Литературная композиция
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературная композиция,
посвященная 71 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
Цель: воспитание патриотических чувств.
- Оргмомент.
- Звучит «Баллада о маленьком человеке» Роберта Рождественского.
- Учитель: 27 января вся страна отмечала День воинской славы России, 71-ю годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Если рубить памятник равнозначный тому подвигу, который совершили люди, живя в этом городе, защищая его, то мрамора не хватит точно.
- Ведущий: Война началась в июне. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Враг стремился взять город в кольцо, отрезать от основной территории СССР. 8 сентября 1941 года был город окружен с трех сторон, с четвертой было ладожское озеро…Блокада… Это значит. Что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Нет возможности пополнить запасы муки, крупы, масла… Невозможно вывезти из города раненных… Не было электричества, воды…
- Чтение стихотворения О. Берггольц «Я с вами говорю под звук снарядов»
- Воспоминания детей, оказавшихся в блокадном Ленинграде. «Мне было 9 лет. В блокадном Ленинграде я провел и 1 год и 15 дней. Мы голодали, хлеба не было. Да и хлебом его назвать трудно – прогорклая бесформенная масса. Зима была холодная -300 . Люди шли, останавливались отдохнуть и засыпали навечно. Трупы подолгу лежали на улице, их никто не убирал.»
«Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки… У меня такое старое лицо и под глазами опухоль. Люди или сильно похудели , или опухли. Жутко в городе.»
«Я просила порезать кусочек хлеба на мелкие части, а потом плакала, когда они, усохнув, становились маленькими»
- Чтение стихотворения С. Гудзенко «На развороченном пути»
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
«Где твоя мама, мальчик»?
«Дома»
«А где твой дом, сынок»?
«Сгорел».
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит
Он тоже знает: хлеба нет.
- Звучит стихотворение Ю. Друниной «Помню».
- В Ленинграде вымирали целые семьи. Многие знают историю 11-летней девочки Тани Савичевой.
Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей: «Женя умерла 28 декабря в 12 утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7:30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
- Чтение стихотворения Ю.Воронова «Я забыть никогда не смогу…»
- Ведущий: Голодал весь город и все-таки они учились! И помогали друг другу. Учителя и ученики сами добывали топливо. В школах было тихо, дети не могли бегать и шуметь на переменах. Урок продолжался 20-25 минут, больше никто не выдерживал. Ученики умирали не только дома, на улице, но и прямо в классе.
- Чтение стихотворения А. Дмитриева «Девчонка руки протянула»
Девчонка руку протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
Никто не проронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель вдавил, что снова
Занятья –
После похорон.
- Ведущий: В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок рабочие Ленинграда выпустили около 800 танков, тысячи орудий, 120 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов и 10 миллиардов снарядов и мин.
- Чтение стихотворения Юрия Воронова «Сотый день»
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь,
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянется, что враг не пройдет!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.
- Ведущий:
У этой дороги нет номера, но у нее есть имя, которое знают все ленинградцы. Она называется Дорогой Жизни. Это автодорога, проложенная по льду Ладожского озера. Действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. Днем и ночью шли машины под обстрелом. Доставляя продовольствие. Паек вырос до 200 граммов в день.
Дорога жизни стала дорогой к победе!
- Ученик читает стихотворение «И только Ладога спасала».
И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда «Дорогой жизни» звала
Её народная молва.
По льду машин шли караваны,
Её бомбили беспрестанно,
Но день за днем, из года в год
Везли туда еду, снаряды.
Обратно – раненных, детей.
Про ту Вторую мировую
Мы знаем только по кино.
И все же не ломались люди.
И все же побеждали смерть.
- Ведущий: Дмитрием Шостаковичем была написана симфония в 1941-1942 годах. И было решено исполнить ее впервые в блокадном Ленинграде. Исполнение было назначено на 9 августа 1942 года. Многие бойцы и офицеры приехали с передовой. Билеты на премьеру раздавали как награду. Когда 80 музыкантов оркестра, переживших первую зиму блокады вышли на сцену, зал встал…
- Показ презентации «Блокадный Ленинград» под звуки симфонии Шостаковича.
- Ведущий:
Слава тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
- Выступление библиотекаря, рассказывающего о выставке книг, посвященной блокаде Ленинграда.
- Ведущий:
Город выстоял.
В конце января 1944 года была полностью снята блокада. За 900 блокадных дней от голода умерло около 800 тысяч ленинградцев, от обстрелов и бомбежек погибло около 17 тысяч жителей.
- Чтение стихотворения Р. Рождественского «Помните»
- Минута молчания.
- Итоги.
Список литературы:
1.Память сердца:стихотворения.-М.:ЭКСМО-ПРЕСС,2002,-с.259.
2.Дети-герои Великой Отечественной войны:рассказы.-М.:Дрофа,2007-с.165.
3.Горбунова Л. Пусть поколения знают.-М.:Просвещение,2009,-с.180.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....
Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)
Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....
Литературная композиция "...Нет, устье Волги сына не забудет".
Литературная композиция знакомит учащихся с поэтами-астраханцами участниками Великой Отечественной войны.Материал способствует развитию интереса к поэтическому творчеству, воспитанию патриотизма.Работ...
материалы для литературной композиции о декабристах
в преддверии празднования 190-летия со дня восстания на Сенатской площади эти материалы помогут провести классный час или урок литературы, почвященный декабристам...
литературная композиция "Декабристам посвящается"
материал можно использовать на уроках литературы и классных часах, посвященных декабристам...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...