Урок "Ю. Самсонов Сказка "Мешок снов". Каждый сон - и в нём намёк, добрым молодцам урок" 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Аносова Татьяна Александровна

Разработка по сказке сибирского писателя Юрия Самсонова "Мешок снов" "Каждый сон - и в нём намёк, добрым молодцам урок". Сказка современная, удивительная, можно использовать для внеклассного чтения, детям нравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meshok_snov.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

             Учитель русского языка и литературы МКОУ Аносовская СОШ Аносова Т.А.

Тема:                     Ю.С.Самсонов (1930 – 1992). Сказка  «Мешок снов».                           5 класс

                          Каждый сон – и в нём намек, добрым молодцам урок.

Цель:  познакомить с литературной сказкой Ю.Самсонова «Мешок снов»; анализ характеров      героев.

Задачи: 1) развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию,    обогащать словарный запас;                                                                                                                                                                    2) осуществлять системно – деятельностный подход, развитие внимания, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать , развитие творческих способностей                                                           3) развитие интереса и уважения родному языку, воспитание ценностного отношения к слову; взаимодействие в парной работе, развитие уважения друг к другу; воспитание усидчивости, аккуратности, фантазии.                            

 Оборудование: рабочие тетради, учебники, дерево ожиданий, ракетки с оценками.                                       Тип урока: усвоение новых знаний.

                                                                    Ход урока.

1. Организационный момент.  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня с одной стороны обычный, с другой стороны необычный урок, у нас гости. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Напишите на листочках (стикерах) ваши ожидания от сегодняшнего урока, прикрепите на дерево ожиданий.                                                        

2. Актуализация  опорных знаний. Какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке? Чему оно учит?                                    

 3. Постановка проблемы урока.   Сегодня мы с вами будем изучать литературную сказку «Мешок снов».  Она тоже кое - чему учит. А чему она нас с вами учит, нам надо понять, прочувствовать. А чтобы понять, что надо сделать? (познакомиться с текстом сказки, понять её, проанализировать характеры героев)                                                                                                                                                                                 Цель нашего урока: познакомиться со сказкой, понять её,  узнать характеры героев.                                                Откройте тетради, запишите дату, тему урока.        

  4. Открытие учащимися новых знаний.                                                                                                                                    - Эту сказку написал Юрий Самсонов (Рассказываю краткую биографию писателя). Обратите внимание на портрет писателя в ваших рабочих тетрадях (сильный, крепкий, простой, уверенный, суровый, настоящий сибиряк).                                                                                                                                          – Ребята, а теперь продолжение биографии прочитайте в ваших рабочих тетрадях и ответьте на вопрос: в каком жанре Самсонов писал свои произведения?                                                                                           - А давайте вспомним, в чем отличие литературной сказки от фольклорной сказки?                                                                                                      - Что в этом произведении напоминает фольклорную сказку?                                                                                      - Дома вы читали сказку. Кратко перескажите сказку.                                                                                                                            – Найдите описание снов героев. Прочитайте.                                                                                                                    – Какое средство выразительности использует?                      

5.Физкультминутка.                                                                                                                                                                                               – Как живёшь?                                                                                                                                                                                - Вот так!                                                                                                                                                                                        - Как идешь?                                                                                                                                                                                 - Вот так?                                                                                                                                                                                         - Как бежишь?                                                                                                                                                                               - Вот так!                                                                                                                                                                                        - Ночью спишь?                                                                                                                                                                              - Вот так!                                                                                                                                                                                          - Как даешь?                                                                                                                                                                          - Вот так!                                                                                                                                                                                                - Как дерешь?                                                                                                                                                                                      - Вот так!                                                                                                                                                                                                                                                                                                              -Как плывешь?                                                                                                                                                                                        - Вот так!                                                                                                                                                                                                                                                                     - Как шалишь?                                                                                                                                                                                       - Вот так!                                                                                                                                                                                           - Как шалишь?                                                                                                                                                                            - Вот так!                    

- Какие слова вы подобрали для характеристики старушки, продающей сны? (добрая, щедрая, глупая, необразованная, умная, мудрая)  (подберите цитаты)                                                                                        - Как проявились особенности характеров всех персонажей во время разговора со старушкой и во снах?                                                                                                                                                                                               -  Как вы думаете, каков урок этой сказки?  (обсудите с товарищами в группе)

6. Первичное закрепление знаний.                                                                                                                                 –  Выполните в парах тест в рабочей тетради (в парах)                                                                                                   - Напишите, какой сон ты хотел бы попросить у старушки.  Обоснуйте свой выбор.

7. Домашнее задание. Напишите сочинение «Какой сон бы ты хотел попросить у старушки?»

8. Рефлексия. Помните, вы писали свои ожидания на листочках. Оправдались ли ваши ожидания? Какое у вас настроение? Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?                                                                                                                                                                        Какие оценки вы поставите сегодня себе, поднимите карточки? (обсуждение)    

До свидания. Спасибо за то, что были вдумчивыми, собранными, умными, активными.

                                                                    Приложение.

              Портрет Ю.С.Самсонова.

                                                                                                                                                                                                              1. Прочитай биографическую справку и ответь на вопрос: «В каком жанре Ю.С.Самсонов писал свои произведения»?                                                                                                                          Юрий Степанович Самсонов родом из Красноярского края. Окончил Иркутский пединститут, но стал не учителем, а журналистом: желание писать было сильнее. Работал в газете «Восточно – Сибирская правда». Затем корреспондентом ТАСС уехал на крупнейшую в стране стройку – Братскую ГЭС. Один из друзей вспоминает, что очень часто Юрия Степановича можно было застать во дворе дома, окруженного ребятами: он рассказывал им свои истории. Наверное, они стали первыми слушателями приключений роботов Егора и Тика.                                                                                                                                               В 1966 году Юрий Степанович Самсонов был принят в Союз писателей СССР. Закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. В те годы в Иркутске Многие писали фантастические произведения: Борис Лапин, Лев Могилёв, Дмитрий Сергеев, Марк Сергеев и другие. В сборник фантастических рассказов сибиряков «Зелёный поезд», изданный в 1976 году в Москве, вошли произведения Бориса Лапина и Юрия Самсонова. Его сказку «Мешок снов» узнают школьники всей страны.            Последнее произведение Юрия Степановича Самсонова – «Стеклянный корабль». В 1992 году его не стало. Но читателей ждет встреча с роботами Егором и Тиком, с Максимом и 249 монархами. Рекламное агентство «Комсомольская правда – Байкал» выпустило сборник, куда вошли произведения: «Плутни робота Егора», «Последняя империя», «Максим в стране приключений», «Мешок снов», «Наш новый приятель», «На шестой день», «Элексир Бреддисона, или Ещё одна гипотеза». Произведения, написанные автором: сказочная повесть «Максим в стране приключений», повесть «Путешествие за семь порогов», сборник сказок «Плутни робота Егора», роман – сказка «Стеклянный корабль».                                                                                                                                                             2.  А) Отметь, кому из героев принадлежат слова: «Действительно, - бормотал он, - принцип транссинтуляции астигминтации неандантагулярен. Неандантагулярен вполне принцип …»?                                                                                                                                                                    а) старушке;                                                                        б) Феде;                                                                                    в) мальчику Андрею;                                                        г) молодому человеку в очках.

Б) Отметь, ком это говориться?                                                                                                                                                            а) о старом нищем;                                                         б) о Феде;                                                                                                                 в) о мальчике Андрюше;                                                 г) о незнакомом мальчике.                                    

В) Отметь, о ком это говориться?                                                                                                                    а) об Алёне;                                         б) о ведьме;                                      в) о старушке.

                                   Использованная литература.                                                                                              1) Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5 – 6 классов общеобразовательных школ / Сост. О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига. 2013.                          2) Алсаева Л.Р., Бурхандинова Р.А., Дятлова Н.А., Карнаухова Е.О. и др. Рабочая тетрадь к учебнику – хрестоматии «Писатели Восточной Сибири», ОГОБУ СПО «ИРКПО». 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ю.Самсонов "Мешок снов"

Разработка урока по литературе Восточной Сибири для 6 класса...

Внеклассное мероприятие в 5 классе "добры молодцы"

Данное мероприятие подойдет для проведения классного часа, посвященного 23 февраля....

«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Свою работу я посвятила самым любимым, самым известным сказкам- сказкам  всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.Сам поэт говорил о них:  «Какая прелесть эти сказки!»Я прочит...

"Сказка - ложь, да в ней намек.Добрым молодцам урок"

мероприятие на неделе математике: "Сказка - ложь, да вней намек. Добрым молодцам урок"...

Сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок

Познавательно-игровая программа для школьников на тему сказок. В программе использованы, загадки, викторины, игровые конкурсы, задания и инсценировка сказки "Терамок"....