Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Лебедева
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника Лебедева ЮВ «Русская литература ХIХ века. 10 класс»
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В Х – ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В десятом классе представлена русская литература XIX века Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:
Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.
Описываются методические особенности тем.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.
Количество часов в год - 102
Количество часов в неделю - 3
Количество контрольных работ:
Сочинений — 5, из них: классных — 4, домашних - 1
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
* основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Учебно-тематический план
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока. Основное содержание | Требования к уроку | Виды контроля |
1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. | Владение монологической и диалогической речью | |
2 | А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | |
3 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | |
4 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | |
5 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | |
6,7 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | |
8 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции. Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I. | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | |
9 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | |||
10 | Тест по творчеству А. С. Пушкина. | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
11.12.13 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках. | |
13 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ; | |||
14 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» | |||
15-16 | Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» | |||
17 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | |||
18 | Проверочная работа по лирике Лермонтова. | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
19-20 | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой. | |
21-22 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | | |||
23 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | |||
24 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | |||
25 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | |||
26 | Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
27,28 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг. Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации. | |
29 | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души). Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
30 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.
| Уметь развёрнуть обосновывать рассуждения, приводить доказательства | |
31 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | |||
32 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | |||
Контрольное домашнее сочинение по творчеству И.А. Гончарова | Знать содержание, особенности композиции произведения Уметь строить письменное высказывание | Сочинение | ||
33 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
34-35 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения; составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. Уметь делать выписки из литературоведческих статей | Уметь развёрнуто обосновывать суждения , приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику. | |
36 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | |||
37 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | |||
38 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | |||
39 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений. Уметь делать сообщения. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
40 | И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
41 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
42 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию. | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений | |
43 | Любовь в романе «Отцы и дети» | |||
44-45 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению | |||
46 | Контрольное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Знать содержание, особенности композиции произведения Уметь строить письменное высказывание | Сочинение | |
47-48 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительно-выразительных средствах их произведений; о философском характере лирики поэта. Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и КТ для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | |
49 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | |||
50 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») | |||
51 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений. Уметь анализировать стихотворения | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | |
52 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | |||
53 | А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Уметь анализировать стихотворное произведение. | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | |
54 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
55 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | |||
56 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | |||
57 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | |||
58 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния. Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
59 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | |||
60 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | |||
61 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. | |||
62 | Контрольное классное синение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Знать содержание, особенности композиции произведения Уметь строить письменное высказывание | Сочинение | |
63 | М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
64-65 | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | |||
66 | Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
67-68 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | Знать историю создания и смысл названия романа. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи. | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
69,7 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
71 | Женские образы в романе «Война и мир» | Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини. Уметь желать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л.Толстого» | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
72 | Семья Ростовых и семья Болконских | Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя. Уметь анализировать эпизод. | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
73-74 | Тема народа в романе «Война и мир» | Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
75 | Кутузов и Наполеон | Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
76-77 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. | |||
78 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». | |||
79 | Контрольное классное синение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | Знать содержание, особенности композиции произведения Уметь строить письменное высказывание | Сочинение | |
80 | . | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. |
81 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского | В процессе анализа романа уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять. Какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
82 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов | Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского» | |
83 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
84 | «Двойники» Раскольникова | |||
85 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» | |||
86 | Контрольное классное сочинение по Роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Знать содержание, особенности композиции произведения Уметь строить письменное высказывание | Сочинение | |
87-88 | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании | Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
89 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | |||
90 | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию Чехова, основную проблематику, своеобразие мастерства писателя. Уметь выявлять основную идею рассказов. Уметь анализировать рассказ | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
91 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином», уметь анализировать рассказ | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
92 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. | ||
93 | Особенности драматургии А. П. Чехова | Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни» | Поиск информации по заданной теме. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
94 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
95,96 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | |||
97 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. | Уметь раскрыть особенности тяжёлой жизни простого народа, тему женской судьбы, образ горянки. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
98 | Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». | Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
99 | Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». | Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
100 |
| Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики. | Контрольное классное синение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
101 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века. | Знать содержание изученных произведений. Уметь обобщать, систематизировать полученные знания | Контрольное классное синение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | |
102 | Резервный урок |
Контроль уровня обученности
В качестве контрольно-измерительных материалов используются вопросы задания из книг:
1. Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.- 224с.
2. Тесты. 9-11кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. И.М. Михайлова. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
Творческие работы (сочинения)
По творчеству А. Н. Островского
- Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)
2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)
5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».
7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)
По творчеству И. С. Тургенева
- Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.
3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
По творчеству Ф. И. Тютчева
- Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)
3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).
5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?
6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.
7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
По творчеству Н. А. Некрасова
- Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
- Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
- Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
- "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
- Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
- Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
- Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
По творчеству Ф. М. Достоевского
- "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
- «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
- "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
- Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
- В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
По творчеству Л. Н. Толстого
- Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
- "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
- Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
- "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
- Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
- "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
- "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).
- Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)
- Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
- Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)
18. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)
20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
По творчеству А. П. Чехова
- Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
- «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).
- «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
- «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)
- Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».
К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е
« Л и т е р а т у р а в т о р о й п о л о в и н ы X I X в е к а »
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»
А) Н.А.Добролюбов
Б) Н.Г. Чернышевский
В) В.Г. Белинский
Г) Д.И. Писарев
А2. В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за
А) Свидригайлова
Б) Лужина
В) Разумихина
Г) Лебезятникова
А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?
А) А.П. Чехова
Б) Н.В. Гоголя
В) А.Н. Островского
Г) А.С. Грибоедова
А4. Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?
А) Борис
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа
А) Пьера Безухова
Б) Андрея Болконского
В) Платона Каратаева
Г) Кутузова
А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?
А) о Базарове
Б) об Обломове
В) о Раскольникове
Г) о Чацком
А7. Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является
А) Тихон
Б) Борис
В) Кулигин
Г) Дикой
А8. Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».
А) Соня Мармеладова
Б) Катерина Ивановна
В) кухарка Настасья
Г) Поленька
А9. В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит
А) Ермил Гирин
Б) Савелий
В) Яким Нагой
Г) Оболт-Оболдуев
А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?
А) Фенечки
Б) Кукшиной
В) Анны Сергеевны Одинцовой
Г) Кати Одинцовой
А11. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу
А) Павлуше Веретенникову
Б) Ермилу Гирину
В) купцу Алтынникову
Г) Савелию
А12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?
А) Соня Мармеладова
Б) Разумихин
В) Лужин
Г) Свидригайлов
А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?
А) Обломова
Б) Чичикова
В) Базарова
Г) Штольца
Часть 2.
В1. Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
В2. Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».
В3. Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
В4. Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?
В5. Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?
В6. Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).
С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.
С2.2. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердце у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и воли нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
А1. Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал
А) роман «Преступление и наказание»
Б) роман «Идиот»
В) роман «Бедные люди»
Г) роман «Униженные и оскорбленные»
А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?
А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило
А) ухаживание Базарова за Фенечкой
Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу
В) несходство в политических взглядов
Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками
А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?
А) А.Н. Радищев
Б) Ф.М. Достоевский
В) А.С. Грибоедов
Г) М.Е. Салтыков-Щедрин
А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена
А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
А6. Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было
А) Ермила
Б) Пахома
В) Прова
Г) Митродора
А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за
А) Пьера Безухова
Б) Николая Ростова
В) Федора Долохова
Г) Василия Денисова
А8. Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться
А) в лесу
Б) в церкви
В) на кладбище
Г) в театре
А9. Вину Раскольникова принял на себя
А) маляр Микола
Б) Лебезятников
В) Разумихин
Г) Свидригайлов
А10. О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?
А) о Свидригайлове
Б) о Раскольникове
В) о Мармеладове
Г) о Лебезятникове
А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?
А) Манилова
Б) Обломова
В) Чичикова
Г) Раскольникова
А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?
А) Башмачкин
Б) Девушкин
В) Вырин
Г) Карандышев
А13. Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался
А) «Бежин луг»
Б) «Хорь и Калиныч»
В) «Гамлет Щигровского уезда»
Г) «Бирюк»
Часть 2.
В1. Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»
В2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.
В3. Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
В4. Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».
В5. Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
В6. Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?
С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
П и щ и к. Что на торгах? Рассказывайте же!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Продан вишневый сад?
Л о п а х и н. Продан.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто купил?
Л о п а х и н. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.
С2.2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830
БИБЛИОГРАФИЯ:
- П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
- О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.
- П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.
- И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.
- Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.
- М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
- «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
- «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.
- Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. – М.: Просвещение, 2007
- А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.
- В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.
- Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.
- «Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет)». Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999, 51 с.
- «Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.
- Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с.
- М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.
- Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,
- Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998, 256 с.
- «Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986, с.191.
- В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.
- В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3, 69-72 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.
- В.А.Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...