Организация уроков-семинаров с использованием средств ИКТ
статья по литературе на тему
Семинар – это один из видов урока. Целью семинарского занятия является более глубокое самостоятельное изучение темы или проблемных вопросов, овладение приемами научно-теоретической и конструктивной методологии. В условиях школы данный вид урока рассматривается как практическое занятие, на котором обсуждаются сообщения, доклады, рефераты, выполненные учащимися в результате самостоятельного исследования, доказательства или опыта.
Семинар способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышает культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_urokov.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация уроков-семинаров с использованием средств ИКТ
Учитель русского языка и литературы Сенчило Лариса Дмитриевна
Семинар – это один из видов урока. Целью семинарского занятия является более глубокое самостоятельное изучение темы или проблемных вопросов, овладение приемами научно-теоретической и конструктивной методологии. В условиях школы данный вид урока рассматривается как практическое занятие, на котором обсуждаются сообщения, доклады, рефераты, выполненные учащимися в результате самостоятельного исследования, доказательства или опыта.
Семинар способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышает культуру общения.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет использование на уроке наглядных средств обучения. Современные средства ИКТ предоставляют большие возможности для проведения школьных уроков, в том числе и уроков-семинаров. Использование компьютерных технологий на уроке позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, структурированных соответствующим образом знаний, но и развить интеллект, навыки самостоятельной работы и творческие способности учащихся.
При подготовке к уроку семинару ученик должен провести значительную научно-исследовательскую работу, обработать большое количество источников информации, что способствует повышению учебной мотивации и накоплению фактических знаний, а также развитию информационной и коммуникативной компетенций у учащихся.
Современные мультимедийные технологии на качественном уровне повышают наглядность изучаемого материала, что способствует лучшему его усвоению, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся.
Урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается его эффективность.
В технологической цепочке подготовки и проведения урока-семинара с использованием средств ИКТ можно выделить три этапа:
1. Подготовительный этап.
Сообщение учителем целей и задач проведения семинара; проведение инструктажа по самостоятельной исследовательской работе с источниками знаний; дается обзорная характеристика, с выделением образцов, в качестве которых рассматриваются наиболее сложные. Если необходимо, ученикам демонстрируется наглядная презентация.
Алгоритм методики
- Сообщение темы за 2-3 недели до проведения урока-семинара.
- Постановка цели и задачи семинара.
- План семинара.
- Предоставление списка литературы и источников с комментарием.
- Выделение тем презентаций, докладов, назначение ответственных учащихся.
- Консультация учителя.
В зависимости от сложности и глубины изучаемого вопроса, можно назначить одного или нескольких ответственных. Учащиеся могут выступать индивидуально, а можно распределить их по группам, причем необходимо, чтобы были задействованы все ученики: кто-то подбирал материал, другой работал над презентацией, третий – готовил доклад.
2. Организация урока-семинара
- Заслушивание реферата, доклада, просмотр презентации.
- Вопросы участникам семинара.
- Выступления учащихся.
- Необходимые пояснения учителя по ходу занятия.
Семинарское занятие необходимо начать со вступительного слова учителя, в котором он еще раз озвучивает цель и задачи семинара, порядок проведения, дает рекомендации.
Далее проводиться обсуждение вопросов семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, прослушивания сообщений и т.д.
3. Заключительный этап
- Заключительное слово автора доклада, презентации.
- Заключительное слово учителя, проводившего семинар.
- Анализ и самоанализ учащихся, учителей.
- Вынесение оценочных суждений.
Главная дидактическая задача учителя на таком уроке – наблюдение за ходом урока, его комплексный анализ и систематизация представленных знаний, выводов, подготовка заключения. Подводя итоги, учитель отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления. Затем необходимо дать возможность самим учащимся выступить с оценочными суждениями, так как это способствует развитию их критического мышления, формирует ответственность за обобщение, выводы.
Можно выделить основные случаи, когда предпочтительно проводить уроки в форме семинаров: при изучении новой темы, если он доступен для самостоятельного проработки учащимися; после проведения вводных, уроков; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Проводить уроки-семинары с использованием учащимися мультимедиа технологий можно начинать с 7 класса, когда учащиеся владеют достаточными навыками работы с компьютером, и умеют работать с информацией.
По своим возможностям, уроки-семинары намного богаче, чем урок-лекция, так как в результате самостоятельной деятельности ученики глубже вникают в исследуемый вопрос и получают возможность закрепить полученные знания. Но, конечно, стоит учитывать и глубину содержания изучаемой темы, так как если урок не закладывает научную основу, то проведение семинара становится нецелесообразным.
Таким образом, проведение урока-семинара – является действенной технологией повышения мотивации обучающихся к предмету, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения и приводит к целому ряду положительных следствий. У учащихся формируются познавательная, учебная, коммуникативная, информационная, творческая компетентности. Появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, что приводит к более осмысленному изучению материала, превращению систематических знаний в системные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы
Практическая работа: "Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА
Организовать диагностику обученности учащихся по математике просто и удобно для всех участников процесса, можно с помощью специального сервиса в интернете – Сервиса проверки знаний учащихся. Использов...
Организация стартового диагностического контроля по математике с использованием средств ИКТ и сервиса в Интернете
В статье описывается технология проведения входных диагностических работ за курс начальных классов, за курс 5-6 классов, за курс основной школы с использованием специального сервиса в Интернете....
Статья "Использование средств наглядной агитации, технических средств (трансляция правил поведения в ЧС) в подготовке персонала и учащихся к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории образовательной организации"
В настоящее время происходит внедрение ФГОС. Учебный предмет "ОБЖ" обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных возможностей учащихся в образовательном пр...
Организация домашней работы учащихся с использованием средств ИКТ
Данная методическая разработка представляет собой задание для 9 класса и демонстрирует эффективное использование ИКТ не только в школе, но и при выполнении домашнего задания учащимися....
Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.
Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных информационно -коммуникативных средст на уроке иностранного языка,в частности н...
Презентация "Использование средств ИКТ при организации познавательной деятельности обучающихся"
ull;Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. В современных условиях школа должна готовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обще...