Таблица Менделеева на сцене школьного театра
презентация к уроку по химии

Волохова Мария Львовна

Таблица Менделеева на сцене школьного театра

(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение МОК ЗАПАД

       Таблица Менделеева на сцене школьного театра

(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)

Авторы методической разработки:

  1. Учитель русского языка и литературы Сидорова Т.П.
  2. Учитель биологии Волохова М.Л.

Москва 2017 г.

Таблица Менделеева на сцене школьного театра

(трагикомедия из жизни химических элементов или «Удивительные истории о веществах самых разных»)

Пролог

Ученик (с таблицей Менделеева)

Ты мне снишься под утро,

Как ты милая снишься!..

Элементы как дуло,

Наведённое снизу.

Алюминий и висмут

Магний, кальций и радий –

Понимаю, завис я.

 И чего чахну ради!

Затерзали до боли

Эти орды из формул

А задачи про моли…

Как увидел – так обмер.

От кислот безобразных

Я, как лакмус, краснею.

Я учусь в муках страшных,

Я учусь, как умею.

Мне не надо заданий,

Мне не надо контрольных,

Мне достаточно знаний,

Я хочу дышать вольно.

(Вздрагивает, протирает глаза, просыпается и смотрит на таблицу Менделеева с ужасом).

   

     Холодно… Хочу спать… Но еще ничего не выучил. (Шевелит губами, как будто читает). Что за гадость эти диспрозий и гадолиний?! Если сделать морфемный разбор (с русским-то у меня хорошо!), выделить корень (смеется)… появляется разбор слова! ГАД-ОЛ-ИНИЙ.

Входит ученик

Стихи Николая Глазкова

Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
   Зачем ее я выучил?
   Могу сказать зачем:
   В ней стройность и величие
   Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
   В ней пробужденье дерева
   И вешних льдинок хруст.
   Таблицу Менделеева
   Я знаю наизусть.

Ученик

Вот нашел гордиться чем,

Делать нечего совсем.

Не ходил в Макдональдс с нами,

Не играл в хоккей с друзьями,

В твоих опытах всегда

Пользы меньше, чем вреда.

Ученик

Я с тобой не буду спорить

И не буду убеждать,

Должен ты мне, друг, позволить

Пользу делом доказать.

В недра земли и пучину морскую

Вместе отправимся спор разрешить,

В небо поднимемся, и докажу я,

Что нам без химии жизнь не прожить.

(Уходят)

Действие I   «Неметаллы»

Хор элементов

Менделеева таблица….

Каковы ж её границы?

Элементов больше ста!

Не вместит всех голова!

Основные надо знать –

Таблицу стоит изучать!

(элементы выходят и представляются)

Номер первый – водород,          

Номер восемь – кислород

Шестой номер – углерод.

Кто меня оспорит, люди?

Золото – без всех прелюдий!

А мне, железу, целый век

Поклонялся человек!

А я мышьяк – не просто так,

Таинственный, опасный знак:

Цари, вельможи про меня

Всё знали, недругов травя.

Элементы все бесценны,

Но на этой нашей сцене

Собрались лишь только те,

Что важны для нас везде.

Углерод:

Разрешите представиться:

Я углерод.

Знает меня, но не ценит народ.

Львиная доля меня в веществах,

Не каждый способен на этот размах.

Я человеком как будто забыт,

Но тело его из меня состоит.

Цепи мои образуют белок,

И в них же обжоры свой прячут жирок.

Сластены меня обожают на вкус.

 Ученик

Что, несомненно, для химии плюс

Жирик:

Тут кричат, что это плюс,

А мой живот раздут, как флюс.

В нем и сахар, и глюкоза,

И, представь себе, фруктоза.

Это все в конфетах, в пышках.

Кто-то скажет: «Это слишком!»

Я к такому глух и нем –

Пусть судачат – я же ем!

 Ученик

Ну, даешь! Смотри не тресни,

Углеводы скушав вместе!

Нажимаешь на крахмал?

Жирик:

Не завидуй мне, нахал!

Углерод:

Не надо, ребята, сводить все к еде,

Разнообразен я сам по себе,

Ведь дивное диво таится во мне:

В карандаше я – невзрачный графит,

Который прекрасную тайну хранит.

В недрах земли превращаюсь в алмаз,

А после огранки я радую вас

Своим ослепительно  радужным светом,

Даря вдохновенье великим поэтам.

Ученица:

Ты знаешь, а я прочитала у Фета

О камне-раздоре, о камне-любви.

Послушай, обжора, ты эти стихи.

А. Фет

Бриллианты в свете лунном,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

Жирик

Это здорово звучит,

Но и я не лыком шит.

Слушай, как писал Павелин.

Знал он толк в бриллиантах, верь мне.

      Павелин В.

Прозрачный, как росы, в кристалле своем

Он светлости сгусток вмещает,

Лучистым огнем и ночью и днём

Горит, как звезда, не сгорает.

Свидетель крушений владык и оков,

Осколок нетленный природы,

Прославлен в легендах с древнейших веков,

Как символ любви и свободы.

 Ученик

Век за веком пролетали - люди многое познали,
Тем не менее, народ знать не знал про кислород.

(На сцене появляется кислород)

А история простая:

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без запаха, без вкуса, не заметен на просвет,
На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.

Ученик

Как же нет? А как дышать нам?

Как же выживет народ,

Если в нашей атмосфере

Вдруг исчезнет кислород?

Кислород

По запасам в целом мире нет богаче никого -
Воздух, все  оксиды,  соли - всюду мы найдем его.
Можно только удивляться, как смогла Природа-Мать
Из космических просторов кислорода столько взять.

Кислород в разрядах тока превращается в озон –
Так за свой особый запах получил названье он.

Слой озона в стратосфере поглощает вредный свет,
А разрушим слой озона, то и жизнь сойдет на нет!
Кислород - восьмой по счету, если вес за меру брать,
Если ж мера место в жизни - номер надо б поменять!

Гадолиний:

Ничего менять не надо,

Расскажу всё, буду гадом,

Что товарищ кислород

Про значенье свое врет.

Окисляет всё подряд

И работе этой рад.

Он кислоты породил

И металл не пощадил.

Ученик:

Я с тобой согласен, Гад,

Он во многом виноват.

Номер первый – кислород?

Не смешил бы ты народ!

Номер первый – Петр Чех,

В Челси он имел успех.

Вальтер Дзенга – вот герой

За «Милан» стоял горой.

Им в футболе равных нет,

А ты мне все про элемент.

Ну, узнаю я про бром,

Про аргон, титан и хром.

Только это мне зачем?

Чтоб засохнуть что ль совсем?

Ученик

Не засохнешь никогда,

Аш-два-о спасет – вода.

С. Щипачев

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

 Ученик:

Знаю я, что без воды –

Ни туды и ни сюды.

Вся планета залита:

Тут вода и там вода,

И везде одна вода.

 Ученик:

Не так-то запасы воды велики,

Мы всё, что смогли, загрязнили.

Пожалуй, уже не осталось реки,

Где б чистые воды катили.

Ученик:

Нам снится немая, как камень Земля.
И небо нагое без птицы,
И море без рыбы и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.

«Предупреждение» А. Тарковский

Ученик:

Ты знаешь хоккей и в футболе силен,

В компьютере тоже смекаешь,

Бываешь в каких-то вопросах смышлен,

Но главного не понимаешь.

Не может Земля бесконечно давать

Все то, что у ней отнимают.

И  недра её начинают страдать,

Запас их стремительно тает.

Действие II  «Металлы»

Гадолиний:

Неметаллы, неметаллы…

В памяти у всех провалы.

Надо вспомнить нас, пластичных,

Твердых, крепких, энергичных,

Тугоплавких и блестящих –

Нас, металлов настоящих.

Ученик:

Через века прошли металлы:

Век Бронзовый, Железный, Золотой.

Земля их людям с щедростью давала –

Они взамен ей труд дарили свой.

Орудия труда, кольчуги,  копья, шлемы

И наконечники для стрел –

Металлы помогли решить проблемы

И людям облегчили их удел.

Ученик

Звенела кованая медь,
Мой щит, холодное презренье,
И на щите девиз: «Терпенье».
Звенела кованная медь,
И зазвенит она и впредь
В ответ на всякое гоненье.
Звени же, кованая медь,
Мой щит, холодное презренье.
Сологуб Ф.

Медь

Заставили меня вы покраснеть,
Но я не золото, я – медь.
По цвету я на золото похожа,
Тягучая и вязкая. И что же?
Хороший я электропроводник,
Об этом знает каждый ученик.
Не замечаю я разбавленных кислот,
Зато предпочитаю кислород.
При нагревании я с ним даю оксид,
Который окисляет альдегид.
Прошу вас всех учесть момент:
Я важный биоэлемент.
К моллюскам я храню любовь
И синей делаю их кровь.
Со мною их пигмент несет
По клеткам тела кислород.

Ученик

Но не моллюск я, братцы, нет,

С их голубой холодной кровью.

И крови моей красный цвет

Нисколько не вредит здоровью.

Я слышал, в ней железо есть,

А это меди не вреднее.

Нам надо много яблок съесть,

Чтоб стали мы еще сильнее.

Железо

Я – хладное железо,

Я властвую над всем,

И без меня в развитии

Отстали б вы совсем.

Железом мечен человек,

И дети вскормлены железом,

Когда-то был железный век,

В котором стало я полезным.

Через века мой путь идёт,

А я по-прежнему в фаворе.

С любым металлом до сих пор

Могу на равных я поспорить.

Стальной прокат, чугун литейный,

Ядро Земли, метеорит

И алой крови наполненье,

Могу с ума свести магнит.

Я компас поведу с собою,

Как путеводная звезда;

Все залежи свои открою,

Отдам их людям навсегда.

Ученица:

Что за металл?! Ржавеешь быстро.

Труха – и больше ничего.

В тебе не промелькнет и искра

Металла желтого. Его

Не только обожают – ценят,

Жизнь отдают за звон монет,

Над ним не властно даже время –

В тебе такого близко нет.

( С восхищением, растягивая слово, произносит)

Аурум… Дорого… Престижно… Аурум…

Золото:

Я Золото, я очень благородно!
Хоть кольца золотые обручают,
Само я независимо, свободно!
Мои соединенья получают
С большим трудом в растворе царской водки,
В других кислотах я не окисляюсь!
А в древних кладах и других находках
Я лучше всех металлов сохраняюсь.
Я Золото! Как Солнце, я сверкаю,
К себе людей веками привлекаю,
Маню их, как ребёнка шоколадка,
Гублю их золотою лихорадкой!
Я Золото! Я дорого, шикарно!
Я – деньги, и поэтому коварно!

Ученик:

Да, благородно ты и, может быть, шикарно,

Но только не всегда несешь вражду,

И не всегда бываешь ты коварно.

Я про тебя другое расскажу.

Не так давно учёные открыли,
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.

И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живём, как говорится,
Согреты этим золотым огнём.

Мы знаем фразу: "Золотые руки!"
Иль, скажем: "Золотая россыпь слов!"
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: "Золотая кровь!"

И, может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.

И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!

Эдуард Асадов

Ученик:

А я еще могу добавить,

Что золотом блестят слова,

В них смысла ни прибавить, ни убавить.

Вот, например: он золотая голова.

Ученик:

Золотое солнце в вышине

Золотым лучом ласкает землю.

Золотое слово в тишине

Слушаю и суть его приемлю.

Золотая нива колос льёт,

Золотая рожь зерном играет.

Золотая осень к нам придет

И Шарами Золотыми запылает.

А в реке под голубой волной

Золотая рыбка проплывает,

И несет она подарок дорогой,

Тем, кто свадьбу золотую отмечает.

Гадолиний: (сначала с обидой, а затем с гордостью)

Золотые россыпи – красиво!

Золотые кольца – просто шик!

Век компьютерный ворвался взрывом

И меня потребовал в сей миг.

Электроника – моя стихия,

А ещё и сверхпроводники.

Я не лишний и в металлургии –

Из меня все пользу извлекли.

Я всего лишь скромный лантаноид,

Но семьи своей не посрамлю.

Думаю, я похвалы достоин,

Золоту ни в чем не уступлю.

Эпилог (на сцене все участники спектакля)

Ученик:

Химия - не скучная наука.

Я думаю, ты понял всё теперь.

Только от незнанья твоя скука,

А ты в себя немножечко поверь.

Тебе открыли тайны элементы –

Без них не сможем мы прожить.

Они тебе в тяжелые моменты

Дадут возможность с химией дружить.

Финальная песня (исполняют все участники спектакля)

Химия, друг, видишь, вокруг –

Это уже не таблица.

Все вещества с нами живут

И свою пользу несут.

Пусть всегда будет кадмий,

Пусть всегда будет кальций,

Пусть всегда будет магний,

Пусть всегда будет хром.

Пусть всегда будет фосфор,

Пусть всегда будет барий,

Пусть всегда будет калий,

Пусть всегда будет фтор.

В недрах земли, в выси небес

Можно найти элементы.

Ты сохрани их, человек,

Чтобы цвет жизни не мерк.

Пусть всегда будет тулий,

Пусть всегда будет скандий,

Пусть всегда будет кобальт,

Пусть всегда будет бор.

Пусть всегда будет церий,

Пусть всегда будет франций,

Пусть всегда будет иттрий,

Пусть всегда будет медь.

Пусть всегда будет литий,

И тантал, и иридий,

Висмут, сера, цирконий.

Пусть всегда будут все!

Спектакль костюмирован, музыкально оформлен и представлен в программках.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы таблицы Менделеева (Таблица и космос)

Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал....

Презентация по химии "Элементы Таблицы Менделеева" (таблица и мифология"

Дополнительный материал для уроков химии и внеурочной деятельности по предмету....

Презентация по химии по теме "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности...

Презентация по химии "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и география)

Презентация, которая может быть использована при изучении нового материала на уроках, а также при проведении внеклассных мероприятий...

Методическая разработка проекта "Моя таблица Менделеева"

   Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.Разработка может быть использована при изуч...

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....