Инсценировка по произведению В. Катаева "Сын полка"
классный час (5 класс) по теме
Инсценировка произведения В. Катаева "Сын полка" рассказывает о детях войны, их судьбе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenka_po_proizvedeniyu_v._kataeva_syn_polka.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Инсценировка повести В. П. Катаева «Сын полка»
Слайд №1 (Инсценировка)
Слайд №1 ( ФИЛЬМ)
1 чтец:
Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь.
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за Отчизну постоять.
2 чтец:
И в восемнадцатом,
И в сорок первом
Шли в бой они,
А рядышком, порой,
Шагал парнишка,
Сверстник наш, наверно, -
Еще мальчишка,
Но уже герой!
Слайд №3 (Сцена №1)
(На сцене, возле костра, сидят два солдата – Биденко (Б) и Горбунов (Г)):
Г: Ну, что там с мальчиком? Очухался малый?
Б: Да, вроде ничего.
Г: Что же он рассказывает?
Слайд №4 ( О разведчиках)
Б: Много чего… Дело известное. Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела корову отдавать, - мать убили. Бабка и маленькая сестренка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошел с сумкой собирать объедки. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили его в какой-то ихний детский изолятор. Там заболел сыпным тифом – чуть не помер, но все же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, совсем одичал, зарос волосами.
Г.Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздем какого-нибудь фрица убить. А еще в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрепанный.
“Для чего тебе букварь?” - спрашиваем.
“Чтобы грамоте не разучиться”, - говорит.
Б.Ну, что скажешь…
Г: Сколько же ему лет?
Б: Говорит, 12, 13-ый. Хотя на вид больше 10-ти никак не дать.
Г: Да… 12 лет. Стало быть, когда все это началось, ему еще 9-ти не было.
Б: С детства хлебнул.
Г: И что же, хороший паренек?
Б: Замечательный мальчишка! Шустрый такой, смышленый! Прирожденный разведчик.
Г: Зовут-то его как?
Б: Ваня.
Г: Просто – Ваня?
Б: Просто – Ваня. И фамилия такая подходящая: ВАНЯ СОЛНЦЕВ.
А вот и Ванюшка! Иди, пастушок, поешь: каша поспела.
Слайд №5 ( Ваня Солнцев)
(Ваня (В) присаживается к костру. Горбунов подает ему миску с кашей. Ваня с жадностью съедает ее.)
В: Премного благодарны. Много вами доволен.
Г: Может, еще хочешь?
В: Нет, сыт.
Б: А то мы тебе еще один котелок можем положить. А, пастушок?
В: В меня уже не лезет.
Б: Не хочешь – как хочешь. Твоя воля.
Г: Ну, Ваня, как же тебе наш харч показался?
В: Хороший харч.
Г: Верно хороший? Ты, брат, такой еды ни у кого в дивизии не найдешь. Ты, главное дело, за нас держись, за разведчиков. С нами никогда не пропадешь.
В: Ага!
Б: Мы тебя в баньке отмоем, патлы тебе отстрижем, обмундирование справим…
В: А в разведку меня, дяденька, будете брать?
Б: И в разведку будем брать. Сделаем из тебя знаменитого разведчика.
В: Я, дяденька, маленький. Я всюду пролезу. Я здесь, вокруг, каждый кустик знаю. А из автомата палить меня научите?
Г: Отчего же! Придет время - научим!
Б: Ну что ж, брат, пойдем. Будем делать из тебя солдата.
(Под военную песню все уходят. Через некоторое время выходит Ваня, уже переодетый в военную форму.)
Слайд №6 (Сцена №2 )
В:
Мне уже 12…
Я взрослый почти…
На мне военная форма,
На мне сапоги.
В кармане моем документы,
По которым, я – сын полка.
И может быть, уже скоро,
В бой возьмут меня.
Завидев меня, старушки
Охают тяжело:
“Сыночек, солдатик маленький…
Вот ведь настали дни…”
Россия, скажи,
Чего это ради,
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И теплый калач суют…
Россия моя, не надо!
Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня! Я уже взрослый!
Я – сын войны – сын полка!
И никакого геройства
Я не свершил пока!
И даже тебе не ясно,
Что ждет меня впереди…
Россия моя, не надо!
Россия моя, потерпи!
Слайд №7 ( Сцена №3)
(Звуки боя. Ваня мечется по сцене. Вбегает Горбунов.)
Г: Сейчас же уходи отсюда!
В: Куда?
Г: Куда хочешь. Только уходи!
В: Никак нет!
Г: Что?
В: Никак нет!
Г: Я тебе приказываю! Слышишь?
(Горбунов достает из кармана бумагу, что-то пишет, вкладывает в конверт и заклеивает.)
Г: Красноармеец Солнцев!
В: Я!
Г: Боевое задание. Немедленно доставьте этот пакет на командный пункт дивизиона, начальнику штаба. Понятно?
В: Так точно! Разрешите идти?
Г: Ступайте! Ну, что же ты? Ступай! (притягивает к себе мальчика, прижимает к груди.)
Выполняй, сынок!
Слайд №8 (Сцена № 3 ) Выходят Горбунов, Биденко
Горбунов: И начались у Вани Солнцева фронтовые будни…
Биденко:: Он действительно был прирождённым разведчиком.
Слайд №9 (Плен, служба, курсант)
Горбунов: Даже на задание с нами ходил. В плену побывал. Геройски держался. Выручили мы его.
Биденко: Ага, только после такого геройства капитан Енакиев его к себе забрал.
Егоров: (подходит): Это вы про пастушка вспомнили? Жаль, конечно, было мальца отдавать, только Енакиев правильно поступил, что взял его. Рано, говорит, ему в разведку ходить. Но воинскому делу обучал. В орудийный расчёт определил.
Биденко: А мне ведь с нашим Ваней ещё раз встретиться довелось. С орудийцами он был, и сам был уже как бывалый солдат. Правда, разговаривать долго не пришлось – шёл бой, и каждая секунда была на вес золота.
Егоров: А я слышал, капитан Енакиев хотел лично воспитать мальчонку. Даже усыновить думал.
Лейтенант Седых (подходит): Только не успел капитан. Геройски погиб. Но поступил как настоящий отец. Зная упрямый характер Вани, он послал его с донесением в штаб. Тем самым сохранил Ване жизнь.
Биденко: А потом я отвёз его в Суворовское училище… Была осень, и журавли летели на юг. Ваня долго – долго смотрел на них, и в глазах его были слёзы…
Слайд №10 (Сцена №5 )
(Сын полка выходит на передний план, читает стих, МУЗЫКА «Вспомните, ребята»)
Было училище - форма на вырост,
Стрельбы с утра, строевая не зря…
Полугодичный ускоренный выпуск -
И на петлицах два кубаря…
В глотку не лезла горячая каша,
Полночь была как курок взведена:
"Мы разобьём их! Мы их осилим!
Мы им покажем!" - шептал лейтенант,
В тамбуре маясь на стенках гремящих,
Весь продуваемый сквозняком,
Он по дороге взрослел, этот мальчик:
Тонкая шея, уши торчком.
Только во сне, оккупировав полку,
Он забывал обо всём ненадолго.
И улыбался, и снилось ему
Что-то распахнутое, голубое…
Небо… А может морская волна?
"Танки!" и сразу истошное: "К бою!"
Так они встретились - Он и Война…
Слайд №11 (Литмонтаж )
У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На мальца солдатская шинель.
У него в отца бойцовский нрав,
Быть и не могло другой судьбы
У того, кто с гордостью читал
В старом "Букваре": "Мы не ра-бы!"
Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Защищал в бою мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!
Для кого-то громкие слова,
Для него - колодец во дворе,
На лугу высокая трава,
Первая страничка в "Букваре".
Их большая дружная семья,
Сказка довоенных, светлых лет,
Озорные, школьные друзья
И на Новый Год кулёк конфет...
Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.
Девочка с соседнего двора,
За которой он носил портфель.
На параде громкое: "УРА!"
И в шкафу отцовская шинель.
У войны недетское лицо,
Но в бою не разглядеть лица...
Щедро начиняла смерть свинцом
Храбрые, мальчишечьи сердца.
Слайд №12 ( Сцена №6)
Звучит проигрыш песни «Журавли» . Выходят Енакиев, встаёт неподвижно.
Выходит Ваня – правнук Вани Солнцева. Одет современно.
Ваня: Я- правнук Вани Солнцева. 70 лет прошло, как закончилась война. А в нашей семье о ней помнят. И как самую дорогую реликвию хранят погоны капитана Енакиева, которые полковник передал моему прадеду, сыну артиллерийского полка, а потом воспитаннику Суворовского училища Ване Солнцеву.
Мальчик, правнук ефрейтора Вознесенского (одет тоже современно):
Я- правнук ефрейтора Вознесенского.А в нашей семье Вознесенских уже целая военная династия… Я тоже мечтаю стать военным.
Выходит связной – часовой (в камуфляжной форме):
И я, ученик кадетского класса, обязательно поступлю в военное училище!
Уходят все, кроме Енакиева и Вани
Ваня: На всю жизнь я запомню слова, сказанные мне моим дедушкой: «Всегда и везде, прежде всего, ты должен быть верным сыном своей матери – родины». Запомню и передам их своему сыну! (кладёт журавлика к ногам погибшего Енакиева)
Слайд №13 (Журавли )
Звучит песня «Журавли» Участники спектакля выстраиваются в форме клина. В поднятых руках всех действующих лиц - бумажные журавлики. Все уходят , изображая летящий клин журавлей. Песня наполняет зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по отрывку из повести В. Катаева "Сын полка". 7 класс.
Тест, предполагающий работу с текстом, составлен для учащихся 7 класса в качестве обобщающего. Включает задания по морфологии, есть задания по синтаксису. Здесь есть текст, тестовые задания в большом ...
Конспект урока по литературе.Тема "Ребёнок на войне" (по произведению В.Катаева "Сын полка")
Конспект урока по внеклассному чтению в 5 классе.Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».Тип урока: урок-анализ.Цели:обучающие: развивать навыки выразительного чтения на ...
читательская конференция по книге В.Катаева "Сын полка"
данная конференция предназначена для 7 класса коррекционной школы VIII вида...
Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....
Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс
Работа направлена на проверку знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...
Проверочная работа по повести В.Катаева "Сын полка", 5 класс
Работа направлена на проверку знания содержания повести, на формирование логического мышления обучающихся...
9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задания по пунктуации на материале отрывков из повести В. Катаева «Сын полка».
Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задания 2, 4, 5) на примере пунктуационного анализа предложений....