Готовимся К ЕГЭ по литературе. Материалы для подготовки к выполнению заданий 8, 9, 17. 1 часть
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему
Представлены материалы для подготовки по следующим произведениям:
«Слово о полку Игореве», А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Дубровский», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы», М.Горький «Детство» и «Старуха Изергиль», И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», В.Г.Короленко «Без языка», А.А.Фадеев «Молодая гвардия», К.Г.Паустовский «Телеграмма», А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая», А.А.Бек «Волоколамское шоссе», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Можно использовать как для подготовки связных ответов на вопросы в объёме 5—10 предложений, так и при написании развернутого аргументированного ответа в жанре сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_podgotovki_vypolneniya_zadaniy_8_9_17._1_chast.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово о полку Игореве»
Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», имеет актуальное значение и в наш, XXI век. Столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю!
Опыт и ошибки… Герой «Слова…» – князь Игорь – совершает страшную ошибку: идет на половцев с небольшой дружиной, а самое главное – никакой необходимости в походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь.
Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (хотел доказать всем князьям, что и сам храбр, и дружина его тоже способна одолеть врага), губит своих воинов, попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги.
Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней дружинников уже не вернуть.
Автор пытается донести до князей – людей, облачённых властью, что в их руках судьбы воинов и поэтому прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть свойственны правителям, чтобы меньше допускать спонтанных ошибок, а опыт накапливать победами, продуманными действиями.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Гениальное произведение А.С.Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе.
Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё с далеко идущими целями (Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот каков принцип Молчалина.
И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали Молчалина, только Софья ослеплена любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека. Придёт прозрение, и девушка поймёт свою ошибку, но будет уже поздно.
Кто знает, может, этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что Софья вообще потеряет веру в любовь. И читателю жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого – искренние, настоящие…
А.С.Пушкин «Дубровский»
В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями – Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.
Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы – оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали отношениям между Кирилой Петровичем и Андреем Гавриловичем. Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню своего товарища. Андрей Гаврилович был намного беднее Троекурова, поэтому был задет таким унижением.
Достаточно было просто извиниться – и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге – сумасшествие и смерть Дубровского.
Как легко дружба переросла в смертельную вражду! Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящие отношения никогда не разрушатся по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого – этого хватило, чтобы все распалось, словно карточный домик. А в основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями А.С.Пушкина не было.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Тема вражды и дружбы находит своё отражение на страницах романа М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени».
Григорий Печорин считает, что «…в дружбе один раб другого» и вообще не верит в искренность отношений. Подобное герой считает неприемлемыми для себя, поэтому у Григория Александровича нет истинных, настоящих друзей, да и сам он не может дружить.
Какое-то время Печорина связывало приятельство с Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Но такие отношения дружескими никак не назовёшь. Язвительность, безжалостность, неумение прощать слабости другого – эти качества, свойственные Печорину, никак не могли вызвать тёплых чувств. Да и в Грушницком слишком много зависти, тщеславия, даже злобы. Разве такие качества позволят иметь настоящего друга? Автор даже не дал этому герою имени, подчеркнув тем самым его обыкновенность, даже посредственность.
Трагичен итог: Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Поводом стали ухаживания Григория Александровича за княжной Мэри, к которой испытывал симпатию его товарищ. Печорин не любил Мэри, а лишь использовал княжну, чтобы больнее досадить Грушницкому.
Роман Лермонтова показывает, что дружбы никогда не бывает между эгоистичными, нравственно жестокими, бессердечными людьми. В одно мгновение внешне дружеские отношения могут перерасти во вражду.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» поднимает много важных вопросов. Есть среди них и тема товарищества.
Товарищество и дружба – два схожих понятия. Однако первое включает в себя, кроме взаимопонимания и поддержки, желания быть с другом в трудные и счастливые минуты, ещё и совместную деятельность. Часто это борьба за справедливость, борьба с врагами. Товарищество – более объёмное понятие, включающее в себя дружеские отношения.
Главный герой произведения, Тарас Бульба, перед решающим сражением обращается к своим соратникам с речью о товариществе. Он вспоминает всю историю страны, когда ещё в древности нападали на неё враги. В трудные времена люди подали друг другу руки, смогли «породниться родством по душе, а не по крови». Стало формироваться товарищество. Поэтому Бульба осуждает тех, кто перенимает «бусурманские» традиции», на первый план ставит богатство, может продать своего. Горька будет жизнь таких людей, считает Тарас.
Такая речь вдохновила всех сподвижников, смело пошли они на врага, многие погибли, как и сам Тарас Бульба, его сын Остап, но до конца остались верны товариществу, не выдали своих друзей, бились с врагами до конца.
Горька участь тех, кто встал на путь предательства. Позором для Тараса стало то, что Андрий перешёл на сторону врага. И Бульба убивает своего сына, предателя товарищей, Родины, хотя очень тяжело было на душе отца.
Повесть Н.В.Гоголя имеет большое воспитательное значение и в наши дни. Она учит, каким надо быть человеком, какие нравственные ценности сделать приоритетными в своей жизни, как важно уметь дружить и оставаться порядочным в любой ситуации.
И.А.Гончаров «Обломов»
Андрей Штольц и Илья Обломов – главные герои романа И.А.Гончарова. Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.
Ещё в школьные голы Андрей и Илья много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и насыщенной жизни. Но Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.
Уже в зрелые годы герои продолжают встречаться, обмениваться мыслями, им интересно друг с другом, когда можно откровенно поделиться планами, надеждами. Именно Штольц, пытаясь расшевелить Обломова, знакомит его с Ольгой, до конца хочет помочь другу. Но даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, терпит поражение: никто и ничто не в состоянии пробудить Илью Ильича, который ничего не хочет менять.
Дружба не всесильна, если сам человек хочет меняться. Ведь каждый из нас сам делает свой выбор. Нельзя надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь, если не прикладываешь к этому собственных усилий. Да, друзья помогают, поддерживают. Но всё же именно сам человек должен двигаться вперёд, совершать решительные поступки. Именно к такому выводу приходят читатели после прочтения романа.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?
Евгений и Аркадий – представители молодого поколения. Но как различны их взгляды! Первый – нигилист, то есть отрицает все нравственные ценности, выступает за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды. Второй же только внешне хочет походить на него, а в душе – типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.
Автор показывает, что Аркадий и Евгений во всём противоположны друг другу. Так, Базаров – труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездеятелен, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, героев различает понимание назначения человека, смысла жизни. Подобное расхождение жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь более слабая личность – Кирсанов – подчиняется сильному Базарову. Правда, со временем Аркадий начинает высказывать собственные суждения. Но они так отличаются от мнения Базарова, что о дружбе этих героев говорить не приходится.
Кстати, уже в начале романа, когда Кирсанов представляет Базарова своему отцу, то называет последнего не другом, а приятелем. Приятельские же отношения быстро возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях героев романа «Отцы и дети». Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров показан одиноким, очень уж не похожим не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как и Аркадий, остались в веке « минувшем» (вспомним «псевдонигилистов» Ситникова и Кукшину).
Противостояние Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений (примечательно, что в конце романа Аркадий даже отказывается помянуть Базарова за общим столом – так неприятен был ему этот человек).
Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков этих героев. Что-то принимаем, что-то нет, но пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. А причина всему – отсутствие общих интересов, дел, целей. В них основа дружбы. Но именно этого и не было.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов… Автор показал всех настолько реальными, что для читателей они стали друзьями – так близки и понятны их чувства и мысли.
Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый совершает свои ошибки в жизни. Но в том-то и прелесть, что они осознают это, пытаются исправить. Герои совершенствуются, стремятся стать лучше – а это так привлекает читателей.
Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе – любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы помогло осознать Андрею, как мелочны, как ничтожны были его мечты.
Молодой князь трудно будет искать свой путь – от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. И в конце романа Андрей с народом, защищает Родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к ближним, народу, стране – такой путь проходит Андрей Болконский. И вместе с героем романа читатели получают бесценный опыт познания истинного назначения бытия…
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Теория Ракольникова)
Целую теорию создаёт Родион Раскольников – герой романа Ф.М.Достоевского – согласно которой человек имеет право на гибель людей, если имеет великую цель. Раскольников хочет проверить, кто он сам и может ли вершить судьбы других.
Герой Достоевского перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением – убийством старухи-процентщицы и её сестры. Ошибка, непродуманность теории, её жестокость и бесчеловечность – всё это стало уроком для Раскольникова. Правда, не сразу герой осознал свою ошибку. Помогла Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила Родиона Раскольникова, который осознал ужас содеянного и, приобретя горький опыт, пошёл уже по другому пути…
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников и Разумихин)
В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», создавая образ Дмитрия Разумихина автор показывает, что такое истинная дружба.
Разумихин – дворянин по происхождению, однако обедневший, так как не смог закончить университет из-за отсутствия средств, учился вместе с Раскольниковым. Родиона привлекают в Дмитрии простота, доброта, открытость, энергичность, активность и целеустремлённость (Разумихин мечтает начать собственное издательское дело), образованность и начитанность (знает три европейских языка), «никакие неудачи его никогда не смущали». Поэтому, наверное, герои и стали друзьями.
Именно к Разумихину идёт Раскольников сразу после убийства: Родиону просто необходимо было поговорить с отзывчивым человеком. Внешне Раскольников пришёл попросить ему найти уроки для заработка, но на самом деле герою хотелось просто побыть вместе с другом.
В трудную минуту именно Разумихин оказался рядом с товарищем: ухаживал за ним, пригласил доктора, даже пытался отвести подозрение от Раскольникова по поводу убийства, считая, что все слова того – результат болезни. Широта души, доброта Дмитрия распространяется и на приехавших мать и сестру Родиона: помогает, заботится, а позже влюбляется в Дуню и женится на девушке. Мать Раскольникова, Пульхерия Ивановна, так говорит о нём: «…Какой расторопный и… преданный молодой человек!»
После совершения преступления Раскольников понял, что отделил себя от всего мира, который кажется теперь враждебным. И только искренняя любовь, когда «сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», воскресила Раскольникова, а преданность Разумихина, доброта матери и сестры и любовь Сони Мармеладовой возродили в Родионе лучшие человеческие качества и желание жить.
М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
Сколько ошибок совершают в своей жизни герои романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»! Именно это и сделало стольких людей несчастными.
Ошибки Арины Петровны Головлёвой – в неверном выборе жизненных ценностей. Она считала, что деньги – главное, не давала детям нравственного воспитания и выбросила каждому «кусок» – часть наследства – думая, что на этом материнская миссия закончена. И в ответ получила безразличие и холодность детей. Одинокой умирает Арина Петровна, всеми покинутая и забытая.
Иудушка Головлёв. «Иудушка, Кровопивушка», – именно так называл своего сына – Порфирия Петровича¸ его мать. Какая это низкая фигура! Всю-то жизнь изворачивался, приспосабливался, искал выгоды. Всех отдалил от себя, никто ему не нужен, ведь подчинил Иудушка свою жизнь одному – деньгам. Ради них, ради состояния герой готов на всё. Так, Порфирий уговорил мать лишить старшего брата – Степана – наследства; совершенно безразличен и к судьбе другого – Пашки, отказывает в помощи и своим детям – Володеньке и Петеньке, обрекая их на смерть. Да и матери своей Иудушка уготовил жизнь бессловесной приживалки… Ни сочувствия, ни жалости нет в душе этого человека.
И к какой жизни пришёл Иудушка? К скучной, одинокой. Но и у Кровопивушки происходит прозрение. Даже он способен понять, какой ошибкой была прожитая жизнь. Иудушка идёт на могилу матери, чтобы просить прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. И стоило ради этого совершать столько ошибок?
Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном – правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно будет ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни – это люди, которые любят, заботятся о тебе, которым ты нужен и дорог. А если их нет, то жизнь прожита зря и весь накопленный опыт окажется карточным домиком, потому что он, этот опыт, ложный, а дорога, по которой шёл человек, не ведёт к счастью.
М.Горький «Детство»
Алексей Пешков – главный герой автобиографической повести М.Горького – рано остался без родителей, после чего жизнь в доме деда Каширина стала невероятно сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать герою «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. Отношения в семье были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо – вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.
Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь душе. Ведь даже в доме Кашириных были люди, к которым потянулся Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее, и Хорошее Дело, приучивший мальчика к чтению.
Настоящим же другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь и то, что была вечно бита своим мужем. Глаза бабушки горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Мальчик будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а Акулина Ивановна разбудила, вывела на свет, став самым близким, понятным и дорогим человеком – другом на всю жизнь.
…Всё начинается с детства. Так важно в этот период окружить ребят добрыми, порядочными людьми, во многом от них зависит, каким вырастет человек. Алёша повезло – и он вырос добрым, чутким, сострадающим. Ведь дружба способна помочь каждому в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества. К такому выводу подводит автор читателей романа.
М.Горький «Старуха Изергиль»
Героиня рассказа М.Горького старуха Изергиль имела большой опыт очаровывать мужчин. Вся её жизнь – череда сплошных историй, влюблённости, расставаний. Но принёс ли этот опыт счастье? Увы, нет. Одинока Изергиль в конце своей жизни. Да и автор называет её как-то грубовато: «старуха».
Человеку свойственно допускать ошибки. Однако Изергиль так легко их совершала, так быстро забывала очередного возлюбленного! Она играла судьбами людей, нисколько никого не жалея. Героиня говорит, что «каждый сам себе судьба». Но итогом жизни Изергиль стало одиночество.
И всё же хоть какой-то жизненный опыт героиня рассказа приобрела. Ведь недаром Изергиль мечтает о тихой жизни в деревушке с мужем и семьёй, чего у неё, к сожалению, нет.
О многом задумываешься, читая рассказ М.Горького. О том, что жизнь так быстротечна, что не нужно её растрачивать на ненужные встречи, действия и поступки. Страшно, если в конце жизненного пути остаёшься один.
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Главный герой рассказа И.А.Бунина не имеет даже имени. «Господин» – так называют его все окружающие. Да, он действительно пока господин в этой жизни: много работал, копил деньги, приумножал своё состояние. И вот достиг того социального уровня, о котором мечтал, и решил отдохнуть. А оказалось, что жизнь-то уже прожита, что остались ему считанные минуты на этой земле. Думал, что только начинает жизнь, а оказалось, что уже её закончил. Сам господин, умерев на борту «Атлантиды», конечно, не понял, что пройденный им путь – ложный, что ошибочными были цели.
Далек от истинного и мир, окружавший героя. Нет никакого подлинного уважения окружающих, нет близких отношений с женой и дочерью – всё это миф, результат того, что господин богат и может одаривать деньгами. Как человек же, как личность герой рассказа никого не интересует. И не случайно смерть господина стала трагедией для близких лишь потому, что возникло столько проблем с его телом. Обратный путь на родину в трюме, ящике из-под содовой – вот итог пути героя.
Теперь читателю становится очевидно то, что автор не случайно даёт название кораблю «Атлантида» (по названию исчезнувшего в океане острова, который, по легенде, боги наказали за аморальный образ жизни). Такой путь ждёт каждого, если он не осознает своих ошибок, не поймёт, что служит призрачному богу – деньгам и богатству.
В.Г.Короленко «Без языка»
Герои рассказа В.Г.Короленко «Без языка» решили поискать счастья в далёкой Америке. Оставив дом, родные места, пустились в далёкое плавание в страну, где они, в сущности, чужие. Без знания языка, традиций им пришлось очень сложно. И если Дыма быстро приспособился к американской жизни (приобрёл модную одежду и прочее), то Матвей Лозинский скучает по Родине. Матвей уже понял, что совершил ошибку, что связь с Отчизной порвана навсегда, что его дети уже не будут знать родного языка. Поэтому Лозинский с такой тоской и смотрит вслед уплывающим в Россию кораблям.
Всё, что совершает человек в своей жизни: и его победы, и его ошибки, – это жизненный опыт, который делает человека мудрее. Но пусть этот опыт не будет горьким, как произошло с Матвеем Лозинским. Потерять связь с Родиной – всегда страшно. Здесь корни, истоки, именно здесь человек счастлив. К такому выводу приходят читатели рассказа.
А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами.
Одним из городов, где пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно здесь прошло детство юных героев. В Краснодоне они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы, оставив главное на тот момент – отстоять свободу и независимость своей Родины.
Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами – «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие… Всех их объединяла ненависть к врагам, посягнувшим на свободу страны. Непримиримая злоба помогала ребятам бороться с фашистами.
Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили. Так, Ульяна и Валя дружили со школьной скамьи. Сколько они рассказывали тайн друг другу, делясь мыслями («…радость состоит в чувстве доверия, в возможности поделиться»)!
Предательство Стахевича привело к трагедии. Цена предательства оказалась невероятно велика: все члены организации были схвачены. В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей. После жестоких пыток молодогвардейцев казнили.
…О многом заставляет задуматься роман А.Фадеева. О том, как надо любить Родину, народ, каким необходимо быть человеком, как нужно ценить дружбу, как оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.
Народ помнит подвиг молодых героев: на Родине молодогвардейцев установлен памятник, возле которого всегда лежат живые цветы. Дружба ребят прошла проверку на прочность.
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Безразличие… Бессердечность… Душевная чёрствость... Порой люди даже не замечают, как глубоко ранят душу близких... А когда вдруг обратят на это внимание, посмотрят на себя со стороны, вспомнят, как вели себя, – бывает уже слишком поздно и ничего изменить больше нельзя.
Так и героиня повести К.Г.Паустовского «Телеграмма» Настя не могла найти времени для внимательного отношения к матери: всё-то была занята, какие-то дела отвлекали от очень важного в жизни — заботы о маме. Настя не находила пяти минут, чтобы позвонить, написать письмо. Как получилось так, что героиня, вроде бы такая внимательная к другим – ведь именно во многом благодаря ей была, например, открыта выставка художника Тимофеева – не смогла найти теплоты для собственной мамы?
Причина всему – эгоизм. Да, о себе думала Настя, когда помогала Тимофееву, и о себе же думала она, когда представляла скучную дорогу в деревню к матери. И лишь после смерти мамы поняла, какую ошибку совершила. Но цена этой ошибки слишком велика. Да, возможно, и появится у Насти хоть небольшой опыт человечности. Но только проявить эту человечность по отношению к матери уже не будет возможности.
А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Война… Тяжелейшее испытание для всех, особенно для детей. Причина любой войны – вражда. Мир вражды страшен и разрушает судьбы, делая людей жестокими, бездушными, но именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.
Главные герои произведения А.И.Приставкина «Ночевала тучка золотая» – дети, Колька и Сашка Кузьмины, братья, воспитанники детского дома, который переселяют на Северный Кавказ, только что освобождённый от немцев (массовое переселение народов проводилось в 1943-1944 годах).
Происходящее читатель видит детскими глазами, которые людей ценят по тому, отняли у них еду или нет. Многим непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки, о чём-просят, а в глазах – слёзы. Дети не могут осознать того, почему так жестоки люди. Нет для детей и деления людей по национальностям: добрый – значит, свой, злой, жестокий – враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний Алхузор. Оба они были одиноки и несчастны, поэтому и нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один – русский, а другой чеченец. Горе сблизило мальчиков – и они стали друзьями, которых объединила общая страшная судьба.
Колька и Алхузор оказались втянутыми в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно мальчики испытали на себе все ужасы этой борьбы.
Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда, потому что детские души способны понимать друг друга, они чисты и невинны, словно «золотые тучки». Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса – о равнодушие и жестокость людей.
«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди». Необходимо прекратить враждовать, научиться толерантно относиться к окружающим, не допускать уничтожения собственного народа – к этому призывает А.Приставкин.
А.А.Бек «Волоколамское шоссе»
Повесть «Волоколамское шоссе» была написана А.А.Беком в разгар Великой Отечественной войны – в 1942-ом-1944-ом годах и посвящена подвигу героев- панфиловцев, погибших в 1941-ом году при защите Москвы.
Генерал Панфилов – талантливый военачальник, умный стратег и тактик. Его многие фразы стали крылатыми. В них – внимание командира к своим бойцам, ответственность за их судьбы: «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат умом должен воевать», «Солдат идет в бой не умирать, а жить», «Победа куется до боя». Огромный опыт офицера позволял Панфилову с честью выполнять задания командования, отражать атаки противника. Автор подчёркивает, как важно, чтобы командирами в армии были именно такие люди.
Один из командиров батальона дивизии Панфилова – казах Бауыржан Момыш-Улы, который не имел опыта командования таким большим соединением (до этого в его подчинении была лишь батарея артиллеристов). Однако Бауыржан сумел сплотить солдат, которые выполнили поставленную задачу: измотали противника на Волоколамском шоссе, хотя многие погибли.
Опыт накапливает человек в течение всей своей жизни, становясь сильнее. Особенно важно это во время боевых действий, когда от поступков солдат, командиров зависят и судьба сражения, и итог войны.
Сколько в годы Второй мировой было молодых, ещё неопытных военачальников, которые только закончили училища! Этим людям предстояло решать сложнейшие задачи. И комбаты и комдивы – вчерашние курсанты! – справились, ведь в каждом из них было главное — любовь к Родине, стремление победить, освободить страну от фашистов. Это придавало силы и уверенность. Да, бывали и ошибки, и просчёты. Но с каждым боем опыт накапливался. И в итоге – победа над фашистами, в которую внесли свой вклад и солдаты батальона Бауыржан Момыш-Улы, не пропустившие немцев к Москве.
А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти мир смогут только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость. Произведение, многие фразы которого стали афоризмами, философское, содержит размышления о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми.
Главному герою – Мальчику – открывается множество истин. Одна из низ высказана Лисом, который понимает, что дружба – составляющая счастья человека: люди могут быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут стать и близки, дороги, необходимы. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота человеческих отношений.
«Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». Так можно сказать и о дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы. Поэтому надо дорожить теми, кто близок, доверился, надеется на тебя, научиться беречь самое ценное: человеческие отношения.
Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые, порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание.
… «Зорко одно лишь сердце». Как же актуально звучали слова писателя в годы войны и как важно понять их сейчас, в наше противоречивое и неспокойное время! Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда можно будет надеяться на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.
Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы. ( на примере анализа 2-й главы романа м. Булгакова "Мастер и Маргарита")...
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 3. Устная часть. ЕГЭ
Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 3. Устная часть. ЕГЭ...
Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 4. Устная часть. ЕГЭ
Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 4. Устная часть. ЕГЭ...
Материалы по подготовке к выполнению тестовой части ОГЭ
В данных материалах собрано всё, что понадобится для выполнения тестов ОГЭ...
Комплект материалов по подготовке к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ по орфографии
Комплект материалов по подготовке к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ по орфографии позволит систематизировать знания и умения по разделам орфографии, которые рассматриваются в задания...
материал для эффективной подготовки к выполнению задания №35 (электронное письмо) и заданий 2(телефонный опрос),3 (тематическое монологическое высказывание) устной части ОГЭ по английскому языку
Данный материал будет полезен для подготовки к продуктивной части ОГЭ по английскому языку. Варианты заданий №35(электронное письмо) и заданий устной части скомпанованы по основным темам кодификатора....