Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Васильева Мадына Владимировна

 

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. 

Формирование умения анализировать источники информации, корректно выражать свою точку зрения позволяет работа с источниками. Урок применим как на базовом , так и на профильном уровне

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок истории50 КБ

Предварительный просмотр:

М.В.Васильева

Иван III. Государь Всея Руси

Урок истории в 10 классе

Цель урока:

  1. Формирование представлений о личности Государя Всея Руси и о его роли в процессе образования Российского централизованного государства.
  2. Формирование умения анализировать источники информации, корректно выражать свою точку зрения.
  3. Формирование ценностного отношения к личности.

Приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ

1.Стадия Вызова

Посол Священной Римской Империи Сигизмунд Герберштейн писал в своих записках: «...властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов мира». Такую характеристику Римский посол дал Великому Московскому князю. Государю Всея Руси Ивану Ш. Определите10 ключевых слов по теме «Государь Всея Руси» и дайте характеристику Ивану III (Работа выполняется индивидуально, затем результаты обсуждаются в группах, затем в классе, фиксируются на доске, ранжируются, в группах составляется рассказ по данной теме. Рассказы заслушиваются в классе).

2.Стадия Содержания

Естественно, что личность, основным направлением деятельности которой стало собирание русских земель и укрепление центральной власти, получила самые противоречивые оценки в исторической литературе. Рассмотрим их.

Шесть шляп мышления. Учащиеся делятся на шесть групп. Каждая группа выбирает шляпу определенного цвета и работает с документом (см. приложение). Каждый цвет имеет определенное значение.

Белый – группа выбирает из документа только факты.

Желтый – группа определяет положительную оценку деятельности Ивана III.

Черный – группа определяет негативную оценку деятельности Ивана III.

Зеленый – группа определяет критерии, которые авторы использовали при оценке деятельности Ивана III и применимы ли они для оценки современных политиков.

 Красный – группа определяет эмоциональное отношение авторов документов к личности Ивана III

Синий – группа делает обобщение по поводу, какими качествами обладал Иван III как политик

Результаты работы групп заслушиваются.

3.Стадия Рефлексии

Учащимся дается задание: с помощью стратегии РАФТ, используя ключевые слова из стадии вызова, выразить свое отношение к Ивану III. (Учащиеся в группе выбирают роль, аудиторию, к которой будут обращаться,  и форму ответа).

4.Домашнее задание: (на выбор)

-нарисовать карту деятельности Ивана III.

-продолжить фразу «Если бы Иван III…»

-составить портфолио ИванаIII.

Приложение

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1998

Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго  судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории. …Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности. Хотя ничего не делается вдруг, хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при    Иоанне III  как бы вышла из сумрака теенй, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного…. Иоанн, рожденный данником Орды…сделался одним из знаменитейших  государей в Европе…. не уступая первенства ни императорам, ни гордым султанам. Бракосочетание С Софиею обратив на себя внимание держав, раздрав завесу между Европою и нами… не хотел мешаться в дела чуждые; принимал союзы, но с условием ясной пользы для России… Следствием было то, что Россия. Как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри и не боясь внешних врагов. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собой вельмож и народ. 

 История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995

Русские историки называют Ивана Великим. Действительно, нельзя удивляться его уму. Сметливости, устойчивости, с какою он умел преследовать избранные цели, его умению кстати пользоваться благоприятными обстоятельствами и выбирать надлежащие средства для достижения цели; но не следует… упускать из виду,… что истинное величие исторических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу возможно большее благосостояние  и способствовать его духовному развитию…

Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своею единою властью, жертвую даже своими отеческими чувствами, умел наполнять свою великокняжескую сокровищницу всеми правдами и неправдами, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоустроение подвластной ему страны. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам. Его варварские казни развивали в народе жестокость и грубость. Его безмерная алчность способствовала не обогащению, а обнищанию русского края…

Истинно великие люди познаются тем, что опережают свое общество и ведут его за собою; созданное ими имеет прочные задатки не только внешней крепости, но и духовного саморазвития. Иван в области умственных потребностей ничем не стал выше своей среды; он создал государство, завел дипломатические сношения, но это государство, без задатков самоулучшения, без способов и твердого стремления к народному благосостоянию, не могло двигаться вперед на поприще культуры, простояло два века, верное образцу, созданному Иваном.

Беллярминов И.И. Элементарный курс всеобщей и русской истории. М.,1988

После Василия II темного Московским княжеством правил Иоанн III Васильевич, отличавшийся дальновидностью и осторожностью. Приступая к какому-либо делу, Иоанн взвешивал все, что может помочь и повредить ему; Иоанн III славился также бережливостью: посылая иностранным послам в дар баранов, он требовал, чтобы возвращали шкуру.

Замечательными событиями в его правление были: покорение Новгорода, брак его с Софиею Палеолог и свержение монгольского ига.

Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории. М., 1988

Иоанн лучше всех предшественников умел пользоваться благоприятными обстоятельствами, и хотя медленным, но твердым и неуклонным шагом он почти всегда достигал своих целей. Его княжение ознаменовано многими важными достижениями внутренней и внешней политики. Первое место между ними занимает присоединение и к Москве самых значительных уделов Северо-Восточной России.

Маркс К. Секретная дипломатия XVIII века.

Изумленная Европа, в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства.

Лаушкин А., Мельников С., Володихин Д., Рождение Московского государства. Иван III. М., 1995

Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в которое он жил. В нем уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его расчетливым прагматизмом ясно угадывалась высокая цель жизни. Он бывал грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не проявлял бездумной жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был «до людей ласков», не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрек. Он никогда не торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и решительно. Мудрый и осмотрительный, Иван III умел ставить перед собою ясные цели и достигать их.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Третий - государь всея Руси

презентация к занятию элективного курса "Светочи России"...

Иван Третий - государь всея Руси

конспект занятия элективного курса "Светочи России"...

Иван III. Государь Всея Руси.

Урок-исследование. Цели, которые реализуются на уроке::раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III;сформировать представление о личности Государя Всея Руси и о ег...

Конспект урока 10 класс история тема: "Иван 3- государь всея Руси"

Данный урок завершает решение основных проблем России XIII – XV веков.На  уроке нашло применение приёмов различных технологий как проблемного обучения ( постановка и решение проблем темы урока); ...

Урок истрии 10 класс на тему : « Образование единого централизованного государства. Иван 3 – Государь Всея Руси»

laquo; За время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил пределы Русского государства... Наконец после знаменитого "стояния" двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальн...

Презентация для 6 класса "Иван III - Государь всея Руси"

Начальная презентация к уроку о правлении Ивана III....

«Образование единого централизованного государства. Иван 3 – Государь Всея Руси»

laquo;Образование единого централизованного государства. Иван 3 – Государь Всея Руси»...