Сценарий внеклассного мероприятия. Таблица Менделеева на сцене школьного театра (трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)
материал по литературе (9 класс) на тему
Совмесместная работа учителей литературы и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_mendeleeva_na_stsene_shkolnogo_teatra.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица Менделеева на сцене школьного театра
(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)
Авторы: Волохова М.Л., учитель химии
Сидорова Т.П., учитель литературы
Пролог
1 (Ученик с таблицей Менделеева)
Ты мне снишься под утро,
Как ты милая снишься!....
Элементы как дуло,
Наведённое снизу.
Алюминий и висмут
Магний, кальций и радий –
Понимаю, завис я,
И чего чахну ради.
Затерзали до боли
Эти орды из формул
А задачи про моли…
Как увидел – так обмер.
От кислот безобразных
Я, как лакмус, краснею.
Я учусь в муках страшных,
Я учусь, как умею.
Мне не надо заданий,
Мне не надо контрольных,
Мне достаточно знаний
Я хочу дышать вольно.
(Вздрагивает, протирает глаза, просыпается и смотрит на таблицу Менделеева с ужасом).
Холодно… Хочу спать…. Но еще ничего не выучил. (Шевелит губами, как будто читает). Что за гадость эти диспрозий и гадолиний. Если сделать морфемный разбор (с русским-то у меня хорошо!), выделить корень (смеется)…( появляется разбор слова! ГАДОЛИНИЙ
Входит 2 ученик
Стихи Николая Глазкова
Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
1 Ученик
Вот нашел гордиться чем
Делать нечего совсем
Не ходил в Макдональдс с нами,
Не играл в хоккей с друзьями,
В твоих опытах всегда
Пользы меньше чем вреда.
2 Ученик
Я с тобой не буду спорить
И не буду убеждать,
Должен ты мне, друг, позволить
Пользу делом доказать.
В недра земли и пучину морскую
Вместе отправимся спор разрешить,
В небо поднимемся, и докажу я,
Что нам без химии жизнь не прожить.
(Уходят)
Действие I Металлы
Хор элементов
Менделеева таблица….
Каковы ж её границы?
Элементов больше ста!
Не вместит всех голова!
Основные надо знать!
Таблицу стоит изучать!
(элементы выходят и представляются)
Номер первый – водород.
Номер восемь – кислород.
Шестой номер – углерод.
Кто меня оспорит, люди?
Золото – без всех прелюдий!
А мне, железу, целый век
Поклонялся человек!
А я мышьяк – не просто так,
Таинственный, опасный знак:
Цари, вельможи про меня все знали,
Недругов травя.
Ученик:
Элементы все бесценны,
Но на этой нашей сцене
Собрались лишь только те,
Что важны для нас везде.
Углерод:
Разрешите представиться:
Я углерод.
Знает меня, но не ценит народ.
Львиная доля меня в веществах,
Не каждый способен на этот размах.
Я человеком как будто забыт,
Но тело его из меня состоит.
Цепи мои образуют белок
И в них же обжоры свой прячут жирок.
Сластены меня обожают на вкус
2 ученик
Что, несомненно, для химии плюс
Углерод:
Разнообразен я сам по себе,
Но дивное диво таится во мне:
В карандаше я – невзрачный графит,
Который прекрасную тайну хранит.
В недрах земли превращаюсь в алмаз,
А после огранки я радую вас
Своим ослепительным радужным светом,
Даря вдохновенье великим поэтам.
3 Ученик: Павелин В.
Прозрачный, как росы, в кристалле своем
Он светлости сгусток вмещает,
Лучистым огнем и ночью и днём
Горит, как звезда, не сгорает.
Свидетель крушений владык и оков,
Осколок нетленный природы,
Прославлен в легендах с древнейших веков,
Как символ любви и свободы.
4 Ученик: А. Фет
Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.
(Появляется Кислород, на лице которого написано явное неудовольствие. Говорит с важностью в голосе.)
Небо в алмазах представить решил?
Ну и кого ты, мой друг, удивил?
Вот если бы люди дышали тобой,
Тогда бы я первый воскликнул: «Герой»!
А известно ли тебе,
Что вся жизнь людей во мне!
Спроси её, спроси его, (показывает рукой в зал)
Смогли б прожить без Н2О?
Кислород
Век за веком пролетали - люди многое познали,
Тем не менее, народ знать не знал про кислород.
Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?!
Газ без запаха, без вкуса, не заметен на просвет,
На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.
Производство кислорода возрастает каждый год.
К металлургам, в газорезку, в медицину газ идет,
К водолазам, космонавтам, в производство кислоты,
Окислителем в ракете, словом, всюду встретишь ты.
По запасам в целом Мире нет богаче никого -
Газ, оксиды, руды, соли - всюду мы найдем его.
Можно только удивляться, как смогла Природа-Мать
Из космических просторов кислорода столько взять.
Кислород в разрядах тока превращается в озон –
Так за свой особый запах получил названье он.
Слой озона в стратосфере поглощает вредный свет,
А разрушим слой озона, то и жизнь сойдет на нет!
Кислород - восьмой по счету, если вес за меру брать,
Если ж мера место в жизни - номер надо б поменять!
1 Ученик:
Номер первый – кислород?
Не смешил бы ты народ!
Номер первый – Петр Чех,
В Челси он имел успех.
Вальтер Дзенга – вот герой
За «Милан» стоял горой.
Им в футболе равных нет,
А ты мне все про элемент.
Ну, узнаю я про бром,
Про аргон, титан и хром.
Только это мне зачем?
Чтоб засохнуть что ль совсем?
2 Ученик
Не засохнешь никогда,
Н2О спасет – вода.
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
С Щипачев
1 Ученик:
Знаю я, что без воды –
Ни туды и ни сюды.
Вся планета залита:
Тут вода и там вода,
И везде одна вода.
2 Ученик:
Не так-то запасы воды велики,
Мы всё, что смогли, загрязнили.
Пожалуй, уже не осталось реки,
Где б чистые воды катили.
3 Ученик:
Нам снится немая, как камень Земля.
И небо нагое без птицы,
И море без рыбы и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.
«Предупреждение» А. Тарковский
2 Ученик:
Ты знаешь хоккей и в футболе силен,
В компьютере тоже смекаешь,
Бываешь в каких-то вопросах смышлен,
Но главного не понимаешь.
Не может Земля бесконечно давать
Все то, что у ней отнимают.
И недра её начинают страдать:
Запас их стремительно тает.
Действие II Неметаллы
3 Ученик:
Через века прошли металлы:
Век Бронзовый, Железный, Золотой.
Земля их людям с щедростью давала –
Они взамен ей труд дарили свой.
Орудия труда, кольчуги, копья, шлемы
И наконечники для стрел –
Металлы помогли решить проблемы
И людям облегчили их удел.
4 Ученик
Звенела кованая медь,
Мой щит, холодное презренье,
И на щите девиз: «Терпенье».
Звенела кованная медь,
И зазвенит она и впредь
В ответ на всякое гоненье.
Звени же, кованая медь,
Мой щит, холодное презренье.
Сологуб Ф.
Медь
Заставили меня вы покраснеть,
Но я не золото, я – медь.
По цвету я на золото похожа,
Тягучая и вязкая. И что же?
Хороший я электропроводник -
Об этом знает каждый ученик.
Не замечаю я разбавленных кислот,
Зато предпочитаю кислород.
При нагревании я с ним даю оксид,
Который окисляет альдегид.
Прошу вас всех учесть момент:
Я важный биоэлемент.
К моллюскам я храню любовь,
И синей делаю их кровь.
Со мною их пигмент несет
По клеткам тела кислород.
1 Ученик
Но не моллюск я, братцы, нет,
С их голубой холодной кровью,
И крови моей красный цвет
Нисколько не вредит здоровью.
Я слышал, в ней железо есть,
А это меди не вреднее.
Нам надо много яблок съесть,
Чтоб стали мы еще сильнее.
Железо
Я – хладное железо,
Я властвую над всем,
И без меня в развитии
Отстали б вы совсем.
Железом мечен человек,
И дети вскормлены железом,
Когда-то был железный век,
В котором стало я полезным.
Через века мой путь идёт,
А я по-прежнему в фаворе.
С любым металлом до сих пор
Могу на равных я поспорить.
Стальной прокат, чугун литейный,
Ядро Земли, метеорит,
И алой крови наполненье,
Могу с ума свести магнит.
Я компас поведу с собою,
Как путеводная звезда;
Все залежи свои открою,
Отдам их людям навсегда.
1 Ученик:
Что за металл?! Ржавеешь быстро.
Труха – и больше ничего.
В тебе не промелькнет и искра
Металла желтого. Его
Не только обожают – ценят,
Жизнь отдают за звон монет,
Над ним не властно даже время -
В тебе такого близко нет.
( С восхищением, растягивая слово, произносит)
Аурум….Дорого…Престижно…Аурум…..
Золото:
Я Золото, я очень благородно!
Хоть кольца золотые обручают,
Само я независимо, свободно!
Мои соединенья получают
С большим трудом в растворе царской водки,
В других кислотах я не окисляюсь!
А в древних кладах и других находках
Я лучше всех металлов сохраняюсь.
Я Золото! Как Солнце, я сверкаю,
К себе людей веками привлекаю,
Маню их, как ребёнка шоколадка,
Гублю их золотою лихорадкой!
Я Золото! Я дорого, шикарно!
Я – деньги, и поэтому коварно!
2 Ученик:
Да, благородно ты и, может быть, шикарно,
Но только не всегда несешь вражду,
И не всегда бываешь ты коварно.
Я про тебя другое расскажу.
Не так давно учёные открыли,
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.
И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живём, как говорится,
Согреты этим золотым огнём.
Мы знаем фразу: "Золотые руки!"
Иль, скажем: "Золотая россыпь слов!"
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: "Золотая кровь!"
И может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.
И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!
Эдуард Асадов
3 Ученик:
А я еще могу добавить,
Что золотом блестят слова,
В них смысла ни прибавить, ни убавить.
Вот, например: он золотая голова.
4 Ученик:
Золотое солнце в вышине
Золотым лучом ласкает землю.
Золотое слово в тишине
Слушаю и суть его приемлю.
Золотая нива колос льёт,
Золотая рожь зерном играет.
Золотая осень к нам придет
И Шарами Золотыми запылает.
А в реке под голубой волной
Золотая рыбка проплывает,
И несет она подарок дорогой,
Тем, кто свадьбу золотую отмечает.
Эпилог
2 Ученик:
Химия не скучная наука.
Я думаю, ты понял всё теперь.
Только от незнанья твоя скука
А ты в себя немножечко поверь.
Тебе открыли тайны элементы –
Без них не сможем мы прожить.
Они тебе в тяжелые моменты
Дадут возможность с химией дружить.
Много на белом свете
Разных сокровищ есть,
Их под землей и в море
Невозможно счесть.
Пусть пролетят столетья,
Пусть пробегут года,
Но элементов группы
Будут жить всегда.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Да, всегда, всегда, всегда.
Золото, никель, висмут,
Хлор, кислород, азот –
Дружненько образуют
Сложный бутерброд.
Чтобы в котле реакций,
Просто на раз и два,
Новыми веществами
Полнилась земля.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Полнилась всегда Земля.
Все вещества природой отданы навсегда,
Чтобы служили людям
Долгие года,
Чтобы однажды утром,
Прям на рассвете дня
Кто-то сказал природе
Важные слова.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Ты, природа, к нам добра
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Ты, природа, нам нужна.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Будем мы беречь тебя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .
Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .20 ноября 2010г. Класс:10-Б...
сценарий внеклассного мероприятия интеллектуальная игра "Химические элементы"
Буду рада , если мой сценарий поможет в проведении внеклассного мероприятия, предметной недели по химии...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный творчеству калмыцкой поэтессы Веры Шуграевой "Поэт, посвятивший жизнь родине"
О творчестве калмыцкой поэтессы ВерыШуграевой...
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни".
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни"....
Сценарий внеклассного мероприятия "Со страниц на сцену"
Материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Со страниц на сцену" (инсценировки знакомят учащихся с жанрами)...
Таблица Менделеева на сцене школьного театра
Таблица Менделеева на сцене школьного театра(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)...
"Сцены из лицейской жизни". Сценарий внеклассного мероприятия по книге Л. Рубинштейна "В садах Лицея"
Внеклассное мероприятие для учеников 5-8 классов, посвященное Дню лицейской годовщины....