Авторская программа элективного курса "Певец деревни. Наш земляк А.С. Неверов"
элективный курс по литературе (8, 9 класс) на тему
Программа курса разработана на материале литературных произведений русского писателя, учительствовавшего в селе Елань Хворостянского района в 1913-1918 годах, а также на краеведческих материалах, и сочетает литературу как искусство слова и краеведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 46.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено Директор школы Зам.директора по УВР на заседании МО
______/______________/ ______/______________/ протокол № __от
«___»__________2015 г. «___»__________2015 г. «___»________2015 г.
Руководитель МО
______/____________/
Авторская программа элективного курса
«Певец деревни.
Наш земляк Александр Сергеевич Неверов»
(для учащихся 8 и 9 классов)
Составитель:
Петрухина Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЕВЕЦ ДЕРЕВНИ. НАШ ЗЕМЛЯК АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НЕВЕРОВ»
8 – 9 класс
Аннотация
Программа курса разработана на материале литературных произведений русского писателя, учительствовавшего в селе Елань Хворостянского района в 1913-1918 годах, а также на краеведческих материалах, и сочетает литературу как искусство слова и краеведение.
Курс способствует формированию гуманистических ценностей школьников, поэтому может быть использован и в воспитательной работе педагога. В нём предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. Программа предполагает формирование у учащихся представления о селе Елань Хворостянского района как историко-культурном регионе в контексте русской национальной культуры.
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 14-15 лет
Пояснительная записка
Актуальность курса. Современная жизнь делает школе социальный заказ на гармонически развитую и духовно богатую личность. В формировании такого человека важную роль играет художественная литература. Именно чтение художественных произведений ведёт к раздумьям над окружающей действительностью, её законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.
Духовную сущность современного человека помогает сформировать литературное краеведение. Именно оно способно воспитать любовь к Отчизне, которая начинается с любви к малой родине – селу, в котором родился или вырос.
Хворостянская земля, а именно село Елань славится именем замечательного русского писателя, учителя А.С. Неверова, автора повести «Ташкент – город хлебный», «Андрон Непутёвый», «Гуси-лебеди».
Значимость курса. Введение элективного курса “Певец деревни. Наш земляк” соответствует целям и задачам школы, одной из которых является углубленное изучение литературы, истории. Содержание курса сформировано таким образом, чтобы расширить филологические и исторические знания, полученные на уроках. Преподавание этого курса предполагает изучение текстов художественных произведений, что способствует формированию патриотизма, гражданственности. Отличительной чертой курса является единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской филологической школы. Структура программы позволяет последовательно изучить особенности творчества писателя А.С. Неверова.
Перспективность. Программа способствует созданию у учащихся единых представлений о мире, так как интегрирует литературоведение, языкознание, историю, краеведение, является дополнительной подготовкой к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Курс направлен на будущее профессиональное самоопределение учащихся: при создании своих творческих работ школьники выступают в различных ролях (журналиста, фотографа, режиссера видеоматериала, художника, психолога). Это позволяет выявить предпочтения ребят в области журналистики, психологии, театра, кино и др.
Автор программы предполагает, что курс поможет достичь более высоких знаний по предмету, будет способствовать развитию творческих способностей ребёнка.
Цели курса:
- пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.
Для достижения этих целей выдвигаются следующие задачи:
- просветительская (приобщение к литературному творчеству);
- агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
- эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы);
- лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
- обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Планируемые образовательные результаты
Учащийся знает:
- основные сведения о жизни и творчестве писателя советского периода, учителя, нашего земляка А.С. Неверова;
- содержание и художественные особенности изучаемых литературных произведений;
- ключевые направления и основные результаты исследований краеведов села Елань Хворостянского района;
- содержание и определение понятий: текстология, текстологический анализ, первоисточник, литературная критика, внешняя критика, внутренняя критика, ресурсы удаленного доступа, библиография, источниковедение, архивоведение;
- тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть, критерии оценки выразительного чтения и средства речевой выразительности;
- важные события истории села Елань Хворостянского района, отражённые в произведениях местного автора;
- алгоритм, приёмы и методы аналитической работы с художественным текстом.
Учащийся умеет:
- дать оценку произведения на основе личностного восприятия и осмысления его идейно-художественного своеобразия;
- установить связь идеи и содержания литературного произведения местного автора с исторической эпохой;
- оценить произведение с позиции современности и показать связь произведений местного автора с произведениями художественной литературы Самарской области, России;
- применять литературоведческую терминологию при анализе литературного произведения;
- оперировать понятиями: текстология, текстологический анализ, первоисточник, литературная критика, внешняя критика, внутренняя критика, ресурсы удаленного доступа, библиография, источниковедение, архивоведение;
- выразительно читать наизусть отдельные произведения или их фрагменты;
- самостоятельно интерпретировать художественный текст, и проводить его анализ
Описание способов оценки планируемых результатов
Предлагаемые формы контроля носят рекомендательный характер и зависят от уровня литературоведческой и лингвистической подготовки учащихся.
В соответствии с целью курса и планируемыми результатами обучения были определены следующие виды и формы контроля.
I. Итоговый контроль проводится посредством:
- письменного теста, содержащего закрытые, открытые и полуоткрытые вопросы для проверки результатов;
- защиты проекта;
- создания собственного сценария «Литературной гостиной»;
- создания собственного литературного произведения.
II. Промежуточный контроль проводится в форме:
- развёрнутый ответ на вопрос (устный и письменный);
- составление плана, тезисов к ответу на вопрос;
- составление теста по материалам курса;
- составление вопросов для интервью, диспута;
- характеристика персонажа;
- сравнительная характеристика нескольких персонажей;
- чтение произведений и их фрагментов наизусть;
- анализ текста в форме творческой работы.
- конспект;
- альманах;
- презентация, видеофильм,
- буклет;
- сочинения разных жанров (отзыв, рецензия, эссе, критический очерк, письмо-благодарность и др.).
- реферат, доклад, устное сообщение;
- тестирование (промежуточное).
Критерии оценки форм промежуточного контроля полностью соответствуют критериям их оценки в предметной области “Литература”.
Критерии оценки презентации, видеофильма и устного выступления (сообщения) на историческую, краеведческую тему даны в Приложении 2.
Описание оснований для отбора содержания образования
Программа курса разработана на материале прозаических произведений писателя А.С. Неверова, учительствовавшего в селе Елань в 1913-1918 г, литературно-критических материалах о А.С. Неверове, которые рассматривают малоизученные стороны творчества писателя, особое место в ней отводится изучению краеведческих материалов, полученных в результате исследовательской деятельности педагогов и учащихся Еланской школы разных лет, сельской библиотеки. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся.
Курс предполагает изучение творчества местного писателя, его произведений, разных по художественному видению жизни, но близких в одном – в большой любви к своей земле, к землякам. Он сочетает литературу как искусство слова и краеведение. С одной стороны, элективный курс сохраняет среди своих целей формирование художественного вкуса школьников и развитие их творческих способностей, с другой стороны, предполагает формирование представлений учащихся о специфике произведений А.С. Неверова.
Отбор текстов осуществлён с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.
Структура курса. Программа курса состоит из двух частей, органично дополняющих друг друга. Первая часть предполагает изучение историко – краеведческих сведений. Вторая часть предполагает изучение личности и творчества местного писателя, родная природа в изображении писателя, герои в книге и в жизни – таковы основные темы второй части программы.
В рассмотрение каждой темы учителем включаются сведения о жизни и творчестве автора, изучается одно или несколько его произведений, которые обязательно должны быть прочитаны учащимися, так как учитель должен опираться на непосредственное восприятие текста учениками. Учитель помогает им понять творчество писателя, определить его специфику, а также связь произведений данного писателя с произведениями писателей России.
Такое построение программы курса позволяет сформировать у учащихся представление о литературе родного края.
Теоретической основой данного элективного курса является литературоведческий, лингвистический, стилистический анализ текста; система филологических (литературоведческих и языковых) и исторических понятий.
Формы работы. В программе представлены разнообразные формы работы: практическая работа с художественными и историческими (краеведческими) источниками, семинары, конференции и практикумы, защита проектов, видео-урок, урок-путешествие, диалог с местными жителями. Кроме этого, предусматривается самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации, работа со словарями, научной и художественной литературой. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности.
Многообразие форм работы позволяет проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности, конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приёмы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам такого субъективного, динамично меняющегося явления, как литературный процесс.
Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса
Дидактические:
- сборники произведений А.С. Неверова, отдельные издания писателей Самарской области о А.С. Неверове;
- произведения А.С. Неверова, написанные в Елани;
- портреты изучаемого автора, местных краеведов;
- фотографии и иллюстрации.
Материальные:
В работе используются компьютерный класс с подключением к сети Интернет, проектор, экран, аудио- и видео- воспроизводящие системы, медиатека, фонды сельской и школьной библиотек, Самарского государственного университета (филологического факультета), Самарского архива.
Временные:
Курс “Певец деревни. Наш земляк А.С. Неверов»” – элективный курс для учащихся 8 и 9 классов и рассчитан на 34 часа (занятия проходят 1 раз в неделю).
В Программе курса дано примерное распределение количества часов. Учитель может изменить его, исходя из конкретных условий работы с профильными классами или из своих собственных методических соображений.
Организационные:
- Организация встреч с жителями села, библиотекарем, педагогами-краеведами.
- Экскурсия в самарский литературный музей, районный архив и т.д.
Важной особенностью занятий литературным краеведением является приобщение учащихся не только к наблюдению, но и активному участию.
Тематическое планирование
Введение.
Организационное занятие, где сообщаются цели и задачи курса, его актуальность, структура, основные виды деятельности в течение курса, список текстов, предполагаемые результаты.
Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Понятие “литературная жизнь села”.
Практическая деятельность: конспектирование.
Раздел 1. Историко – краеведческие сведения о родном крае.
История Хворостянского района, села Елань.
Конференция. Примерные темы докладов, сообщений:
- У истоков земли Хворостянской (история образования села Елань)
- Почему Елань? (Различные названия села).
- Возникновение села связано с именем князей Урусовых.
- Церковь Покрова Богородицы (история)
- Революционное движение в Хворостянском районе (В.И. Чапаев в нашем селе)
- Елань в годы Великой Отечественной войны (герои, вдовы Елани, тыл фронту)
- Новое время. Новая жизнь села.
Практическая деятельность: сообщение по теме конференции, выступление с докладом, компьютерная презентация.
Запомни эти имена!
Занятие посвящено писателю советского периода, учителю А.С. Неверову. Улица в селе, названная именем Неверова. Посещение Самарского литературно-мемориального музея имени Горького.
Практическая деятельность: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.
Хворостянские и еланские краеведы.
Обзор историко-краеведческих материалов.
Материалы Мельникова И.М., Сениной Е.Г., Тишенковой Н.Н., Сениной И.П., Петрухиной Л.В. Вклад Хворостянских краеведов в исследование истории района и нашего села. Встреча с краеведом Р.П. Поддубной.
Практическая деятельность: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками, конспектирование, подготовка вопросов для интервью с краеведом, проведение интервью, посещение музея.
Самостоятельная деятельность: тестирование.
Раздел 2. Певец деревни А.С. Неверов. Художник яркого дарования. Озёрская школа.
Жизнь и творчество писателя. Два года в Озёрской школе. Художник яркого дарования. В Новиковке.
Практическая деятельность: конспектирование, анализ воспоминаний сестры о брате, выразительное чтение, создание буклета (компьютерной презентации).
Самостоятельная деятельность: тестирование.
А.С. Неверов в Елани. По тропинкам памяти.
По страницам еланского периода жизни. Глубокое чувство родной природы и Родины и ее идейное звучание в произведениях, написанных в Елани: «Шапка с пером», «Пропавшая страна», «От неизвестных причин», «Последнее средство». Рассказы Неверова о дореволюционной деревне. Образ сельского учителя в дореволюционном творчестве писателя.
Практическая деятельность: сообщение, анализ маленького произведения, компьютерная презентация.
Самостоятельная деятельность: написать рецензию на произведение.
Творческий путь писателя. Неверов и Самара. Редакционно-издательская деятельность.
Жизнь и творчество в Самаре. Мир детства в прозе А.С. Неверова. «Радушка», главная повесть «Ташкент – город хлебный». Поездка в Среднюю Азию.
Практическая деятельность: устное сообщение, составление тезисов к ответу на вопрос, анализ произведения, компьютерная презентация, просмотр фильма «Ташкент – город хлебный».
Самостоятельная деятельность: развёрнутый ответ на вопрос, мысли и чувства, вызванные чтением повести «Ташкент – город хлебный».
А.С. Неверов в Москве. Литературная известность. Такая короткая жизнь.
А.Неверов и Ф. Гладков. К проблеме положительного героя. Творчество Неверова в оценке критиков.
Просмотр фильма «Очарованный странник» о А.С. Неверове.
Практическая деятельность: устное сообщение, составление плана ответа на вопрос, компьютерная презентация к устному сообщению.
Самостоятельная деятельность: анализ произведения, сравнительная характеристика героев, альманах.
Неверовские места в Самаре. Неверов А.С. о писателе и писательском труде. Стихотворение Н.Жоголева. Проект к 130-летнему юбилею А.С. Неверова.
Составление сценария Литературной гостиной «По тропинкам памяти». Установка мемориальной таблички на фасаде здания Еланской школы к юбилею писателя.
Практическая деятельность: устное сообщение, составление плана работы над проектом, компьютерная презентация, сценарий.
Самостоятельная деятельность: творческая работа (сценарий, авторское творчество)
Учебно- тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количествово часов | Формы контроля (вариативно) | |||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | В т.ч. на практич. деятельность | |||
1. | Введение. У истоков земли Хворостянской.
| 1 | 1 | Конспект | ||
2. | Различные названия села Елань
| 1 | 1 | 1 | Реферат, доклад, устное сообщение Презентация. | |
3. | Возникновение села связано с именем князей Урусовых. Церковь Покрова Богородицы (история) | 1 | 1 | Реферат, доклад, устное сообщение. Презентация. | ||
4. | Революционное движение в Хворостянском районе (В.И. Чапаев в нашем селе) | 1 | 1 | 1 | Архивные данные, доклад, конспект. | |
5. | Елань в годы Великой Отечественной войны. Герои. | 1 | Архивные данные, доклад, устное сообщение | |||
6. | Вдовы Елани. Верность на века. Еланский тыл фронту. | 1 | 1 | 1 | Презентация. Проект. Реферат (или доклад, устное сообщение) | |
8. | Новое время. Новая жизнь села | 1 | 1 | 1 | Фотовыставка. Устное сообщение. | |
9. | Запомни эти имена! А.С. Неверов. Улица в селе Елань, названная именем Неверова | 1 | 1 | 1 | 1 | Презентация. Реферат (или доклад, устное сообщение), архивные данные |
10. | Обзор историко-краеведческих материалов. | 1 | 1 | 1 | 1 | Конспект. Вопросы для интервью с краеведом Тестирование. |
11. | Жизнь и творчество писателя. | 1 | 1 | 1 | Конспект. Реферат (или доклад, устное сообщение) Развёрнутые ответы на вопросы. | |
12. | Художник яркого дарования. В Новиковке. | 1 | 1 | 1 | Отчёт о переписке с учащимися и педагогами села Новиковка Ульяновской области. | |
13 | А.С. Неверов в Елани. По тропинкам памяти. | 1 | 1 | 1 | Сообщения, доклады учащихся. Чтение наизусть. Составление теста. | |
14. | Глубокое чувство родной природы и Родины и ее идейное звучание в произведениях, написанных в Елани: «Шапка с пером», «Пропавшая страна», «От неизвестных причин», «Последнее средство». | 2 | 1 | 1 | Составление тезисов к ответу на вопрос. Устное сообщение. Развёрнутые ответы на вопросы. Анализ маленького произведения Неверова. | |
15. | Рассказы Неверова о дореволюционной деревне. | 1 | 1 | 1 | Составление плана ответа на вопрос. Сочинение. Презентация, буклет. | |
16. | Образ сельского учителя в дореволюционном творчестве писателя. | 1 | 1 | 1 | Конспект. Реферат (или доклад, устное сообщение) Развёрнутые ответы на вопросы. Творческая работа. | |
17. | Творческий путь писателя. Неверов и Самара. Редакционно-издательская деятельность. | 1 | 1 | 1 | Презентация. Сообщение Чтение наизусть. | |
18. | Мир детства в прозе А.С. Неверова. «Радушка» | 1 | 1 | 1 | Реферат (или доклад, устное сообщение) Развёрнутые ответы на вопросы. Чтение наизусть. | |
19. | Главная повесть «Ташкент – город хлебный». Поездка в Среднюю Азию. А.С. Неверов в Москве. Литературная известность. | 2 | 1 | 1 | 1 | Реферат (или сообщение) Развёрнутые ответ на вопрос. Презентация. Составление вопросов для интервью. |
20. | А.Неверов и Ф. Гладков. К проблеме положительного героя | 1 | 1 | Реферат (или сообщение) Чтение наизусть. | ||
21. | Комическое в повести «Андрон Непутёвый». | 1 | 1 | 1 | Развёрнутый ответ на вопрос Чтение наизусть. Презентация. | |
22. | Творчество Неверова в оценке критиков. | 1 | 1 | 2 | Развёрнутые ответы на вопросы. Презентация. Чтение наизусть. Тестирование. | |
23. | Просмотр фильма «Очарованный странник» о А.С. Неверове | 2 | 2 | 2 | Сообщение. Сочинение. Рецензия. | |
24. | Неверовские места в Самаре. | 1 | 1 | 1 | Сообщение. Презентация, буклет. Сочинение-миниатюра. | |
25. | Неверов А.С. о писателе и писательском труде. Стихотворение Н.Жоголева «Елань», Веры Инбер «В быстробегущей сутолоке дней…» | 2 | 1 | 1 | 2 | Реферат (или сообщение). Выразительное чтение. Сочинение. Творческая работа (авторское творчество) |
26. | Проект к 130-летнему юбилею А.С. Неверова. | 4 | 2 | 2 | 2 | Составление сценария Литературной гостиной «По тропинкам памяти». Установка мемориальной таблички на фасаде здания Еланской школы к юбилею писателя. |
27. | Зачёт по курсу | 3 | 3 | 3 | Составление тестов по курсу. Защита проекта. Тестирование. | |
Итого: | 34 | 23 | 11 | 27 |
Список литературы для учителя и учащихся.
- Александр Неверов. К 100-летию со дня рождения: воспоминания, статьи, библиография /сост. В.П. Скобелев, Б.А. Неверов-Скобелев. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. – 360 с.
- А. Неверов. Ташкент – город хлебный. – Куйбышевское книж. изд-во, 1986. – 484 с.
- Государственный список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального и Регионального значения, расположенных на территории Самарской области. Самара, 2009.
- Воспоминания Лунина Семёна Ивановича, ученика А.С. Неверова.
- Н.И. Страхов. Александр Неверов. Жизнь и творчество. – Куйбышевское книж. изд-во, 1970. – 367 с.
- Фонды архива школьного музея, альбом №4 «Писатели Самарской области. А.С. Неверов», сост. Е.Г. Сенина.
- Фонды архива Еланской сельской библиотеки, альбом «А.С. Неверов», сост. Л.И. Павлова, Н.Н. Тишенкова.
- Фонды архива школьного музея, альбом № 6 «Произведения А.С. Неверова, написанные в Елани», сост. Л.В. Петрухина.
- Хворостянский край родной – судьбою связаны с тобой. Очерки о жизни Хворостянского района и его замечательных людях. – Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2009. – 368 с.
- http://monomax.sisadminov.net/main?article=577&cmd=view&print=1
- http://ct4.ucoz.ru/publ/bibc4/3_xrs/xpc_279/4-1-0-895
Видеоматериалы:
- Фильм «Очарованный странник» от 27.03. 2015 год Телерадиокомпания «Губерния»
- Советский фильм по одноимённой повести Александра Неверова «Ташкент – город хлебный» 1968 года выпуска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
Авторская программа элективного курса "География на кухне"
Зачем создавать авторские программы элективных курсов? В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...
Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...
Авторская программа «ФИЗИКА В ПРОФЕССИЯХ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ»
Авторская программа «ФИЗИКА В ПРОФЕССИЯХ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ»...