«ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка к выполнению заданий 37, 38 письменной части и заданий устной части»
элективный курс по английскому языку (11 класс)

Скугарева Екатерина Аркадьевна

 Предлaгаемый факультативный курс по английскому языку «ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка к выполнению заданий 37, 38 письменной части и заданий устной части» предназначен для обучающихся 10 - 11 классов, проявляющих интерес к изучению иностранного языка, стремящихся к общению на иностранном языке и планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ЕГЭ. Программа факультативного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Факультатив78.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка к выполнению заданий 37, 38 письменной части и заданий устной части»

Для 10 -11  класса
      (среднее  общее образование)

Количество часов: 34

Авторы - составители:

Скугарева Екатерина Аркадьевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №9»

Красильникова Жанна Александровна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №20»

г. Ангарск

2024 г.

Пояснительная записка

 Предлaгаемый факультативный курс по английскому языку «ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка к выполнению заданий 37, 38 письменной части и заданий устной части» предназначен для обучающихся 10 - 11 классов, проявляющих интерес к изучению иностранного языка, стремящихся к общению на иностранном языке и планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ЕГЭ. Программа факультативного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Актуальность курса

Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.  

Актуальность курса заключается в том, что практическую пользу будут иметь школьники, которые хотят быть успешными в сфере профессиональной деятельности, требующей знания иностранного языка. Изучение курса поможет обучающимся получить опыт работы на уровне повышенных требований, развить учебную мотивацию школьников, подготовит их как к сдаче экзамена, так и к успешному обучению в ВУЗе.

             Программа факультативного курса основана на принципах системности и последовательности, научности и доступности, наглядности, сознательности и активности.

 Программа ориентирована на подготовку обучающихся к письменной части (задания 37 и 38) и устной части выпускного экзамена по английскому языку в рамках ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком.

Предлагаемый курс направлен на систематизацию лексико-грамматического материала и повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Особый акцент в программе сделан на использование разнообразных упражнений, готовящих для успешного выполнения заданий письменной и устной части ЕГЭ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса заданий для повышения уровня коммуникативной компетенции. Кроме того, этот курс способствует более глубокому освоению базового курса английского языка и представляется особенно актуальным, так как способствует активной подготовке к сдаче ЕГЭ.

Программа курса содержит задания, виды деятельности, вызывающие интерес обучающихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам обучения и позволяет реализовать его идеи на практике.

Новизна педагогической разработки заключается в учете последних изменений, внесенных в структуру ЕГЭ по английскому языку, в наличии анализа работ, рекомендаций по выполнению заданий, включением в программу новейших упражнений для подготовки к экзамену.

Основной целью факультативного курса является подготовка выпускников к ЕГЭ, развитие практических навыков правильного употребления грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности и в качестве инструмента для получения новых знаний для дальнейшей самостоятельной жизни.

      Факультативный курс имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:

Развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:

Речевой компетенции, при этом развиваются следующие умения:

  • умение вести условный диалог с целью получения информации;
  • умение описывать и сравнивать фотографии из фотоальбома;

Социокультурной компетенции:

  • углубление страноведческих знаний и умений и увеличение их объёма за счёт новой тематики, в том числе межпредметного характера;

Межкультурной компетенции, а именно:

  • умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;

Компенсаторной компетенции:

  • совершенствование умений игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;

Языковой компетенции:

  • коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала и продуктивное овладение грамматическими явлениями;

Учебно-познавательной компетенции:

  • совершенствование общих учебных умений, связанных с приёмами самостоятельного приобретения знаний;
  • развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия.

 Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

Личностные задачи:

  • разъяснить важность вдумчивого чтения инструкции к заданию и точного ее выполнения;
  • научить извлекать необходимую информацию, делать на ее основе заключения и аргументировать их;
  • воспитывать у обучающихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
  • воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
  • формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
  • развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка. 

Метапредметные задачи:

  •  развивать навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
  • развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умения осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • развивать гибкость мышления, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий;
  • развивать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
  • развивать умения по использованию разных стратегий в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
  • развивать языковое чутьё и формировать умения языковой догадки.

Предметные задачи:

  • повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в задания 37, 38 и устной части;
  • ознакомить учащихся с экзаменационным форматом заданий 37, 38 и устной части;
  • обучать распознаванию и употреблению в устной и письменной речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
  • обучать умению анализировать использование грамматических конструкций и отбор лексических единиц в соответствии с коммуникативными задачами и совершенствованию навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;
  • обучать пониманию и использованию явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
  • обучать употреблению в устной и письменной речи морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка;
  • повторить употребление в речи видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов;
  • обучать пониманию того, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы;
  •  учить видеть связь между лексикой и грамматикой.

2. Планируемые результаты изучения курса

       В результате усвоения факультативного курса по английскому языку «ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка к выполнению заданий 37, 38 письменной части и заданий устной части» предполагается достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

— формирование мотивации изучения иностранных языков и ответственного отношения к учению, стремление к самосовершенствованию;

— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

-  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

  • лексику по предложенным темам факультативного курса;
  • уметь использовать имя существительное, имя прилагательное, наречия, видовременные формы английских глаголов в действительном и страдательном залогах, условные предложения I, II, III и смешанного типов, модальные глаголы, инфинитив, герундий, причастие;
  • правила перевода прямой речи в косвенную, правила образования утвердительных вопросительных и отрицательных предложений, неправильные глаголы, фразовые глаголы.

Метапредметные:

Обучающиеся должны уметь использовать:

  • различные способы систематизации грамматического материала (конспектирование, составление и заполнение таблиц, построение схем);
  •   приобретенные знания и умения в практической деятельности для сдачи экзамена по английскому языку;
  • полученные навыки для продолжения образования в соответствии со своими профессиональными планами.

В качестве ожидаемого результата предполагается повышение общего уровня владения английским языком.

3. Содержание курса

Раздел

Содержание раздела

Формы  организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

Цели, содержание и процедура проведения ЕГЭ по английскому языку. Нормативно-правовая база. Знакомство с демоверсией 2025 года.

Структура демоверсии. Заполнение бланков КИМа. Критерии оценивания.

практические занятия

- знакомство с демоверсией;

- заполнение бланков КИМа;

- работа с критериями.

3

Письменная речь.  Ознакомление с форматом заданий.  Практическое выполнение задания: написание электронного  письма.

Практическое выполнение задания:  план написания  и оформление электронного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера.

практическое занятие (актуализация грамматических структур, развитие  навыков письма)

- выполнение тренировочных   упражнений

- написание  электронного письма

5

Письменная речь.  Практическое выполнение задания: написание тематического письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы.

Работа с образцами КИМов: правила работы, план написания тематического письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы.

Выполнение полноформатного задания по разделу «Письмо».

практическое занятие (совершенствование навыков письменной речи)

практическое занятие (контроль  навыков письма)

- выполнение тренировочных   упражнений

- написание тематического письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы

 

13

Задания устной части ЕГЭ по английскому языку.

Чтение вслух (базовый уровень сложности).

Условный диалог – расспрос (базовый уровень сложности).

Условный диалог-интервью (высокий уровень сложности).

Монологическое высказывание (высокий уровень сложности).

Чтение текста вслух. Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации.

Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении.

Мини-практикум по выполнению заданий устной части (монолог).

Выполнение заданий с использованием образцов карточек по говорению.

практическое занятие (совершенствование навыков чтения; навыков устной речи; навыков монологической речи)

- выполнение тренировочных   упражнений с употреблением изучаемых лексических структур

- составление монологического высказывания   с употреблением изучаемых грамматических структур и лексики

13

  1. Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Цели, содержание и процедура проведения ЕГЭ по английскому языку. Нормативно-правовая база. Знакомство с демоверсией 2025 года.

1

2.

Критерии и схемы оценивания выполнения заданий раздела «Письменная речь».

Критерии оценивания задания 37 базового уровня сложности. Дополнительная схема оценивания задания 37.

Критерии оценивания задания 38 высокого уровня сложности. Дополнительная схема оценивания задания 38.1.  Дополнительная схема оценивания задания 38.2.

Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании 38.

Порядок подсчёта слов в заданиях раздела «Письменная речь».

1

3.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части.

Задание 1 (чтение текста вслух).

Задание 2 (условный диалог-расспрос).

Задание 3 (условный диалог-интервью).

Задание 4 (обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражение своего мнения по её проблематике).

Дополнительная схема оценивания задания 4 (фото к проектной работе).

Cписок элементов содержания, обязательных к освоению на уровнях А1–А2, владение которыми должен продемонстрировать участник экзамена при выполнении задания 3.

1

4.

Анализ работ (задание 37 «Электронное письмо личного характера»).

1

5.

Рекомендации по оформлению и содержанию электронного письма личного характера.

1

6.

Упражнения для подготовки к написанию электронного письма личного характера.

1

7.

Check list к заданию 37 (десять шагов к правильному написанию электронного письма личного характера).

1

8.

Практическое выполнение задания: написание электронного  письма личного характера.

1

9.

Анализ работ (задание 38 «Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы»).

1

10.

Рекомендации по выполнению задания 38.

1

11.

Упражнения для подготовки к выполнению задания 38: структура письменного высказывания.

1

12.

Упражнения для подготовки к выполнению задания 38: логичность изложения письменного высказывания.

1

13.

Упражнения для подготовки к выполнению задания 38: использование средств логической связи в работе над письменным высказыванием. Фразы-клише к написанию 1, 2, 3, 4, 5 абзацев.

1

14.

Особенности содержания первого абзаца письменного высказывания.

1

15.

Особенности содержания второго абзаца письменного высказывания.

1

16.

Особенности использования пропорций, дробей и других выражений количества. Перефразирование процентов. Упражнения для подготовки к выполнению задания 38: выражение числовых значений разными способами.

1

17.

Особенности содержания третьего абзаца письменного высказывания.

1

18.

Особенности содержания четвертого абзаца письменного высказывания.

1

19.

Особенности содержания пятого абзаца письменного высказывания.

1

20.

Check list к заданию 38.

1

21.

Практическое выполнение задания: написание тематического письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы.

1

22.

Устная часть.

Чтение (базовый уровень сложности).

Ознакомление с требованиями к чтению фрагмента информационного или научно-популярного текста. Техника чтения, правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи).

1

23.

Мини-практикум по чтению вслух фрагмента информационного или научно-популярного текста.

1

24.

Условный диалог-расспрос с целью получения фактической информации (базовый уровень сложности).

Ознакомление с требованиями к выполнению задания. Формирование умений диалогической речи: запрашивать фактическую информацию по рекламному объявлению на основе ключевых слов (прямые вопросы); обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

1

25.

Мини-практикум по умению грамматически правильно формулировать вопросы, отвечающие по содержанию поставленной коммуникативной задаче.

1

26.

Условный диалог-интервью (высокий уровень сложности).

Ознакомление с требованиями к выполнению задания. Формирование умений диалогической речи: полно сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных типов; выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

1

27.

Формирование умений диалогической речи: полно сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных типов; выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

1

28.

Мини-практикум: дать интервью на актуальную тему, развернуто ответив на пять вопросов интервьюера.

1

29.

Мини-практикум: дать интервью на актуальную тему, развернуто ответив на пять вопросов интервьюера.

1

30.

Монологическое высказывание - обоснование выбора двух фотографий- иллюстраций к проектной работе на определённую тему и выражение своего мнения о теме проекта – в форме голосового сообщения другу (высокий уровень сложности).

Ознакомление с требованиями к выполнению задания. Стратегия выполнения задания. Формирование умений описывать, рассуждать, сопоставлять и сравнивать, выделять главное и второстепенное, аргументировать свою точку зрения, находить причинно- следственные связи, делать выводы.

1

31.

Формирование умений описывать, рассуждать, сопоставлять и сравнивать, выделять главное и второстепенное, аргументировать свою точку зрения, находить причинно- следственные связи, делать выводы.

1

32.

Мини-практикум: дать краткое описание двух фотографий с обозначением различий, достоинств и недостатков изображенных явлений; дать обоснование их выбора для проектной работы с высказыванием своего мнения по теме проектной работы.

1

33.

Мини-практикум: дать краткое описание двух фотографий с обозначением различий, достоинств и недостатков изображенных явлений; дать обоснование их выбора для проектной работы с высказыванием своего мнения по теме проектной работы.

1

34.

Выполнение заданий устной части ЕГЭ по английскому языку.

1

Место учебного курса в учебном плане

          Данная программа рассчитана на 34 часа из расчёта 0,5 учебного часа в неделю. Срок реализации программы – 10 и 11 класс.

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала.

Особый акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно грамматически выражать письменную и устную речь.

Итоговый контроль проводится в форме письменного выполнения задания 37 и 38 письменной части, заданий 39-42 устной части.

Примерная тематика для письменной речи

  1. Teenager’s troubles.
  2. City life VS country life.
  3. Keeping fit.
  4. E-learning.
  5. Social networks.
  6. Entertainment.

Примерная тематика для устной речи

  1. Everyday activities.
  2. Travelling and transport.
  3. Education and learning.
  4. Science and technology.
  5. Communication.
  6. Family relationship.
  7. Healthy way of living.
  8. Nature and environment. Ecological problems.
  9. Professions.
  10. Customs and traditions. Holidays.
  11. Shopping.
  12. Nutrition.
  13. Sport.
  14. Entertainment.

Языковой материал

Фонетическая сторона речи

Сегментный уровень (звуки)

Обучающийся должен:

  • владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
  • дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные: [iː] – [ɪ] (peak – pick); [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] (heart – hut); [u:] – [u] (pool – pull);
  • дифференцировать и правильно произносить межзубные [ð]/[θ] и фрикативные согласные[z]/[s] без замещения их межзубными фрикативными (think – sink);
  • дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные;
  • дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (как, например, в словах walk – work, form – firm);
  • владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is, there are);
  • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.
  • противопоставить согласные [p] – [b], [t] – [d], [k] – [g] по силе/слабости, то есть:
  • сопровождать произношение сильных согласных [p], [t], [k] придыханием, аспирацией, наиболее проявляющейся в позиции перед ударной гласной (исключая сочетания [sp], [st], [sk], так как в них аспирация не наблюдается);
  • слабые согласные [b], [d], [g] в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом. При такой ошибке неизбежно появляется призвук [ə];
  • соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный;
  • избегать палатализации согласных перед гласными [i], [iː], [e], [æ], [ɜː], [eɪ], [ɪə].

Сверхсегментный уровень (интонация)

Обучающийся должен:

  • расстанавливать паузы – правильно делить текст на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
  • расстанавливать фразовое ударение – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи);
  • владеть нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
  • владеть восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления;
  • правильно интонационно оформлять разные коммуникативные типы высказывания.

Грамматический материал

Использование грамматических форм и конструкций:

- множественное число существительных, образованное по правилу, а также исключения;

- личные местоимения в именительном и объектном падежах и притяжательные местоимения;

- степени сравнения прилагательных, образованные по правилу, а также исключения;

- степени сравнения наречий;

- числительные количественные и порядковые;

- видовременные формы глаголов действительного залога:

  • Present Simple, Future Simple и Past Simple;
  • Present и Past Continuous;
  • Present и Past Perfect;

- видовременные формы глаголов страдательного залога:

  • Present Simple, Future Simple и Past Simple;
  • Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive;
  • Present Perfect Passive;

- личные формы глагола в Present Simple для выражения действий в будущем после союзов if, when;

- неличные формы глаголов (причастие I, II, герундий);

- согласование времён и косвенная речь

Оборудование

Дидактические материалы

Раздаточные материалы

Грамматические таблицы

Словари

Мультимедийные средства обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты

По окончании факультативного курса обучающийся научится:

владеть фонетическими навыками:

  • различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах;
  • выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 150 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста;
  • владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова;
  • владеть пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов;
  • апостроф, точку, вопросительный и восклицательный знаки;
  • не ставить точку после заголовка; пунктуационно правильно оформлять прямую речь;
  • пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;
  • распознавать в устной речи и письменном тексте 1500 лексических единиц (слов, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1400 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической сочетаемости;

говорение:

  • вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и/или зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (до 9 реплик со стороны каждого собеседника);
  • создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи;
  • излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения без вербальных опор (объём монологического высказывания – 14–15 фраз);
  • устно излагать результаты выполненной проектной работы (объём 14–15 фраз);

письменная речь:

  • писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения – до 140 слов);
  • создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием образца (объём высказывания – до 180 слов);
  • заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/ прослушанного текста или дополняя информацию в таблице, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объём – до 180 слов);

Учебно-методическое обеспечение

1. Евсеева Ю.Н, Миканба А.Д. Английский язык. ЕГЭ на «отлично». Письменная речь. Задание 38. – Обнинск: Титул, 2024. – 64 c.

2. Хитрова И.В., Зверева Н.С. Английский язык. Improve Your Writing Skills. ЕГЭ – 2024. Письменная речь. Задания 37, 38. – Обнинск: Титул, 2024. – 168 c.

3. Хитрова И.В, Нечепуренко Т.Л. ЕГЭ. Английский язык. Устная часть. Тематические тренировочные тесты. – Обнинск: Титул, 2021. – 80 с.

4. Хитрова И.В., Нечепуренко Т.Л. ЕГЭ. Английский язык. Устная часть. Тематический словарный тренажер. – Обнинск: Титул, 2021.  –  80 с.

5. Хитрова И.В., Нечепуренко Т.Л. Английский язык. ЕГЭ 2024. Устная часть. Тематические тренировочные тесты. – Обнинск: Титул, 2023. – 192 с.

6. https://mmo.tb.ru/metod

    https://disk.yandex.ru/i/fkleRskXj5dHDw

7. www.fipi.ru 

8. https://ieltsfocus.com/2018/10/18/ielts-paraphrasing-statistics/

9. https://langart.ru/ege/writing/task40/paraphrasing-percentages/

10. https://englishadviser.ru/ege/esse/klishe-esse-anglijskii-ege

11. https://4languagetutors.ru/project-ege/

Приложение

Задание 37

Useful Language

Приветствие / Обращение

Dear Max,

Hi Mary,

Hi,

Hi!

Hello Ann,

Nick,

Hello again!

Hi there!

Благодарность за полученное письмо и / или выражение радости по поводу получения письма

Thank you for your message.

Thanks for your recent email.

Thanks for your message.

Thanks for writing to me.

I was very glad to hear from you.

I'm always glad to get messages from you.

Thanks for your message. I was very glad to hear from you.

Thanks for writing to me. I'm always glad to get messages from you.

Ответы на три вопроса друга

You asked me some questions about... (начало абзаца)

You ask me several questions and I'll be glad to answer them. (начало

абзаца)

Listen! (переход от вопроса к вопросу)

Actually, (переход от вопроса к вопросу)

You know, (переход от вопроса к вопросу)

Well, (переход от вопроса к вопросу)

Три вопроса другу по переписке

Great news about..

I was happy / sad to hear that By the way,..

Tell me more about..

What/ Why / Who / Whose / When / How often...?

Надежда на будущие контакты

Drop me a line when you can.

Write back soon.

Hope to hear from you soon.

Please write to me soon.

Завершающая фраза

Best wishes,

All the best,

Love,

With love,

Yours,

Подпись (только имя!) без точки

Ann

Mary

Max

Sarah

Задание 38

Useful Language

Первый абзац:

Nowadays it is impossible to imagine... (our lives) without...

It is well known that...

Nowadays more and more people...

Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who..

...plays an important role in our life.

Nowadays the issue of ... causes great arguments and controversy.

The issue of ... has been widely discussed in society recently.

It is no exaggeration to say that our society could not function without.

There is no doubt that ... is becoming a relevant issue nowadays.

Undoubtedly, ... plays) an important role in everyone's life.

The current project focuses on.

The aim of my project is to examine / to find out...

My aim is to analyse... and comment on..

The project I am working on is aimed at finding out..

I am doing a project on...

I have found the results of relevant opinion polls presented in the table / pie chart...

I have found data on..

I have found some data on this issue.

I have found some data on the subject of the project.

I have found some results of relevant opinion polls..

In this essay I am going to describe / to present my findings and express my opinion on...

I am going to comment on the data I have found...

I am going to give my opinion on the subject of the project.

I am doing a project... I have found some data on the subject of the project.

I am going to comment on it and give my opinion on the topic of the project.

Второй абзац:

Overall, according to the data given in the table,..

According to the results of the opinion poll,...

To begin with, I would like to say that...

As it can be seen from the table / the pie chart,..

According to the table / diagram,...

One can see from the table / diagram that...

The table / diagram demonstrates..

Третий абзац:

It is immediately evident that the percentage of the respondents who...

Further analysis reveals that...

The data analysis reveals that.

The results of the opinion poll invite comparison / allow me to make some comparisons..

Studying the table / pie chart in detail, one can see that...

According to the data, ...is twice as... as....

is much more ... than..

...is less ... than..

..is the least ... of all the... the difference between ... is ...%.

.% of the respondents.., while only ..% of the questioned...

According to the found data,.

The statistics allow me to make some comparisons.

In comparison with In contrast,...

.., whereas / while / although.

In terms of ...,.. percent of the interviewees ... which is comparable with but noticeably more than ..., which accounts for ... percent.

However, there is a difference of ..% among the people who .. and..

It may show that ....% of those who ... whereas ..% represents that..

According to the data given in the table / diagram, ... appear to be more popular than...

Another important thing to mention is that ... are almost as popular as ... the difference between them is ..%.

There is such a difference in the percentages since...

The percentages are predictably almost identical as...

It is quite surprising that....

Such a slight difference in the number of voters can be caused by...

Четвертый абзац:

Undoubtedly,:

It is important / significant / crucial to note that...

There is a problem that..

One problem that can be connected with...

There is a problem connected to the subject of the project which is...

There is a problem that is often faced / experienced by..

One issue that is associated with...

The biggest problem with ... is that.

One solution to this problem is to..

The best way to solve this problem is to...

The best way to deal with this problem is to...

Another method is to..

It will lead to...

For example,..

Last but not least, could For instance,.

Such as.

As a result,...

The best way is to

Then...

Пятый абзац:

In conclusion,

To sum up,

All in all,

To summarise,

Personally, I believe that ... because

As far as I am concerned,

I am convinced.

To my mind,

From my point of view,

In my opinion,

I would like to express my opinion on …

Логичность изложения

Listing Points. Перечисление.

First, / Firstly, / To begin with, / To start with, - во-первых, Second, / Secondly, - во-вторых,

Third(ly), Fourth(ly), - в-третьих..., в-четвертых,

Lastly, / Finally, / Last but not least, - наконец, / в завершение / последнее, но не менее важное (в конце концов)

Reasons and Causes. Причины.

Since - так как

Because - потому что

As - так как

Due to - из-за / по причине того, что

Results and Consequences. Результаты.

As a result, - в результате

Hence, - следовательно

So, - таким образом

Therefore, - следовательно / поэтому

Thus, - таким образом

Consequently, -  следовательно

For this reason, -  по этой причине

Highlighting and Emphasising. Выделение и подчеркивание.

Especially - особенно

Clearly, - явно

Obviously, - очевидно

Specifically - в частности

Of course, - конечно же

In particular, - в частности / особенно

Overall, - в целом

Describing the table / pie chart. Описание таблицы / круговой диаграммы.

According to the table / pie chart, - согласно таблице / круговой диаграмме,

As it can be seen from the table / pie chart, - как это видно из таблицы, /

круговой диаграммы,

According to the data given in the pie chart / table, - в соответствии

с данными, приведенными в круговой диаграмме / таблице

Presenting Comparison. Выражение сравнения.

In comparison - в сравнении

Similarly, - аналогично

Likewise, - также, подобно

In the same way, - таким же образом

Giving opinion. Выражение мнения.

In my opinion, - по моему мнению

In my view, - на мой взгляд

To my mind, - на мой взгляд/ по моему мнению

As far as I am concerned, - насколько я могу судить

From my point of view, - с моей точки зрения

I believe - я считаю / я полагаю

I think - я думаю / я считаю

Conclusion. Вывод.

In conclusion, - в заключение

To conclude, - делая вывод/ завершая

To draw the conclusion, - делая вывод

To sum up, - подводя итоги

Первый абзац:

It is important / significant / crucial / critical / essential / necessary....

There is no doubt that...

One cannot deny that...

More and more people today...

It is argued by some people that...

Some people think / believe / suppose / claim / feel / state that...

A commonly held belief is that...

...is believed / considered / thought to be crucially important today

It goes without saying...

Today ... has become / is becoming / ... has always been...

It is common knowledge that...

Today we see more and more people doing / do...

Числовые значения:

50% = a half - половина

33% = a third - треть

25% = a quarter - четверть

20% = a fifth - пятая часть / одна пятая

10% = a tenth, one in ten - десятая часть

5% = just a small faction - всего лишь небольшая часть / доля

66% = two thirds - две трети

75% = three quarters - три четверти

20% = two in ten - две десятых и т. д.

over 50% = a majority - большинство / большая часть

under 50% = a minority - меньшинство / меньшая часть

around - около

approximately - приблизительно

about - около

almost - почти

nearly - почти

just under - чуть меньше

more than - больше чем

over - более

exactly - точно

precisely - точно

Третий абзац:

Almost as... as - почти как... так и

Not quite as... as - не совсем так... как

Nearly as... as - почти так же... как

Not nearly as... as - далеко не так...как

Half as... as - наполовину так же...как

While - в то время как

Although - хотя

Even though - даже несмотря на

Whereas - в то время как

In contrast to / with - в отличие от, по сравнению с

The same as - то же самое, что и

Much / far / slightly - сильно / далеко / слегка

Similar to - похожий на

Similar or same - похожий или такой же

Same as... as - такой же, как... так и

Differ /different / difference - отличаться / непохожий / разница

More /less / fewer - больше / меньше (с неисчисляемыми существительными) / меньше (с исчисляемыми существительными)

More... than - больше чем

Twice as much / many - в два раза больше

Three / four times - в три / четыре раза

The most - самый большой

The least - самый маленький

ПРИМЕРЫ:

30% of the respondents prefer to study online, while 10% of the surveyed want to go to school. - 30% респондентов предпочитают учиться в дистанционном формате, в то время как 10% опрошенных хотят ходить в школу.

Although girls enjoy studying foreign languages, Jane likes studying mathematics. - Хотя девочкам нравится изучать иностранные языки, Джейн нравится изучать математику.

Whereas the majority of the respondents prefer to travel to work by car, only a small minority of them do. - В то время как большинство респондентов предпочитают добираться на работу на автомобиле, лишь незначительное меньшинство из них это делают так.

Almost 50% of the respondents claim that staying in a hotel is the best choice for a family holiday. - Почти 50% респондентов утверждают, что проживание в отеле - лучший выбор для семейного отдыха.

5% more girls prefer to read books than go to the cinema. - H 5% больше девушек предпочитают читать книги, чем ходить в кино.

Fewer mobile phones were bought in 2023 than in 2018. - B 2023 году было куплено меньше мобильных телефонов, чем в 2018 году.

Less oil was consumed in summer than in winter. - Летом потреблялось меньше топлива, чем зимой.

25% fewer people choose to travel by train than by car. - На 25% меньше людей предпочитают путешествовать поездом, чем на автомобиле.

The percentage of females who studied at university in 2022 was almost exactly the same as in 2021. - Процент женщин, которые учились в университете в 2022 году, был почти точно таким же, как и в 2021 году.

The amount of time spent at home differed by almost 25% according to gender. - Количество времени, проводимого дома, отличалось почти на 25% в зависимости от пола.

There is a difference of over 25% in the amount of time males and females spend at home. - Существует разница более чем в 25 % в количестве времени, которое мужчины и женщины проводят дома.

5 million fewer units of gas were sold in 2014. - В 2014 оду было продано на 5 миллионов единиц газа меньше.

Twice as many people elect to use gas and not electricity for cooking. - Вдвое больше людей предпочитают использовать для приготовления пищи газ, а не электричество.

Пятый абзац:

To sum it up, I am convinced

In conclusion, I am sure

All in all, I believe / think / suppose / consider

To conclude, in my view,

Taking everything into account, to my mind,

It is important / essential / crucial / vital / significant because...

Устная часть

Требования к выполнению задания 1

Произношение

1. Правильно произносить звуки в словах, не допуская искажения смысла слова: [θ]-[s]- think – sink [w]- [v]-wet-vet [ɔ:]- [ɜ:]- walk – work [iː]-[ɪ]- heat – hit 

2. Правильно произносить все звуки, особенно [ð], [θ], [w], [ŋ], [ɜː];

3.Владеть правилами чтения и исключениями из правил;

4. Не оглушать конечные звонкие согласные: place-plays 

5. Правильно ставить ударение в многосложных словах: alive energy 

6. Произносить связующее [r].

 

Интонация

1.Соблюдать фразовое ударение: -выделять голосом ударные слова (существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения); не выделять голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения), помнить, что в неударных словах гласные звуки редуцируются;

2. Правильно расставить паузы, т.е. разделить текст на смысловые группы (отрезки) и прочитать их с правильной интонацией.

3. Владеть логическим ударением, т.е. выделять голосом одного из слов предложения (даже неударное слово) для усиления его смысловой нагрузки.

4. Владеть восходящим тоном для оформления незаконченной смысловой группы распространённое подлежащее; обстоятельство в начале предложения; каждый из перечисляемых членов предложения, кроме последнего, если он является концом повествовательного предложения; придаточное предложение, стоящее перед главным

5. Правильно интонационно оформлять каждое предложение в соответствии с его коммуникативным типом.

6. Соблюдать средний темп чтения - 1.5 минуты, чтобы прочитать текст из 150-170 слов;

 

При подготовке к заданию обращайте внимание не только на звуки, но и на интонацию. Помните, что:

• повествовательное предложение произносится с нисходящей интонацией;

• однородные члены предложения при перечислении читаются с повышением интонации, а в конце предложения тон понижается;

• общие вопросы произносятся с восходящей интонацией в конце вопроса;

• альтернативные вопросы произносятся с повышением тона в первой части (до союза оr) и падением во второй;

• фразовое ударение обычно падает на смысловые слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.д.). Служебные слова (глаголы-связки, артикли, предлоги или союзы) как правило, являются безударными.

 

Критерии оценки первого задания

За первое задание максимально выставляется 1 балл при соблюдении следующих условий:

• Речь воспринимается легко;

• Отсутствуют необоснованные паузы;

• Соблюдены фразовое ударение и интонационные контуры, слова произнесены без нарушений нормы;

• Допущено не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.

 

Требования к выполнению задания 2

1. Запрос информации в соответствии с коммуникативной установкой

• знание слов, понимание того, о чем надо спросить;

2. Правильная грамматическая форма прямого вопроса

• тип вопроса;

• порядок слов в вопросе;

• форма глагола в нужной видовременной форме и залоге;

3. Языковые средства оформления вопроса

• разнообразная лексика, соответствующая предлагаемой ситуации;

• интонация, соответствующая выбранному типу вопроса.

4. Время, отведенное на выполнение задания

• 1.5 минуты на подготовку;

• 20 секунд, чтобы задать вопрос;

 

Будьте внимательнее: 

Не начинайте вопросы с конструкций: What about....? Can you tell me …?

Правильно составьте вопрос с точки зрения грамматики.

Обратите внимание на видовременные формы глагола, пассивный залог).

 

Помните порядок слов в вопросительных предложениях:

1. Вопросительное слово (What, When, Where, How, Who, и т.п.). (начало специального вопроса)

2. Вспомогательный (модальный, глагол-связка) глагол. (начало общего вопроса)

3. Подлежащее (существительное или местоимение).

4. Смысловой глагол (или дополнение). Не забудьте об интонации в вопросах (повышение тона в конце общих вопросов и падение – в конце специальных)!

 

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и четко, следуйте предложенному плану.

 

 

Памятка: Как выполнить задание 2

В данном задании нужно задать 5 прямых вопросов.

Чтобы успешно выполнить это задание, советуем следовать следующим рекомендациям.

Во время подготовки задания

• внимательно прочитайте инструкцию к заданию;

• убедитесь, что вы понимаете, о чем именно необходимо спросить в каждом вопросе;

• решите, какой тип вопроса (общий или специальный) необходимо задать в каждом случае;

• сформулируйте вопросы, соблюдая порядок слов, характерный для каждого типа вопроса;

• помните, что время подготовки задания ограничено 1.5 минутами. 

 

Во время выполнения задания

• формулируйте вопросы, обращая внимание на порядок слов вопросительного предложения;

• произносите вопросительные предложения с правильной интонацией;

• используйте разнообразную лексику, соответствующую предлагаемой ситуации;

• помните, у вас есть 20 секунд, чтобы задать каждый вопрос.

 

Критерии оценки второго задания

За второе задание максимально выставляется 5 баллов.

То есть за каждый правильно заданный прямой вопрос вы можете получить по одному баллу при соблюдении следующих условий:

• Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче;

• Форма вопроса соответствует правильной грамматической форме прямого вопроса;

• Интонация соответствует типу задаваемого прямого вопроса;

• Возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия.

 

РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ 

• In a shop/ café

• At the airport/bus station

• In a sports club/swimming pool/gym

• In a library/reading hall

• At school/language courses

• At the hotel/youth hostel

• On the street of a big city

• On transport

• In the travel agency

 

ЦЕЛЬ ВОПРОСА 

• Shop (location, opening hours, availability of some goods, size, colour, ways of payment, discounts);

• Café (location, opening hours, cuisine, live music, service, discounts);

• Hotel (rooms availability, price, check in/out time, swimming pool/sauna availability, location, how to get, Wi-Fi, modern conveniences availability, breakfast price/included)

 

Требования к выполнению задания 3

Участнику необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему.

Тематика задания 3, как и тематика задания 2, построена на стандартных ситуациях социально-бытовой, социальнокультурной и социально трудовой сфер общения.

В ходе выполнения этого задания участник ЕГЭ должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:

· полно сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных типов;

· выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;

· точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

 

Критерии оценки третьего задания

За каждый правильно данный ответ учащийся получит 1 балл (максимально - 5 баллов).

Для этого следует не допускать:

-фонетические ошибки (не говорить “thing” как “think”);

-лексические ошибки (“I want to teach new words in English” вместо “I want to learn new words in English”);

-грамматические ошибки (“My family big” вместо “My family is big”);

 -Плюс, отвечать ПО ТЕМЕ.

Если вопрос звучит как “What part of Russia do you live in?”, ответ “I live in a small town” будет не корректен.

 

Требования к выполнению задания 4

Задание 4 «Обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражение своего мнения по её проблематике» (максимум – 10 баллов)

Особенности задания 4:

  • необходимо не просто описать фотографии, а связать их с темой проекта; 
  • сопоставить и сравнить фото, найти различия, определить, почему они могут служить иллюстрациями к предложенной теме проектной работы;
  • несмотря на упоминание о причинах технического характера, которые не позволяют отправить фото, не нужно в высказывание добавлять фразу о технических проблемах и невозможности отправить фотографии;
  • высказать и обосновать свое мнение о теме проекта, выделить преимущества и недостатки объектов, иллюстрирующих или раскрывающих тему проекта».

 

 

Как получить максимальный балл за задание 4:  

  • соблюдать объем высказывания (12-15 фраз);
  • раскрыть каждый пункт плана в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного) или в нескольких простых предложениях;
  • успеть раскрыть все пункты плана за три минуты;
  • представить, что действительно записывается голосовое сообщение другу: не забыть про приветствие и прощание;
  • не использовать фразы you can see, так как друг фотографию не видит;
  • не затягивать первый пункт плана, различия включить в описание фотографий;
  • называть преимущества и недостатки не картинок, а действий, которые на них изображены;
  • говоря о собственных предпочтениях, использовать формулировку (глагольную форму) в точности так, как она представлена в пункте 4 плана. В плане могут использоваться такие формулировки: you prefer, you’d prefer, you preferred as a child, would like.

Ответ оценивается по трем критериям:

  • решение коммуникативной задачи/содержание (максимум — 4 балла);
  • организация устного высказывания (максимум — 3 балла);
  • языковое оформление высказывания (максимум — 3 балла).

 

Правильный ответ строится по следующему алгоритму:


 
1. Вступление. Приветствие с другом, для которого выпускник описывает фотографии.
 
2. Описание представленных фотографий и их различий. Важно отметить основные детали изображений, которые непосредственно связаны с темой проекта. Не стоит уделять внимание второстепенным аспектам.
 
3. Определение преимуществ и недостатков объектов, представленных на изображениях. Нужно обозначить 1-2 пункта.
 
4. Поделиться мнением относительно темы проекта и аргументировать его.
 
5. Заключение. Прощание с другом.
 
 
При составлении каждой части ответа можно использовать следующие фразы:
 

1. Вступление:
 

  • Hi John, I’ve been working on finding some pictures for our project on  “...”. I got two images that I think could be relevant to us.
  • Hey Ann! I found a couple of images that I thought might be of interest for our project.

 

2. Описание представленных фотографий и их различий:
 

  •  In this first pic, we can see...
  • The first image shows…
  • Moving on to the second image, we can see...
  • I picked these pictures because they fit our project’s theme of…
  • These pictures are kind of different, though. In the first one...
  • Speaking of how these pictures differ, the main thing is…
  • Let’s talk about the differences. The main difference is that in the first picture...  But the second picture is more like...

 

3. Определение преимуществ и недостатков объектов:
 

  •  A big advantage of... is that…
  • One of the best things about... is that it…
  • Another advantage to consider is that…
  • One of the primary benefits associated with... is...
  • If we take..., one downside of it is that…
  • Let’s look specifically at...That can be a drawback because…

 

4. Собственное мнение:
 

  •  In my opinion, I… because…
  • As I believe, the main thing is…
  • As for me, I consider…

 

5. Заключение:
 

  • That’s it, I’d be interested in your thoughts on the pictures.
  • That’s all I wanted to say. Take a look at the photos and let me know what you think.
  • These were my thoughts on the pictures. I would be interested to hear your impressions of them.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по английскому языку для подготовки к О Г Э Устная часть

В соавторстве со своими коллегами мы разработали устные темы для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ, всего 19 тем....

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ЗАДАНИЯ C3, C4)

Целью обучения устной речи является овладение учащимися навыками неподготовленной монологической, диалогической и полилогической речи. Отличительными особенностями устной речи являются ее спонтанность...

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 3. Устная часть. ЕГЭ

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 3. Устная часть. ЕГЭ...

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 4. Устная часть. ЕГЭ

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 4. Устная часть. ЕГЭ...

Технологическая карта урока английского языка. Тема: "Подготовка к ЕГЭ. Письменная часть. Задание \'\'Лексика\'\'».

Урок направлен на ознакомление учащихся с современными стратегиями выполнения экзаменационных заданий; на формирование способности к самостоятельной   работе и работе в группе, на развитие...

материал для эффективной подготовки к выполнению задания №35 (электронное письмо) и заданий 2(телефонный опрос),3 (тематическое монологическое высказывание) устной части ОГЭ по английскому языку

Данный материал будет полезен для подготовки к продуктивной части ОГЭ по английскому языку. Варианты заданий №35(электронное письмо) и заданий устной части скомпанованы по основным темам кодификатора....