Викторина по произведениям устного народного творчества
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_proizvedeniyam_unt.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по устному народному творчеству.
Цель:
- обобщить знания об устном народном творчестве;
- в игровой форме вспомнить виды сказок, символику сказочных предметов.
Задачи:
- развивать речь;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование:
- распечатки с заданиями, листы для записи, клубок, яблоко, зеркало, стрела, полотенце, иллюстрации к сказкам.
Ход урока.
(дети заранее разделены на команды:4*6)
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет сказочная викторина, на которой мы вспомним устное народное творчество и проверим ваше знание о нем.
Ребята, вы уже разделены на команды, но у них нет названий. Не забывайте, что у нас сказочный урок, а значит и название должно быть сказочным. Придумайте его и аккуратно запишите на листе. На это у вас есть 3 минуты. (после каждая команда представляет свое название)
-Ребята, раз у нас викторина, то ваши команды будут соревноваться друг с другом. За верно выполненные задания вы получаете золотые и серебряные яблочки.
-Ребята, что такое сказка?
(занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)
-Давайте мы с вами вспомним виды сказок.
(о животных, волшебные, бытовые)
-Вспомните, в чем особенности сказок?
1 конкурс.
-Ребята, давайте подумаем, почему нам интересно читать сказки?
(здесь и увлекательный сюжет, и красочные эпитеты, фольклорные формулы)
-Что такое постоянные эпитеты?
(образные определения, которые употребляются с одним словом)
-В первом задании я попрошу вас вспомнить и дописать постоянные эпитеты к словам. ( задание на распечатке)
Поле …(чистое) Лес …(дремучий) Девица …(красная) Солнце …(ясное) Молодец …(добрый) Волк …(злой) Вода …(живая, мертвая) |
На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. (после проверка, вручение золотых яблок за верно выполненное задание)
2 конкурс.
-Из сказки в сказку переходят фольклорные формулы. А наши команды знают, что это такое?
(устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных сказках)
-Подумайте, зачем нужны фольклорные формулы?
(начинают и заканчивают сказку, связывают ее части, придают напевность, красоту сказке)
-Сейчас мы проверим, какая команда знает больше таких формул. Задание выполним устно: вы по очереди называете формулы, за каждую получите золотое яблочко.
(«жили-были…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «долго ли, коротко ли…», «не в сказке сказать, не пером описать…», «я там был, мед, пиво пил…», «избушка, избушка, встань ко мне передом…», «русским духом пахнет…», «вот и сказке конец, а кто слушал…», «видимо-невидимо», «много ли, мало ли времени прошло…», «как мне не печалится…», «еще пуще пригорюнился…», «стали они жить-поживать да добра наживать/горя не знать»)
3 конкурс.
-Следующий конкурс называется «Угадай сказку». Я буду читать вам слова, а вы попробуйте узнать, в какой сказке они упоминаются.
Золотое яблочко получит команда, которая первой поднимет руки.
- путь-дорога, терем, прялка, солнце, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мертвой царевне…»
- откуп, изба, терем, жемчуг, царица, корыто, дурачина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- каравай, свадьба, ковер, Кощей Бессмертный, игла, стрела. «Царевна-лягушка»
- пшеница, Иванушка-дурачок, Елена Прекрасная, золотой перстень, конь, свадьба. «Сивка-бурка»
4 конкурс.
-Раз у нас урок сказочный, то обязательно должны быть и сказочные предметы. Ребята, посмотрите, какой сказочный сундучок я вам принесла. Ему больше ста лет и в нем хранятся предметы из сказок. Сейчас каждая команда достанет из сундучка один предмет и попробует нам рассказать, кому принадлежит этот предмет, из какой сказки к нам пришел и какую роль он в ней играет.
КЛУБОК.
«Царевна-лягушка»: помогает герою найти дорогу, указывает дорогу.
-Ребята, кто в этой сказке дает клубок Ивану-царевичу?
(старичок)
-Кто еще может дарить клубок?
(Баба-Яга)
-Верно. Клубок указывает дорогу в подземный мир. Клубок – круглый предмет, он катится вниз. В сказках других народов его роль могут выполнять яйцо, еж.
Спуск в подземный мир равносилен смерти, и для того, чтобы вернуться назад, герою нужна дополнительная жизнь, которую он получает в виде клубка.
Нить клубка – это отрезок времени, жизни. В греческой мифологии жизнь человека представлялась так: 3 греческие богини судьбы прядут каждая свою нить. Нить – это жизнь человека. Если на ней появляется узелок, то в жизни человека наступят неприятности, беда. Нить ровная означала удачную, счастливую жизнь. А если нить обрывается – человек умирает.
Нить клубка обязательно приведет героя к цели, покажет верную дорогу.
ЯБЛОКО.
«Сказка о мертвой царевне…» - отравило царевну
«Иван-царевич и серый волк» - золотые яблоки.
В русских народных сказках много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблок; яблоки возвращают здоровье и молодость, иногда дарят бессмертие; именно яблоней или яблоком стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. Яблоко имеет нежный золотистый цвет, «румянец» его связан с красотой, здоровьем и молодостью, сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. А в 6 классе из античных мифов вы узнаете о яблоке раздора, которое послужило причиной начала долгой, кровопролитной Троянской войны.
ЗЕРКАЛЬЦЕ.
«Сказка о мертвой царевне…»
«Снежная королева»
Наши предки считали, что зеркало – вход в потусторонний мир. Раньше верили: зеркало связано с миром духов предков. В большинстве гаданий используется зеркало: в нем пытались увидеть будущее, суженого. Для этого ставили свечу перед зеркалом. Вы, конечно, знаете примету о разбитом зеркале.
СТРЕЛА.
«Царевна-лягушка»
Стрела – выбор судьбы. Именно стрела определяет жизнь царевича.
Для всех команд достаю полотенце.
-Вспомните, какую роль играет полотенце в сказках?
(Баба-Яга подает его герою)
Ребята, полотенце сопровождает человека всю жизнь: в полотенце встречают новорожденного, провожают в последний путь. Оно играет важную роль во многих обрядах: полотенцем связывают руки жениха и невесты.
Ребята, а что сейчас у меня в руках? (делаю вид, что достаю из сундучка шапку-невидимку)
5 конкурс.
(за дверью слышим шум) входит Иван-царевич.
Я: Иван-царевич, ты как здесь оказался?
И-ц: бедный я, несчастный, никто мне не поможет. Задала мне Василиса Премудрая загадки: перепутала все сказки, а я распутать не могу. Не читал я сказки. И автора не помню – вроде Пушковский или Жуковский. Может вы их читали и знаете, из каких сказок здесь слова. Напишите названия на листочке и исправьте ошибки.
(раздаю распечатки с центоном)
6 конкурс.
И-ц: Помогли вы мне, ребята. Но задала мне Василиса Премудрая еще одну загадку. Не знаю я, что такое «скоговорки», зачем они нужны, и не умею эти «скоговорки» говорить. Я только петь умею (поет).
Я: Ребята, давайте и здесь поможем Ивану-царевичу.
-Что такое скороговорки?
(фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов)
Мы сейчас покажем Ивану-царевичу, как надо произносить скороговорки. Посмотрите на распечатки, здесь вы найдете скороговорки и через 2 минуты их расскажете. Но будьте внимательны, не перепутайте скороговорки с считалочками! Иван-царевич определит, какая команда лучше справится с заданием, и подарит золотое яблочко.
1. На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? 2.Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 3.Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли по два гроша. 4.Вышли мыши как-то раз посчитать, который час. Раз-два-три-четыре – мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – убежали мыши вон. 5. Осип охрип. Архип охрип. |
И-ц: Спасибо вам, ребята! Помогли вы мне, уму-разуму научили. Пора мне в путь-дорогу за тридевять земель, в тридевятое царство в тридесятое государство. (уходит)
7 конкурс.
-Ребята, что такое пословицы?
(краткое суждение, в котором содержится поучение)
Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы и умете объяснять их смысл. Посмотрите на распечатки, вы заметили, что слова в пословицах перепутались. Попробуйте расставить их по местам.
Команда, которая правильно выполнит задание и сумеет объяснит смысл пословицы, получит золотое яблочко. (3 минуты)
- Белые ручки чужие труды любят.
(ленивый человек сам не работает, а чужим трудом пользуется)
- Корень учения горек, да плод его сладок.
(учиться тяжело, но результат того стоит)
- На чужой каравай рот не разевай, а сам пораньше вставай и свой затевай.
(не пользуйся плодами чужого труда)
- Чего в других не любишь, того и сам не делай.
- Счастье не лошадь: его не запряжешь.
(счастьем управлять нельзя)
8 конкурс.
-Ребята, а вы любите рисовать?
Я принесла вам иллюстрации. А вам предстоит угадать, что за сказка изображена на ней, и пересказать этот эпизод.(5-6 предложений)
9 конкурс.
Следующий конкурс называется «Кто говорит эти слова?». Я буду читать слова из сказок, а вы, если узнали героя, поднимаете руки.
- «Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать…» (лягушка)
- «Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или…(от дела лытаешь)?» (Баба-Яга)
- «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я…(твоя весь век буду!)» (Василиса Премудрая)
- «Ты, конечно, спору нет…» (зеркало)
- «Я ль на свете…» (злая мачеха)
- «Милые мои дети! Стерегите пшеницу…(каждую ночь по очереди)» (старик)
- «Отпусти ты меня, Иванушка, …(на волю)» (конь)
10 конкурс.
-Ребята, в сказке всегда действуют силы природы. Давайте вспомним, к кому обращался Елисей за помощью?
(к солнцу, месяцу, ветру)
зачитываю отрывок
Давайте представим, что царевич обращался к земле, воде, огню, небу. Подумайте, как бы он это сделал? (у команд на партах лежат отрывки из сказки и листы). Обратите внимание, что сначала Елисей обращается к стихии, затем укоряет, а потом просит о помощи.
11 конкурс.
-Ребята, в самом начале урока вы выбрали капитанов команд. Сейчас настало время конкурса капитанов (капитаны выходят к доске). Вы по очереди называете сказки, которые читали. Победит тот, кто знает больше всего сказок. Он и получит золотое яблочко для своей команды.
Подведение итогов. Награждение.
-Ребята, мы сегодня многое успели, с вами было очень интересно. В конце урока мне хотелось бы сказать, что сказки будут вас сопровождать всю жизнь. Вы будете читать их своим детям, внукам. А пока читайте их для себя, ведь у нас существует столько сказок!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"
Цель урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...
Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе
Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя....
Произведения устного народного творчества.
Данная презентация будет интересна учителям....
«Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады»
Данный материал будет интересен учителям и воспитателям....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника....