Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева "Выбор"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9»
Наименование номинации: конструкт урока
Тема работы:
Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева «Выбор» (подготовка к итоговому сочинению)
Автор: Подгорнова Светлана Васильевна, учитель
русского языка и литературы, высшая квалификационная категория,
тел: 8-908-63-87-854
2016-2017 учебный год
Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева «Выбор»
Пояснительная записка.
Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе следующие: выявить уровень речевой культуры учащихся, начитанность, личностную зрелость, умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Как показала проверка сочинений выпускников прошлого года, многие учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише, часто не могут удержать тему и создать цельный текст. Эта проблема, безусловно, связана с общей культурой и начитанностью современных школьников. Решение этой проблемы в активизации работы над расширением круга чтения учащихся на уроках литературы. Кроме того, при изучении художественных произведений необходимо научить детей выявлять как можно более широкий круг проблем, рассматриваемых автором в его произведении, и возможности использования данных произведений для написания итогового сочинения.
Учитывая небольшое количество времени, отведенное на подготовку к итоговому сочинению (разделы выкладываются только в сентябре), учителю необходимо определить эффективные формы, методы и приемы работы на уроке. Считаю, что в современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Актуальность использования данной педагогической идеи не только в необходимости совершенствования навыков педагогического конструирования, но и в поиске эффективных методов и приемов, которые позволят учителю за короткий промежуток времени подготовить учащихся к успешному написанию итогового сочинения.
Конструкт урока внеклассного чтения.
Тема | «Каждый выбирает для себя» (по роману Ю.Бондарева «Выбор») |
Предмет | литература |
Целевая аудитория | 11 класс. |
Тип урока | комбинированный |
Актуальность использования произведения | В романе Ю.Бондарева «Выбор» есть аргументы по всем 5 направлениям, которые предложены в 2015 г. |
Педагогические технологии | проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, ИКТ |
Методы и приемы работы | Учебный диалог Активное слушание Прогнозирование «Тонкие» и «толстые» вопросы Составление кластера |
Формы обучения | фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная. |
Цели урока | 1. Образовательная – показать трагедию человеческой личности в романе Ю.Бондарева «Выбор» 2.Развивающая – формирование способности и готовности к использованию знаний и умений на итоговом сочинении и в повседневной жизни. 3. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни. Кто виноват в этой трагедии? (Семья, любовь, время, путь)? |
Планируемый результат | Предметные умения - знать содержание романа Ю.Бондарева «Выбор», уметь выявлять проблемы в художественном произведении. УУД: Личностные - осознавать необходимость самосовершенствования. Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Коммуникативные - строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь Познавательные - извлекать информацию из текста (аналитическое чтение), уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя художественный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Подготовительная работа | анкетирование учащихся «Если завтра война…», индивидуальные сообщение, письменный анализ центрального эпизода романа «Бой на переезде» |
Условия проведения | урок внеклассного чтения, продолжительность 2 часа |
Оборудование | компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, листы, фломастеры |
Межпредметные связи: | история, обществознание. |
Ход урока:
Цель | Содержание | Виды деятельности учителя и ученика | Результаты | |
I. Орг. момент | включение в деятельность | Подготовка класса к уроку | Приветствие. Включение в деятельность. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
| Побудить к работе с новой информацией, интерес к теме | 1. Посмотрите на слайд, на нем две жизненные позиции: 1. Моя хата с краю, ничего не знаю. 2. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. (Русская пословица). Какая жизненная позиция вам ближе? Вы только что сделали выбор Но сказать – не сделать. А жизнь все время ставит нас перед выбором: выполнять домашнее задание или посмотреть телевизор. Помочь маме вымыть посуду или пойти погулять с друзьями. Какую профессию выбрать? Это уже выбор сложнее. А еще… Еще будет в жизни самый главный выбор – выбор жизненного пути. В жизни есть много вариантов выбора. От чего зависит Правильный выбор? Предлагаю поговорить сегодня на уроке о многозначности выбора и поиске смысла жизни. Поможет нам в этом роман Ю.Бондарева «Выбор» | Постановка проблемы. Обмен мнениями Формулируют тему и цель урока. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2.Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования
|
2. Фаза аналитического чтения. | Выявить позицию главных героев романа по отношению к вопросу о выборе; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева и др. Показать духовные искания главных героев романа. | Давайте начнем знакомство с героями с конца романа. Номер гостиницы, ванная, наполненная бурой жидкостью, отброшенная в сторону опасная бритва, предсмертная записка: «Вот он, последний выбор, который я могу сделать. Не орудие ли человек в чьих-то руках? Кто производит над нами безумный эксперимент? Кто хочет над нами власти? Простите! Простите! Простите!» Столько вопросов. Но у нас, у читателей, тоже возникает вопрос: Как человек, пришел к такому жизненному финалу? Попробуем на него ответить? Наметим основные точки, которые нам помогут разобраться с причинами такого выбора Ильи | Беседа. Составление кластера. | Регулятивные: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Познавательные: уметь комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения. Коммуникативные: уметь полно и ясно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, уметь ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме. |
2. Фаза аналитического чтения (продолжение) | -Начнем с юности. Владимир Васильев и Илья Рамзин в первые месяцы войны. (индивидуальное сообщение, анализ эпизода) -До того рокового момента лейтенант Рамзин отличным парнем, гордым, немного самолюбивым, очень решительным. Совсем юношей, по возрасту не подлежащим мобилизации, он рвался на фронт. - Что для этих молодых людей война? (ответим находим в 8 главе) «Красотища - то». Стр.104 -Бондарев пользуется в романе любимым приемом Л.Н.Толстого. Антитеза. Первые 8 глав – своеобразная экспозиция и завязка двух планов романа: современного и ретроспективного. Идейным центром романа является бой на переезде. -Перед каким выбором оказался Илья в июльский день 1943 года? ( Рамзин – командир батареи : 3 орудия+ 19 солдат) --Сообщение. -Как, по – вашему должен поступить Илья? При анализе эпизода вы высказали саамы разные точки зрения. -Как относитесь к факту прекращения перемирия? -«Все! Уходим» Имел ли право на такой приказ? -Когда Илья решил сдаться в плен? -Оставил Васильева в качестве прикрытия. Почему? Хотел сдаться в плен без свидетелей или на самом деле обеспечивал надежность прикрытия? -Что же касается Васильева, то для него этот эпизод был менее значителен. Во всяком случае, такого выбора ему делать не пришлось. А как бы поступил Васильев? -А каково отношение автора к героям в этот момент? Как он оценивает события? Несмотря на всю сложность, позиция автора четкая и определенная. ----- Рассмотрим сцену «Свидание с матерью» (просмотр эпизода из художественного фильма «Выбор») -Каково значение в романе этой сцены? (сообщение) -Жить Любой ценой! И вдруг самоубийство – как это совместить? Почему не вернулся в Италию? - Почему мысль о самоубийстве не приходит Васильеву? Зачем он живет? -А все ли гладко в жизни Васильева? Выбор. Это название только к Илье? -Зачем изображена в романе трагическая судьба Виктории? -Давайте вернемся к письму Ильи. «Одно меня мучит…» Что??? -Как автор отвечает? К какому выводу приводит?- -Кто виноват в трагедии человека? -Мысль о бескомпромиссности выбора и ответственности за его последствия; какие невероятные сложности – внешние и внутренние - встают перед человеком, делающим выбор,юность – время главного выбора (только прошлое было прекрасно) -Оказывается, это очень важно – как жить, а не просто жить любой ценой. Ваш выбор впереди. Метафорически емкое название дал Бондарев роману. Выбор в судьбе отдельного человека, в судьбе поколения, в судьбе планеты и человечества. Просмотр видеоролика («Каждый выбирает по себе») | Слушаем сообщение и определяем свое отношение к героям в этот момент Слушаем индивидуальное сообщение. Анализируем разные токи зрения, высказанные учащимися при анализе эпизода. Участвуем в диалоге. Пытаемся найти ответ на проблемный вопрос. Определяем позицию автора. Смотрим эпизод из художественного фильма «Выбор». Участвуем в диалоге. Смотрим видеоролик | Регулятивные: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Познавательные: уметь комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения. Коммуникативные: уметь полно и ясно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, уметь ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме. | |
3. Проверка умений, полученных в процессе работы. | Проверка знаний и умений учащихся | - Сформулируйте проблемы, которые поднимает в романе автор. - Давайте вернемся к нашему кластеру и попробуем сформулировать темы сочинений по 5 предложенным блокам. | Обмен мнениями Формулируем темы сочинений и дописываем их в кластер. | Регулятивные: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Познавательные: уметь комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения. Коммуникативные: уметь полно и ясно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме. |
4. Рефлексия | Проверка знаний, полученных на уроке, умение делать выводы. | Составление карты памяти по ключевым эпизодам | Делятся на группы в зависимости от выбранного направления (5 направлений – 5 групп). Составляют карты памяти | Регулятивные: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи. Личностные: осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание. |
5. Домашнее задание. | Проверка знаний, полученных на уроке, умение делать выводы. | Пользуясь вашими записями, сделанными на уроке, картой памяти, напишите сочинение – рассуждение по любому направлению. | Дома пишут сочинение. Анализ и оценка проделанной работы | Регулятивные: знать алгоритм при создании текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного художественного текста. Коммуникативные: контроль и оценка своих действий. Личностные: способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. |
Список литературы.
- Бондарев Юрий «Выбор», Роман-газета №8, 1981год, стр.1-125. Рецензия Сергея Абрамова «Нет чужой боли…» стр. 125-128.
- Бузник В.В.- Перечитывая заново. О ранней прозе Юрия Бондарева. Статья в журнале «Литература в школе» №3 1995г., Стр.26-34.
- Горбунов Е.Н. Ю.Бондарев. Очерк жизни и творчества. – М., 1981.-с.351.
- Козлов И. – Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета). Статья в журнале «Литература в школе» 1976г. № 4, стр. 7 – 17.
- Таланчук Е.М. Журнал «Русский язык и литература в Средних учебных заведениях УССР» №1 1988г, стр.50-51.
«Время испытаний»
Дорога в никуда…»
«Любовь и война…»
«Дом – это место, где тебя всегда ждут»
«Книга, которая учить жить»
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"
Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"
Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу учащихся....
Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....
Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "
Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...
Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "В списках не значился"
Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева "В списках не значился". Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, ...
Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена "Принц и нищий"
Коспект урока по литературе в 6 классе....