Марк Твен. повесть «Приключения Тома Сойера»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
МАРК ТВЕН.
ПОВЕСТЬ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с приключенческой литературой; обучать разным видам пересказа художественного произведения, выразительному чтению по ролям; совершенствовать умения давать устную характеристику герою, рассуждать о литературном герое; развивать понимание взаимосвязи событий и героев в произведении; воспитывать внимательное и уважительное отношение к художественному слову.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
II. Основная часть урока. В художественном мире Марка Твена.
1. Вступительное слово учителя.
Марку Твену приходилось в жизни заниматься многим. Он был учеником в типографии, бродячим наборщиком, «старателем» на Дальнем Западе, журналистом, учеником лоцмана, обучался водить пароходы по реке Миссисипи. Марк Твен – это псевдоним, который он взял в память о могучей своенравной реке Миссисипи. «Марк Твен» в переводе значит «мерка – два» – глубина, достаточная для пароходов.
2. Сообщение заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве Марка Твена (может быть заменено знакомством со статьей учебника, с. 251–252).
3. Проверка опережающего домашнего задания.
1) Устный лаконичный пересказ всей книги заранее подготовленным учащимся.
2) Остальные учащиеся, слушая, готовят устную словесную характеристику героев.
I вариант – характеристику Тома.
II вариант – характеристику Гека.
III вариант – характеристику тети Полли.
IV вариант – характеристику Сида.
V вариант – характеристику Бена Роджерса.
VI вариант – сопоставительную характеристику Тома и Сида.
4. Обучение характеристике героев.
1) Характеристика Тома Сойера.
а) По каким правилам живет Том?
б) Каким считают Тома жители города? (Озорником и лентяем.)
в) Отношение Тома к школе, урокам. (Ему на уроке скучно, потому что там нужно усердно зубрить. Воскресная школа тоже не нравится Тому, там тоже зубрежка, Библия непонятна, в церкви неинтересно. Учитель мистер Добкинс – жалкий, невежественный пьяница, который только и знает, что наказывать учеников линейкой или розгами. Отношения учеников и учителей строятся на страхе. А Том, живой и умный, не хочет так учиться.)
г) Отношение Тома к чтению книг. (Том читает очень много книг, любит яркую веселую жизнь, мечтает стать смелым, справедливым, как те герои, о которых он читал.)
д) Кого и почему Том выбирает себе в друзья? (Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Дома и в школе дружить с Геком запрещают, потому что Гек невоспитанный, «уличный мальчишка», его презирают, называют оборвышем. А для Тома Гек – друг до гробовой доски. Они вместе ищут приключений, разыскивают клады, придумывают игры, живут вольной, полной опасностей жизнью.)
е) Когда Том и Гек проявили самое большое мужество? (Когда встретились с несправедливостью. Мальчики были свидетелями убийства индейцем Джо, но он разгуливал на свободе, а невиновный Поттер сидел в тюрьме и ждал виселицы. Тогда мальчики, преодолевая страх, спасли человека.)
ж) Как Том и Гек относились к богатству, деньгам? (Спокойно. Даже тогда, когда мальчики нашли клад и сделались богатыми, они продолжали мечтать о свободной, героической жизни, о приключениях и подвигах. Оказалось, что деньги Тому и Геку совершенно не нужны, что в их мальчишечьей вольнице богатство ни к чему. «…Нет, Том, – говорит Гек, – не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах! Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки, – от них я никуда не уйду». И Том говорит: «Послушай-ка, Гек, никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».)
2) Резервное задание (на тот случай, если останется время).
Выразительное чтение главы второй «Великолепный маляр».
а) В какой роли выступает Том в этой главе»? (В роли организатора труда многих мальчишек, которых он умело увлекает именно трудом.)
б) Как вы относитесь к выдумке Тома?
III. Итог урока.
Как важно, когда человек много читает, умеет мечтать, любит трудиться; такой человек по-настоящему счастлив. Очень здорово, когда человек способен на дружбу.
Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»....
Марк Твен Приключения Тома Сойера
Первый урок в 5 классе по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и ....." Проводится в интересной форме...
викторина по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
Викторина проводится в течение двух уроков внеклассного чтения в 5 классе (как вариант групповой работы в рамках ФГОС). Состоит из трёх частей: 1. О ком идёт речь? 2. Кто и при каких обстоят...
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
В 6 классе на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой изучается несколько глав романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Данный материал содержит тестовый вариант контроля знаний учащихся....
Итоговый урок-аукцион по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Урок проведится с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя я...
Сочинение " Образ Тома Сойера" в романе Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
Данная презентация поможет учителям 5-х классов по литературе к учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. 2024, когда дети должны будут написать сочинение по Тому Сойеру...