Литературная гостинная "Марина Цветаева и революция"
классный час по литературе (10 класс) на тему

М.Цветаева Русская поэзия, наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время,  в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты как, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих люде и понять то, почему их имена были на время забыты, над вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Марина Цветаева и революция»

Ведущий 1

«Как и сама ты предсказала,

Лучом, дошедшим до земли,

Когда звезды уже не стало,

Твои стихи до нас дошли.

Пусть безоглядным был твой путь

Бездомной птицы-одиночки, -

Себя ты до последней строчки

Успела родине вернуть.

С.Я.Маршак.

Ведущий1 (слайд детство): Она родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу, фамусовских времен.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (Осень) октябрь на фоне тихой музыки звучит стихотворение М.И.Цветаевой «Красной кистью»).

Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась

Спорили сотни колоколов

День был субботний:

Иоанн Богослов

Мне и до ныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Ведущий 2 (слайд отец и мать): Отец Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев был профессор Московского университета, основателем Музея изобразительных искусств. Мать – Мария Александровна, женщина романтическая, одаренная и самоотверженная. Благополучие покинуло семью в тот год, когда Марине исполнилось 10 лет. Мария Александровна заболела чахоткой. Одиночество на людях – слишком рано познала юная Марина Цветаева, этот подарок жизни, раздвоивший ее душу. Мечтательная девочка, ищущая уединения, нуждающаяся в ласке, она редко бывала одна. Мать – единственная, которая могла бы внести гармонию в ее смятенное сердце, - не была рядом; долгие зимние месяцы она оставалась лишь мечтой, - до каникул, когда дети наконец съезжались с родителями. В Германии, холодной осенью 1904 года, Мария Александровна сильно простудилась; летом 1905 года скончалась. Осенью Марина по собственной воле пошла в интернат при московской частной гимназии, предпочтя целый год жить среди чужих людей, но не в стенах осиротевшего Трехпрудного дома, где она появлялась лишь в конце недели, беспорядочно читала книги и жила жизнью их героев, исторических и вымышленных, реальных и литературных, одинаково страдая за всех.

Ведущий 1  Жизнь и смерть, их постоянное сосуществование не покидает Цветаеву до конца дней. «В этой жизни – ничего нельзя», - скажет Цветаева, но поразительная жизненная энергия кипящая в ней, будет находиться в вечном противоборстве с этим ощущением, покуда не оборвется… А пока она жива, в ней будет неугомонно гореть душевный и творческий костер – любви к жизни и к живым людям, к природе, к «святому ремеслу поэта!

«Вся моя жизнь – роман с собственной душой.

Мне ничего не нужно, кроме своей души!»

И это была правда.

Ведущий 2 (слайд Марина и Сергей) Выпустив в свет свою первую книгу, 17-летняя Марина Цветаева познакомилась, а потом подружилась с 37-летним Максимилианом Волошиным, благословившим ее на путь поэзии. Их дружба продолжалась 20 лет. В мае 1911 года по приглашению Волошина Марина приезжает в Крым. В Коктебеле на дачах, принадлежавших матери Волошина, собралась большая артистическая компания. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которым славится Крымское побережье, Марина встречает высокого юношу с поразительными, огромными голубыми глазами, которые пленили ее.

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя.

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря…

Ведущий 1 В январе 1912 года в Москве, в Палашевской церкви они обвенчались. Так Марина Цветаева стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Кончилась пора ученичества. Из девчонки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путем. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, в половине шестого утра, под звон колоколов.

(слайд отец): В августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой Иван Владимирович. Закончилась радостная жизнь в любимом доме №8 по Трехпрудному переулку. Марина и Сергей поселились в Свинцовом Вражке, купили дом на Большой полянке, потом жили в Борисоглебском переулке в доме, где сейчас находиться музей М.И.Цветаевой. А старый дом после смерти отца унаследовал брат Андрей Иванович: в 1914 году он отдал его под лазарет.  Вскоре дом наполовину сгорел, после революции его растащили на дрова. Тема старого дома всегда стучала в сердце Марины Ивановны.

В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», посвященный мужу Сергею Эфрону. В том же году печатается сборник «Из двух книг».

Ведущий 2  (Чайковский музыка): Наступил 1917 год. Для Цветаевой наступил трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, чем хотелось, отступали все дальше в прошлое, «из истории не выскочишь» - эти слова, сказанные позднее, сбывались почти на каждом шагу. События Октябрьской революции 1917 года не могли не отразиться в произведениях художественной литературы. Но самый большой отпечаток революция наложила на судьбы людей. Наверное, нет ни одного человека того времени, в памяти которого не остались бы картины всего происходящего. Революция затронула жизни многих людей, в том числе и поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.

Чтец

Красный бант в волосах…

Красный бант в волосах!

Красный бант в волосах!

А мой друг дорогой —

Часовой на часах.

Он под ветром холодным,

Под холодной луной,

У палатки походной —

Что столб соляной.

Подкрадусь к нему тихо —

Зычно крикнет: — «Пароль!»

— Это я! — Проходи-ка,

Здесь спит мой Король!

— Это я, мое сердце,

Это — сердце твое!

— Здесь для шуток не место,

Я возьму под ружье.

— Не проспать бы обедни

Твоему Королю!

— В третий раз — и в последний:

Проходи, говорю!

Грянет выстрел. На вереск

Упаду — хоть бы звук.

Поглядит он на Север,

Поглядит он на Юг,

На Восток и на Запад.

— Не зевай на часах! —

Красный бант в волосах!

Красный бант в волосах!

10 ноября 1918

Ведущий 1. 1917 год – трудный период в жизни Цветаевой. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, чем хотелось, отступали все дальше в прошлое. «Из Истории не выскочишь», – эти слова, сказанные ею позднее, сбывались, можно сказать, на каждом шагу. Марина Цветаева хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а Время неустанно вторгалось в эту жизнь. Она стремилась уйти в «единоличье чувств», погрузиться в писание стихов и не подозревала, что История диктовала «сюжеты» ее чувствам и творчеству, ведь всякий поступок побуждается временем, обстоятельствами, – сколько ни стремиться противостоять ему, уйти, спрятаться…

Чтец

В синем небе — розан пламенный…

В синем небе — розан пламенный:

Сердце вышито на знамени.

Впереди — без роду-племени

Знаменосец молодой.

В синем поле — цвет садовый:

Вот и дом ему, — другого

Нет у знаменосца дома.

Волоса его как лен.

Знаменосец, знаменосец!

Ты зачем врагу выносишь

В синем поле — красный цвет?

А как грудь ему проткнули —

Тут же в знамя завернули.

Сердце на-сердце пришлось.

Вот и дом ему. — Другого

Нет у знаменосца дома.

1919 г.

 Ведущий 2.  Осенью Цветаева одна едет к Волошину в Коктебель, чтобы побыть с сестрой, у которой умерли первый и второй мужья и младший сын Алеша. Там она оказалась свидетельницей того, как революционные солдаты громили город и винные склады. Услышав об Октябрьском перевороте, она выехала обратно в Москву, тревожась за детей и мужа. Цветаева узнает, что полк, в котором служил ее муж, защищает Кремль, и убитые исчисляются тысячами. Она думает о том, что может не застать мужа в живых и пишет письмо к нему – живому или мертвому:

«Разве Вы можете сидеть дома? Если бы все остались, Вы бы один пошли. Потому что Вы безупречны. Потому что Вы не можете, чтобы убивали других. Потому что Вы лев, отдающий львиную долю: жизнь – всем другим, зайцам и лисицам. Потому что Вы беззаветны и самоохраной брезгуете, потому что «я» для Вас не важно, потому что я все это с первого часа знала! Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» От этой клятвы Марина Цветаева не отступила никогда.

Все обошлось, Цветаева встретилась с мужем в Москве, откуда он, впрочем, скоро уехал – сначала в Коктебель, а потом на Дон в Добровольческую армию. Цветаева тоже собиралась пережить страшное послереволюционное время в Коктебеле у Волошиных, но выехать туда уже было невозможно. Она осталась в Москве одна с двумя детьми, ничего не зная о муже. В их квартиру вселили чужих людей, оставив Цветаевой с девочками и няней всего три комнаты. До сих пор она не сталкивалась с житейскими трудностями, была прислуга, кухарки, няни. Теперь же все это отошло в прошлое, пропали деньги, оставленные матерью, не хватало еды, дров, одежды.

Октябрьская революция 1917 года стала для Марины Ивановны символом разбушевавшихся неуправляемых темных сил, символом национального бедствия. Поэтесса не могла понять и принять революцию.

Чтец

Рыцарь ангелоподобный…

Рыцарь ангелоподобный —

Долг! — Небесный часовой!

Белый памятник надгробный

На моей груди живой.

За моей спиной крылатой

Вырастающий ключарь,

Еженощный соглядатай,

Ежеутренний звонарь.

Страсть, и юность, и гордыня —

Все сдалось без мятежа,

Оттого что ты рабыне

Первый молвил: — Госпожа!

14 июля 1918

 Ведущий 1. Для Цветаевой революция – прямой результат деятельности ненавистного ей императора Петра I. Она очень любила Москву и не могла простить того, кто лишил этот город венца столицы. Москва для Цветаевой была символом старой, патриархальной России, которой противостояла грубая сила царского каприза. Построив на крови свою «сатанинскую империю» и ее новую столицу, Петр как бы заранее обрекает все это на гибель. Марина Цветаева винит Петра Великого не только в крови, пролитой в его царствование, но и в той крови, которая пролилась двести лет спустя.

Чтец

Петру

Вся жизнь твоя — в едином крике:

— На дедов — за сынов!

Нет, Государь Распровеликий,

Распорядитель снов,

Не на своих сынов работал, —

Беса́м на торжество! —

Царь-Плотник, не стирая пота

С обличья своего.

Не ты б — всё по сугробам санки

Тащил бы мужичок.

Не гнил бы там на полустанке

Последний твой внучок.

Не ладил бы, лба не подъемля,

Ребячьих кораблёв —

Вся Русь твоя святая в землю

Не шла бы без гробов.

Ты под котёл кипящий этот —

Сам подложил углей!

Родоначальник — ты — Советов,

Ревнитель Ассамблей!

Родоначальник — ты — развалин,

Тобой — скиты горят!

Твоею же рукой провален

Твой баснословный град…

Соль высолил, измылил мыльце —

Ты, Государь-кустарь!

Державного однофамильца

Кровь на тебе, бунтарь!

Но нет! Конец твоим затеям!

У брата есть — сестра…

— На Интернацьонал — за терем!

За Софью — на Петра!

Август 1920

 Ведущий 2. Свои впечатления она передала через творчество. Лирика Цветаевой в годы революции проникнута печалью и надеждой. Ее стихи избавлялись от литературности, становились более естественными. «России меня научила Революция», – так, по словам дочери, ответила поэтесса на вопрос, откуда взялись в ее творчестве эти неподдельные народные интонации. Ведь в сущности своей, по самому глубокому счету она обладала истинным демократизмом; никогда не ощущала себя «барыней», презирала малейшее проявление буржуазности, «ожирения»:

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей — и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

 Ведущий 1. Марина Цветаева часто вступала в разговоры с простыми людьми. Она записывала эти разговоры на улице, в дороге; потом издала страницы своих записей под названием «Вольный проезд», «Октябрь в вагоне». И в стихах все увереннее звучала русская народная «молвь». Вот несколько  стихотворений: «Полюбил богатый – бедную…»:

Чтец:

«Полюбил богатый – бедную…»

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

— Где, купец, твое роскошество?

«Во дырявом во лукошечке!»

— Где, гордец, твои учености?

«Под подушкой у девчоночки!»

— Где, красавец, щеки алые?

«За ночь черную — растаяли».

— Крест серебряный с цепочкою?

«У девчонки под сапожками!»

Не люби, богатый, — бедную,

Не люби, ученый, — глупую,

Не люби, румяный, — бледную,

Не люби, хороший, — вредную:

Золотой — полушку медную!

Между 21 и 26 мая 1918

 Чтец:

 «Сколько у тебя дружочков ?»:

- Сколько у тебя дружочков?

Целый двор, пожалуй?

- После кройки лоскуточков,

Прости, не считала.

- Скольких перепричащала?

Поди, целый рынок?

- А на шали бахроминок,

Прости, не считала.

- А сердца покласть в рядочек -

Дойдешь до Китая?

- Нынче тиф косит, дружочек!

Помру - сосчитаю.

Чтец:

Чтобы помнил не часочек, не годок…»:

     Чтобы помнил не часочек, не годок -

     Подарю тебе, дружочек, гребешок.

     Чтобы помнили подружек мил -дружки -

     Есть на свете золотые гребешки.

     Чтоб дружочку не пилось без меня -

     Гребень, гребень мой, расческа моя!

     Нет на свете той расчески чудней:

     Струны -зубья у расчески моей!

     Чуть притронешься -- пойдет трескотня

      Про меня одну, да все про меня.

      Чтоб дружочку не спалось без меня --

      Гребень, гребень мой, расческа моя!

      Чтобы чудился в жару и в поту

      От меня ему вершочек -- с версту,

      Чтоб ко мне ему все версты -- с вершок,

       Есть на свете золотой гребешок.

       Чтоб дружочку не жилось без меня --

       Семиструнная расческа моя!

 Ведущий 2  «Признай, минуй, отвергни Революцию – все равно она уже в тебе – и извечно (стихия)» – эти слова Цветаевой из ее статьи «Поэт и время» (1932) подтверждают все то, что Марина Ивановна писала в те годы. Так она включилась в поэтический хор «взвихренной Руси» – рядом с потрясшей ее поэмой Блока «Двенадцать», Маяковского – «150000000», стихами и поэмами Есенина, Хлебникова и др.

В революционный период поэтесса продолжала жить в литературе и для литературы, она писала много и с увлечением. Только в самые трудные минуты могли вырваться у нее такие слова: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!»

Произведения этого времени вошли в книгу «Версты» (1921).

Чтец:

Ночь. — Норд-Ост. — Рев солдат. — Рев волн…

Ночь. — Норд-Ост. — Рев солдат. — Рев волн.

Разгромили винный склад. — Вдоль стен

По канавам — драгоценный поток,

И кровавая в нем пляшет луна.

Ошалелые столбы тополей.

Ошалелое — в ночи — пенье птиц.

Царский памятник вчерашний — пуст,

И над памятником царским — ночь.

Гавань пьет, казармы пьют. Мир — наш!

Наше в княжеских подвалах вино!

Целый город, топоча как бык,

К мутной луже припадая — пьет.

В винном облаке — луна. — Кто здесь?

Будь товарищем, красотка: пей!

А по городу — веселый слух:

Где-то двое потонули в вине.

Феодосия, последние дни Октября

1917 г.

 Ведущий 1. Годы революции явились страшным испытанием для Цветаевой, но она не была бы большим поэтом, если бы не отозвалась на разыгравшуюся «вьюгу». Свою жизнь Марина Цветаева воспринимает как предначертанную «книгу судеб». Свой крестный путь она прошла, воплотив его в стихи, – это по плечу лишь великим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературно - музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой    Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность родине, и православи...

«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.

Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературный вечер о жизни и творчестве М. Цветаевой

Литературный вечер и презентация  о жизни и творчестве М. Цветаевой...