М.Ю.Лермонтов "Три пальмы"
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс) на тему

Тамоян Гаяне Сергеевна

Стихотворение М.Ю.Лермонтова  "Три пальмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon М.Ю.Лермонтов "Три пальмы"262 КБ

Предварительный просмотр:

Литература. Учебник- хрестоматия для 7 кл. средних общеобразоват. школ; под редакцией член- корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана; Санкт - Петербург.-изд. СпецЛит.- 2000.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова  « Три пальмы»

Цель:1. Помочь почувствовать настроение стихотворения и стиль М.Ю.Лермонтова;

          2. Углубить представление о жанре баллады;

          3. Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического                                      

              текста, описания картин.

 

Оборудование: репродукции картин М.Пикова «Три пальмы» ,Д.Поленова «Караван в Аравийской пустыне» (мультимедийный аппарат).

                                        

Методические приемы: рассказ учителя; объяснения теоретических понятий; выразительное чтение; элементы анализа  стихотворения (тропы, противопоставления); описание картин.      

 

Ход урока

I. Организационный момент:

-план урока записан заранее на доске;

-перекличка;

-запись в тетради числа, месяца, темы урока (зеленой пастой)

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Три пальмы»

 1839г.

II. Проверка домашнего задания

- выразительное чтение наизусть стихотворений «Утес», «Тучи» (3-4 ученика на оценку).

III.Работа со стихотворением «Три пальмы”

-Выразительное чтение стихотворения мною.

-Беседа по вопросам учебника на стр. 211 №№ 1 и 2.

-Дополнительные  вопросы и комментарии.

Давайте вспомним определение жанра баллады:

(запись определения в тетради).

 Баллада – стихотворение, написанное на легендарную или фантастическую тему, соединяющее фантастическое и реальное.

Вопрос: Находите ли  вы приметы этого жанра в  стихотворении?

Ответ: Да, событие вполне реалистичное; караван описан детально, подробно: пестрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, шатры, восточные красавицы всадник, его одежда, копье, лук, седло. Реалистичны и картины привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.

Вопрос: А как вы думаете, почему Лермонтов дал своему стихотворению такой подзаголовок: «Восточное сказание»?

               Автор определяет жанр стихотворения «сказание- былина», с какой целью?

Ответ: Михаил Юрьевич подчеркивает легендарность событий. А словом «восточное» он предупреждает нас экзотическим происхождением сказания.

Вопрос: Вот вы говорите, что происходящие события реальны. А в чем же заключается фантастичность произведения?

Ответ: Волшебное событие – появление каравана сразу вслед за укором пальм небу.

Вопрос: Почему поэт, говоря о пальмах, употребляет следующие слова:

                                 «Три гордые пальмы высоко росли» ?

Ответ: В стихотворении явны фольклорные мотивы:

-символическое число «три»;

- олицетворение «гордые пальмы»;

-их «ропот» на Бога - обращение к нему.

IV.Комментированное чтение

Давайте разберем композицию стихотворения. Обратите внимание на картины-эпизоды, из которых состоит произведение (читаем и обсуждаем каждую строфу, указываем  и пересказываем прочитанный фрагмент).

Мы видим, что в небольшую форму стихотворения поместилось целое повествование.

Вопрос: Как изображены пальмы?

Ответ: Они напоминают людей, но словно заколдованных, - караван не разглядел в пальмах живую душу.

Вопрос: Какие слова Лермонтов использует для «очеловечения» пальм? Аргументируйте свои ответы цитатами из текста.

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом

И медленно жгли их до утра огнем.

 -Обратите внимание на строки, в которых описывается гибель пальм (звукопись):

По корням упругим топор застучал

И  пали без жизни питомцы столетий!

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, которые помогают изобразить картину, «озвучить» ее, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией (определение термина записываем в тетради).

 Вопрос: С какой целью употреблена аллитерация?

Ответ: Она помогает нам « услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

-Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения (один ученик читает, остальные слушают).

Вопрос: Как они соотносятся?

Ответ: Эти строфы противопоставлены. В первой - радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

Вопрос: Чем усиливается картина смерти?

Ответ: Она усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Вопрос: О чем говорят образы природы?

Ответ: Образы природы говорят о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Вопрос: Как вы понимаете выражение «питомцы столетий»?

Ответ: Вот пальмы веками росли в пустыне; годы, столетия словно вынянчили их, и под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, что  выращивалось, воспитывалось столетиями. Такое выражение придает особый трагизм гибели пальм.

 

V. Домашнее задание (заранее записано на доске)

1.Устно подготовить описание репродукций М.Пикова «Три пальмы», «Коршун» и Д.Поленова «Караван в Аравийской пустыне» (записать в тетради вопросы, по которым нужно подготовить описание)

- Сопоставить эти репродукции.

- Что изображено на каждой из них?

- Какие образы выбрали художники для создания картины пустыни?

-Каким настроением проникнуты картины?

2.Дать письменный ответ на вопросы № 5   и № 6 (на  стр. 211; не менее 50- 60 слов в тетрадях по литературе).

3. На 7 вопрос  подготовить устный ответ (стр.211).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лермонтов М.Ю. "Три пальмы"

презентация к стихотворению...

М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

Презентация к уроку литературы в 6 классепо теме: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс»....

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

Презентация к уроку литературы в 6 классепо теме: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс»....

Проблемно-диалогический урок "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова – философская баллада»

В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учи...

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"

Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)...

Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"

Методическая разработка урока по  литературе...