Образ рябины в поэзии Марины Цветаевой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Образ рябины - один из любимых образов в поэзии Марины Цветаевой. "Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы - она стала символом судьбы" поэтессы.
Урок сопровождается презентацией. Автор презентации - ученица 11 классса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образ рябины в поэзии Марины Цветаевой | 379.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ рябины в поэзии Марины Цветаевой
11 класс
Задачи урока:
- рассмотреть смысловую нагрузку образа рябины в стихотворениях М.Цветаевой;
- по принципу ассоциативной связи понаблюдать взаимосвязи образа рябины с ключевыми художественными образами и мотивами в поэзии М.Цветаевой.
Ход урока
- Слово учителя.
Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама и очень рано.
Она предсказала собственное долгое забвенье, а затем, после глухоты и немоты, громкую посмертную славу; угадала и свою страшную смерть, ошибившись лишь во времени суток: «Знаю, умру на заре…»
«Я все знала, - писала она, - отродясь…»
Сегодня Марину Цветаеву знают и любят миллионы людей – не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми!.. а иные из ее стихов кажутся такими давними и привычными, словно они существовали всегда – как русский пейзаж, как рябина у дороги…
Сивилла! Зачем моему
Ребёнку — такая судьбина?
Ведь русская доля ему...
И век ей: Россия, рябина...
Образ рябины – один из любимых образов в творчестве Марины Цветаевой.
Цель нашего урока – рассмотреть образ рябины в лирике Марины Цветаевой.
- Работа над стихотворением «Красною кистью…»
Как и многие поэты, Цветаева охотно верила указующим «знакам судьбы», верила, что её появление на свет не случайно, верила в своё высокое предназначение поэта. Еще в 1916 году М.Цветаева написала:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Полночь, листопад, суббота – она прочитала этот гороскоп легко и отчетливо. «Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения»[1]. Само имя Марина ассоциируется со словом рябина.
III. Анализ поэтического текста. «Рябину рубили …»
А теперь более подробно остановимся на анализе стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили …» (1934 г.)
В этом стихотворении мы наблюдаем частый у поздней Цветаевой прием, когда слова сближаются не только по смыслу, но и по звуку, и этот звук подсказывает некоторый общий мерцающий, не поддающийся точному определению смысл: то, что литературоведы называют цветаевской «фонологической каменоломней». В стихотворении 12 строк, 12 слов, каждое связано с каждым то более, то менее сильной звуковой — а стало быть, и смысловой — связью, и все эти связи ощутимы как единая плотная сеть:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
Перед нами картина жизни (даже неважно, реальная или существующая в воображении поэтессы), поразившая ее и вызвавшая в душевном мире М.Цветаевой определенные ассоциации.
Возникает ассоциативная связь образов: рябина – Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина – контекстуальные синонимы слова рябина.
Перед нами развернутая метафора: рябина как судьба Марины; рябина как судьба русская. Каждый смысловой отрезок стихотворения начинается со слова рябина.
Первая микротема:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Какова смысловая нагрузка этих строк?
Уничтожали Россию-сад, ранили российскую душу – значит, убивали душу поэта. Мы читаем строки «Рябину рубили зорькою» и вспоминаем стихотворение М.Цветаевой «Знаю, умру на заре»:
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Какое странное, непомерное, неистовое желание умереть, схватившись руками сразу за обе зари – и утреннюю и вечернюю!
Вторая микротема стихотворения «Рябину рубили…»:
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Обращаем внимание на слова судьбина и горькая. В чем различие слов судьба и судьбина? (Суффикс -ин- вносит в слово значение чего-то большего, значительного, обобщенного. Из словаря С.И. Ожегова узнаем, что слово судьбина употребляется в народной речи ).
Определение горькая употреблено в переносном значении. (Синонимы: горькая – горестная, трудная, тяжелая).
Третья микротема:
Рябина –
Седыми
Спусками…
Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. В конце этого предложения стоит многоточие. Это самый «семантический знак препинания», по определению В.В. Бабайцевой. Он заставляет нас остановиться, задуматься: что значит образ седыми спусками. Может быть, эпитет седые отражает цвет листьев рябины (продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая)? Или это цвет волос поэта? Уже в 20-е годы у М.Цветаевой появляются стихи:
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось…
Седые листья, седые волосы… Мы наблюдаем одну из ярких особенностей цветаевской поэзии – её сопряжение с собственной судьбой
До главной мысли в стихотворении «Рябину рубили …» остается один шаг. Она заключена в следующей микротеме:
Рябина!
Судьбина
Русская.
Метафора раскрылась до конца. Основная мысль произведения: через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.
Понятия “родина” и “рябина” слиты воедино. Соотношение “родина–рябина” укладывается в формулу синекдохи. Мы понимаем, что нет темы больнее, чем тема России, нет единства прочнее, чем единство с духовностью, культурой своего народа.
IV. Сообщение ученика. Стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине!..»
В эмиграции, вдали от России, Цветаева жила тоской по Родине. В письме к Тесковой (1930) писала: “Как Вы глубоко правы — так любить Россию! Старую, новую, красную, белую — всю! Вместила же Россия — всё... Наша обязанность, вернее, обязанность нашей любви — её всю вместить”.
В стихотворении «Тоска по родине!..» (1934г.) Цветаева подробно, с характерными для нее уточнениями, вариациями «доказывает», что эта тоска – «совершенная морока», что ей «совершенно все равно – где совершенно одинокой» (глагол быть пропущен, как само собой разумеющееся). И даже русский язык она как будто не особенно чтит:
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным,
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!
Мы видим в тексте целое родовое гнездо однокоренных слов слову “родина”: родным (роднее — форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна). В произведении им противопоставлены контекстуальные антонимы: родина — “госпиталь или казарма”, родной язык — “безразлично — на каком непонимаемой быть встречным!”, “роднее бывшее — всего” — “всего равнее”. (Здесь умышленно допущена грамматическая неточность: наречие, не имеющее степеней сравнения, употреблено в сравнительной степени — это знак своеобразной самоиронии.) А в словах “душа, родившаяся где-то” звучит глобальная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родной землёй вовсе не осталось следа:
Так край меня не уберёг
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперёк!
Родимого пятна не сыщет!
Но этот обвал рискованных отрицаний, доказательств своей свободы от Родины, от родного языка вдруг рушится, завершается загадочной концовкой:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
Сердце болит из-за отрешённости от родного, но Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Нельзя поверить в равнодушие героини, если читаешь, что называется, “по нотам”. (Тире — любимый знак М.И. Цветаевой, он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке. Особенно ощутима его роль в конце стихотворения.)
Лидия Чуковская вспоминает, что однажды в Чистополе, когда М.И. Цветаева, не желая возвращаться в Елабугу, задержалась у знакомых, поэтесса прочитала это стихотворение без последних двух строк. У Лидии Чуковской от услышанного произведения осталось ощущение смирения М.И. Цветаевой с горечью отрешённости и бездомности. И только спустя много лет, после приобретения самиздатовской книги М.И. Цветаевой, она поразилась глубине внутреннего противоречия, открывшегося с помощью двух последних строк: «Ведь там после всех неистовых отречений, после всех не, содержится в последнем четверостишии как бы некое да, утверждение, признание в любви...<> если встаёт на пути рябиновый куст, то вместе с ним, вопреки всему выкрикнутому выше, встаёт и тоска по родине – та самая, которую она столь энергично и презрительно только что объявила «разоблачённой морокой».[2]
Героиня навеки связана с родной землёй, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности. Этот куст рябины оказывается чем-то ярче, эмоционально богаче любых иных опор. Необходимо искать в России то, что станет мерой твоей любви к ней, символом. Иначе к чему твоя безмерность любви, если она пуста, беспредметна? Чувство Родины – безгранично, беспредельно, но оно и привязано к чему-то малому, наглядному, что и становится мерой… безмерности.
Может быть, в силу понимания этих обстоятельств так сложен весь цикл стихотворений «Куст».
V. Чтение стихотворений из цикла «Куст». Размышления над поэтическими строками.
Одна из ярких особенностей цветаевской поэзии – в её сопряжении с жизненным контекстом, в автобиографичности большинства конкретных произведений. Её лирическая героиня цикла стихотворений «Куст» стремится к предельной искренности, к полному самораскрытию.
Необычен вопрос, с которого начинается диалог с кустом:
Что нужно кусту от меня?
Не речи ж? не доли собачьей
Моей человечьей, кляня
Которую – голову прячу
В него же (седей – день от дня!)
Сей мощи, и плещи, и гущи –
Что нужно кусту – от меня?
Имущему – от неимущей!
Образа России здесь как бы нет. Есть два собеседника: самодостаточная природа и «неимущий» человек с «долей собачьей», с опостылевшей бездомностью. «Чаша куста» воплощает устойчивость Родины, завершенность (ассоциируется с мыслью «дом – полная чаша»), а душа без России – это пустота, где все исчерпано, ограблено, выпито. Все стихотворение – это драма души, уставшей от своей безмерности, от замкнутости «самопитающегося фонтана». Цветаева словно ощутила себя в безвоздушном пространстве: простой куст, связанный с землей, полный мощи, «плещи» (т.е. шелеста листвы, шума, плескания ветра), кажется ей богаче, чем любая безмерность.
Цветаевская героиня обращается к силам природы в поисках опоры, помощи, утешения:
За этот ад,
За этот бред
Пошли мне сад
На старость лет.
<>
Такой мне сад на старость лет…
–Тот сад? А может быть – тот свет? –
На старость лет моих пошли –
На отпущение души.
Души, страдающей, тоскующей... «И к имени моему Марина –прибавьте: мученица». Разлука с Родиной – внутренняя боль Марины Цветаевой: «Той России нету, как и той меня».
Своеобразным выражением тоски по Родине, «березах», «ржи» стали стихи, объединенные темой «бессонницы». Тема России, тема той дали, которая все время говорит:
… «Вернись
Домой!»
Со всех – до горних звезд-
Меня, снимающая мест,-!
особенно интимно звучит в свете этой бессонной тоски. Все диалоги Цветаевой с «кустом», с рельсами дорог, ведущих в Россию, густо окрашены в мучительные цвета бессонницы. Такой бессонной тоски по Родине русская поэзия до Цветаевой не знала.
VI. Выводы
В поэзии марины Цветаевой слово рябина многозначное, многосмысловое.
- Рябина – символ судьбы поэта
- «Рябина – судьбина горькая»
- Рябина – «судьбина русская»
- Тоска по Родине
- Мотив связи с родной землёй
- Мотив устойчивости Родины
Наблюдаем ассоциативную связь образов:
«Рябину рубили зорькою»→ «куст…рябина»→«Что нужно кусту от меня?»
↓ ↓ ↓
«умру на заре» Родина «Сад…
На отпущение души»
Россия, судьбина, родина, душа поэта — этот смысловой ряд смыкается понятием “рябина”. Таким образом в поэзии М.Цветаевой выступают основные мотивные поля: судьба→ смерть→ вечность.
А мне от куста – не шуми
Минуточку, мир человечий! –
А мне от куста – не тишины:
Той, – между молчаньем и речью,
Той, – можешь – ничем, можешь – всем
Назвать: глубока, неизбывна.
Невнятности! наших поэм
Посмертных – невнятицы дивной.
Литература
- Чуковская Л. Предсмертие // Воспоминания о Марине Цветаевой: Сборник. –М.: Советский писатель, 1992. – С.528-550
- Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. –Л: Сов. Писатель, 1989
- Сабынина О.И. Лингвистический анализ текста в классе с углублённым изучением русского языка // РЯШ. – 1991. – №3.
- Цветаева М. Сочинения. В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1984.
[1]Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография.– Л: Сов. Писатель, 1989. –С.18.
[2]Чуковская Л. Предсмертие // Воспоминания о Марине Цветаевой: Сборник. –М.: Советский писатель, 1992. – С.544.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
«"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой»
Урок изучения нового материала....
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой
Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе М...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....