Конспект урока литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Данная разработка предназначена учителям русского языка и литературы, работающим в 6 классе по программе В. Коровиной. В приложении находится материал для сообщений учащихся и вопросы экспресс-викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse._apreldocx.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе А, 2016-2017 учебный год
Учитель: Десятова М.А.
Тема: Песни огненных лет.
Цель: формирование понятия о песне как жанре литературы военных лет
Задачи: сформировать понятие о жанре песня;
воспитывать чувство патриотизма;
развивать коммуникативные навыки
Тип урока: усвоение новых знаний
Технология: ТРКМЧП, ИКТ
Формы и методы обучения:
- индивидуально-групповые формы;
- словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов);
- наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций);
- практические методы (анализ текстов стихотворений);
- Объяснительно – иллюстративные (выступление учащихся).
УУД:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью, коррекция и контроль;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Познавательные:
- смысловое чтение;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- определение основной и второстепенной информации;
- построение рассуждения с использованием логических схем;
- извлечение из текстов необходимой информации
Личностные:
- самоопределение; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– самооценка;
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, фонозаписи, видеофрагменты, тексты песен военных лет
Подготовительная работа: сообщения учащихся об истории создания песен, выставка рисунков о войне 1941-45 года, черновики писем солдатам Великой Отечественной войны
Ход урока.
I. Организационный момент, определение темы, цели занятия, актуализация знаний 3 мин
- Приближается знаменательный для всех людей нашей страны праздник, который отмечается 9 мая. Какой?
- Что вы знаете о войне?
- Сколько длилась Великая Отечественная война?
- Какими были первые месяцы войны?
- Немало мы говорили о войне, читали наизусть стихотворения, рассказы. Вы готовились к сегодняшнему уроку, о чем пойдет речь? (о песнях военных лет)
- Мы с вами сегодня узнаем об истории создания нескольких песен о войне, почитаем стихи, напишем письма ветеранам, солдатам, проведем экспресс-викторину
II. Первичное усвоение новых знаний 10-15 мин.
Запись в тетради определений
Песня – это литературно-музыкальный жанр, соединяющий стихотворный художественный текст с пением и музыкальным сопровождением
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству
Пафос – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм
1) О создании песни «Священная война» - Мамнева И.
- просмотр клипа
- беседа по вопросам: Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт? В чем, по-вашему, патриотический пафос стихотворения? Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война», «благородная ярость»?
2) О создании песни «В землянке» - Капинос Е.
- фонозапись песни
- В чем секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А. Суркова? Какое прямое и символическое значение имеет слово «вьюга» в последнем четверостишии?
3) О создании песни «На безымянной высоте» - Кирюхин А.
- просмотр клипа
- Как соединяются картины войны и картины жизни природы? Какие строчки стихотворения позволяют эпизод конкретного боя возвести до обобщающей картины войны?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 3-5 мин.
4) О создании песни «День Победы» - НаумоваА.
- просмотр клипа
- Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли понять саму сущность Дня Победы? Какие строчки передают каждодневный подвиг военных будней? Повтор какой строки скрепляет разрозненные эпизоды?
5) Чтение стихотворений о войне (5 учащихся) 4-5 мин.
6) Чтение писем солдатам войны (3 ученика) 4мин.
III. Первичная проверка понимания
Экспресс-викторина (работа в группах) (Приложение 1) 3-4 мин.
IV. Домашнее задание 2мин.
Составить синквейн на тему: «Победа», «Война», «Песня» (Приложение 2)
V. Рефлексия. 2-3 мин.
О чем мы сегодня говорили? Что особенно запомнилось? О чем захотелось узнать? Почему нельзя забывать об этом войне?
Оценки за работу на уроке
Приложение 1. Экспресс-викторина
«Священная война» | «В землянке» | «На безымянной высоте» | «День Победы» | |
1. Авторы песни: А) В. Харитонов –Д. Тухманов | ||||
Б) А. Сурков – К. Листов | ||||
В) В. Лебедев-Кумач – А. Александров | ||||
Г) М. Матусовский – В. Баснер | ||||
2. Песня написана во время войны | ||||
3. Песня написана после войны | ||||
4. Автор предложил стихи определенному композитору | ||||
5. Композитор случайно увидел стихи и написал песню | ||||
6. В основе песни лежит мелодия марша | ||||
7. Песня подвергалась цензурной критике | ||||
8. В основу сюжета песни лег эпизод конкретного боя | ||||
9. Самая первая песня о Великой Отечественной войне | ||||
10. Песня звучит от лица поколения (от множественного лица) |
Карточка №1 О песне «Священная война»
22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из военных песен, когда-либо созданных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и называлась она «Священная война». Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски, который сейчас носит имя автора «Священной войны». Борис Александрович, сын композитора, вспоминал: «Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе… В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.
В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя эти звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый..» Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».
Карточка №2. О песне «В землянке»
Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь», на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел. Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание. И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти 4 шага». Напишите для этих людей, что до смерти 4 тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти».
Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жесткая действительность.
Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, волнение, надежду, любовь…
Вот почему если поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.
Карточка №3. О песне «На безымянной высоте».
Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме» снимался фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен. Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили миллионы голосов.
Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это- именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов там, мол, было не 17, а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о 18 сибиряках. И вот однажды – весточка от полковника Плотникова: он нашел имена тех героев-сибиряков, всех 18-ти, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и с ними даже можно встретиться – Герасим Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин Николаевич Власов в Новосибирске. Вскоре встреча состоялась – в Москве, на «Голубом огоньке». Обнялись солдаты, поэт, композитор… И узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.
Карточка № 4. О песне «День Победы».
Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал: « Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.
А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… Как в 20 лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди…
«Этот день мы приближали, как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки…
Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными. Но, как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…
Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.
Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...