Урок по рассказу И.А. Бунина "Антоновские яблоки"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему

Урок посвящен теме увядания  и запустения дворянских усадьб в начале 20 века.Светлая грусть сопровождает уходящую красоту, умирающие традиции. Но есть надежда, что когда-нибудь все возродится. На уроке используются материалы живописи и музыки, привлекаются стихотворения И.А.Бунина и других русских и зарубежных поэтов.В ходе урока учащиеся наблюдают и выявляют связи трех видов искусств: литературы, живописи и музыки. Рассказ Бунина, музыка айковского, живопись Левитана наиболе полно показывают любовь русского человека к родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Рассказ «Антоновские яблоки»

Материал для урока: Лирика И.А. Бунина, рассказ «Антоновские яблоки», репродукции картин И.И. Левитана, запись музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Эпиграф

 «Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несет в себе ношу национальной культуры» 

(Александр Блок)

В начале урока звучат фрагменты музыки П.Я. Чайковского

Вопрос:

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте подумаем, какие словесные, слуховые, зрительные и душевные ассоциации связаны у вас с темой осени?

Возможные ответы:

Болдинская осень, Пушкин, шорох листьев, осенние элегии, грусть, дожди, урожай, яблоки, запах костров, время размышлений, золотые, бурые и оранжевые листья, музыка Чайковского, Вивальди, картины Левитана, Поленова…

Вопрос:

Как вы можете объяснить смысл эпиграфа, почему для изучения рассказа И.А. Бунина мы привлекаем музыку и живопись?

Возможные ответы:

Музыка и живопись, возможно, помогут глубже почувствовать поэтичность рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Под музыку мы можем рассматривать произведения искусства, можем рисовать под музыку, можем изображать при помощи живописи литературные образы. Музыка вызывает ассоциации, которые можно отобразить в живописи, литературе. Музыка, живопись, литература – разные виды искусства, пользующиеся разными способами выражения, но все они воздействуют на душу человека, помогают разными способами выразить его внутренний мир.

Слово учителя:

Связь живописи и музыки открыта не сегодня, а много веков назад. Ещё Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. Для живописи важны понятия движения, гаммы и цвета. Для музыки - понятия симметрии, звучания цвета, холодного и тёплого звука. Иногда музыка сопровождается гаммой цвета. Эти два вида искусства пользуются одними понятиями, чтобы как можно выразительнее раскрыть сущность идей своих произведений. Говоря о русском искусстве XIX-ХХ веков, специалисты часто называют его «литературоцентричным». И действительно, русская литература во многом определила тематику и проблематику, и музыки, и изобразительного искусства своего времени. Поэтому многие картины русских живописцев кажутся иллюстрациями к романам и рассказам, а музыкальные произведения строятся на подробных литературных ассоциациях. Соединение музыки, живописи и литературы помогает с разных сторон взглянуть на одно и то же явление окружающий нас жизни.

Вопрос:

Как вы думаете, почему для анализа бунинского творчества выбраны именно И.И. Левитан и П.Я. Чайковский?

Возможные ответы:

Рассказ «Антоновские яблоки» переполнен красками, и музыкой, и даже запахами. Читая рассказ, мы видим краски осени и слышим ее музыку. А произведения Бунина, Левитана и Чайковского очень близки в изображении осени.

Слово учителя:  

 Да, соединение этих трёх великих имён неслучайно. Их объединяет характерное для русской культуры обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое объединяет человека с природой. Умение в своем искусстве выразить всё многообразие мира и богатство переживаний в сочетании с простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина. Левитан, например, очень часто работал под звуки произведений Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой этого композитора, находя в них тихую, плавную песенность. Стихотворения же И.А. Бунина, по словам поэта М. Волошина, очень близки “тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”. Пьесы музыкального цикла «Времена года» Чайковского – это русские пейзажи. Непостижимое влияние на композитора имела прелесть русской природы. Подобный душевный отклик вызывали русские дали и у Левитана. Уезжая из России, и Левитан, и Чайковский вскоре начинали тосковать по русской природе. Не менее трепетно относился к ней и Бунин. Об этой привязанности А.А. Блок говорил: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет».

Вопрос:

Какие чувства вызывают у вас осенние мелодии П.Я. Чайковского и осенние пейзажи И.И.  Левитана? Как они связаны с рассказом и стихами И.А. Бунина?

Возможные ответы:

Природа как будто заглядывает в душу, задает вопросы; теплота и печаль русской жизни; состояние природы тесно связано с состоянием человеческой души; соединение радостного и печального, мирного и грозного, ранящего и исцеляющего; нежного и сурового; прекрасная, но уходящая, увядающая красота; в картинах, в музыке, в рассказе чувствуется открытый финал. Авторы словно дают нам возможность домыслить, додумать продолжение сюжета. Дело даже не в схожести сюжетов, главное – схожесть душевных состояний, вызываемых этими сюжетами…

Слово учителя:

Сегодня мы будем анализировать знаменитый «осенний» рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» и вспоминать его лирику, связанную с осенью, тем более что рассказ можно рассматривать как стихотворение в прозе. Сам И.А. Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи» и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Рассказ был опубликован в 1900 году в журнале «Жизнь» и имел подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии».

Вопрос:

Что означает слово «эпитафия»? Почему писатель выбрал именно этот подзаголовок?

Возможные ответы: 

Эпитафия – это надгробная речь. Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Возможно, «Антоновские яблоки» - это эпитафия, связанная с «золотой» порой России. Возможно, мотив смерти введен для усиления переживания лирического героя, поэтому прекрасный миг остается в памяти навсегда. Красота и смерть, любовь и одиночество, разлука и страдание – это вечные темы, которые помогают выявить личность автора-повествователя.

Вопрос:

Какова композиция рассказа? На сколько частей его можно разделить? Каковы темы каждой из частей и связаны ли они между собой?

Возможные ответы:

Рассказ разделен на 4 фрагмента, у каждого из них своя тема и своя интонация. Картины осени в разных главах показаны через восприятие героя. В центре изображения не только смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека. В первой главке раннюю погожую осень мы видим глазами мальчика, «барчука». Во второй главке герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию. В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные...»

Слово учителя:

В первой главе речь идет о сильной эмоции, которая часто сопровождает детские воспоминания.   Чистота и непосредственность свойственны детской душе. Настроение радости и бодрости вместе с автором переполняет и нас.

Задание: Найдем пример в тексте.

 («В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи – то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Как хорошо жить на свете!)

Слово учителя:

Во второй главе тон уже не восторженный, а более спокойный. Речь идет о народе, передается уклад его жизни, настроение эпическое. Автор стал взрослее, может оценит происходящее. Описание народа, сельскохозяйственных забот проникнуто грустью, а в природе уже видны необратимые изменения.

 Задание: Найдем пример в тексте.

 («Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая… Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, что хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем…»)

Слово учителя:

В третьей главе речь идет о недолгом периоде расцвета поместной культуры, но одновременно автор понимает, что дворянская культура умирает. И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода, безвозвратно уходящие в прошлое. И природа грустит вместе с автором по незабвенному «золотому веку».

Задание: Найдем в тексте картины увядания природы.

 («Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи… ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубу людскую струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и все чаще начинал сеять дождь…»)

В четвертой главе дано описание поздней осени – начала зимы. Меркнут краски, меньше становится солнечного света. Тишина, грусть. Одиноко скитается рассказчик по уже зимнему лесу. По существу, в рассказе описана осень не одного года, а нескольких, и это постоянно подчеркивается в тексте: «Вспоминается мне урожайный год»; «Эти были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Обобщение времени углубляется тем, что рассказчик пребывает в разных возрастных ипостасях.

Вопрос:

Что хотел сказать автор, описывая деревню Выселки? Какой вывод он делает?

Возможные ответы:

Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Усадебная жизнь – это жизнь идеальная, но она уже невозможна.

Слово учителя:

Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким «потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся, скорее, как пародия на былую роскошь.

 Вопрос:

 Можно ли точно определить сюжет рассказа? 

Возможные ответы:

Нет, сюжет в привычном понимании отсутствует, т.е. в рассказе нет событийной динамики.  Это рассказ об осени, об антоновских яблоках. Это мозаика разнородных впечатлений.

Слово учителя:

 Привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Первые же слова произведения: «…Вспоминается мне ранняя погожая осень», - погружают в мир воспоминаний героя. Сюжет - это ощущения, связанные с ними. Рассказ построен как череда воспоминаний, разнородных отступлений, лирических откровений и философских раздумий. В чередовании глав мы видим календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации. Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Вопрос:

Какую роль играют запахи в рассказе? Какие это запахи?

Возможные ответы:

Запах антоновских яблок будит в душе рассказчика самые различные ассоциации. Меняются запахи – меняется сама жизнь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявшего старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступает место запахам гнилости, плесени, запустения.

Вопрос (домашнее задание).

Как можно озаглавить воспоминания, описанные в 4-х частях рассказа? 

Возможные ответы:

1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.

2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.

Вопрос:

Что является главным предметом воспоминаний во всех частях рассказа, какие картины изображаются особенно ярко и живо?

Возможные ответы:

Очень много ярких картин, но особенно часто встречаются образы сада…

Слово учителя:

Сад – постоянный фон, на котором разворачиваются события рассказа. Сад у Бунина -  это зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями. В рассказе он предстает живым существом со своим настроением и характером. Он всякий раз разный, показан через призму настроений автора.

  Вопрос:

Каким мы видим сад в прекрасную пору бабьего лета? 

Возможные ответы:

Золотой, подсохший, поредевший, а ранним утром – прохладный, наполненный лиловым туманом.  

 Вопрос:

Каков сад, когда наступает поздняя осень? 

Возможные ответы:

Обнаженный, притихший, смирившийся, черный, покорно ждет зимы, опустевший, унылый (в последней главе).

Слово учителя:

Вот так на фоне сада и личных ощущений, и переживаний героя Бунин изображает процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном наследии. Поэтизируя прошлое, автор не может не думать о будущем. Прочитаем пейзажную зарисовку в конце рассказа: «Зазимок, первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима, начинается "работа" с гончими».

Вопрос: 

Какие у вас возникают ассоциации? Почему в конце рассказа возникает   образ первого снега?

Возможные ответы:

 Образ первого снега, покрывшего поля, ассоциируется с чистым листом бумаги, с чем-то новым, неизвестным, возможно трагическим.

Слово учителя:

 Рассказ «Антоновские яблоки» был написан в 1900 году, на стыке двух эпох, двух веков. Такое время принято считать переломным, кризисным. Люди живут в преддверии больших перемен, но кто знает, плохих или хороших? Что ждать от 20 века, века бурно развивающейся техники, времени надвигающихся войн и катаклизмов? Что осталось в веке 19-ом - времени дворянской культуры? Что безвозвратно ушло, что уже никогда не вернуть? Невольно возникает вопрос: «Что напишет новый век на чистом листе бумаги, какие следы оставит на нем?»  Эти вопросы, конечно же, волновали И. Бунина, который любил Россию, переживал за её судьбу. После октябрьского переворота он окончательно отверг большевистский режим и вынужден был навсегда покинуть Родину.  

Вопрос:

Почему именно антоновские яблоки стали символом уходящего родного быта для Бунина, который через 20 лет станет эмигрантом? 

Возможные ответы:

 Бунин, долгое время живущий в деревне, хорошо знал, что антоновские яблоки – одна из примет осени. Антоновка – это старинный, зимний, исконно русский, распространенный сорт яблок.  Для эмигранта Бунина они позднее станут символом России.            

Вопрос:

Что вы можете сказать об ощущении времени в этом произведении?

Возможные ответы:

Длится и длится осень, как будто время умерло или идет по бесконечному кругу.  От этого возникает мотив грусти, но это светлая грусть, проникнутая любовью. Сквозная тема этого рассказа – течение времени. А время как будто не властно над рассказчиком.

 Слово учителя:

Время течет в рассказе очень странно. С одной стороны, оно вроде бы идет вперед, но в воспоминаниях рассказчик все время обращается назад. Все события, происходящие в прошлом, воспринимаются и переживаются им как сиюминутные, развивающиеся на его глазах. Такая относительность времени является одной из важнейших черт бунинского творчества.

Давайте послушаем течение времени во «Временах года» П.Я. Чайковского.  Какое настроение вызывает его музыка? Можно ли здесь найти соответствие настроений осенних мелодий композитора с рассказом И.А. Бунина?

(Звучат отрывки из осенних мелодий «Времен года»)

Возможные ответы:

Вечная красота природы и вечное время, плавность течения жизни, задушевность интонаций, здесь тоже есть длительность, идущая по кругу, и светлая грусть. В музыке слышится мотив вздоха, сожаления, иногда слышится боль и безысходная печаль… Однако в трех разных пьесах слышатся разные оттенки, которые вызывают ассоциации с разными частями бунинского рассказа.

Слово учителя:

«Времена года» многие называют энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, что сближает это музыкальное произведение с рассказом И.А. Бунина «Антоновские яблоки». В этих музыкальных пьесах композитором запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. В стихотворении Александра Блока «Я никогда не понимал» известный поэт серебряного века говорит о влиянии музыки на внутренний мир человека:

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
[a]

Вопросы:

  1. Какова тема и идея этого стихотворения?
  2. Как они связаны с эпиграфом к уроку?
  3. Когда поэт начинает понимать музыку?
  4. Почему музыка приносит воспоминания о прошлом? Каковы эти воспоминания?
  5. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Возможные ответы:

Тема: музыка; идея: рождение вдохновения, связь музыки и поэзии. А. Блок говорит не только о родственности рождения вдохновения в музыкальном и литературном творчестве, но и о том, что музыка помогает рождению поэтического вдохновения. Эпиграф к уроку, принадлежащий тоже А. Блоку, подтверждает эту мысль и подчеркивает, что такое единение искусств возможно именно в России. Музыку начинаешь понимать с возрастом, пройдя жизненные испытания. Прекрасная музыка возрождает прошлое, которое может быть и светлым и темным,  прекрасным и трагичным.

Слово учителя:

Самое главное в музыке, поэзии, живописи – это воздействие на душу человека. И если одно из искусств не вызвало нужных ассоциаций, то ему поможет другое, особенно, если тематика произведений одинакова.

Вопрос (домашнее задание): 

Какие периоды осени отражены в пьесах П.И. Чайковского?

Возможные ответы:

 Каждая пьеса запечатлевает один из месяцев года с ярким событием, приходящимся на этот месяц. Чайковский очень любил осень.  Свои осенние впечатления он отразил в трех пьесах. Первая осенняя пьеса называется: «Сентябрь. Охота».  Охоте посвящены многие страницы произведений русской литературы, картины русских художников. Охота в России всегда проходила очень шумно, весело и требовала от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта. Вторая осенняя пьеса называется: «Октябрь. Осенняя песня». Она показывает неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в необыкновенный убор. Третья осенняя пьеса называется: «Ноябрь. На тройке».  Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, в средней полосе России это уже начало зимы. В ноябре деревья уже сбросили листву, замерзают реки, выпадает первый снег.

Слово учителя:

Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это, в первую очередь, И.И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы в разные времена года. У поэта Александра Кушнера есть стихотворение, которое объясняет общенародную любовь к творчеству этого художника:


Боже мой, Левитан! Ведь знакомы до слёз
Этот лес, этот луг, этот мох, этот плёс,
А про март и лошадку в снегу у крыльца
Я бы, кажется, мог говорить без конца,
И, признаться ли, даже казалось порой,
Что как родственник слишком он, что ли, мне свой
И, как детство, пожалуй, чуть-чуть заслонён
Всем, что было с тех пор, столько чудных имён!
Но зашли мы на выставку. Надо взглянуть
Ещё раз на сбегающий к берегу путь
И ещё раз, в последний, наверное, раз
Посмотреть на подкрашенный охрой баркас...

Вопрос:

Почему же творчество И.И. Левитана не только близко музыке П.И.  Чайковского или, возможно, любого другого человека искусства, но близко и понятно каждому?

Возможные ответы:

И у музыканта, и у художника толчком к вдохновению, рождающему шедевр, была любовь к родине, духовное единение с ее природной красотой. Любой чувствующий человек не только видит в природе то же самое, но переживает те же самые ощущения. Если бы мы были художниками, то написали бы так же. Мы смотрим и «узнаём» русскую природу уже опосредованно, через творчество Левитана.

Вопрос:

 У И.И. Левитана есть очень много полотен, которые посвящены разным периодам осени. Какие «осенние картины» наиболее полно соответствуют тематике урока? Почему?

Возможные ответы:

(«Золотая осень. Слободка», «Золотая осень, 1895», «Осенний пейзаж с церковью», «Осень. Охотник», «Осень. Усадьба»). Эти картины наиболее полно соответствуют тематике и настроениям и рассказа И.А. Бунина, и музыке П.Я. Чайковского. В картинах ощущается светлая грусть и любовь к России, которая прекрасна не только в любое время года, но и в любое историческое время. На этих картинах есть и прекрасная золотая пора осени, и грустная осенняя усадьба, и одинокий охотник в облетевшем уже лесу, и церковь, и деревенские домики…

 Слово учителя:

Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. А теперь вернемся к рассказу Бунина. Какие из частей рассказа могут иллюстрировать эти картины и музыкальные пьесы?

Возможные ответы:

Каждому из фрагментов бунинского рассказа можно найти соответствие у И.И. Левитана, а также и у П.И. Чайковского. (Находят соответствия).

Слово учителя:

Какая осень чаще всего изображена на картинах Левитана?  - Золотая! А какую осень мы представляем себе, прослушав первую и вторую осеннюю пьесу П.Я. Чайковского? – Золотую, т.к. здесь очень теплые музыкальные тона. А какой осенний эпитет чаще всего использует Бунин в начальных фрагментах рассказа? – Золотой! Смысл этого образа чрезвычайно обширен: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя. Эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. Этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, основательности и прочности бытия. Таким видится И.А. Бунину век уходящий. Таким изображают его и П.И. Чайковский, и И.И. Левитан.

Вопрос:

Какова же центральная тема рассказа? Почему с такой грустью описывает Бунин осенний пейзаж?

Возможные ответы:

Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. Автор пишет о том, что исчезает запах антоновских яблок и распадается веками складывавшийся уклад жизни. Увядание дворянских гнезд ассоциируется у Бунина с осенним пейзажем, с медленным умиранием природы.

Слово учителя:

Любование прошлым привносит в произведение элегическую тональность. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль: склад средней дворянской жизни близок к крестьянской.  Для наследника дворянской культуры И.А. Бунина такова была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями, жизнью крестьян. Именно в мире русской усадьбы, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах – лейтмотив не только этого рассказа, но и многочисленных стихотворений И.А. Бунина, таких, как: «Высокий белый зал, где черная рояль…», «В гостиную сквозь сад и пыльные гардины…», «Тихой ночью поздний месяц вышел…», «Вечер», «Запустение», «Листопад».

 Подготовленные учащиеся читают и анализируют стихи (домашнее задание)

Вопрос:

Какие чувства и ассоциации вызывают эти стихи? Как они связаны с рассказом «Антоновские яблоки»?

Возможные ответы:

Грустно наблюдать, как все, дорогое тебе с детства, безвозвратно уходит в прошлое. В стихах ощущается тихая грусть, печаль, ностальгия, мотивы одиночества и покинутости. Запустенье, томленье…На пороге нового века остались одни воспоминания. Это прощание с молодостью, с прошлым, которое текло в согласии с природой. Те же мотивы ощущаются и в рассказе.

Слово учителя:

Лейтмотив упадка и разрушения преодолевается поэтизацией прошлого, живущего в памяти культуры… Стихотворениям Бунина об усадьбе свойственны живописность и в то же время вдохновенная эмоциональность, возвышенность и поэтичность чувства. Усадьба становится для лирического героя неотъемлемой частью его индивидуальной жизни и в то же время символом родины, корней рода. Послушайте стихотворение И.А. Бунина «Осыпаются астры в садах…»:

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья...

Вопросы:

  1. Какова тема и идея стихотворения?
  2. Какова общая тональность стихотворения? Какие слова это доказывают?
  3. Какова внешняя и внутренняя тематика этого стихотворения?
  4. При помощи каких литературных приемов автор добивается нужного звучания?
  5. Надеется ли автор на возрождение чувств, жизни, России? Какие слова это доказывают?

Возможные ответы:

Стихотворение печальное, но горечи в нем нет, только скорбь (тоска, разлука, грусть, ненастье). Внешняя тематика - осень, внутренняя -  судьба России. Эпитеты, метафоры и олицетворения, звукопись не просто оживляют природу, но и ярко выявляют образ лирического героя. Автор любит Россию. Но не надеется на ее ближайшее возрождение. Счастье, надежды и мечты – в прошлом (последняя строфа стихотворения).

Вопрос:

Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени у И.А. Бунина, П.Я. Чайковского и И.И. Левитана?

 Возможные ответы:

Светлая грусть и умиротворение. Любовь к родине. Глубина чувств. Это не только сожаление об увядающей природе, но и осень в жизни человека. Певучесть мелодии осенних пьес П.Я. Чайковского перекликае6тся с напевностью русской речи в рассказе и стихотворениях И.А. Бунина, гамма цветов и настроений в пейзажах И. И. Левитана в точности повторяют цвета и настроения бунинского «осеннего» творчества.

Вопрос:

Почему рассказ «Антоновские яблоки» начинается и заканчивается многоточием?

Возможные ответы:

Это значит, что в нем ничего не начинается и ничего не заканчивается. Физическая жизнь человека конечна, но жизнь души человеческой, жизнь природы, жизнь искусства бесконечны. Что будет дальше с Россией?

Вопрос:

Как эта мысль связана с произведениями Левитана и Чайковского?

Возможные ответы:

Картины Левитана и музыка Чайковского не ограничены никакими рамками. Это течение жизни, взятое в какой-то один момент его развития. Вечная природа льет на нас свет красками, музыкой, словами, в которых отражается не только душа художника, но и наша душа… И, как  уже говорилось, у всех рассматриваемых произведений – открытый финал.

Слово учителя:

Происходит ли такое только в творчестве этих великих людей или это общая тенденция мирового искусства? Посмотрим, как высказывается об этой проблеме лауреат Нобелевской премии немецкий писатель, поэт и художник, знаток классической музыки Герман Гессе (1877-1962) в стихотворении «Записанное апрельской ночью»:

      О, как прекрасно, что есть краски:
      Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая!
      О, как прекрасно, что есть звуки:
      Сопрано, Бас, Рог, Гобой!
      О, как прекрасно, что есть язык:
      Слова, Стихи, Рифмы,
      Нежность созвучия,
      Марш и танцы синтаксиса!
      Кто играл в их игры,
      Кто ощутил вкус их волшебства,
      Для того расцветает мир,
      Улыбается и раскрывает ему
      Свое сердце, свою сущность.


    Вопрос:

Что же объединяет все эти виды искусства по мнению Германа Гессе? Согласны ли вы с его точкой зрения?

Возможные ответы:

Музыку, поэзию и литературу объединяет возможность наиболее полно создать образ, который рождается в душе. Образы, идущие из глубины души, чем бы они ни были выражены, всегда прекрасны, потому что они правдивы.

Слово учителя:

Литературу, музыку и живопись объединяет одна и та же причина, одна и та же потребность - выносить в себе образ, чувство или ощущение в литературе, образ пейзажа или какой-либо личности в живописи, звуковой образ в музыке, а затем дать эти образам жизнь, представить их на всеобщее обозрение в том или ином виде искусства.  Все это еще раз показывает многогранность искусства, радость, даруемую художественным творчеством.  А музыкальные и живописные образы часто помогают писателям и поэтам опосредованно раскрыть проблемы произведений, наиболее полно выявить характеры героев, чтобы дать читателям возможность подумать, поразмышлять.

Вопрос:

В каких известных вам произведениях русской и зарубежной литературы музыка или живопись помогала нам увидеть проблему, раскрыть характер персонажа?

Возможные ответы:

 А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», И.А. Гончаров «Обломов», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», А.П. Чехов «Ионыч», И.С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», Владимир Орлов «Альтист Данилов», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» …

Заключительное слово учителя:

Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Воспринимая произведения искусства, мы вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, проводим ассоциативные параллели.  Окружающий нас мир очень многогранен, интересен и неповторим. Необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы и тонкие душевные переживания человека!

В рассказе «Антоновские яблоки» тесно переплетается лирическое и философское, повествовательное и эмоциональное. Его можно назвать философским размышлением об основах жизни, о законах бытия, о единстве человеческого существования. Здесь И.А Бунин говорит о том, что счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас. Главное - самому быть счастливым. «Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. Чувствуя, что прошлого не вернуть, писатель зовет не потерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. В «Антоновских яблоках» Бунину удалось воспроизвести вневременные ценности, под обыденным течением жизни в прошлом вскрыть истинно прекрасное и неуничтожимое. Произведение Бунина учит нас не только видеть и понимать красоту мира, не только восхищаться прелестью русской природы и русской жизни, но и задумываться о глубоких жизненных вопросах, о смысле жизни.


[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу В. Солоухина "Моченые яблоки"

Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотре...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»....

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

Сценарий урока-квеста "От Вашингтона до Большого Яблока"

Сценарий урока-квеста для 6-7 класса с использованием ЦОР...