Конспект урока- обобщения по произведениям Н.В.Гоголя
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Корикова Валентина Павловна

Работа с технологическими картами, развитие речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideynoe.rar29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Идейное своеобразие гоголевских произведений.

Класс: 10

Тип урока: комбинированный урок – обобщение знаний с использованием технологических карт

Форма урока: урок выражения мыслей.

Методы и приёмы: сообщения обучающихся, составление схемы – кластера (или работа по готовому- за неимением времени) выступления – объяснения записей.

Цели.

1.Понять идейные замыслы писателя, прослушав сообщения и просмотрев материалы учебника.

2.Составить представление о том, какие проблемы 19 века волновали великого писателя

3.Чётко, логично и красноречиво выражать мысли по предложенной теме.

 1 этап урока. Актуализация знаний. Объявляется тема, которая вынесена в презентацию «Идейное своеобразие гоголевских творений». Записывается объяснение в технологическую карту. Рассматриваются, разбираются ключевые понятия:

 «Идейное» - идея - основная мысль произведения, то, чему учит автор, глубинная  философия повествования.

 «Своеобразие» - оригинальность, самобытность, необычность.

 «Творение писателя»- его произведение, но слово  имеет особый, «высокопарный» оттенок лексического значения, тем самым подчёркивается величие, значимость труда художника слова.

Предлагается перефразировать тему и записать в карте «Какие важные вопросы современной ему действительности, проблемы затронул писатель в своих  произведениях?» 

2 этап урока. Предлагается сформулировать цели урока, исходя из слов, предложенных как зрительная опора в презентации:

усвоить,

составить представление,

узнать,

обобщить,

понять,

сформировать,

выяснить.

подобрать,

закрепить,

развивать,

выражать  и т.д.

Внимание акцентируется на словах: узнать-составить представление - выражать. Эти термины помогут сформулировать цели к уроку, которые появляются в карте.

Цели.

  1. Распознать идейные замыслы писателя, прослушав сообщения и просмотрев материалы учебника.
  2. Составить представление о том, какие проблемы 19 века  волновали великого писателя
  3. Чётко, логично и красноречиво выражать мысли по предложенной теме.

Ребята работают в 4 группах - по циклам. Отображают идеи в карте.

5 этап. Сообщение 1 группы.

Проверка  домашнего задания:  обзор 1  цикла произведений Н.В.Гоголя  (На доске: «Петербургские  повести» («Нос», «Шинель», «Портрет», «Невский проспект»)) Сообщение десятиклассника  о  сюжетных линиях, героях произведений цикла (Можно на примере одного, например, «Шинель»)

6 этап .Проверяется работа этой группы с учебником. Необходимо было из материалов учебника выписать новые, интересные ключевые слова и термины, характеризующие общий замысел, принцип объединения в цикл, а затем прокомментировать записи.

1 схема- кластер

«Петербург»

Страшный, фантасмагорический                      Конфликт человека и общества

Воплощающий силы зла                                    Жестокость, окружающая   героев

Не жалующий  «маленьких людей»                  Низкие духовные запросы

Олицетворяющий равнодушие

 и зло                                                                            Усугубляет переживания                              

                                                                                           героев   в мире людей  

(В процессе коллективного планирования из ключевых слов абзаца составляется текст, который тут же пересказывают 1-2 ученика. Примерный вариант таков:  «В цикле  «Петербургские повести» в заглавие вынесено пространство, место, где разворачиваются действия. Этот великолепный и красивейший город России предстаёт перед нами, как страшный и  фантасмагорический образ, который воплощает силы зла, не принимает «маленьких людей. Он олицетворяет равнодушие и зло мира. Мы видим героев, находящихся в конфликте с обществом, у них низкие духовные запросы, их окружает мир жестокости, а Петербургская действительность усугубляет их переживания, они несчастны, они не сумели реализовать себя в жизни».)

7 этап урока. Сообщение 2 группы десятиклассников о  комедии «Ревизор», необходимое для актуализации материала.

8 этап урока. Представление  группой 2 схемы- кластера

«Ревизор»

Единственный положительный герой -смех г. N- вся Россия (приём типизации) нет искренности, честности, гражданского отношения к службе есть обман, «лизоблюдство», казнокрадство, чинопочитание. Оценка спектакля современниками

9 этап урока. 3 сообщение десятиклассников о своеобразии поэмы «Мёртвые души».

10 этап урока. Представление в карте схемы- кластера

 «Мёртвые души»

«Хоть с одного бока всю Русь» В.Г. Белинский. Эпоха крепостного права в Росси 19 века.

Темы заглавия

Мёртвые                                                                          души

Темасмерти отсутствиедуши-                                                                                  духовных запросов

Помещики, чиновники                       сострадания,  благой жизненной цели

Эгоистично, разрушающе

В  лирическом отступлении: «Русь, куда ты несёшься? Дай ответ»…

Необходимы покаяние, очищение для блага всей русской нации

  (В процессе коллективного обсуждения составлен текст:  Познакомившись с поэмой  «Мёртвые души» В.Г. Белинский считал, что Н.В. Гоголь сумел показать читателю «хоть с одного бока всю Русь». Действительно, в произведении   отображена эпоха крепостного права начала  19 века. Заполнение карты )

9 этап урока. Сообщение ученика о сборнике «Миргород»

10 этап урока. Защита 4 схемы- кластера

«Миргород»

                                                                         

                                                                 

Прелесть                                                      Народных преданий

Красота                                                            Украинских традиций

Масштабность                                                     самобытной культуры

Колоритность                                                              Уникальной природы

Духовность                                                                     типов, персонажей

Остаётся объединить в словосочетания и предложения, потом – в текст.Записать в карте.

(В сборнике «Миргород» Н.В. Гоголь сумел изобразить всю прелесть украинских народных преданий, самобытность и красоту культуры этого народа и природы этого края, колоритность типов и персонажей, а также показал своё отношение  к своему народу и стране.)

   (Если по каким- либо причинам у ребят  не было  возможности составить схемы - кластеры, то они могут быть предложены и подготовлены в презентации  учителем заранее. Это будет  ещё  удобнее и целесообразнее).  

Домашнее задание: Подготовить письменное  высказывание об идейном содержании всех циклов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по произведению Н.В.Гоголя "Ревизор"

Урок нацелен на проверку знаний учащимися текста, развитие комуникативных компетенций...

Урок-игра по произведениям Н. В. Гоголя,Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

кроссворд по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", задания по произведениям...

Урок-обобщение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 9 классе

Урок-обобщение в  9 классе  по поэме  Н.В.Гоголя  «Мертвые души»Учитель: Г.С.ЛетягинаЦели урока:обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертв...

Открытый урок-обобщение по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Цель: 1.Повторить жизнь и творчество писателя, обобщить образы помещиков, разобрать образ Чичикова П.И., разобрать смысл произведения, заключенного в эпиграфе и названии романа.2. Развивать мыслительн...

Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»\ Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.

Интеграция инновационного и традиционного опытаПредлагаемая разработка являетсярезультатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образо...

Методическая разработка. Урок-игра по произведениям Н.В. Гоголя.

Предлагаемая разработка является результатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Проект осущест...

Урок литературы по произведению Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Средством создания образов героев "Мертвых душ" Н.В.Гоголь использует художественную деталь.На уроке учащиеся узнают, что такое деталь и каковы ее функции; научатся находить в тексте художес...