Технология биоадекватного преподавания на уроках литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Восприятие новой информации с применением биоадекватной технологии ведётся в комплексе: на основе личного опыта и выбора учащегося, словесного описания, визуального графического образа в рисунке и т.д. Таким образом, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_bioadekv_prepodavaniya_semyonova.doc | 51.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский
Самарской области
Технология биоадекватного преподавания
на уроках литературы как условие обеспечения современного качества образования
(из опыта работы)
Выполнила: Семёнова Нина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ пос. Шумовский
м.р. Большечерниговский
Самарской области
п. Шумовский, 2017
В настоящее время активно внедряются в образовательный процесс педагогические технологии, способствующие формированию нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений; развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; организации сотрудничества обучающихся, поддерживание активности, инициативности.
Применение новых образовательных технологий в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы.
Мы достаточно знаем о методике применения ТРКМ, кейс-технологии, игровой технологии.
Я представляю вашему вниманию технологию биоадекватного преподавания. Для начала я познакомлю вас с методикой применения данной технологии, затем покажу технологию «в действии».
Технология биоадекватного преподавания обладает тремя базовыми медико-психологическими характеристиками: релаксационно-активная - этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации); здоровьесохраняющая - не нарушает природные механизмы восприятия, переработки и хранения информации; коррекционная - восстанавливает и развивает нарушенную природную последовательность восприятия информации.
Цель: мотивация и активизация целостных динамичных информационных образов по предмету и навыков работы с ними, постепенное раскрытие способностей и скрытых потенциальных возможностей жизни, мышления, сознания личности.
Этапы.
1. Приобретение знаний. Введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап). Мотивация и формирование информационного образа учебного материала со структурированной информацией.
2. Формирование умения использовать знания. «Выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке. Происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
3. Закрепление умения использования знаний. Происходит «отрыв» учебного образа от учебника, поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров.
Этапы технологии биоадекватного преподавания соответствуют этапам восприятия информации: репрезентация информации, т.е. введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап); восприятие информации, т.е. вовлечение в работу разнообразных центров мозга (символьный этап); переработка (осмысление) информации, т.е. понимание информации через логическое осмысление (логический этап); архивирование информации, т.е. представление в слове, овладение материалом (лингвистический этап).
Приёмы и стратегии.
1. Актуализация личностного опыта.
2. Обращение к образу.
3. Обращение к чувственной сфере личности.
4. Умение составлять и воспроизводить пересказ, опираясь на картинный план (свой рисунок).
5. Создание информационного образа, который «включает» все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или устойчивые фигуры бессознательного.
Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся.
Педагогический результат: формируются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её на образе). Осуществление выбора того или иного образа создает атмосферу интеллектуального поиска, инициирует навык самоорганизующейся духовной работы. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности. При этом воспитательная функция технологии проявляется как личный творческий поиск, который воспитывает трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора.
Это отвечает главной социальной задаче современного школьного обучения - расположить подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, сформировать стойкие познавательные мотивы учения.
Из опыта работы
А теперь я попытаюсь продемонстрировать, как эту технологию можно применять на уроках литературы. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы в 7 классе по рассказу Леонида Андреева «Кусака». На предыдущем уроке произошло уже знакомство с творчеством писателя, прочитан текст, данный урок – урок анализа текста, основанный на восприятии учеников.
ЭПИГРАФ: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви», - сказано в одной из проповедей.
1) На организационном этапе урока устанавливается благоприятный психологический климат, способствующий успешной работе ученика на уроке.
Психологический настрой учащихся.
- Добрый день, ребята! Давайте выполним упражнения для расслабления, а затем начнём работу. Протяните вперёд руки, напрягите мышцы рук, удержитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь.
(Затем проделываем это упражнение с плечами, спиной, ногами.)
А теперь сделайте громкий выдох. Как вы себя чувствуете? Как настроение? Вы готовы работать?
2) Рассмотрите игрушки (собаки разных пород), которые я приготовила для сегодняшнего урока, можете потрогать их.
- Какие ассоциации они вызывают у вас? Может быть, это слово – состояние, может, что-то другое? (заполняется таблица ассоциаций, левая колонка)
- Какова роль собак в жизни человека?
Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова о рыжей дворняге.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение?
- Какие чувства вызвало у вас оно?
- С какими словами соотносятся у вас действия людей? (заполняется таблица ассоциаций, правая колонка)
Таблица ассоциаций.
Детство Радость Беспечность Игра Веселье Уют | Жалость к собаке Сочувствие Страх Жестокость Злоба Несправедливость |
На прошлом уроке мы прочитали с вами рассказ Л.Андреева «Кусака», в котором автор описал нелёгкую жизнь собаки. В её жизни не было ни любящего хозяина, ни дома, ни еды, ни ласки.. Люди, видевшие её на улице, принимались дразнить её, пугать, кидаться камнями и палками, тем самым вызвав у неё ненависть к ним и страх.
- Теперь попробуйте описать Кусаку (словесное рисование). Какою вы её видите в этой части?
- Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь детей? (Сначала «грязная и некрасивая», затем изменилась до неузнаваемости и в конце – вновь «промокшая, грязная».)
Работа с текстом:
- Какие краски использует автор в рассказе? ( 1 глава – чёрный, холодно-синий; 2-3 главы – зелёный, красный, коричневый; 4-5 главы - жёлтый, рыжий, серый)
- Как это можно соотнести с жизнью Кусаки?
- Кто же виноват в одиночестве Кусаки?
Релаксационная рауза
Звучит музыка (Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната» )
Займите удобное положение. Закройте глаза… Расслабьте лицо, плечи, руки, тело, ноги… Представьте ваш любимый уголок природы или любое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин. Представьте своих любимых животных, которых хочется видеть вам в этом месте покоя… Представьте краски, которые окружают вас… Представьте движения и звуки вашего места покоя… Порезвитесь там со своим другом, как вам хочется…
Представьте себя… Как вы выглядите после отдыха, когда избавились от бремени ненужных мыслей, мелочных забот?. Дорисуйте образ вашего друга, если вам что-то хочется изменить в нем. Почувствуйте, нравится ли ему быть с вами? Поиграйте с ним.
Найдите это в своем месте покоя. Хорошо ли вам? Тепло, уютно? Вдох, выдох, потянитесь и медленно открывайте глаза.
Анализ:
Зачитаем отрывок из пятой главы: «Поднялся частый дождь...»
- Как реагировала собака на отъезд дачников?
- Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?
- Если бы собака жила в других условиях, была бы у нее та же кличка?
- Давайте придумаем кличку нашей героине.
Итог:
-Почему героем является собака?
-Сможет ли Кусака еще раз довериться людям?
Главная мысль рассказа – любить все живое, сострадать ему. Равнодушие, жестокость по отношению к природе недопустимы.
Тема бездомных собак волнует многих, и скульпторы разных стран тоже не обошли ее стороной. Они посвящают свои памятникам уличным собакам. В России таких памятников много.
Например, в Сосновоборске художник изобразил не дворнягу, а ирландского сеттера. Брошенное животное печально лежит уже без надежды на возвращение хозяина. Установлен памятник в натуральную величину и призывает каждого не бросать животных. Об этом же говорит и надпись рядом: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
- Кому принадлежит эта мысль?
Альтернативное домашнее задание:
1. Написать сочинение-миниатюру. «О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?
2.Ответить на вопрос: «Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медико-психологические характеристики: релаксационно-активная; этапы активности; здоровьесохраняющая; коррекционная.
Цель: Мотивация и активизация целостных динамичных информационных образов по предмету и навыков работы с ними, постепенное раскрытие способностей и скрытых потенциальных возможностей жизни, мышления, сознания личности.
Этапы: 1. приобретение знаний; 2. формирование умения использовать знания; 3. закрепление умения использования знаний.
Способы восприятия информации: репрезентация информации; восприятие информации; переработка (осмысление) информации; архивирование информации.
1. актуализация личностного опыта; 2. обращение к образу; 3. обращение к чувственной сфере личности; 4. умение составлять и воспроизводить пересказ, опираясь на картинный план (свой рисунок); 5. создание информационного образа. Приёмы и стратегии:
Формы работы: индивидуальная; групповая; коллективная
Педагогический результат: формируются навыки работы с образом; создаётся атмосфера интеллектуального поиска.
Тема урока: «Проблема одиночества, способность к состраданию в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Эпиграф: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. Они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви», - сказано в одной из проповедей.
Детство Радость Беспечность Игра Веселье Уют
Детство Радость Беспечность Игра Веселье Уют Жалость к собаке Сочувствие Страх Жестокость Злоба Несправедливость
«Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась».
« - Кусачка, милая, поиграй! И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. Её хвалили при ней и за глаза…»
«Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла…»
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему: «О чём заставил меня задуматься рассказ «Кусака»? Ответить на вопрос: «Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры.
Работа представляет методические материалы по созданию уроков литературы и мировой художественной культуры в технологии веб-квестов. Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкамhttp://nsportal.ru...
Технология критического мышления на уроках литературы
На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном документе (Федеральном комп...
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка, литературы и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
План работы над методической темой...
Использование проектной технологии в преподавании бурятского и литературы в этнокультурной среде
Интеграция всех звеньев этнокультурной среды позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету, создать усл...