Конспект урока литературы по произведению К. Г. Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
План- конспект открытого урока литературы в 8 классе "Зарубки на сердце" (по произведению К.Г. Паустовского "Телеграмма")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_proizv._pustovskogo.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока литературы в 8 классе
«Зарубки на сердце»
по рассказу
К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Учителя русского языка и литературы
МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»
Алямкиной Галины Викторовны
«Зарубки на сердце»
«За добро плати добром,
не будь пустельгой»
( К.Г.Паустовский)
Цели урока:
- Обучающая: проанализировать содержание рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», выяснить духовную проблематику рассказа.
- Развивающая: расширить представление учащихся о композиции
(умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф).
- Воспитывающая: формировать чувство уважения, внимательного отношения к своим родителям.
Оборудование:
- Компьютер
- Медиа-проектор
- Презентация
- Портрет К.Г. Паустовского
- Иллюстрации к произведению «Телеграмма»
- Выставка книг К.Г. Паустовского и др.
Ход урока:
(слайд 1-2)
- Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока «Зарубки на сердце» по произведению К.Г. Паустовского.
(слайд 3)
Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».
(слайд 4)
Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», «Во глубине России».
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.
Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям, своей Родине? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»
(слайд 5)
2.Познакомимся с историей создания рассказа «Телеграмма»
( Ученик рассказывает главу «Зарубки на сердце» из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза»)
3. Беседа по рассказу.
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
( что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)
- Перескажите содержание рассказа «Телеграмма»
- Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внёс автор, что изменил, а что оставил прежним; как построил своё произведение , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?
- Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
- Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
4. Композиция рассказа
-Что такое композиция? (Выслушать варианты учеников для сравнения).
(слайд 6)
Экспозиция рассказа «Телеграмма» - описание окружающей природы и представление читателям жизни Катерины Петровны.
Завязка – вопрос Тихона к Катерине Петровне о ее дочери.
Жизнь Насти в Ленинграде, ожидание старушкой приезда дочери, стук в давно не открывавшуюся калитку в доме Катерины Петровны, написание ею письма, получение письма Настей – все это развитие действия.
Кульминация – это получение Настей телеграммы от Тихона.
Развязка – смерть Катерины Петровны и ее похороны.
Эпилог – приезд Насти, ее боль, раскаяние.
Рассмотрим, как построен рассказ. Выделяем четыре основные части, озаглавливаем каждую и подбираем эпиграф.
(слайд 7)
5. Работа с текстом рассказа.
1 часть. Мать
(слайд 8)
-Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? (Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери.
(слайд 9)
Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя, хранит подарок художника Крамского – эскиз к «Неизвестной». Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
(слайд 10)
-Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?
- Каков внешний облик героини?
- Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?
- Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век, а не жила.
- Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.
- Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.
- Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.
- Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто-то долго стучал в калитку.
А почему она все-таки решилась идти?
- Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.
(слайд 11)
Пейзаж
- Какое время года описано в произведении? Какая картина представляется?
- Картина осеннего пейзажа. Она настраивает читателя на определённый лад, создаёт тональность повествования.
Читаем текст вслух, делимся впечатлениями
-Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
-Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвлении природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение.
-Каков, по-вашему, ритм рассказа?
-Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безнадёжностью.
-Какая деталь словно оживляет представляемое? (Подсолнечник).
- Почему именно « подсолнечник» а не «подсолнух», как говорят в деревне? -Появляется ассоциация: одинокое солнышко на фоне серого, чёрного цвета.
- как этот подсолнечник, «последняя обитательница мемориального дома».
-Наблюдая за пейзажем, мы видим , что постепенно происходит усиление признаков поздней осени, а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.
Чтение эпизодов
“Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”.
«Она задохнулась, остановилась…»
(слайд 12)
- Какова роль эпизода встречи с кленом?
-(у них одинаковая судьба)
Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует ему». Может быть, именно природа помогает жить Катерине Петровне.
Интерьер (слайд 13)
О чём свидетельствуют детали интерьера?
Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?
- Жёлтый, серый, чёрный.
- Катерина Петровна живёт воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у неё нет никакой радости, только боль одиночества и поэтому равнодушное ожидание смерти
(слайд 14)
Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?
- Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.
Выразительное чтение письма учителем (слайд 15)
«Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?..
2 часть. Дочь
(слайд 16)
Что узнали о жизни Насти, её работе?
(Монологичный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад).
-Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери?
-(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает К.П. принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к К.П., что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).
Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
-Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?
(слайд 17)
-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.
- Глаза- зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!
Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!
- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя в мастерской у Тимофея?
« Настя чувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».
Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?
(слайд 18)
- Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, обладал способностью угадывать человека». А письмо – то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»
Почему сорока?
-Трещотка, легкомысленная птица.
-Охарактеризуйте участие Насти в судьбе художника Тимофеева. Бездушна ли, по-вашему, Настя?
-Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.
-Найдите в тексте глаголы, которые указывают на Настины действия.
-(«долго говорила, горячилась, доказывала», «хлопотала», «ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором», «приходила в отчаяние»)
-Вспоминала ли Настя о матери?
-(Настя постоянно отодвигает мысли о матери на второй план, находит себе оправдания: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!»)
-Куда Настя дела письмо?
-Положила в ящик стола.
-Выставка удалась? Чья это заслуга?
-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
-Во время выставки Настя получила телеграмму.
(слайд 19)
Как она ведет себя?
(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: «Что-то неприятное?», ответ: «Нет, это так, от одной знакомой»).
-Почему Настя никому не сказала правду?
-(Ей было стыдно признаться в том, что в то время, как она наслаждается похвалой, у нее умирает мать).
Вывод: И автор, и великий сатирик Гоголь видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.
3 часть. Телеграмма
Получение телеграммы – кульминационный центр рассказа.
-Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом.
В это время в Заборье умирала Катерина Петровна.
Каково состояние Катерины Петровны?
-Она доживает последние дни, ждала, слабо надеялась.
Кто такой Тихон? Что вы узнали о нём? (работа с текстом рассказа)
-Что делает Тихон на почте?
-(Отправляет телеграмму)
- Какую телеграмму принёс он Катерине Петровне
(Тихон принес телеграмму и прочитал:
(слайд 20)
«Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»)
-Почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет, и перестала ее ждать?
( Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал. Речь выдаёт авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше.- Автор преклоняется перед героиней, её деликатностью, интеллигентностью, добротой, сдержанностью).
- Для чего это делает Тихон?
(Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества в последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман).
- Что хотел этим сказать автор?
(Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь.
Художественная деталь
Единственная слезинка- деталь, подтверждающая её терпеливость и сдержанность.
- Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестала ждать и умирает.
Автор показывает тонкий склад души Катерины Петровны.
Екатерина (греч) - чистая, непорочная.
Рассказ назван «Телеграмма». Их две.
Какую телеграмму имел в виду автор, почему?
(слайд 21)
- Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс урок нравственности девочке Манюшке:
« А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой».
Обращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова?
(слайд 22)
( Пустельга похожа на мелюзга.)
Почему эти слова обращены именно к Манюшке?
- Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.
- Не будь пустельгой - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного - это и авторское напутствие всем читателям.
Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
(слайд 23)
А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»
(слайд 24)
-Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа.
Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)
- Признание вины за совершённый неблаговидный поступок
-Самоконтроль человека
-Стеснение, стыд, неловкость.
-( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
А зачем она дана человеку?
- Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
- Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти ) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)
- И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».
-Эта важная сцена в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит, как пропуск.
- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Какие пословицы и поговорки вы записали в тетради?
(слайд 25)
Финал рассказа. Эпилог.
Настя не уделила должного внимания матери. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.
Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
(Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце.
-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.
Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).
Какая черта есть у неё в отличие от Насти?
- Добросердечие, душевность.
Обобщение о Насте.
- Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего деда. Тогда связь времён и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после её смерти.
К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.
6. Обобщение.
-Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, уедете далеко от родителей, возможно, не сможете их часто навещать – будут у вас свои интересы, неотложные дела, но наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.
Стихотворение «Заболела мать»:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм! (ПАУЗА)
7. Средства контроля: (слайд 26)
Кроссворд
- Рассказ К.Г.Паустовского из сборника «Золотая роза».
- Город, в котором живёт Настя.
- Село, в котором живёт Катерина Петровна.
- Как называет Катерина Петровна свой дом?
- Как звали художники Настю?
- Слово, употреблённое в рассказе в значении «легкомысленный, пустой человек».
- Скульптура какого русского писателя укоризненно глядела на Настю?
- Как Гоголь назвал Настю?
(слайд 27)
8. Итог урока.
И, подводя итоги сегодняшнего урока, очень хочется надеяться, что никто из нас не будет пустельгой.
- Какие же «зарубки на сердце» оставил у вас рассказ
К.Г.Паустовского «Телеграмма»?
- Как вы считает, что ценит в людях автор данного произведения?
Домашнее задание (слайд 28)
- Письменно ответьте на вопрос, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ.
- Подготовьтесь к конкурсному художественному пересказу одного из эпизодов текста.
- Напишите сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
(Задания по выбору в соответствии с интересами и желанием).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: "К.Г.Паустовский "Телеграмма"
Второй урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". Отношение Насти к матери Смысл названия рассказа.....
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
Урок литературы по теме: "К. Г. Паустовский "Телеграмма"
Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный ( воспитательный) ...
Спешите делать добрые дела!(по произведению К. Г. Паустовского \'\'Телеграмма\'\')
Урок по литературе в 7 - 8 классах...
Конспект урока литературы по произведению И. С. Тургенева "Муму", 5 класс
Конспект по теме "Повесть И.С. Тургенева "Муму" для 5 класса...
Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма".
Разработка урока -творческой мастерской по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"....
Применение проектной и исследовательской технологии на уроке литературы при анализе произведения К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование ...