«В сердце всё человеческое богатство…» Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока литературы для 6 класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.37 КБ |
![]() | 605.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«В сердце всё человеческое богатство…»
А.П. Платонов
Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова»
СЛАЙД
Эти слова принадлежат самому Андрею Платонову, автору рассказа «Корова», который сегодня будет предметом нашего изучения.
СЛАЙД
- Как вы их понимаете?
- Как, по-вашему, почему именно эти слова стали именем нашего урока?
- Попытайтесь сформулировать его тему.
СЛАЙД
А как вы понимаете выражение «нравственные уроки»? Что такое нравственность?
Это внутренняя установка человека, которая побуждает его действовать согласно своей совести и свободной воле.
Значит, нравственные уроки – это уроки добра, милосердия, справедливости, благородства, которые даёт нам сама жизнь.
- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
СЛАЙД
Научиться…
Узнать…
Понять…
- Как вы считаете, какие цели точнее сформулированы? У кого изменилось мнение по поводу наших общих целей? Кто остался при своём убеждении?
- Какие впечатления остались у вас после прочтения рассказа?
- Как вы считаете, почему он так называется? (Первоначально рассказ назывался «Добрая корова». Что же убедило автора изменить название?)
Возможно, он предлагает читателю самому сделать выводы, не показывает своего отношения к героине рассказа, корове, с самого начала.
Обратимся к тексту произведения.
- Какой мы видим корову в начале рассказа? Найдите её портретное описание. Какие детали выделяются в нём? Что подчёркивает автор?
- Почему даётся такое подробное описание?
Она главная героиня произведения.
- Где и как она живёт?
- Как относятся к ней хозяева?
- Вася Рубцов? Найдите самые важные слова в тексте, которые помогут обосновать ваши выводы.
СЛАЙД
- Вы видите на слайде табличку, давайте начнём её заполнять вместе.
Отношение к корове и телёнку | |
взрослые | ребёнок (Вася Рубцов) |
Начало рассказа | |
не дали корове имени, но заботятся о телёнке (отец повёл его показать ветеринару) | днем и вечером приходит к ней в гости, гладит, разговаривает с ней, пытается утешить, любит |
Основная часть рассказа | |
Отец продал его «на убой»: «цену хорошую дали» «Маленький дороже, у него мясо нежней» Но: «У меня душа по теленку болит: растили-растили его, уж привыкли к нему... Знал бы, что жалко его будет, не продал бы...» | «Он ещё маленький» – Вася жалеет телёнка. Вася долго гладил и ласкал корову, пытался утешить, на следующий день хотел её покормить, обнял за шею |
Финал рассказа | |
«Продать придется, — решил отец. — На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно». | «Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти» |
- Какие ещё образы в рассказе играют значительную роль, помимо коровы, Васи Рубцова, его родителей?
Образ природы и образ железной дороги.
- Мы разделились на группы, сейчас первая и вторая группа проанализируют особенности образа природы в произведении, выделив ключевые слова,
а третья и четвёртая – образ железной дороги.
Выводы заносим в таблицу, которая находится в центре стола.
Вопросы | Ответы |
1.В какое время года происходит действие рассказа? | |
2. Каким настроением пронизано описание природы в рассказе Платонова? | |
3. Какие образы помогают писателю создать образ осенней природы? | |
4.Найдите и выпишите ключевые слова. | |
5. Как природа связана с сюжетом произведения, с происходящими с нём событиями? |
Вопросы | Ответы |
1.Какой мы видим железную дорогу в начале рассказа? | |
2. Какими чувствами наполнено описание железной дороги и поезда? | |
3. Как, какими средствами создаётся образ паровоза? | |
4.Найдите и выпишите ключевые слова, помогающие представить этот образ. | |
5. Как она связана с сюжетом произведения, с происходящими с нём событиями? |
- Теперь поделитесь с нами своими наблюдениями.
- Что общего в выводах ваших групп? Что связывает образы природы и железной дороги?
Итак, и осенняя природа, и железная дорога связаны с темой смерти. В описании осенней природы встречается много слов, связанных со смертью, железная дорога принесла смерть корове…
- Чьими глазами мы видим осеннюю природу в рассказе, образ железной дороги?
Глазами Васи Рубцова.
- Сколько ему лет? В каком классе он учится? Что его интересует в жизни? Хотели бы вы иметь такого друга и почему?
Васе Рубцову 10 лет. Он учится в четвёртом классе и только начинает жить, проявляя огромный интерес к жизни в различных её проявлениях.
- Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие его отношение к учёбе, к работе на железной дороге.
- Почему машинист назвал его «полным человеком»? Как вы понимаете эти слова? («Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди...»)
Он уже личность со сложившимися взглядами на жизнь, он знает, чего хочет.
СЛАЙД
- Как Вася относится к продаже телёнка? Найдите этот эпизод в рассказе. Какие цитаты из текста необходимо занести в нашу таблицу?
- А какие чувства проявляет его отец? Остаются ли они неизменными?
- Какой мы видим корову, потерявшую телёнка? Что подчёркивает писатель? Найдите самые важные слова, которые помогают понять её состояние. Зачем автор сравнивает её с человеком?
Чтобы подчеркнуть глубину её горя, масштаб произошедшей с ней трагедии.
- Найдите описание мёртвой коровы. Почему в нём появляется слово «говядина»?
- Как Вася воспринял её смерть?
- А его отец?
- Что необходимо записать в таблицу?
СЛАЙД
- Представьте, что я вам задала сочинение на свободную тему о вашей жизни. О чём бы вы стали писать?
Вот и Вася Рубцов в конце первой четверти написал сочинение.
Давайте вспомним, о чём оно, и подумаем, почему Вася написал именно об этом. ВИДЕО
- Итак, почему Вася пишет о корове?
Это была первая смерть, которую он видел. Корова была его другом, с ней поступили несправедливо.
- Можно ли назвать смерть величайшей природной несправедливостью?
- А как Вася борется со смертью?
Корова будет теперь жить в его памяти.
- Как, по-вашему, зачем Платонов включил в конец рассказа эпизод с «двумя бумажками», которые заплатил за смерть коровы сбивший её машинист?
Вновь подчёркивается разница между Васей, ребёнком, и миром взрослых людей.
СЛАЙД
- Обратите внимание на сводную таблицу. Обобщим наши наблюдения. Кем является корова для взрослых героев рассказа? А для Васи?
- Вернёмся к теме и имени урока. К кому из героев рассказа можно отнести слова писателя «В сердце всё человеческое богатство»?
- А как бы вы назвали этот рассказ? Чему он учит? Какие нравственные уроки нам даёт?
- Давайте попробуем составить нравственный кодекс «полного человека». Как необходимо жить, по мысли писателя? Каким надо быть?
- У каждого из вас по 4 листочка, напишите на каждом из них качество, которым должен обладать нравственный человек, проговорите его и положите листок в центр стола. Затем поделитесь с нами своими выводами.
Проблема отношения к природе, к братьям нашим меньшим волновала многих русских писателей и поэтов. Так, у С.А. Есенина есть стихотворение «Корова».
Корова
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Сердце не ласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Не дали матери сына,
Первая радость не прок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Снится ей белая роща
И травяные луга.
СЛАЙД
В качестве домашнего задания вы можете нарисовать иллюстрацию к рассказу «Корова», сопоставить рассказ Платонова и стихотворение Есенина или поразмышлять, каким вырастет Вася Рубцов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1899-1951
Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Корова ».
Нравственность – это… внутренняя установка человека, которая побуждает его действовать согласно своей совести и свободной воле.
Нравственные уроки – это… уроки добра, милосердия, справедливости, благородства, которые даёт нам сама жизнь.
Цели урока: 1) научиться 2) узнать , 3) понять анализировать прозаическое произведение; какие нравственные уроки даёт нам А.П. Платонов в рассказе «Корова»; смысл рассказа, его основную идею.
Начало рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) не дали корове имени, но заботятся о телёнке (отец повёл его показать ветеринару) д нем и вечером приходит к ней в гости, гладит, разговаривает с ней, пытается утешить, любит.
Основная часть рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) Отец продал телёнка «на убой»: «цену хорошую дали» «Маленький дороже, у него мясо нежней ». Но: «душа болит» «Он ещё маленький» долго гладил и ласкал корову, пытался утешить, на следующий день хотел её покормить, обнял за шею
Финал рассказа Отношение к корове и телёнку Взрослые Ребёнок (Вася Рубцов) «Продать придется» «На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно». «Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти»
Отношение к корове и телёнку Взрослые Вася Рубцов Не дали корове имени, но заботятся о ней и её телёнке Любит корову, разговаривает с ней, приходит к ней в гости Отец продал телёнка «на убой» за «хорошую цену», а затем пожалел об этом Вася жалеет телёнка и корову, пытается помочь ей Продают мясо погибшей коровы и собирают деньги на новую Воспринимает гибель коровы как трагедию и величайшую несправедливость, обещает помнить её Корова – кормилица, необходимая в хозяйстве Корова – любящая мать телёнка и друг Васи
«В сердце всё человеческое богатство». А.П. Платонов
Нравственный человек – это тот, кто…
Домашнее задание иллюстрация к рассказу; сопоставление рассказа А.П. Платонова и стихотворения С.А. Есенина «Корова»; размышление на тему: «Каким вырастет Вася Рубцов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/27/picture-100352-1403869193.jpg)
Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141295-1352543884.jpg)
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-61461-1457876340.jpg)
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Научная работа "Духовно-нравственный потенциал рассказов А.П. Платонова"
Данная проблема заключена в том, что многие критики превратно истолковывали творчество А.П. Платонова, отрицали эстетическую и нравственную ценность его рассказов. По результатам проведенного анализа ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-387035-1424195361.jpg)
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....