Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Россия рубежа XIX-XX веков.
Историко-культурная ситуация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_12_rossiya_rubezha_xix-xx_vekov.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия рубежа XIX-XX веков.
Историко-культурная ситуация
Цель урока:
- показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX-начала XX вв. с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние.
Методические приемы:
- лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Слово учителя
Задание: записать основные положения лекции.
На рубеже XIX-XX веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
- Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале XX века?
(Россия пережила три революции (1905г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904-1905 г., первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну).
- Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.
(Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались соответственно различные варианты, программы перестройки: "сверху", средствами "самых исключительных законов", приводящих "к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история" (П.А. Столыпин), и "снизу", путем "ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией" (В.И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы. Средствами второго - теоретическая подготовка революции и террор).
- Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа XIX-XX веков.
(Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни; неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей; попытки изменить страну, с одной стороны, путем реформ и, с другой стороны, навязать свою волю путем насильственным (терроризм). Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания).
- Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?
(Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.
Естествознание XIX века, века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой "Материя исчезла". Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидной была неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое - либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; "конец истории сошелся с ее началом").
О том, как воспринималось и оценивалось это время, можно судить по, названиям популярных тогда книг: "Вырождение" (1896) М.Нордау, "Закат Европы" (1918-1922) О.Шпенглера, по интересу к "философии пессимизма", у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Нордау писал: "Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли..."
Поэт и философ Д.С.Мережковский еще в 1893 году в работе "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: "Наше время должно определить двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний".
В работе "Конец века" (1905) Л.Н. Толстой отмечал: "Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей".
В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли: "Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нам и перспективы новых научно-философских и религиозных исканий" (А.Волынский. Книга великого гнева, 1904).
С другой стороны, оптимистично предчувствовалась неизбежность перемен, которые (в конечном итоге) окажутся благотворными для человечества: "Новый век - воистину будет веком духовного обновления. Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и - в конце концов - одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека" (М. Горький, письмо К.П. Пятницкому, 1901).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Позднее (1949) философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса: "Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".
Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с "переоценкой ценностей", с его учением о "воле и свободе", с отказом от морали, от Бога ("Бог умер!"). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный "сверхчеловек", для которого не существует "старая" мораль: "а нищих надо бы совсем уничтожить", "укоры совести учат кусать других", "падающего - толкни".
Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство - это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа. Не отказываясь от христианства, "богоискатели" стремились найти пути соединения его с языческой "радостью": "Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явления Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в современном искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освящению плоти - все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви", - писал Н.Бердяев ("О новом религиозном сознании", 1905).
"Богоискательство" (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь "русский бунт против культуры" (Н. Бердяев) - Культуре; же придавалось особое значение. Искусство, литературу дослужили художественной; формой для выражения философских идей. Новая литература, призвана была стать теургической (теург - бог, заклинатель, посвященный), должна была явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. Как писал В. Иванов, "жрецы и поэты были одно. и то же".
Попытки осмысления, происходящих и грядущих перемен, "переоценки; ценностей" свидетельствуют, прежде всего, о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно, новом взгляде на мир как на единое культурное поле.
Домашнее задание.
Прочитать, вводные статьи учебника литературы (характеристика литературного процесса рубежа веков); дополнить конспект лекции» Подготовить небольшие сообщения о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (пожеланию и выбору учащихся).
Русская литература на рубеже веков
Цель урока:
- дать представления о тенденциях русской литературы конца ХX - начала XX вв.; дать толкования понятиям "серебряный век", "модернизм", "декаданс".
Оборудование урока:
- репродукции картин М. Врубеля, М. Нестерова, В.Серова, других художников рубежа веков; книги "Стиль модерн", "Арт нуво" и т.п.
Методические приемы:
- беседа по вопросам домашнего задания (закрепление изученного);
- работа над конспектом лекции; сообщения учащихся; лекция учителя.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?
- Как эти явления осознавались философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.
- Что объединяло различные направления литературы, искусства, философии?
- Слушаем сообщения учеников об искусстве рубежа веков.
II. Слово учителя
Задание: законспектировать основные положения лекции.
Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом (парижский журнал русской эмиграции "Числа"). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным "золотым веком", а последовавшие за ним "как бы стиснутые в три десятилетия явления" - "серебряным веком". Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение "серебряный век" относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия "культура рубежа веков". Однако в литературоведении термин "серебряный век" постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и футуристической литературой.
Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н.Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики XIX века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего, на творческое наследие Пушкина.
В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. "Пролетарские поэты" привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым
Понятие "серебряный век" связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. "новейший", "современный") подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику - роль теурга, прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и "рядовые" участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства (демонстрируем иллюстрации или слайды- образцы модернизма в различных видах искусства).
В эстетике модернизма отразился пафос "конца века", неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с Декадансом (от лат. "упадок"). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни; стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.
Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождение человечества.
Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом - характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.
Если модернисты верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками, то их оппоненты резко критиковали такую позицию. "Чистому искусству" противопоставлено было искусство "полезное". В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905) Ленин вводит принцип "партийной литературы" в противовес "литературному индивидуализму": литература "не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела". Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций, Сама литература понимается как "дело" (вслед за революционными демократами), как форма агитации и пропаганды. Литература, таким образом, должна была стать придатком политики, орудием борьбы, управляемым "винтиком" "одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса". О свободе творчества Ленин высказался так: "Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от: денежного мешка, от подкупа, содержания".
Против идеи "партийной организации литературы" тогда же, в 1905г выступили В. Брюсов ("...поскольку вы требуете веры в готовые формулы поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги"), Д.Философов, увидевший в статье Ленина "насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью", "непоправимое умаление человеческой личности".
Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской - она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
Однако Серебряный век не был "оборван" в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Домашнее задание.
- В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?
- Доработать конспект лекции.
- Прочитать рассказ И.А. Бунина "Антоновские яблоки".
- Индивидуальное задание: подготовить доклад по биографии Бунина.
Дополнительные материалы для учителя
1. Серебряный век: имена.
Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа XIX — XX вв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Имелся в виду второй после «золотого» пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия «Серебряный век» значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре. Вместе с тем изменилось и содержание самого определения «серебряный». Если первоначально образ Серебряного века связывался с мифом о сменяющих друг друга периодах жизни человечества — от идеального «золотого» до реального «железного» — и, таким образом, был связан с представлением об относительном качестве, то сейчас категория относительности практически полностью исключена из содержания определения «серебряный»: «Луна и Солнце не враждуют на небе», как сказал современный поэт.
Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом — это период, охватывающий годы с начала 1890-ых, когда в печати появляются стихи Вл. Соловьева и первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917 году, хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х гг.
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и др., сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысляются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: «символизм», «акмеизм», «адамизм», «кларизм», «футуризм», «будетляне», «кубофутуризм», «эго-футуризм», «кубизм», «имажинизм», «экспрессионизм», «лучизм», «супернатурализм», «супрематизм», «лимитизм», «сциентизм» и т. д. Некоторые из них впоследствии утвердились в качестве терминов, многие канули в Лету.
Все эти «измы» не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами. Очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту «переросли» эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.
Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Покинули родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Балтрушайтис, Бунин, Куприн (до 1936), Шмелев, Зайцев, Андреев, Замятин, Ремизов, А.Н.Толстой (с 1918 по 1923), Амфитеатров, Г.Иванов, Адамович, Бурлюк, Игорь Северянин, Саша Черный, Аверченко, Дон Аминадо, Тэффи, Ходасевич, Цветаева (до 1939), Иванов-Разумник, Арцыбашев. В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев, Лившиц, Клычков, Нарбут. Покончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева. Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению. Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попыталась вступить в союз с новой властью (А.Н.Толстой, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Каменский), но это обернулось для них утратой творческой индивидуальности и таланта.
2. Хроника ключевых событий эпохи.
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений.
1890-е — начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894 — начало царствования Николая II.
С 1902—массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.
- — второй съезд РСДРП.
- — 1905 — русско-японская война.
- — 1907 — первая русская революция.
- — создание I Государственной Думы;
— аграрная реформа Столыпина.
1914 — начало Первой мировой войны.
1917 — Февральская революция; свержение самодержавия;
— Октябрьская революция...
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
Декадентство (лат. decadenda — упадок)— явление в культуре конца XIX — начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Модернизм (фр. modeme — новейший, современный) — художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциации.
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
М.Врубель. Демон поверженный.
А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы, Это только наше названье трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.
...Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное...
Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы нашего времени.
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе — неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
В.Борисов-Мусатов. Призраки.
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов... Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...
К. Петров-Водкин. Купание красного коня.
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка; плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А. Иванова» чувственной красочностью холстов Матисса...
Важнейшее свойство эпохи — лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологий. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
Первые пятнадцать лет XX века — время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных, поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX - XX веков
Проектная работа показывает, как влияли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь? Цели работы: •Изучить труды русских философов ...
презентация к уроку в 11 классе "Вводная лекция. Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 веков"
развернутая характеристика общественных, философских и литературных настроений начала 20 века....
Контрольная работа по истории России в 7 классе по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков»
Контрольная работа по истории России в 7 классе по итогам темы "Россия на рубеже XVI XVII вв.". Содержит тестовые задания на нахождение правильного ответа, необходимости указания неверного ответа, уст...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.
Авторы:Кожевникова Екатерина Евгеньевна учитель истории и обществознания МКОУ Горкинская СОШ Киржачского района Владимирской области; Седова София Зиннатуловна учитель истории МАОУ №37 г. ...
Историко-культурная ситуация в России на рубеже XIX – XX веков.
В презентации показана взаимосвязь литературы, культуры, искуства, общественно-поолитической мысли конца 19 века- начала 20 века с историческими процессами в стране и их взимовлияние....
Инновационный Всероссийский историко-культурный образовательный проект «Три века на берегах Невы»
Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться не только в образовательном процессе, но и в различного вида экскурсиях и туристических поездках....
"История России и историко-культурный стандарт в концепции государственной политики в области образования РФ"
quot;История России и историко-культурный стандарт в концепции государственной политики в области образования РФ"...