовью”
2 ряд – четвёртая глава ”Козыряние в воскресной школе“
3 ряд – шестая глава “Том знакомится с Бекки“
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Конспект урока литературы
в 6 классе с использованием ИКТ
учителя МОУ «Лицей №37»
Олещенко Ирины Владимировны.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
Знакомство с автором и героем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....
Презентация к итоговому уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Презентация к итоговому уроку по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
Итоговый урок-аукцион по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Урок проведится с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя я...
Урок по литературе на тему: "Повесть "Приключения Тома Сойера". Работа с третьей главой"
Урок разработан для 5 класса для детей с ЗПР. Урок имеет три цели: обучающую, коррекционно-развивающую и воспитательную. Урок имеет оборудование, необходимое для его проведения. Делится на три части: ...
Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"
Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...
Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...
Марк Твен. повесть «Приключения Тома Сойера»
quot;Приключения Тома Сойера"...