Интегрированный урок "Город. Государь. Гений."
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Значимость выбранной темы: интерес к личности Петра I не угасает на протяжении столетий. Пётр в своей деятельности руководствовался идеей служения государству. Мечта всей его жизни – увидеть могучую, развитую, великую Россию. Пётр I основал Петербург, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Поэт в своих произведениях прославлял имя Петра, пытаясь разобраться в сложности его личности. Несмотря на неоднозначное отношение Пушкина к Петру Великому, он поёт хвалу Петербургу. Для Пушкина, как и для Петра, Петербург был сердцем России, которую и государь, и гений любили всей душой.
В 2008 году на телеканале «Россия» стартовал проект «Имя России!», поставивший своей задачей народным голосованием выбрать историческую фигуру, наиболее значимую для русской истории. Именем России тогда стала фигура Александра Невского.
Исходя из целей урока, я тоже решила побудить учащихся к самостоятельным выводам по теме урока с выражением собственного отношения к Петру I и А.С.Пушкину, и это собственное отношение выразить в творческом продукте (сочинении на тему «Имя России для меня – Пушкин (Пётр I)).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod._gosudar._geniy._urok.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №5
Воронежской области
Урок литературы
«Город. Государь. Гений»
9 класс
Власова Диана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ БГО СОШ № 5,
Воронежская область
2017 год
Методический комментарий к уроку литературы в 9 классе
с использованием метода проектов
«Город. Государь. Гений»
Этапы работы над проектом.
- Подготовительный этап.
Учитель дает детям сквозной тезис: «Почему возможен разговор о Петербурге, Петре I и А.С.Пушкине?»
- Планирование.
Учащиеся, желающие принять участие в проекте, разбиваются на группы, распределяют роли в группе, намечают этапы работы, определяют время работы на каждом этапе.
План работы:
- определить источники информации (справочная и художественная литература, Интернет);
- поиск информации по заданной теме;
- отбор, обсуждение и систематизация материала;
- подготовка музыкального оформления и выбор фрагмента фильма;
- анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»;
- работа над выразительностью чтения;
- работа над презентациями, подбор иллюстраций;
- создание индивидуальных мини-проектов.
3. Реализация проекта.
Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой деятельности, предлагают различные идеи, обсуждают их, корректируют план. Учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, помогает детям правильно и логично выстроить мыслительные структуры.
4. Презентация проекта.
Значимость выбранной темы: интерес к личности Петра I не угасает на протяжении столетий. Пётр в своей деятельности руководствовался идеей служения государству. Мечта всей его жизни – увидеть могучую, развитую, великую Россию. Пётр I основал Петербург, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Поэт в своих произведениях прославлял имя Петра, пытаясь разобраться в сложности его личности. Несмотря на неоднозначное отношение Пушкина к Петру Великому, он поёт хвалу Петербургу. Для Пушкина, как и для Петра, Петербург был сердцем России, которую и государь, и гений любили всей душой.
В 2008 году на телеканале «Россия» стартовал проект «Имя России!», поставивший своей задачей народным голосованием выбрать историческую фигуру, наиболее значимую для русской истории. Именем России тогда стала фигура Александра Невского.
Исходя из целей урока, я тоже решила побудить учащихся к самостоятельным выводам по теме урока с выражением собственного отношения к Петру I и А.С.Пушкину, и это собственное отношение выразить в творческом продукте (сочинении на тему «Имя России для меня – Пушкин (Пётр I)).
Тип урока: интегрированный урок (с элементами заочного путешествия)
Цели урока:
1. Обучающая:
- самостоятельная деятельность учащихся по изучению содержания поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»; практическое решение проблемы, поставленной совместно с учителем;
- показать, как тесно переплетаются история и литература; проследить взаимосвязь, которая существует между Петербургом, Петром I и А.С.Пушкиным;
- повторение и обогащение знаний учащихся об эпохе Петра I, обстоятельствах строительства Петербурга, о некоторых личных качествах Петра I;
-проанализировать образ Петербурга и образ Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»;
- беседа о многообразии и сложности человеческих характеров;
- углубление знаний о теме, идее, композиции художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы.
2. Развивающая:
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;
- совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания;
- развитие воображения школьников, позволяющее зримо представить эпоху, воспринять её не только разумом, но и эмоционально;
- пополнение словаря учащихся синтаксическими конструкциями со значением сопоставления образов, характеров, эпизодов;
- развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров;
- формирование навыков публичного выступления, защиты своих проектов.
3. Воспитательная:
- формирование творческого отношения к выполнению заданий, и через овладение некоторой суммой знаний, через проектную деятельность раскрытие значимости практического применения полученных знаний;
- воспитание у учащихся уважение к историческому прошлому нашей Родины, любовь к своему народу;
- побудить учащихся к самостоятельным выводам по теме урока с выражением собственного отношения к городу, государю, гению;
- формирование сотруднических отношений.
Планируемые результаты.
Достижение планируемых результатов:
предметных (научный потенциал урока):
- развитие аналитических способностей учащихся, умение соотносить исторические эпохи, видеть закономерности исторического развития, осознавать жизненные явления в их взаимосвязи;
- владение умением анализировать поэтический текст;
- формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
метапредметных:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
- формирование и развитие ИКТ-компетенции;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии;
- интеграция истории (строительство Петербурга, эпоха Петра Великого, Пушкин А.С. и Петербург) и литературы (произведения А.С.Пушкина, освещающие деятельность и образ Петра I; два образа Петербурга в поэме «Медный всадник»; образ Петра I в поэме; гуманизм А. С. Пушкина).
личностных:
- формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашей Родины, к своему народу;
- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами; готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.
Методы и приёмы:
- слово учителя;
- самостоятельная работа по изучению содержания поэмы «Медный всадник», разработка мини-проектов, определение способа подачи материала при защите проекта, презентации;
- частичного поиска;
- проблемного изложения;
- наглядно-иллюстративный;
- словарная работа;
- беседа.
Оборудование:
- выставка книг, посвящённых творчеству А.С.Пушкина и деятельности Петра Великого;
- эпиграфы урока;
- компьютер, проектор, экран;
- фотографии, иллюстрации, презентации по теме урока;
- фрагмент художественного фильма «Екатерина. Взлёт» (Режиссёр Дмитрий Иосифов, 2016 г.): фрагмент о Гром-камне.
Музыкальное оформление:
- «Петербург – Петроград – Ленинград» О. Газманов;
- «Россия» И. Тальков.
Словарь урока: мортира, багинет, ковчег, художественная деталь, жанр, средства художественной выразительности, сюжет, конфликт, антитеза, композиция, аллегория.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Звучит песня О. Газманова).
2. Вступление.
Слово учителя.
По истории вы изучаете деятельность Петра Первого, по литературе – творчество А.С.Пушкина. А задумывались ли вы над тем, что эти два великих имени связаны между собой?
Предок А.С.Пушкина Ибрагим Ганнибал, женатый на Марье Алексеевне Пушкиной, был арапом Петра Великого. Но ещё раньше, «в неизвестный нам день и час, когда Пётр впервые остановил на мальчике Ибрагиме чёрный, светлый, весёлый и страшный взгляд. Этот взгляд был приказ Пушкину быть» (М. Цветаева).
Они любили один и тот же город. Там сегодня стоят их памятники. Так Пётр I и Пушкин встречаются в Петербурге.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего разговора?
(Сегодня на уроке мы должны разобраться, почему всё же возможен разговор о городе, государе и гении. Что их объединяет?)
Возможно, нам помогут эпиграфы:
«Люблю тебя, Петра творенье…» (А. С. Пушкин)
«В сущности, Пушкин есть доныне единственный ответ, достойный великого вопроса об участии русского народа в мировой культуре, который был задан Петром. Пушкин отвечает Петру, как слово отвечает действию» (Д. Мережковский). (Слайд 2).
- Какая же связь между Петербургом и Петром I?
- Давайте представим, что мы на машине времени перенеслись в далёкие времена.
Итак, мы в России, в начале XVIII века. Это трудное время. Идёт Северная война, Пётр I тяжело переживает поражение под Нарвой. Ему необходим реванш, но более всего ему нужно добиться для России выхода в Балтийское море. С этой целью в очень короткие сроки строится флот, реорганизовывается армия. И вот уже 6 сентября 1702 года победные крики русских раздались в устье реки Невы. Об этом нам расскажет ученик.
3. История строительства Санкт-Петербурга (1-ая группа учащихся представляет свой мини-проект).
По ходу выступления ученик-консультант объясняет лексические значения слов (Приложение 1).
В том месте, где Нева вытекает из Ладожского озера, стоял шведский город с крепостью Нотебург. Раньше он назывался Орешек, принадлежал русским и важен был для торговли, так как посредством Невы соединял Ладожское озеро с Балтийским морем (Слайд № 3). Решено было осадить эту крепость, и в осаде участвовал сам Пётр I, причём не как государь, а как капитан Преображенского полка. После 11 дней осады Нотебург сдался. Взятие Нотебурга обрадовало Петра. Он говорил, что это ключ, который откроет ему выход в Балтийское море, и назвал его Шлиссельбургом («ключ»). Но для великих намерений Петра необходимо было завоевать ещё и шведскую крепость Ниеншанц, которую Пётр назвал воротами к Балтийскому морю (Слайд № 4). И вот в ночь на 1 мая 1703 года после стрельбы из 20 пушек и 12 мортир крепость выставила белое знамя и сдалась. Русская армия захватила 70 пушек и множество разных припасов. Теперь уже вся Нева – от начала её при Шлиссельбурге до конца при Финском заливе – принадлежала России, следовательно, уже близка была к воплощению мечта Петра о строительстве нового города. Нужно было только выбрать место. Новая столица должна быть непременно портом, куда приходили бы иностранные корабли. Выбор Петра падает на остров, который находится между Васильевским островом и ныне Выборгской стороной, - остров Луст-Эйланд (о. Веселья). Намерения царя таковы: на острове Луст-Эйланд будет крепость, на конце Васильевского острова – гавань.
Творческий продукт (мини-сценка) о строительстве Петербурга (из «Истории русской армии и флота», 1911 г.).
«Пётр Первый, осматривая остров, взял у одного из солдат багинет, вырезал два дёрна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу», затем, взяв заступ, первый начал копать ров; в это время в воздухе появился орёл. Когда ров был выкопан, в него поставили ящик; духовенство этот ящик окропило святой водою, государь поставил в него ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного; после того царь покрыл ящик каменною доскою, на которой была вырезана следующая надпись: «От воплощений Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град С.-Петербург великим государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским».
Парящий над островом в это время орёл спустился с высоты. Один из солдат снял его выстрелом. Пётр очень был рад этому, видя в нём доброе предзнаменование».
Пётр принимается за исполнение великого плана. Он сам делает чертёж новой крепости. 16 мая 1703 года она начата и названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла Петропавловской (Слайд № 5). Это было первое строение новой столицы. Для строительства нового города было выписано из разных областей 20 тысяч работников. Надзор за ними имели люди самые близкие к Петру – Меншиков, Нарышкин, Зотов (Слайд № 6). Да и сам царь постоянно наблюдал за работниками – приказал построить для себя возле крепости деревянный домик. Он состоял из двух комнат, кухни и сеней. Представьте себе, как тогда было шумно и деятельно и в нём, и около него. В 3-4 часа утра государь уже вставал и выходил смотреть на работы в крепости. Крепость была построена за 4 месяца. А вскоре возникают и другие городские строения. Так на Васильевском острове через некоторое время появилось великолепное здание – дом Меншикова (Слайд № 7). Пётр I в 1704 г. заложил только Адмиралтейство и корабельную верфь (Слайд № 8).
От Невы к дому был проложен канал. Князь, выходя из дому, садился в шлюпку. Позади дворца был разбит парк. Меншиков его насаждал и украшал скульптурами, купленными в Италии.
С 1713 г. Петербург становится столицей, туда переезжает двор, сенат и дипломатический корпус. Чем же руководствовался Пётр, перенеся столицу из географического и экономического центра в неустроенное место на окраине? Указа или документа, объясняющего это нет, только догадки.
Две столицы – Москва и Петербург – символизируют две России: Россию до преобразований и Россию в процессе реформ. Москва – город с беспорядочной планировкой, с технической застройкой – и Петербург – город с прямыми улицами, парковыми площадями. Новая столица – окно в Европу, она воплощала мечту Петра о превращении России в морскую державу. Петербург стал не только политическим центром, но и важной военно-морской базой.
Вероятно, были и личные мотивы – антипатия к старой столице, как средоточию сил, выступающих лично против его новшеств; старая столица была оплотом старых традиций.
Перенесение столицы – важная акция Петра. Надо было обладать широтой взглядов и умением смотреть далеко вперёд, чтобы представить себе город будущего.
Ходила молва о том, как Пётр, сажая жёлуди, заметил что на лице одного из присутствующих мелькнула скептическая улыбка. Разгневанный царь, заметив её, сказал: «Понимаю! Ты мнишь, не доживу я до матёрых дубов. Правда! Но ты – дурак; я оставлю пример прочим, чтоб, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».
Но время шло, и наступил 1717 год. Начинается небывалое по интенсивности строительство города. Ежегодно строилось по несколько сотен домов, так что к концу жизни Петра I столица превратилась в большой город с 40-тысячным населением. Возникновение крупного центра на пустом месте и в столь сжатые сроки является сенсацией, небывалым в Европе событием.
Вместе с тем строительство города на болотистой местности, часто заливаемой водами Невы, стоило народу немалых жертв. Город создавался на костях тысяч людей, которые ежегодно погибали от недоедания, изнурительного труда и эпидемий. Продовольствие шло из вотчин Московской, Казанской, Воронежской губерний, поэтому за него платили втридорога. Ежегодно на строительных работах было занято по 40 тысяч крестьян и горожан. Согнанные со всех районов страны, многие гибли в пути, другие – в самой столице. В июле 1716 года Меншиков извещал царя, находившегося за границей: «Также в работниках – больных зело много, а умирают непрестанно, из которых нынешним летом больше тысячи человек померло». Но, наверное, такая участь всего великого, что без жертв, потерь, трудностей не бывает. Итог был виден: в 17 веке появилась на карте мира новая столица, имя которой было – Санкт-Петербург.
4. На берегах Невы (2-ая группа учащихся представляет проект).
Так строится Петербург, город, с которым более всего связаны жизнь и творчество А.С.Пушкина. Пушкин увидел его в начале 19 века. Александр Пушкин приехал в столицу вместе с дядей Василием Львовичем. Жили они на Мойке, в гостинице Демута, которая считалась одной из лучших в городе (Слайд № 9). Постояльцев в гостинице всегда было много, потому что номера здесь сдавались «на всякие вкусы и достатки». Небольшие, с окнами во двор, занимали люди, приехавшие в Россию в поисках заработка. В другой половине – окнами на улицу – в комфортабельных апартаментах жили богатые и знатные путешественники. С этой гостиницей связана и вся последующая холостая жизнь Пушкина.
В гостинице Демута жил П. Я. Чаадаев – друг и политический наставник поэта. Несомненно, что детали обстановки комнат Чаадаева в Демутовском доме нашли своё отражение в описании кабинета Онегина в первой главе романа «Евгений Онегин». Давайте вспомним эти строки:
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Всё, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный,
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам.
Всё, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
На Фонтанке, близ Калинкина моста, прошли первые три года петербургской жизни Пушкина после окончания лицея. Здесь, в доме Клокачёва, жили родители поэта. Не имея достаточных средств, чтобы снять большую квартиру в центре Петербурга, они поселились в Коломне. В этой отдалённой части столицы вдоль некоторых улочек теснились деревянные домики и «смиренные лачужки». Тишина – особенность этих мест. Её отмечает Пушкин:
…Ночь над мирною Коломной
Тиха отменно.
Сестра Ольга восхищалась Петербургом: «Город необычайно красив. Поистине – Северная пальмира. Ты пойди на Невский, - советовала она брату. – Нет, поезжай на набережную, на Адмиралтейский променад… Разве это Петербург? Она презрительно указывала в сторону окна, из которого виднелась их убогая Коломна. – Петербург там…»
Восторги сестры были заразительны. Пушкин шёл к зданию Адмиралтейства, выдающемуся творению А. Д. Захарова.
Адмиралтейство А.Д. Захарова сооружалось с 1806 по 1823 годы на месте старинной адмиралтейской крепости и верфи, заложенных ещё в 1704 г. по проекту самого Петра Великого (Слайд № 10). Гигантской буквой «П» , открытой к Неве, протянулись его величавые корпуса, а прямо против Невского проспекта поднялась его башня, увенчанная позолочённым шпилем, богато украшенная скульптурой и лепкой. Аллегорические барельефы: «Заведение флота в России», «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги», «Слава, венчающая военные подвиги», - говорят о морской славе России. Силуэт лёгкого Адмиралтейского шпиля давно уже стал эмблемой города. Для великого поэта этот шпиль был неотделим от общего облика Петербурга с его белыми ночами:
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Пройдёмся по Петербургу дальше.
Недалеко от Адмиралтейства, напротив домика Петра I, обширную территорию отвели для летней резиденции царя. Здесь был разбит Летний сад. Первый проект его планировки готовил сам монарх, желавший иметь сад «лучше, чем в Версале у французского короля». Ещё с начала 18 века аллеи сада стали украшаться мраморными скульптурами, часть которых носила портретный характер. Сохранились бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря (Слайд №11). Но большая часть скульптур – не портреты, а аллегории. Так, отдельные фигуры символизируют Истину, Красоту, Благородство, Правосудие, времена суток и так далее.
С утра Летним садом владели гувернёры и гувернантки со своими резвыми воспитанниками. Слышались французская и английская речь, смех детей, поучения и выговоры наставников:
Monsienr I’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Пройдём дальше, к Дворцовой площади.
В память победы над Наполеоном в центр Дворцовой площади была установлена в 1834 году по проекту О. Монферрана Александрийская колонна (Слайд № 12). Это величайший в мире гранитный монолит высотой 47,5 метров. Александрийская колонна – цельная гранитная глыба, которая держится на постаменте без всяких креплений, только силой собственной тяжести. Общий вес сооружения – около 600 т., диаметр колонны – 3, 66 м. Монолит был выломан в районе Выборга и доставлен по воде в город. Венчает колонну фигура ангела с крестом работы скульптора Б. И. Орловского. Ангел попирает ногами змею, символизирующую побеждённых врагов. Об этом столпе упоминает С. С. Пушкин:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Женившись, Пушкин переезжает из Москвы в Петербург. Здесь Пушкины меняют несколько квартир по разным причинам, одной из которых является нехватка денег.
По иронии судьбы именно в городе, который поэт любил, которым восхищался, разыгралась его личная трагедия:
Белый задумчивый снег,
Снег января, не торопясь,
Падает на Петербург.
Город красив, как во сне.
Сани летят вдоль Невы,
Мимо дворцов, вдоль площадей,
Чёрной крылаткой покрыт,
Пушкин спешит на дуэль…
Город и в наши дни сохраняет облик пушкинского Петербурга, в центре высится торжественный и грациозный памятник А. С. Пушкину (Слайд № 13). Образ у скульптора М. К. Аникушкина получился живой и выразительный.
Поэт стоит в свободной позе, голова высоко поднята, выражение лица вдохновенно, жест открытый, широкий. Пушкин будто читает стихи, обращаясь к далёким потомкам:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое…
И в том же Петербурге на Сенатской площади стоит памятник Петру Великому («Медный всадник» Фальконе).
Памятник Петру I стал для скульптора Фальконе делом всей его жизни (Слайд № 14). Художник-мыслитель был приглашён Екатериной II из Франции через посредство Д. Дидро, который напутствовал скульптора словами: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое». Считая, что «скульптор… чаще всего может сказать одно лишь слово, но это должно быть возвышенное слово», Фальконе сказал его. Скульптор видел в Петре I прежде всего созидателя, государственного деятеля, героя, и потому «его Пётр – это гигант на бронзовом коне».
(Голову Петра с незаурядным мастерством, достигнув большого портретного сходства, вылепила ученица Мари Анн Коло; змею, представляющую символ сокрушённых врагов России, исполнил скульптор Ф. Г. Гордеев).
(Просмотр кадров из фильма режиссёра Дмитрия Иосифова «Екатерина. Взлёт»). ( О Гром-камне).
Его называли Гром-камень. Весил он более ста тысяч пудов. Четыреста силачей по детально разработанному плану волокли его (сначала по суше, потом по заливу и Неве на специально построенном судне) из деревни Лахты в Петербурге.
На этом Гром-камне французский скульптор Фальконе воздвиг конную статую Петра Великого, над которой работал 16 лет. Открытие памятника приурочили к столетию со дня вступления на престол Петра Великого – 7 августа 1782 года. В день открытия на площади были собраны полки под командованием князя Голицына. На праздновании присутствовала императрица, пожелавшая пройти пешком от пристани до Сената. Площадь, прилегающие улицы и противоположный берег Невы – Васильевский остров – запрудили горожане. Суда подняли флаги. Сигнал о начале праздника был дан ракетой. С обеих крепостей и судов палили пушки. Площадь сверкала иллюминацией. В честь открытия памятника были выпущены и розданы золотые медали. В надписи на памятнике: «Петру Первому Екатерина Вторая, лета 1782» - утверждалась преемственность русского самодержавия и сила царской власти.
5. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» (3-я группа учащихся совместно с учителем).
Петербург дал Пушкину тему и художественные краски для создания наиболее совершенного из произведений. Поэт закончил в 1833 году работу над поэмой «Медный всадник», которую сам он назвал «петербургской повестью».
Вы познакомились с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник».
- Какое впечатление она на вас произвела?
- Перескажите кратко сюжет поэмы.
(Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюблённого в Парашу).
- В чём особенности композиции?
(Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развёртывается сюжет «петербургской повести»).
- О чём мы узнаём из вступления?
(Видим Петра Первого как живого человека. Перед ним тёмные убогие избы, утлый чёлн, невесёлый пустынный пейзаж. Во вступлении же – результаты его преобразовательной деятельности. Пушкин переносит нас на сто лет вперёд. Петра уже нет, но мечта его воплотилась в жизнь. Вырос громадный великолепный город, Россия прорубила окно в Европу. И Пушкин – уже с высоты своей современности – слагает гимн Петру и его городу.
Таким образом, вступление – гимн городу, построенному Петром. Город здесь выступает как победа над стихией и как символ возрождённой России. Петербург строился больше века. Он стал памятником и тому, кто дерзко его замыслил, и народу-строителю, создавшему этот город ценой неимоверных страданий).
Возвышенный пафос во вступлении сменяется у Пушкина печальным рассказом.
-Какую стилистическую фигуру автор использовал? (антитезу).
-Кто является героем главной части поэмы?
(Героем выступает не Пётр, а другой «маленький» человек со своими мечтами, страстями и надеждами. Он беден. Не имеет ни чинов, ни покровителей. Судьба его призвана показать «другие следствия деятельности «державца полумира»).
-Вспомните, что такое конфликт.
(Столкновение, противоборство в литературном произведении, воплощённое в сюжете).
-Кто вступает в противоборство в поэме?
(Человек и государство, воплощённое в памятнике. Пушкин противопоставляет Петру I, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти. Конфликт между историей и личностью).
Учитель.
События «петербургской повести» развиваются в городе, созданном Петром I. Петербург в ней – место действия, основная тема, объект эстетического восхищения.
Исследователи утверждают, что в поэме два Петербурга. Согласны ли вы с этим утверждением? Где мы впервые встречаемся с образом города?
(Ответы учащихся).
(Во вступлении мы видим парадный Петербург). Найдём художественные детали, рисующие город.
- Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…
- Только ли парадный Петербург есть в поэме? (Нет).
Далее по тексту учащиеся находят художественные детали, рисующие город бедных:
2. Почти у самого залива –
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик…
3. Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Учитель.
Петербург – это и город бедных. Именно в нём происходит драма Евгения. Петербург враждебен герою. Согласны ли вы со мной? Докажите это эпизодами из поэмы. Найдите строки, где Евгений одинок.
(Со слов «На звере мраморном верхом…» до «Вода и больше ничего!», со слов «Но бедный, бедный мой Евгений…» до «…Ни призрак мёртвый»).
Итак, в поэме два образа Петербурга. И в центре города оказывается памятник его основателю, с которым связаны все события поэмы:
И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Прежде, чем мы поговорим об образе Петра в поэме, послушаем, что пишут о нём историки. Многие историки считают своим долгом дать оценку деятельности Петра Великого. Привести их все на уроке невозможно. Вот лишь некоторые из них:
Ученик.
«Мы вспоминаем преобразования и человека, стоявшего в центре их проведения прежде всего потому, что они сократили отставание России от передовых западноевропейских стран и возвели её в ранг великих держав континента» (Н. И. Павленко, доктор исторических наук).
Ученик.
М. В. Ломоносов в «Слове похвальном Петру Первому» писал: «Я в поле меж огней: я в судных заседаниях между трудными рассуждениями; я при строении городов, пристаней, каналов, везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Пётр, но многие; и не краткая жизнь, но лет тысяча. С кем сравню великого государя!..»
Пою премудрого Российского героя,
Что грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вёл войну,
Сквозь страхи проходя, вознёс свою страну,
Смирил злодеев внутрь и вне попрал противных,
Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивых.
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь и зависть удивил.
Учитель.
Естественно, что такая личность, как Пётр Первый, не могла не заинтересовать Пушкина. «Медный всадник» - не единственное произведение о Петре.
-Какие произведения А. С. Пушкина о Петре Первом вы читали, о каких, может быть, слышали?
(«Арап Петра Великого», «Стансы» (1826 г.), «Полтава», наброски «Истории Петра»).
В «Арапе Петра Великого» Пётр показан Пушкиным как царь –преобразователь, как «великий человек».
- А каким мы видим Петра в «Полтаве»?
(Пётр Первый предстаёт как великая личность, как государственный деятель. Озабоченный делами страны. Это царь-патриот, который совершил вместе с народом национально-исторический подвиг, утвердив Россию в войне со Швецией как великую державу).
- А ещё в «Полтаве» Пушкин изображает Петра Первого великодушным: царь поднимает «здравный кубок» за поверженных врагов. Эту черту поэт считал обязательной для подлинного героя:
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
- Есть ли сердце у Медного всадника? Каков же образ Петра в поэме? Где с ним впервые встречаемся?
(Во вступлении к поэме. Зачитывается вступление).
- Каким во вступлении предстаёт Пётр Первый?
(Пётр предстаёт великим деятелем. Смелым – в безумном замысле создать новую столицу на болоте; мудрым – в чувстве исторической необходимости прорубить окно в Европу).
- Как величие Петра подчёркивается стилистически?
(Повествование о Петре Первом ведётся в жанре оды; высокий слог; в тексте есть славянизмы; используются приёмы ораторского искусства; звуковая организация речи; повелительные интонации; торжественность; звучат фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.
А.С.Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности. Автор укрупнил образ. «Он» (вместо «царь», из вариантов начала) особо подчёркнуто:
На берегу пустынных волн
Стоял ОН, дум великих полон,
И вдаль глядел…).
Вывод учащихся о Петре I.
Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления к поэме «Медный всадник» подчёркивают в образе Петра I его государственную мудрость и патриотизм.
Учитель.
Вспомним «Медный всадник» Фальконе. Это по сути аллегорическое изображение Петра и его дел.
- Вспомните, что такое аллегория?
(Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ).
Конь – Россия, с которой Пётр I составляет трагическое единство. Конь, чувствуя опытного всадника, стремительно вскочил на крутую гору, «но самовластный государь уздой железной Россию поднял на дыбы».
Так появился образ Петра-императора, слитый с тем ликом Петербурга, который враждебен человеку.
- Зачем Пушкин ввёл в поэму наводнение?
(Описание наводнения занимает основное место в первой части повести).
- Какие детали страшной картины вас поразили?
(Наводнение понимается как возмездие природы человеку за учинённое над ней насилие. Это событие служит завязкой действия. Во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да усмирится же с тобой
И побеждённая стихия).
Учитель.
Стихия (Нева) испытывает злобу к Петру за то, что он заковал её в гранит, отнял свободу:
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут,
Тревожить вечный сон Петра!
Стихия не была побеждена. Наводнение – это бунт, и направлен он на «гранит подножия Петра», основателя Петербурга. Пётр здесь стоит. Нева бьётся о гранит. Пётр как бы оживает и в минуту опасности встаёт
- Какие несчастья обрушиваются на Евгения в этой атмосфере?
(Потерял Парашу, рухнула надежда на счастье).
- Сколько раз и как Евгений встречается с Медным всадником?
(Впервые видит во время наводнения, когда забирается на мраморного льва. Медный всадник обращён к Евгению спиной (не замечает его страданий). Затем Евгений, чей ум был потрясён, бродил по городу и вновь оказался у Медного всадника. Здесь ничто не грозит гранитной скале, и всадник сидит прочно и уверенно. Но он оживает, когда Евгений грозит ему).
Учитель.
Это самый напряжённый момент поэмы. Своеобразный поединок Евгения с Медным всадником считается кульминацией поэмы.
В изваянии Петра Евгений увидел памятник самовластному государю. Наступила трагически прекрасная минута в жизни бедного чиновника. Шум Невы рождал думы, которые открыли ему череду его несчастий.
(Учащиеся читают отрывок из поэмы со слов: «Евгений вздрогнул» до слов «Ужо тебе…»). «Ужо» в смысле угрозы, как поясняет В. И. Даль в своём словаре, означает: «Вот постой, погоди, я тебя! Попадёшься, придёт пора!»
- Почему и в чём Евгений мог обвинить Петра и даже грозить ему карой?
- Что происходит со всадником?
(Он оживает и реагирует на угрозу как самовластный государь: подавляет мятеж, начинает преследовать бунтовщика).
Обратите внимание на силу внушения, которой обладают пушкинские строки. Всадник «скачет» только в больном воображении героя. Однако мы воочию видим этого всадника, слышим цокот копыт по мостовой. Найдём эти строки:
Как будто грома грохотанье –
Тяжело – звонкое скаканье
По потрясённой мостовой…
- Согласны ли вы с иллюстрацией Бенуа к поэме? (Слайд № 15)
Евгений изображён маленьким, а всадник - большим. Но Пушкин уравнивает Евгения и Петра. Это подчёркнуто стилистически: «Лик державца полумира», но и состояние Евгения передано высокой лексикой: «Чело к решётке хладной прилегло».
Учитель.
Почему Пушкин уравнивает самодержца и бедного чиновника? В чём вы видите гуманизм Пушкина?
(Евгений – человек, мечтающий о личном счастье. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта между историей и личностью.
Гуманизм Пушкина в том, что он выразил сочувствие «маленькому человеку», который имеет право на личное счастье, но лишён его и протестует против своей обездоленности).
- А какие иллюстрации нарисовали к поэме вы? Прокомментируйте.
6. Итоги урока.
Учитель.
А теперь вернёмся к вопросу: почему возможен разговор о городе, Петре I и поэте?
(Пётр Первый основал Петербург, в котором жил и творил Пушкин. Поэт в своих произведениях прославил имя Петра, пытаясь разобраться в сложности его личности).
Несмотря на неоднозначное сложное отношение Пушкина к Петру I, он поёт хвалу городу. Только «Пушкин отвечает Петру, как слово отвечает действию» (обращение к эпиграфу). Ведь для Пушкина, как и для Петра, Петербург был сердцем России, которую и государь, и гений любили всей душой.
Вспомним слова А. С. Пушкина: «Я далеко не восторгаюсь всем, что я вижу вокруг себя, но ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков!»
Заключительное слово учителя.
Восемнадцатый век проходил под стягом Петра Великого: его именем преемники клянутся непрестанно. Пётр в своей деятельности постоянно руководствовался идеей служения государству; он служил государству везде: на полях сражений, за столом дипломатических переговоров, с топором в руках и за соглашением указов, за конструированием кораблей и изобретением новой азбуки.
Мечта всей его жизни была увидеть могучую, развитую, великую Россию. Его мечта осуществилась во время его жизни. Думаем, если бы он знал, что будет с Великой державой в конце XX – начале XXI веков, - ему было бы очень горько. Но мы верим, что как вернули городу на Неве его исконное имя Санкт-Петербург, так сможем мы вернуть былую славу и могущество России, которая переживает сегодня трудные времена.
7. Рефлексия (составление синквейна на основе материала урока).
8. Выставление и комментирование оценок.
9. Домашнее задание.
1) Задание, рассчитанное на сильных учащихся.
Написать эссе на тему «Как сделать так, чтобы Природа, Государство и Человек могли увидеть друг друга и услышать? Как сделать человека счастливым?»
2) Задание для остальных учащихся.
- Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Имя России для меня – Пушкин (Пётр Великий)».
- Ответить на вопрос: «В чём видит А.С.Пушкин трагическое противоречие преобразовательной деятельности Петра I?» (на основе поэмы «Медный всадник»).
3) Дополнительное задание (по желанию): создать буктрейлер по поэме А.С.Пушкниа «Медный всадник».
(Звучит песня И. Талькова «Россия»).
Литература:
- Анохина Г. М. , Веденеева Г. И., Казакова Т. М., Морозова Н. А. Любите Россию! (О патриотическом воспитании детей), Воронеж, 1995
- Буганов В. И. Пётр Великий и его время. – М., 1989
- Золотарёва И. В., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2003
- Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – М., 1990
- Лотман Ю. М. А. С. Пушкин. – М., 1983
- Пушкинский свиток: Сборник/Сост. И. Ф. Смольников. – М.. 1995
- Пушкин А. С. Поэмы/Послесловие к поэме «Медный всадник» Л. Озерова. – М., 1986
- Интернет-ресурсы.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров ⁄ Под ред. Е.С.Полат – М.: «Академия», 2001
- Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие ⁄ А.Г.Нарушевич ⁄ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н⁄ Д: Легион, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иван Третий - государь всея Руси
презентация к занятию элективного курса "Светочи России"...
Иван Третий - государь всея Руси
конспект занятия элективного курса "Светочи России"...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...
Иван III. Государь Всея Руси.
Урок-исследование. Цели, которые реализуются на уроке::раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III;сформировать представление о личности Государя Всея Руси и о ег...
Интегрированный урок (немецкий язык и литература) по теме: "Ф.Шиллер - гений мировой классики"
Урок посвящен году Шиллера....
Проявления генов в развитии. Плейотропное действие гена.
Проявление одного и того же гена может очень сильно изменяться у разных организмов. Это обусловлено, главным образом, влиянием генотипа данного организма и условиями внешней среды в которой протекает ...