Бунин. Косцы.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Пилюгина О.Е.

Разработка урока позволяет познакомить пятиклассников со сложным сюжетом и проблематикой рассказа "Косцы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i._bunin._kostsy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

      I. Проверка домашнего задания.
      Чтение наизусть.
      
II. И. А. Бунин: страницы биографии
      Переходим ко второй части учебника
      
Чтение и пересказ статьи
      В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине
(с. 3—4). Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».
      После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.
      Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.
      Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
      В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.
      — Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?
      Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет. Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.

      
III. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
      — «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия. «Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
      Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.
      Текст «Косцов» читает учитель. Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение — они плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.
      Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос»
(см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7).

      
Обучение выразительному чтению
      Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» — до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели» (1—4-й абзацы, исключая 2-й абзац).
      Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.
      Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.
      После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем — коллективное чтение.
      Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.
      По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.

      
Домашнее задание
      Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Бунин "Косцы".

И.А.Бунин "Косцы".Изображение природы и народного труда. Образ Родины.  Эпиграфы к уроку:Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души....

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.А.Бунина "Косцы"

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.Цели и задачи:Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.Развивающие: разви...

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....