Символика чисел в произведениях устного народного творчества и в сказках А.С.Пушкина
творческая работа учащихся по литературе (6 класс) на тему
Данная работа интересна любителям литературы и математики, так как позволяет рассмотреть, как часто и с какой целью использовались числа в произведениях русского фольклора и в сказках А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_chisel.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Ершовского муниципального района
МНЛ на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершов
Саратовской области»
Конкурс проектных и исследовательских работ
«Мой первый проект!»
Символика чисел в произведениях устного народного творчества и в литературных сказках.
Вид работы – исследовательский проект.
Секция – русский язык и литература.
Автор
Козлова Оксана
ученица 6 класса
Руководитель
Аннина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Ершов, 2016 год
-1-
План
I Введение. Значение символики в литературном произведении. Символика чисел. Актуальность темы. Цели и задачи исследования. Практическая значимость.
II Основная часть.
Символика чисел в литературных произведениях.
- Устное народное творчество:
-пословицы;
-поговорки;
-загадки;
-былины;
-сказки.
2. Литературные сказки.
III Заключение.
-2-
Введение.
Значение символики в литературном произведении: Числа в жизни нас окружают повсюду! Каждое число имеет символическое значение.
Символ (от греч. Symbolon - условный знак) - предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого- либо явления с определённой точкой зрения , которая и определяет самый характер, качество символа.ᶦ
Символика - важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание. Людям свойственно верить символам. Числа всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Поэтому, когда читаешь произведение и видишь, например, магическое число семь, настраиваешься на что-то сказочное, необычное, положительное. А с числом 13 связано, как правило, что-то плохое.
Числа – это символы, только это цифровые символы. Употребление их в произведении помогает автору раскрыть замысел своего творения, раскрыть цель произведения. Числа способствуют раскрытию характера героев.
Актуальность темы. На мой взгляд, эта тема актуальна и для современного читателя, и для человека вообще. Известно, какое большое значение придаётся цифрам (датам) в жизни любого человека. Существует даже целая наука, связанная с цифрами, - нумерология, наука о числах.² И в литературном произведении каждая цифра вводится автором с определённой целью. Об этом мы попытаемся рассказать в своей работе. Таким образом, предметом нашего исследования будут произведения русского фольклора и литературные сказки.
Цели и задачи исследования. Цель - прочитать произведения различных фольклорных жанров (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины) и литературные сказки. Задача исследования - доказать, что и в произведениях русского фольклора, и в литературных сказках числа имеют своё магическое значение.
Практическая значимость работы – материалы и результаты исследования могут быть использованы при подготовке доклада, на уроке литературы или как выступление на внеклассном мероприятии.
__________________________________________________________________
ᶦ Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., "Просвещение" 1974.
² Большой толковый словарь русского языка. - 1-е издание: СП6.: Норинт С.А. Кузнецов. 1998.
-3-
1.Устное народное творчество.
Пожалуй, нет ни одного произведения русского фольклора, где бы не использовались числа. Читая сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, а также литературные сказки, наблюдаем, что есть числа, которые используются в этих произведениях чаще всего.
Жанры числа | сказки | былины | пословицы | поговорки | загадки |
1 | 6 | 3 | 9 | 6 | 4 |
2 | 4 | 2 | 8 | 7 | 5 |
3 | 11 | 5 | 4 | 6 | 7 |
7 | 5 | 2 | 5 | 5 | |
12 | 3 | 3 | |||
100 | 5 |
Каждое число имеет своё символическое и магическое значение.
Число "один", как правило, обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива. («В одной деревушке…», «однажды…».¹ «И остался он один-одинёшенек…», «Один в поле не воин» и т.д.). Число «два» часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное». В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошел весь мир чисел. В сказках и других произведениях устного народного творчества оно встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств.² («Одна голова хорошо, а две лучше», «Жил-был купец, было у него два сына»)
Число «три» Священное, счастливое число. Показывает, в основном, положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего- либо. Кроме этого число 3 символизирует «завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец». «Число 3 символизирует собой целостность, тройственную природу Мира, его разносторонность, триединство созидающих, разрушающих и сохраняющих сил Природы.³ («Было у него три сына (дочери)…», герой выполняет, как правило, три задания и т.д.)
Число «семь» - одно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого». В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях.ᶣ
____________________________________________________________________
¹,².³,ᶣ : http://www.astromeridian.ru/astro/
-4-
Число «двенадцать» - это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета, веса, денежного деления музыкального измерения на 12- кратном исчислении.¹
Число «сто» - это число появилось после того, как возникла потребность людей в больших числах, когда 40 и 60 перестали казаться слишком большими. Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много».²
Остановимся подробнее на отдельных произведениях устного народного творчества, чтобы выяснить, с какой целью используются в них указанные числа и какое символическое значение они имеют.
Русские народные сказки.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин
Сказки - любимый литературный жанр всех детей, поэтому я с удовольствием перечитывала уже известные мне сказки и открывала новые. Это оказалось очень увлекательным занятием. Такого большого количества чисел в литературных произведениях я не ожидала найти. А ведь познакомилась я только с малой долей великого богатства русских народных сказок.
В ходе исследования поняла, что наиболее часто встречаются в сказках следующие цифры: 1,3,5,7,12,100. Чётные числа – два, четыре, шесть, восемь – встречаются гораздо реже, это связано с суеверным представлением, что чётное число связано со смертью, «числом дьявола».
Числа в сказках используются для обозначения:
- количества главных героев;
- количества испытаний, которые должны пройти герои;
- количества предметов, участвующих в действиях (3 посоха, 3 топора и др.);
- волшебных качеств, присущих предметам;
- расстояния до царства, в котором происходят сказочные события (тридевять земель, тридесятое царство);
- возраста героев;
- количества денег;
- количества лет, проведенных на военной службе (25 лет).
____________________________________________________________________
¹,² : http://www.astromeridian.ru/astro/
-5-
Например:
Для обозначения количества главных героев числа используются в сказках:
« Царевна-лягушка» - Было у царя три сына.
« Три медведя» - Главных героев – 3.
«Крошечка-Хаврошечка» - Было у хозяйки три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка.
«Волк и семеро козлят»,
Количество испытаний которых должны пройти герои:
« Царевна – лягушка» - 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест.
"Иван крестьянский сын и чудо-юдо" - 3 раза сражался Иван с драконом.
Количество предметов, участвующих в действиях:
«Три медведя» - всех предметов 3 (кровати, миски, стулья).
«Иван крестьянский сын и чудо - юдо» - 12 железных дверей, 11 дверей; количество голов у дракона - 3, 6, 9.
Таким образом, сказки подтверждают, что традиционные для фольклора числа, действительно, в них используются.
Пословицы и поговорки.
Каждое число в пословицах означает что-то своё, так например:
Единица - означает малое, незначительное количество, не способное совершить что-то значительное.
Один в поле не воин.
Один в море не рыбак.
Но в других пословицах , наоборот, подчёркивается мысль , что и единица, «один» может означать гораздо более значительное число, силу, мощь.
Семь бед - один ответ.
Один за всех и все за одного.
Двойка в магии числа как бы есть, но вроде ее нет. Просто деление на свет и тьму. Это знак сравнения одного с другим. А еще Двойка – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.
Старый друг лучше новых двух.
-6-
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Два сапога – пара.
Три в русском фольклоре, употребляется очень часто. Три – первое в магическом ряду число. Оно открывает настоящий магический счет, с ним появляется что-то действительно новое. Время мы делим на три – прошлое, настоящее, будущее, пространство мы делим на три – ширину, длину, высоту. Число три у многих народов священное.
К примеру, основная молитва у православных христиан обращена к Святой Троице: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…»
Поэтому так популярно число «3» и в пословицах.
Заблудиться в трёх соснах.
Бог любит троицу.
У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Обещанного три года ждут. ¹
Загадки.
В другом жанре устного народного творчества – загадках, мы также находим магические числа.
К примеру, числа передают очерёдность совершения действий, порядок предметов или лиц при счёте, помогают сравнивать героев по силе, могуществу, а значит, помогают разгадать загадку.
Загадки с числами:
Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню. (Смерть, возраст, рождение.)
Один говорит, двое глядят, да двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
Между двух светил я в середине один. (Нос и глаза.)
Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь.)
Утром – на четырёх ногах, в полдень – на двух, вечером – на трёх. (Человек.)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Два брата в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега)
Трое работают, двое надзирают,
Один размышляет. (Пальцы, глаза, ум)
Двое идут, двое несут,
Третий говорит. (Ноги, руки, рот)²
_______________________________________________________________________
¹,² Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М., «Просвещение», 1972
-7-
Былины.
Числа можно встретить в русских сказаниях и былинах. Чаще всего они называют количество главных героев, количество испытаний, пройденных героями, последовательность действий.
Например в былинах об Илье Муромце число «3» звучит постоянно.
Коня три месяца кормил пшеницей.
Через три зари выгуливал коня на шёлковом поле.
В дремучем лесу был дуб в три обхвата.
В другой былине «Дунай-сват» трижды обращается Дунай к «королю Ляховинскии»:
Говорил тут Дунаюшко сын Иванович:
«Уж ты ой еси, король Ляховинскии!
Я не жить пришёл и не служить тебе…»
Говорил ему Дунаюшка во второй раз:
«Уж ты ой еси, король да Ляховинскии!
Я пришёл, король, к тебе посвататься,
Добром ты нам даш – мы добром возьмём,
А добром не дашь – возьмём силою!»
Говорил ему Дунаюшко в третий раз:
«Я пришёл ведь, король, к тебе посвататься
За нашего за князя за Владимира…»
В былине «Добрыня и Змей» Добрыня, готовясь к бою со Змеем, «всех подтягивал двенадцать тугих подпругов», дрался со Змеем «трои суточки» и «ещё три часа».
В былине «Вольга и Микула» Вольга
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцев да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих…
Ехал Вольга с дружиною «день с утра до вечера», «ехали ведь и другой день», «тут ехали они и третий день». Князь Владимир «пожаловал» Вольгу «тремя ли городами со крестьянами». «Пять молодцов да ведь могучих» пытались вывернуть из земли «сошку» Микулы, а удалось это сделать оратаю Микуле Селяниновичу:
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул…¹
_____________________________________________________________________
¹ Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М., «Просвещение», 1972
-8-
Итак, в произведениях устного народного творчества различных жанров налицо символика традиционных чисел, используемых с определённой целью: указать количество героев и их поступков, количество волшебных предметов, количество испытаний, выпавших на долю героев. Каждое число имеет определённое символическое значение, помогающее понять замысел произведения.
2.Литературные сказки.
В литературных сказках мы тоже видим большое количество чисел (дат) .
Например, в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» звучат знакомые по русскому фольклору числа:
«…Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых…»
«… У царя двенадцать блюд…»
«Словом, десять молодых
Чародеек, одарив…»
«Вот уж ей пятнадцать лет…»
«…Что проспать ей триста лет…»
«…Как три века длится он…»¹
В "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина читаем:
«Девять месяцев проходит…»
« Семь торговых городов
Да сто сорок теремов»
«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»
В другой сказке Пушкина «Сказка царе Салтане…» всё повествование тоже пронизано числами:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
_______________________________________________________________________
¹Литература. 5 класс. Часть 1. Авторы В.Я.Коровина и др. М., Просвещение 2008
-9-
Прекрасная Царевна-лебедь дарит Гвидону чудо:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Три раза князь Гвидон превращался то в комара, то в муху, то в шмеля, чтобы увидеть своего царственного отца Салтана.¹
В сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» значения чисел традиционны: означают время ил очерёдность действия, количество героев или предметов.
«Лет сорок тому назад…»
«…жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат…»
«В числе тридцати или сорока детей…»
«…Алёша, будучи ещё в девятилетнем возрасте…»
«…соскочили со стен два рыцаря…»
«…Алёша увидел двадцать маленьких рыцарей…, двадцать маленьких пажей…»²
Интересно, что символические числа мы находим и в сказках писателей XX века.
В сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» девочка, которую злая мачеха посылает зимой в лес за подснежниками, встречает в лесу двенадцать человек, сидящих у костра, - «трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем ещё мальчики». Помогают девочке три человека-месяца: «Братец Январь», «Брат Февраль», «Братец Март».³
Сказка П.Бажова «Серебряное копытце» начинается традиционно:
«Жил в нашем заводе старик один…», он взял к себе сироту, «одну девчоночку по шестому году…».
Три дня оставалась Дарёнка одна, пока Кокованя ходил на охоту, и на третий день увидела чудо – Серебряное Копытце, о котором ей рассказывал охотник.
«Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие».ᶣ
Одна из сказок Евгения Шварца называется «Два брата». Вполне в духе русских народных сказок в ней «в одном огромном лесу жил-был лесничий», у которого было два сына: Старший и Младший. Когда родители собрались в город, «мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина…». Именно в роковой третий день случилось несчастье: Младший, скучая без брата, попросил его поиграть вместе, но услышал от Старшего: «Оставь меня в покое». Обидевшись, Младший убежал из дома. _________________________________________________________________
¹ Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.1. М., Художественная литература.1985
² Литература. 5 класс. Часть 1. Авторы В.Я.Коровина и др. М., Просвещение 2008
³,ᶣ Десять сказок. Сказки советских писателей. М., Детская литература.1989
-10-
Старший отправился на поиски брата и попал к злому прадедушке Морозу, у которого и был заперт «в сорок девятом зале» Младший. Освобождать брата из плена злого Мороза Старшему помогали «семь белок», «семь дятлов» и «семь зайчат». Когда братья вернулись домой, их отец «помолодел от этого лет на десять».
Разные авторы, разные сказки, разные сюжеты, но их объединяет, помимо прочего, использование чисел, магических чисел, символическое значение которых помогает авторам подчеркнуть жанровые традиции, показать последовательность действия, поступков героев, то есть помогает понять произведение, раскрыть его идею.
III. Заключение.
«Числа правят миром», - говорил Пифагор.
Подводя итог, можно сказать, что произведения устного народного творчества и русская литература (сказки) пронизаны числами, имеющими определённое символическое значение. Они играют в художественном тексте немаловажную роль и помогают глубже проникнуть в заложенную народом или писателем мысль, а следовательно, лучше понять историю и культуру нашего народа.
-11-
Использованная литература.
1. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е издание: СП6.: Норинт С.А. Кузнецов. 1998.
2. .Десять сказок. Сказки советских писателей. М., Детская литература.1989
2. Литература. 5 класс. Часть 1. Авторы В.Я.Коровина и др. М., Просвещение 2008
3. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.1. М., Художественная литература.1985
4. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М., «Просвещение», 1972
5. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., "Просвещение" 1974.
Интернет-ресурсы
http://www.astromeridian.ru/astro/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по произведениям устного народного творчества
Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"
Цель урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...
Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе
Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя....
Произведения устного народного творчества.
Данная презентация будет интересна учителям....
«Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады»
Данный материал будет интересен учителям и воспитателям....