Материалы по подготовке к выполнению тестовой части ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
В данных материалах собрано всё, что понадобится для выполнения тестов ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_3.docx | 36.62 КБ |
zadanie_2.docx | 20.16 КБ |
zadanie_4.docx | 13.29 КБ |
zadanie_5.docx | 64.48 КБ |
zadanie_7.docx | 14.52 КБ |
zadanie_8.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 3 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ: И; ДА (=И); НИ-НИ; НЕ ТОЛЬКО, НО И; КАК, ТАК И
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: ИЛИ (ИЛЬ); ЛИБО; ТО-ТО; НЕ ТО-НЕ ТО
ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ: А; НО; ДА (=НО); ЗАТО; ОДНАКО; ЖЕ
ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
1. О, О, О
2. О, О И О
3. О, И О, И О
4. И О, И О, И О
5. как О, так и О
6. не только О, но и О
7. О, но О
8. то О, то О, то О
9. ни О, ни О
10. О и О, О и О
11. О, О, О и О
12. О и О, О
ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВАХ
1. Θ: О, О, О – … 2. О, О, О – Θ
3. Θ, |≈≈≈≈≈≈|: О, О – … 4. О, О, О – вводное слово, Θ
Задание 3
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Обособляются:
- Любые определения, если они относятся к личному местоимению:
ЛМ, ≈≈≈≈≈≈, … ≈≈≈≈≈≈, ЛМ
- Распространенные определения, стоящие после определяемого слова:
ОС, ⏐≈≈≈≈≈≈⏐
- Любые определения, если они оторваны от определяемого слова другими членами предложения. (Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю. )
- Одиночные и распространенные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное):
⏐≈≈≈≈≈≈⏐, ОС
- Два и более одиночных определений, стоящих после определяемого слова, если определяемому слову предшествует еще одно определение:
≈≈≈≈≈≈ ОС, ≈≈≈≈≈≈, ≈≈≈≈≈≈, …
- Одиночное приложение, относящееся к имени собственному и стоящее после него:
ОС(имя собственное), ≈≈≈≈≈≈, …
Задание 3
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
- Деепричастный оборот, независимо от места его в предложении.
!!! Не обособляется деепричастный оборот, если:
- вместе со сказуемым образует смысловой центр предложения: Она сидела чуть откинув голову;
- он является фразеологизмом: Он работал не покладая рук;
- деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово КОТОРЫЙ: Перед нами стоят проблемы, не решив которые невозможно двигаться дальше;
- Одиночные деепричастия, если они не утратили значения глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого: Однако пора спать, - говорил он, раздеваясь.
!!! Не обособляются одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию (т.е. обозначающие не добавочное действие, а признак действия): Он спал не раздеваясь.
- Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом НЕСМОТРЯ НА
Обособление обстоятельств, выраженных существительным с другими предлогами, носит факультативный характер.
ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ
- Обособление дополнений носит факультативный характер.
- Оборот с предлогом КРОМЕ может иметь значение исключения (тогда он обособляется) и включения (не обособляется): Кроме чаек, в море никого не было (За исключением чаек). Кроме зарплаты они получают еще и премиальные (+ к зарплате)
- Оборот с предлогом ВМЕСТО не обособляется, если имеет значение "ЗА", "ВЗАМЕН": Пошел в солдаты вместо брата. (ЗА брата). Вместо шубы надел пальто. (ВЗАМЕН шубы).
Задание 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
I. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, ЕСЛИ:
- Обозначают уподобление, "чистое сравнение", метафору (как = подобно): Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
- Его можно заменить синтаксическим синонимом "будучи" или "так как": Как хирург, я убежден: операция необходима.
- В основной части предложение имеется указательное слово так, такой, тот, столь: Он был в таком же изумлении, как я сам.
- Оборот начинается сочетанием как и: В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.
- Оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде и т.п.: Вижу, как теперь, своего хозяина.
- В оборотах не кто иной, как; не что иное, как: Это был не что иное, как начало перелома в войне.
II. ОБОРОТЫ С СОЮЗОМ КАК НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, ЕСЛИ:
- Их можно заменить творительным падежом существительного или наречием: Как град посыпалась картечь. (Градом).
- Если основное значение оборота приравнивание или отождествление: Ты любил меня как собственность. (Я = собственность).
- Если союз как имеет значение "в качестве": Ленский везде был принят как жених.
- Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым: Она ходила как дикая.
- Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ, или слова совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, просто, точь-в-точь, или он начинается союзом как бы: Сегодня все не как всегда. Было светло почти как днем. Он зашел сюда как бы мимоходом.
- Если оборот имеет характер устойчивого сочетания: Их жизнь текла как по маслу.
Задание 3 УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Уточняющие члены предложения выделяются запятыми (обособляются):
- Уточняется место
где? где именно?
В лесу, у избушки лесника, я встретил медведя.
- Уточняется время
когда? когда именно?
Рано утром, часов в семь, я гуляю.
- Уточняется образ действия
как? как именно?
Он наивно, по-детски, протёр глаза.
- Уточняется определения со значением цвета, размера, возраста
какая? какая именно?
Только узкая, саженей в триста, полоса показалась вдали.
какая? какая именно?
Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.
Задание 3
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, которые выделяются запятыми.
- Выражают чувства говорящего: к счастью, чего доброго, неровен час, удивительное дело…
- Выражают оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность): бесспорно, по всей вероятности, надо полагать, по сути…
- Указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, наоборот, во-первых, с другой стороны, кстати сказать…
- Указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, иначе говоря, если можно так сказать…
- Указывают на источник сообщения: говорят, на мой взгляд, как сообщили газеты, по слухам…
- Обозначают призыв с целью привлечь внимание: видите ли, поймите, поверь, извините, пожалуйста….
- Указывают оценку меры того, о чем говорится: самое меньшее, по крайней мере…
- Показывают степень обычности сообщаемого: бывает, по обыкновению….
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы .
а) При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится. Стало быть, по-вашему, все должны трудиться?
в) Если вводное слово стоит в начале или конце обособленного оборота, оно не отделяется от этого оборота запятой, в середине оборота – выделяется запятыми на общем основании. Ребенок, вимимо испугавшийся лошади, прижался к матери. Ребенок, испугавшийся, видимо, лошади, прижался к матери.
г) Вводное слово отделяется от предшествующего сочинительного союза, если его можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры: Несчастье нисколько не изменило его, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее. Но: Не год, а, может быть, десять лет понадобиться для достижения цели.
Вводные предложения, обозначающие добавочные замечания, разъясняющие предложения выделяются скобками, реже – тире.
Задание 3 СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В сложносочинённом предложении соединяются между собой равноправные, не зависящие друг от друга предложения. И связаны они сочинительными союзами.
- После каждого простого предложения в составе сложного ставится запятая: [ ], и [ ]:
Пришла весна, и побежали ручьи.
- Между двумя простыми в сложносочинённом предложении не ставится запятая перед и, да (= и), или в следующих случаях:
- есть общий второстепенный член: В лесу [ярко светило солнце] и [пели птицы].
- есть общая частица: Пусть [ветер воет] и [река клокочет].
- есть общее вводное слово: Возможно, [дождь скоро кончится] и [солнце снова выглянет из-за гор].
- выражены двумя назывными предложениями: Темнота и этот неясный шум.
- выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями: Кто виноват и что делать? Как часто мы встречались и какие интересные беседы вели! Подпустите врага и открывайте огонь по команде
Задание 3
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Знак препинания | ||
, | Перечисление фактов | Прогремел гром, прошёл сильный дождь. |
; | Перечисление фактов. Простые предложения осложнены и имеют свои знаки препинания. | Прорычал, как дикий зверь, гром; пошёл сильный дождь. |
: |
(а именно). | Мы не могли идти дальше: впереди лежало болото. Я знаю: город будет. Я выглянул в окно: там торжественно и царственно стояла ночь. У собак есть рыцарское правило: собаку лежащую не трогают. |
– |
| (Когда) Настанет утро – двинемся в путь. (Если) Любишь кататься – люби и саночки возить. Молвит слово – соловей поёт. Я за свечку – свечка в печку. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. |
Задание 3
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В сложноподчинённом предложении одно предложение подчиняется другому: есть главное предложение - [ ]
и зависимое (придаточное) – ( ). Связаны они подчинительными союзами и союзными словами.
Главное предложение от придаточного отделяются запятой!
1. [ ], ( )
Старик пригласил нас к себе, чтобы мы подкрепились.
2. ( ), [ ]
Пока он говорил, Маша думала о своём.
3. [ , ( ), ]
Её голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние.
Виды придаточных предложений
Виды придаточного | Вопрос | Союзы | Союзные слова | Примеры |
1. Определительные | какой? который? чей? | Какой, который, каков, чей, кто, что, где | [В том доме, (который стоял на пригорке), мы остановились]. [В доме, (что стоял на пригорке), мы остановились]. [Дом, (где мы остановились), стоял на пригорке] | |
2. Изъяснительные | кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | Что, чтобы, как, будто, как будто, словно | Кто, что, чей, как, отчего, почему, где, когда, куда, сколько | (Что волки жадны), [всякий знает]. |
3. Образа действия или степени | как? каким образом? в какой степени? | Что, чтобы, как, как будто, словно, точно | [В сторожке всё сохранилось так], (как было при жизни лесника). | |
4. Места | где? куда? откуда? | Где, куда, откуда | [Путники шли туда], (откуда слышался шум машин). | |
5. Времени | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? | Когда, как, пока, как только, в то время как, едва, прежде чем, до того как, после того как | [Потапов, (как только прояснил обстановку), вступил в бой]. | |
6. Условия | при каком условии? | Если, когда, коли | [Я приеду завтра], (если ты не возражаешь). | |
7. Причины | почему? отчего? | Потому что, так как, ибо, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что | [Нужно зажечь лампу], (потому что становится темно). | |
8. Цели | зачем? для чего? с какой целью? | Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы | [Мы пошли через поле], (чтобы сократить путь). | |
9. Сравнения | как? | Как, будто, как будто, словно, точно, чем…тем | [Перед грозой в лесу стало тихо], (будто всё умерло). | |
10. Уступки | несмотря на что? вопреки чему? | Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай | Как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни | (Как ни торопились мы), [всё равно опоздали]. |
11. Следствия | что из этого следует? | Так что, поэтому | [Она ничего не читала], (так что не сдала экзамен). |
Задание 3
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
А – слова автора
П – прямая речь
Прямая речь может стоять после слов автора, перед ними, а также может быть разорвана словами автора:
А: "П!" | А: "П?" | А: "П." | ||
"П!" | "П!" – а; | |||
"П?" | "П?" – а; | |||
"П." | "П", - а; | |||
"П!П." | "П! – а. – П". | |||
"П?П." | "П? – а. – П". | |||
"П.П." | "П, – а. – П". | |||
"Пп." | "П, – а, – п". | |||
"П,п" | "П, – а, – п". |
Предварительный просмотр:
Задание 2. КАК НАЙТИ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- задать вопрос «О ком или о чем говорится в предложении» – получим предмет высказывания;
- к данному предмету задать вопрос КТО или ЧТО? – получим подлежащее;
- чтобы найти сказуемое, от подлежащего можно задать следующие вопросы:
а) ЧТО ДЕЛАЕТ (СДЕЛАЛ) предмет;
б) КАКОВ предмет;
в) КАКОЙ премет;
г) ЧТО ТАКОЕ или КТО ТАКОЙ предмет.
- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. От них можно задать вопросы друг к другу.
Мальчик (что сделал?) спел. – Спел (кто?) мальчик.
Дверь (какова?) открыта. – Открыта (что?) дверь.
Задание 2 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это слово в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа (КТО? ЧТО?)
СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено одним глаголом !!! Может быть выражено фразеологизмом | Он засыпает. Откройте дверь. Я успел бы. Мы не будем спать. Мы сразу впали в тоску. |
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено двумя глаголами:
| Дождь перестал шуметь. |
!!! Оба глагола должны обозначать действия одного лица, а если они выполняются разными лицами, то один из глаголов является второстепенным членом | Я люблю танцевать. Мама попросила принести почту в кабинет. («Попросила» мама, а «принёс» кто-то) |
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено:
|
Он Ø весельчак. Он был веселым. Письмо было задержано. Два да три будет пять. Вишневый сад теперь мой. Ей туфли будут впору. Он был высокого роста. |
Задание 2
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ | ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ | ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ |
Содержат сообщение | Содержат вопрос | Содержат просьбу или приказ |
Я учусь в школе. | Вам нравится ваш класс? | Будьте внимательны на уроках. |
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИНТОНАЦИИ
НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ | ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ | |
Повествовательные | Я люблю гулять по зимнему лесу. | Как хорошо в зимнем лесу! |
Вопросительные | Вы читали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? | Ребята, не Москва ль за нами?! |
Побудительные | Читайте хорошие книги. | Берегите наш язык! |
Задание 2 ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
Тип предложения | Форма сказуемого | Примеры |
Определенно-личное | 1-е или 2-е лицо ед. или мн. числа настоящего или будущего времени | Люблю грозу в начале мая. Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Неопределенно-личное | 3-е лицо мн. числа настоящего или будущего времени или форма множественного числа прошедшего времени | В дверь постучали. Предают последние известия |
Безличное | Нет и не может быть подлежащего | Мне нездоровится. |
Назывные | Нет сказуемого | Мороз и солнце! |
ФОРМА СКАЗУЕМОГО В ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Настоящее и будущее время | Прошедшее время | ||||
ед. число | мн. число | ед. число | мн. число | ||
1 лицо я | Определенно-личное предложение | 1 лицо мы | Определенно-личное предложение | Неполное предложение | Неопределенно-личное предложение |
2 лицо ты | 2 лицо вы | ||||
3 лицо Он, она, оно | Неполное предложение | 3 лицо они | Неопределенно-личное предложение |
Предварительный просмотр:
Задание 4
ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Тип связи | Пример | ||
Согласование (какой? чей?) | Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. При изменении формы главного слова изменяется форма зависимого слова. | Старший брат (старшего брата) Теплый дождь (теплым дождем) Первый урок (к первому уроку) Наша юность (нашей юности) | |
Управление (падежные вопросы) | Главное слово требует от зависимого определенного падежа. При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. | Бежать к озеру (бегу к озеру) Привет от знакомого (приветом от знакомого) Принять помощь (приняли помощь) | |
Примыкание (где? куда? когда? откуда? почему? зачем и как?) | Слова связаны только по смыслу. В качестве зависимого слова выступает неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, неизменяемые, существительные, неизменяемые местоимения его, их, ее. | Петь громко Говорить волнуясь Начал читать По-зимнему холодно Третий слева Ёе вкус |
При замене словосочетания одного типа синонимичным следует главное слово оставить без изменения, а зависимое привязать к нему по законам построения словосочетания заданного типа. (см. таблицу).
Предварительный просмотр:
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
ПРОВЕРЯЕМЫЕ | ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ | НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ | ||||||||||||
Проверь ударением | Нельзя проверять ударением | Обратись к словарю | ||||||||||||
зависят от -а- | Зависят от ударения | Зависят от согласной корня | Зависят от значения | |||||||||||
есть -а- | без ударения | |||||||||||||
бир | – | бер | гар | гор | раст – ращ – рос | мак | мок | |||||||
дир | – | дер | клан | клон | лаг – лож | (погружать в жидкость) | (впитывать жидкость) | |||||||
мир | – | мер | твар | твор | скак - скоч | |||||||||
пир | – | пер | равн (равный, одинаковый) | ровн (ровный, гладкий) | ||||||||||
тир | – | тер | зор | зар | ||||||||||
стил | – | стел | плов | плав | (искл. росток Ростов Ростислав Ростовщик на вырост отрасль полог скачок скачу) | |||||||||
блист | – | блест | ||||||||||||
чит | – | чет | (искл. зоревать пловец, пловчиха плывун (песчаная почва, очень перенасыщенная водой) утварь) | |||||||||||
жиг | – | жег | (искл. равнина, ровесник поровну, поравняться) | |||||||||||
кас | – | кос | ||||||||||||
жим | – | жа | ||||||||||||
ним | – | ня | ||||||||||||
чин | – | ча | ||||||||||||
мин | – | мя | ||||||||||||
клин | – | кля | ||||||||||||
(искл. сочетать, сочетание, обжиг, побирушка) |
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Не изменяютсяна письме | Выбор приставки зависит от значения (ПРЕ-, ПРИ-) | Изменяются на письме (приставки на –З, -С) | |
ЗА-, НА-, НАД-; ПО-, ПРО-, ПОД-, ДО-, О-(ОБ-), ОТ- ПЕРЕ-, В-, У-, С-, НЕДО-, НАИ- и т. д. В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) приставки нет | ПРЕ-
ПРИ-
| Перед глухим согласным – С Перед звонким согласным и гласным – З Следует различать: | |
без ударения | под ударением | ||
РАЗ-, РАС- | РОЗ-, РОС- |
Запомнить:
ПРЕ- | ПРИ- | ||
|
20.Прецедент |
|
|
Следует различать: пребывать (находиться) – прибывать (приезжать); презирать (не уважать) – призирать (заботиться); преклоняться (почтительно относиться) – приклоняться (нагибаться); преступить (нарушить) – приступить (начать); претворить (воплотить) – притворить (закрыть); преходящий (временный)– приходящий (тот, кто приходит), предать(выдать) – придать (добавить), превратный (ложный) – привратник (страж у ворот), преемник (наследник)– приемник (радио).
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ О – Е – Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
ПОСМОТРИ, В КАКОЙ ЧАСТИ СЛОВА НАХОДИТСЯ ОРФОГРАММА
В КОРНЕ СЛОВА | В СУФФИКСЕ ИЛИ ОКОНЧАНИИ | ||||
Под ударением | В безударном положении | Глагол или отглагольное образование | Именная часть речи | ||
ПИШИ Ё | ПИШИ О | ПИШИ Ё – Е | Под ударением | В безударном положении | В суффиксе –ЕР- |
ПИШИ О | ПИШИ Е | ПИШИ Е |
ИСКЛЮЧЕНИЯ: артишок, джонка, изжога, капюшон, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка, трущоба, чокаться, чопорный, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох, шорты.
СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ: ОЖОГ (сущ.) и ОЖЕГ (глагол); ПОДЖОГ (сущ.) и ПОДЖЕГ (глагол).
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ и Ь
Ъ
| Ь
|
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ И - Ы ПОСЛЕ Ц
ПОСМОТРИ, В КАКОЙ ЧАСТИ СЛОВА НАХОДИТСЯ ОРФОГРАММА
В КОРНЕ СЛОВА и В СЛОВАХ НА - ЦИЯ | В СУФФИКСЕ или ОКОНЧАНИИ |
ПИШИ И | ПИШИ Ы |
Исключения: ЦЫГАН, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫЦ, НА ЦЫПОЧКАХ и производных от них.
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВ
ОПРЕДЕЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ
НАРЕЧИЕ | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | |||||||||
ГЛАГОЛ | ЧАСТИЦА | КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||||||||
ПИШИ Ь | ПИШИ Ь | ОПРЕДЕЛИ ЧИСЛО ИМЕНИ СУЩ. | ПИШИ Ь | НЕ ПИШИ Ь | ||||||
ЕД. Ч. |
МН. Ч. НЕ ПИШИ Ь | |||||||||
ОПРЕДЕЛИ РОД | ||||||||||
Ж.Р. | М.Р. | |||||||||
ПИШИ Ь | НЕ ПИШИ Ь | |||||||||
ИСКЛЮЧЕНИЯ: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
I склонениеСущ. м.р. и ж.р. с окончанием –А, – Я | II склонение Все сущ. с.р. и сущ м.р. с нулевым окончанием | III склонение Сущ.ж.р. с нулевым окончанием | |||||||
обычный вариант | особый вариант на -ИЯ | обычный вариант | особый вариант на –ИЙ, -ИЕ | ||||||
Р.п. | - И | Р.п. | - И | Р.п. | - И | ||||
Д.п. | - Е | Д.п. | - И | Д.п. | - И | ||||
П.п. | - Е | П.п. | - И | П.п. | - Е | П.п. | - И | П.п. | - И |
ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ЗАДАЙ ВОПРОС ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ
КАКОЕ ОКОНЧАНИЕ В ВОПРОСЕ? ТАКОЕ ПИШИ У ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ, КРОМЕ ИМЕНИТЕЛЬНОГО. (НЕ ЗАБУДЬ ПРО ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ВАРИАНТ)
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
суффикс | правило | пример |
- ЕК | гласная при склонении выпадает | замочек – замочка |
- ЕЦ | в сущ. м.р.; в сущ. ср.р., если ударение падает на окончание | мОлодец письмецО |
- ЕЧК | в сущ., не образованных от слов с -ИЦ | сито - ситечко |
- ЕНК | в сущ., не образованных от слов с -ИН | песня - песенка |
- ЕСТВ | если в суффиксе отсутствует буква Н | студенчество |
-ЕНЬК- | всегда, кроме заинька, паинька, баиньки | деревенька |
- ИК | если гласная сохраняется при склонении | ключик - ключИКа |
- ИЦ | в сущ. ж.р.; в сущ. ср. р., если ударение стоит перед суффиксом | синица платьице |
- ИЧК | в сущ., образованных от слов с -ИЦ | мельнИЦа - мельничка |
- ИНК | в сущ., образованных от слов с -ИН | горошИНа - горошинка |
- ИНСТВ | если в суффиксе есть буква Н | большинство |
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
суффикс | правило | пример |
- ИВ | под ударением | игривый |
- ЕВ | без ударения | сиреневый искл.: милостивый, юродивый |
- ЧИВ, - ЛИВ | в этих суффиксах Е не бывает | находчивый, болтливый не путать: фланелевый |
- К | в качественных прилагательных в относительных прилагательных с основой на -К, -Ч, -Ц; | резкий, ткач – ткацкий |
- СК | в остальных относительных прилагательных | деревенский |
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН
В СУФФИКСАХ ПОЛНЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ
Непроизв. | Отыменные | Отглагольные | ||
Пиши Н В этих словах только две морфемы: корень и окончание юн-ый красн-ый румян-ый | Пиши Н | Пиши НН | Пиши НН | Пиши Н |
Суффиксы-АН-, -ЯН- (суффиксы -АН-, -ЯН- имеют значение из чего или для чего предмет)* -ИН- (безударный суффикс -ИН-служит для образования прилагательных от названий животных) | Суффиксы-ЕНН-, -ОНН- Н + -Н- |
| Если нет ни одного из перечисленных признаков. | |
Искл. оловянный деревянный стеклянный безымянный | Искл. ветреный (но! безветренный день, подветренная сторона), | Искл. раненый (но! раненный в руку, израненный), названый, посаженый, смышленый, приданое (но! бесприданница) | Искл. брошенный, данный, лишенный, плененный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, медленный. |
*Есть всего пять слов, в которых значение из чего или для чего предмет имеет суффикс –ЕНН-: тыквЕННый, клюквЕННый, соломЕННый, огнЕННый, обедЕННый.
Задание 5
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН
В НАРЕЧИЯХ, КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ
НАРЕЧИЯ
Наречия относятся к глаголу и отвечают на вопрос КАК?
В наречиях пишется столько букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
КРАТКИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
В кратких прилагательных пишется только букв –Н–, сколько в полных.
КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ
В кратких причастиях всегда одна –Н–.
Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?
ПРИЧАСТИЕ:
- Обозначает действие, его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение (Баржа выгружена рабочими – Рабочие выгрузили баржу);
- При нем есть или может быть зависимое слово в творительном падеже (выгружена (кем?) рабочими);
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
- Обозначают качество, которое существует само по себе (Девушка хорошо образованна);
- Рядом с ним есть или можно добавить однородный член – краткое отыменное прилагательное (Девушка красива и хорошо образованна).
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
ПОСТАВЬ ГЛАГОЛ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ
ОКАНЧИВАЕТСЯ НЕ НА –ИТЬ | ОКАНЧИВАЕТСЯ НА –ИТЬ |
I СПРЯЖЕНИЕ | II СПРЯЖЕНИЕ |
ПИШИ –Е-, ( В 3 Л. МН.Ч. -УТ,-ЮТ) | ПИШИ –И-, ( В 3 Л. МН.Ч. -АТ,-ЯТ) |
ИСКЛЮЧЕНИЯ: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ - I СПРЯЖЕНИЕ;
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ - II СПРЯЖЕНИЕ
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ
Глаголы с ударной приставкой ВЫ: определи спряжение по бесприставочному глаголу.
ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКОЙ ОБЕЗ- (ОБЕС-) ОТНОСЯТСЯ: ПЕРЕХОДНЫЕ – к II СПРЯЖЕНИЮ,
НЕПЕРЕХОДНЫЕ – к I СПРЯЖЕНИЮ.
Задание 5 ГЛАСНАЯ ПЕРЕД СУФФИКСОМ –Л– В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ:
Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы (НФ). Поэтому перед суффиксом –Л– сохраняется то же гласный, что и перед –ТЬ в НФ.
Слышать → слышал; реять → реял; клеить → клеил;
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Глаголы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса –И– или без суффикса. Поэтому перед окончанием –ТЕ всегда пишется суффикс –И–, независимо от спряжения глагола.
PS. Следует отличать глаголы повелительного наклонения от глаголов изъявительного наклонения.
Глаголы повелительного наклонения отвечают на вопросы что делаЙте? что сделаЙте? (Окончание –ТЕ можно отбросить!)
Глаголы изъявительного наклонения отвечают на вопросы что делаЕТЕ? что сделаЕТЕ?
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ОВА–(–ЕВА–), –ЫВА– (–ИВА–) В ГЛАГОЛАХ
НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ:
ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ
–ВА– ПОД УДАРЕНИЕМ | –ВА– БЕЗ УДАРЕНИЯ ПОСТАВЬ ГЛАГОЛ В ФОРМУ 1 ЛИЦА ЕД. ЧИСЛА НАСТ. ИЛИ БУД. ВРЕМЕНИ | |||||||
ГЛАГОЛ БЕЗ –ВА– ИМЕЕТ СМЫСЛ | ГЛАГОЛ БЕЗ –ВА– НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА | |||||||
ОПРЕДЕЛИ ГЛАСНУЮ ПО ГЛАГОЛУ БЕЗ СУФФИКСА –ВА– | оканчивается на –ую, - юю | оканчивается на –ваю | ||||||
ПИШИ –ОВА–(–ЕВА–) | ПИШИ –ЫВА–(–ИВА–) | |||||||
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ЗАСТРЯТЬ – ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМИТЬ – ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛИТЬ – ПРОДЛЕВАТЬ |
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
Причастия настоящего времени:
Образованы от глаголов: | действительные | страдательные |
1 спряжения | Суффиксы – ущ-, -ющ- | Суффиксы – ом-, -ем- |
2 спряжения | Суффиксы – ащ-, -ящ- НО: БРЕЗЖУЩИЙ | Суффикс – им – |
Исключения: от глагола брезжить образуется причастие брезжущий.
Причастия прошедшего времени:
Действительные: суффиксы –ВШ-, -Ш-. Перед суффиксом сохраняется тот гласный, что и перед окончанием –ТЬ у глаголов.
Страдательные:
Образованы от глаголов: | Гласные перед -Н-, -НН- |
С основой на –А- | -А- |
С основой на –Я- | -Я- |
С основой на любой другой гласный | -Е- |
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
(Слова без НЕ употребляются. Противопоставления нет)
ЧАСТЬ РЕЧИ | СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
Имя существительное. |
| |
Имя числительное, местоимение (кроме отрицательных и неопределенных). | Всегда раздельно | |
P.S. Отрицательные и неопределенные местоимения пишутся либо в одно слово, либо в три слова, когда у местоимения есть предлог. | ||
Глагол, деепричастие. |
| Всегда раздельно |
P.S. Следует отличать глаголы с частицей НЕ и приставкой НЕДО-, которая антонимична по своему значению приставке ПЕРЕ-: недосолить – пересолить. P.P.S. Следует различать не доставать(не дотягиваться) и недоставать (не хватать) | ||
Наречие |
|
|
Имя прилагательное |
|
|
НО: всегда пишутся раздельно слова не ниже, не выше, не хуже, не лучше, не беднее и т.д. Всегда пишутся раздельно НЕ в сочетаниях не готов, не должен, не намерен, не обязан, не рад, не склонен, не расположен. | ||
Причастие |
|
|
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧАСТИЦ НЕ И НИ
ЧАСТИЦА НЕ
- Служит для отрицания всего предложения или одного слова:
Не бывать этому! Речка не глубокая, а мелкая.
- Служит для утверждения, если частиц две: одна – перед глаголом МОЧЬ, другая перед глаголом в Н.Ф. (НЕ + мочь + НЕ + гл. в н.ф.)
Я не мог не прийти.
- Употребляется в риторическом вопросе.
Где я только не бывал!
ЧАСТИЦА НИ
- Служит для отрицания в предложении без подлежащего (НИ + сущ. в Род. падеже).
Кругом ни деревца.
- Служит для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ или словом НЕТ.
Не слышно ни звука. Нет ни души.
- Служит для утверждения в придаточном предложении.
Где мы только ни бывали, везде нас встречали радушно.
ЗАПОМНИТЬ устойчивые сочетания:
с НЕ | с НИ |
Едва ли НЕ; чуть ли НЕ; далеко НЕ; отнюдь НЕ; НЕ кто иной (другой), как …; НЕ что иное (другое), как … НЕ раз = много раз НЕ один = много | Как НИ в чем НЕ бывало; НИ днем НИ ночью; во что бы то НИ стало; как бы то НИ было; (остался) НИ при чем; НИ разу = полное отсутствие НИ один = никто |
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
СЛИТНО:
- Наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок с наречиями: донельзя, послезавтра.
- Наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок В и НА с собирательными числительными: вдвое, надвое (НО по двое!)
- Наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок с краткими прилагательными: влево, издавна.
- Наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок с полными прилагательными и местоимениями: вслепую, вовсю.
- Наречия, которые имеют в своем составе такие именные формы, которые в современном языке не употребляются: спросонок, вдребезги, невдомек.
- Наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе сущ. верх, низ, перед, зад, высь, даль, ширь, начало, конец, век: навек, вширь наконец.
РАЗДЕЛЬНО:
- Наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся сущ. с предлогом между ними: бок о бок.
- Наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых сущ., одно из которых стоит в Им.п., другое – в Тв. п.: честь честью, чудак чудаком.
- Наречные выражения, образованные сочетанием имен сущ. с предлогами БЕЗ, В, ДО, ЗА, НА, ОТ, ПО, ПОД: без разбору, в придачу, до смерти, за полночь, на глазок, от силы, по старинке, под стать.
- Наречные выражения, образованные сочетанием имен сущ. с различными предлогами, если сущ. сохранило хотя бы некоторые падежные формы: на цыпочки – на цыпочках, за границу – за границей, на совесть – по совести.
- Наречия, образованные путем соединения предлога В с сущ., которое начинается с гласной буквы: в обмен, в упор, в открытую.
ЧЕРЕЗ ДЕФИС:
- Наречия с приставкой ПО- и суффиксами – ОМУ, -ЕМУ, -КИ, -ЬИ, -И: по-новому, по-вашему, по-русски, по-лисьи, по-латыни.
- Наречия с приставкой В- и суффиксами – ЫХ, -ИХ: во-первых, в-последних.
- Приставка КОЕ- и суффиксы –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ: все-таки, кое-где.
- Образованные повторением одного и того же слова, синонимичных или связанных по ассоциации слов: чуть-чуть, крест-накрест, худо-бедно.
- Технический термин на-гора.
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ С ПРИСТАВКАМИ ИЗ-, ДО-, С-
- В наречиях с приставками В-, ЗА-, НА- на конце наречий пишется суффикс О.
- В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- может писаться суффикс О или А
О | А |
Наречия образованы суффиксальным способом: Досрочный – досрочно Известный – известно Исправный – исправно Дословный – дословно | Наречия образованы приставочно-суффиксальным способом: Редкий – изредка Сухой – досуха Левый – слева Желтый – изжелта-красный |
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ
- Слитно пишутся предлоги: ввиду (= из-за), (но иметь в виду), вследствие (= из-за), впоследствии, вроде, вместо, наподобие, сверх, насчет (= о), несмотря на…
- Раздельно пишутся предлоги: в виде, в связи, в продолжение, в течение.
ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ
- Следует отличать союз чтобы от сочетания местоимения что и частицы бы. Частица относится к глаголу, ее можно переставить в другое место предложения.
P.S. Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.
- Следует отличать союзы тоже (=и), также (=и) от сочетания местоимения то, наречия так с частицей же. Частицу же можно опустить или переставить в другое место предложения.
P.S. Слитно пишется тоже в роли частицы: Тоже мне советчик!
- Союз зато, наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, поэтому пишутся слитно в отличие от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями. К последним можно добавить местоимение самый.
4. Запомнить: союз КАК БУДТО всегда пишется раздельно.
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ- Сложные количественные числительные – состоят из двух основ – пишутся слитно. У числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется Ь.
- Составные количественные числительные пишутся раздельно: в них столько слов, сколько цифр в числе.
- Порядковые числительные пишутся так же, как количественные, от которых они образованы.
- Простые количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3 склонения. Числительные 40, 90, 100, полтораста имеют только две формы:
И.п, В.п. – сорок, девяносто, сто, полтораста
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорока, девяноста, ста, полутораста
У сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова.
При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель – как количественное числительное, обозначающее целое число, знаменатель - как порядковое числительное во множественном числе.
У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Собирательные числительные склоняются как прилагательные (двое, двоих, двоим, двоих, двоими, о двоих).
Предварительный просмотр:
Задание 7 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Средство | Его определение | Пример |
Метафора | Вид иносказания (скрытое сравнение), перенос значения с одного слова на другое по сходству: А) формы Б) расположения В) внешнего вида Г) впечатления | Сыплет черемуха снегом. (Цветущие кисти черемухи подобны снегу). А) круги под глазами Б) голова колонны В) пятачок двора Г) воспоминания обесцветились |
Метонимия | Замена одного слова или понятия другим на основании смежности, связи между: А) сосудом и находящимся в нем содержимым; Б) материалом и изделием В) между фамилией автора и названием произведения | А) Съесть три тарелки. (Их содержимое). Б) Ношу золото. В) Люблю Пушкина. |
Гипербола | Образное преувеличение. | Редкая птица долетит до середины Днепра. |
Литота | Образное преуменьшение. | Мужичок-с-ноготок. |
Олицетворение | Перенос свойств одушевленного предмета на неодушевленные. | Вышел месяц из тумана. Терек воет, дик и злобен. |
Эпитет | Художественное (образное) определение предмета, выраженное чаще всего прилагательным. | Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печальный свет она. |
Сравнение | Сопоставление двух явлений, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (употребляются сравнительные союзы как, будто, словно) | Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей Вселенной. Луна взошла сильно багровая и хмурая, словно больная. |
Антитеза | Резкое противопоставление понятий, образов, состояний. | Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. |
Фразеологизм | Устойчивые сочетания слов, значения которых не выводятся из значений входящих в них компонентов. | Зарубить на носу – запомнить Бить баклуши – бездельничать |
Предварительный просмотр:
Задание 8 ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство | Определение | Пример |
Антонимы | Слова одной и той же части речи с противоположным значением. | Свет – тьма. |
Антонимы контекстные | Слова, не имеющие противоположного значения и являющиеся антонимами только в данном контексте. | Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. |
Диалектизмы | Слова, которые употребляются на определенной территории (областные слова) | Мшары – болота Привада – прикорм для рыбы |
Индивидуально-авторское слово | Слово, придуманное или образованное автором текста. | Клененочек (маленький клен) Громадье (планов) |
Книжная лексика | Высокие, торжественные слова, обладающие способностью создавать приподнятый тон в художественном тексте. | Влачить жалкое существование |
Омонимы | Слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. | Водопроводная система Система в работе |
Просторечные слова | Слова, сочетания слов, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости.
| Давеча, завсегда, тама, здеся |
Профессионализмы | Слова, которые употребляются представителями определенной профессии. Являются «неофициальными терминами». | Зубило, педсовет, палитра |
Разговорная лексика | Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. | Электричка, растрёпа, нуднятина |
Синонимы | Слова одной и той же части речи, близкие по значению. | Друг, приятель |
Синонимы контекстные | Слова, являющиеся синонимами только в данном контексте. | Поединок, дуэль |
Термины | Слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление | Эпитет, перифраза, анафора, эпифора. |
Устаревшие слова: А) архаизмы Б) историзмы | Слова, вышедшие из употребления: а) имеют современный синоним б) вышли из языка вместе с предметом (понятием) | а) чело – лоб, уста – губы б) ямщик, кафтан, ботфорты |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. | Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока |
Эмоционально-оценочные слова | Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. | Кляча, врать, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
"Подготовка учащихся 9 класса к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку"
В данной разработке вы найдете теоретический минимум и по три-четыре варианта работы, составленной в форме экзаменационных заданий, к каждому из вопросов тестовой части ОГЭ. Без теор...
Использование активных форм и информационных технологий в ходе подготовки к выполнению тестовых заданий ЕГЭ
Выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы...
Дифференцированная подготовка к выполнению тестовых заданий Единого государственного экзамена по математике
Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся рекомендуется включать тестовые формы контроля, используя ...
Алгоритм работы при выполнении тестовой части ЕГЭ - 2017 русский язык
В материале даны образцы заданий ЕГЭ по русскому языку 2017. Показан рекомендуемый алгоритм выполнения заданий....
Готовимся К ЕГЭ по литературе. Материалы для подготовки к выполнению заданий 8, 9, 17. 1 часть
Представлены материалы для подготовки по следующим произведениям:«Слово о полку Игореве», А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Дубровский», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего в...
Комплект материалов по подготовке к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ по орфографии
Комплект материалов по подготовке к выполнению заданий тестовой части ЕГЭ по орфографии позволит систематизировать знания и умения по разделам орфографии, которые рассматриваются в задания...