Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева "Выбор"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Подгорнова Светлана Васильевна

Готовимся к итоговому сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_vybiraet_dlya_sebya.docx83.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 9»

Наименование номинации:  конструкт урока

Тема работы:

Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева «Выбор» (подготовка к итоговому сочинению)

http://www.knigograd.com.ua/images/detailed/8237748.jpg

Автор: Подгорнова Светлана Васильевна, учитель

русского языка и литературы, высшая квалификационная категория,

тел: 8-908-63-87-854

2016-2017 учебный год

Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева «Выбор»

Пояснительная записка.

Итоговое сочинение  как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе следующие: выявить  уровень речевой культуры учащихся,  начитанность, личностную зрелость, умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Как показала проверка сочинений выпускников прошлого года, многие учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише, часто не могут удержать тему и создать цельный текст. Эта проблема, безусловно, связана с общей культурой и начитанностью современных школьников. Решение этой проблемы в активизации работы над расширением круга чтения учащихся на уроках литературы. Кроме того, при  изучении художественных произведений необходимо научить детей выявлять  как можно более широкий круг проблем, рассматриваемых автором в его произведении, и возможности использования данных произведений для написания итогового сочинения.

Учитывая небольшое количество времени, отведенное на подготовку к итоговому сочинению (разделы выкладываются только в сентябре), учителю необходимо определить эффективные формы, методы и приемы работы на уроке. Считаю, что в современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Актуальность использования данной педагогической идеи не только в  необходимости  совершенствования  навыков педагогического конструирования, но и в поиске эффективных методов и приемов, которые позволят учителю за короткий промежуток времени подготовить учащихся к успешному написанию итогового сочинения.


Конструкт урока внеклассного чтения.

Тема

«Каждый выбирает для себя» (по роману Ю.Бондарева «Выбор»)

Предмет

литература

Целевая аудитория

11 класс.

Тип урока

комбинированный

Актуальность использования произведения

В романе Ю.Бондарева «Выбор» есть аргументы по всем 5 направлениям, которые предложены в 2015 г.

Педагогические технологии

проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, ИКТ

Методы и приемы работы

Учебный диалог

Активное слушание

Прогнозирование

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Составление кластера

Формы обучения

фронтальная работа, работа в  группах, индивидуальная.

Цели урока

1. Образовательная – показать трагедию человеческой личности в романе Ю.Бондарева «Выбор»

2.Развивающая – формирование  способности и готовности к использованию знаний и умений на итоговом сочинении и  в повседневной жизни.

3. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни. Кто виноват в этой трагедии? (Семья, любовь, время, путь)?

Планируемый результат

Предметные умения - знать содержание романа Ю.Бондарева «Выбор», уметь выявлять проблемы в художественном произведении.

 УУД:

Личностные - осознавать необходимость самосовершенствования.

Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Коммуникативные - строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Познавательные - извлекать информацию из текста (аналитическое чтение), уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя художественный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Подготовительная работа

анкетирование учащихся «Если завтра война…», индивидуальные сообщение, письменный анализ центрального эпизода романа «Бой на переезде»

Условия проведения

урок внеклассного чтения, продолжительность 2 часа

 Оборудование

компьютер, проектор,  мультимедийная презентация, видеоролик, листы, фломастеры

Межпредметные связи: 

история, обществознание.

Ход урока:

Этапы урока

Цель

Содержание

Виды деятельности учителя и ученика

Результаты

I. Орг. момент

включение в деятельность

Подготовка класса к уроку

Приветствие. Включение в деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

  1. «Вызов»   

Побудить к работе с новой информацией,  интерес к теме

1. Посмотрите на слайд, на нем две жизненные позиции:

1. Моя хата с краю, ничего не знаю.

2. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. (Русская пословица).

Какая жизненная позиция  вам ближе?

Вы только что сделали выбор

 Но сказать – не сделать. А жизнь все время ставит нас перед выбором: выполнять домашнее задание или посмотреть телевизор. Помочь маме вымыть посуду или пойти погулять с друзьями. Какую профессию выбрать? Это уже выбор сложнее. А еще… Еще будет в жизни самый главный выбор – выбор жизненного пути. В жизни есть много вариантов выбора.  От чего зависит Правильный выбор?

Предлагаю поговорить сегодня на уроке о многозначности выбора и поиске смысла жизни. Поможет нам в этом роман Ю.Бондарева «Выбор»

Постановка проблемы. Обмен мнениями Формулируют тему и цель урока.

Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2.Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования

 

2. Фаза аналитического чтения.

Выявить позицию главных героев романа по отношению к вопросу о выборе; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева и др. Показать духовные искания главных героев романа.

Давайте начнем знакомство с героями с конца романа. Номер гостиницы, ванная, наполненная бурой жидкостью, отброшенная в сторону опасная бритва, предсмертная записка: «Вот он, последний выбор, который я могу сделать. Не орудие ли человек в чьих-то руках? Кто производит над нами безумный эксперимент? Кто хочет над нами власти?

Простите! Простите! Простите!»

Столько вопросов. Но у нас, у читателей, тоже возникает вопрос: Как человек, пришел к такому жизненному финалу? Попробуем на него ответить?

  Наметим основные точки, которые нам помогут разобраться с причинами такого выбора Ильи

Беседа. Составление кластера.

Регулятивные:  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Познавательные:  уметь комментировать авторские рассуждения,  выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения.

Коммуникативные: уметь  полно и ясно выражать свои мысли, владеть  монологической и диалогической формами речи, уметь  ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

2. Фаза аналитического чтения (продолжение)

-Начнем с юности. Владимир Васильев и Илья Рамзин в первые месяцы войны.

(индивидуальное сообщение, анализ эпизода)

-До того рокового момента лейтенант Рамзин отличным парнем, гордым, немного самолюбивым, очень решительным. Совсем юношей, по возрасту не подлежащим мобилизации, он рвался на фронт.

- Что для этих молодых людей война? (ответим находим в 8 главе) «Красотища - то». Стр.104

-Бондарев пользуется в романе любимым приемом Л.Н.Толстого. Антитеза. Первые 8 глав – своеобразная экспозиция и завязка двух планов романа: современного и ретроспективного. Идейным центром романа является бой на переезде.

-Перед каким выбором оказался Илья в июльский день 1943 года? ( Рамзин – командир батареи : 3 орудия+ 19 солдат) --Сообщение.

-Как, по – вашему должен поступить Илья? При анализе эпизода вы высказали саамы разные точки зрения.  

-Как относитесь к факту прекращения перемирия?

-«Все! Уходим» Имел ли право на такой приказ?

-Когда Илья решил сдаться в плен?

-Оставил Васильева в качестве прикрытия. Почему? Хотел сдаться в плен без свидетелей или на самом деле обеспечивал надежность прикрытия?

-Что же касается Васильева, то для него этот эпизод был менее значителен. Во всяком случае, такого выбора ему делать не пришлось. А как бы поступил Васильев?

-А каково отношение автора к героям в этот момент? Как он оценивает события?

Несмотря на всю сложность, позиция автора четкая и определенная. -----

Рассмотрим сцену «Свидание с матерью» (просмотр эпизода из художественного фильма «Выбор»)

-Каково значение в романе этой сцены? (сообщение)

-Жить Любой ценой! И вдруг самоубийство – как это совместить? Почему не вернулся в Италию?

- Почему мысль о самоубийстве не приходит Васильеву? Зачем он живет?

-А все ли гладко в жизни Васильева? Выбор. Это название только к Илье?

-Зачем изображена в романе трагическая судьба Виктории?

-Давайте вернемся к письму Ильи. «Одно меня мучит…» Что???

-Как автор отвечает? К какому выводу приводит?-

-Кто виноват в трагедии человека?

-Мысль о бескомпромиссности выбора и ответственности за его последствия;

какие невероятные сложности – внешние и внутренние - встают перед человеком, делающим выбор,юность – время главного выбора (только прошлое было прекрасно)

-Оказывается, это очень важно – как жить, а не просто жить любой ценой. Ваш выбор впереди. Метафорически емкое название дал Бондарев роману. Выбор в судьбе отдельного человека, в судьбе поколения, в судьбе планеты и человечества.

Просмотр видеоролика («Каждый выбирает по себе»)

Слушаем сообщение и определяем свое отношение к героям в этот момент

Слушаем индивидуальное сообщение.

Анализируем разные токи зрения, высказанные учащимися при анализе эпизода. Участвуем в диалоге. Пытаемся найти ответ на проблемный вопрос. Определяем позицию автора.

Смотрим эпизод из художественного фильма «Выбор».

Участвуем в диалоге.

Смотрим видеоролик

Регулятивные:  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Познавательные:  уметь комментировать авторские рассуждения,  выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения.

Коммуникативные: уметь  полно и ясно выражать свои мысли, владеть  монологической и диалогической формами речи, уметь  ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

3. Проверка умений, полученных в процессе работы.

Проверка знаний и умений учащихся

- Сформулируйте проблемы, которые поднимает в романе автор.

- Давайте вернемся к нашему кластеру и попробуем сформулировать темы сочинений по 5 предложенным блокам.

Обмен мнениями

Формулируем темы сочинений и дописываем их в кластер.

Регулятивные:  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Познавательные:  уметь комментировать авторские рассуждения,  выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения.

Коммуникативные: уметь  полно и ясно выражать свои мысли, владеть  монологической и диалогической формами речи. Личностные: уметь выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

4. Рефлексия

Проверка знаний, полученных на уроке, умение делать выводы.

Составление карты памяти по ключевым эпизодам

Делятся на группы в зависимости от выбранного направления (5 направлений – 5 групп). Составляют карты памяти

Регулятивные:  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Познавательные:  анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Коммуникативные:  развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.            

 Личностные: осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание.

5. Домашнее задание.

Проверка знаний, полученных на уроке, умение делать выводы.

Пользуясь вашими записями, сделанными на уроке, картой памяти, напишите сочинение – рассуждение по любому направлению.

Дома пишут сочинение.

 Анализ и оценка проделанной работы

Регулятивные: знать алгоритм  при создании текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного художественного текста.

Коммуникативные:  контроль и оценка своих действий.

Личностные:  способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Список  литературы.

  1. Бондарев Юрий «Выбор», Роман-газета №8, 1981год, стр.1-125. Рецензия Сергея Абрамова «Нет чужой боли…» стр. 125-128.
  2. Бузник В.В.- Перечитывая заново. О ранней прозе Юрия Бондарева. Статья в журнале «Литература в школе» №3 1995г., Стр.26-34.
  3. Горбунов Е.Н.  Ю.Бондарев. Очерк жизни и творчества. – М., 1981.-с.351.
  4. Козлов И. – Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета). Статья в журнале «Литература в школе» 1976г. № 4, стр. 7 – 17.
  5. Таланчук Е.М. Журнал «Русский язык и литература в Средних учебных заведениях УССР» №1 1988г, стр.50-51.

«Время испытаний»

Дорога в никуда…»

«Любовь и война…»

«Дом – это место, где тебя всегда ждут»

«Книга, которая учить жить»

                                                                                    Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"

Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу  учащихся....

Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "

Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...

Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "В списках не значился"

Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева "В списках не значился". Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, ...