Герой нашего времени
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю . Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист". 1840 - " Тамань". В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”. Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни. В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”. М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”
Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор ). “Бэла” /4/ “Максим Максимыч ” /5/ “Предисловие” “Журналу Печорина” /6/ “Тамань” /1/ “Княжна Мери” /2/ “Фаталист” /3/ Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке ). “Тамань” “Княжна Мери” “Фаталист” “Бэла” “Максим Максимыч ” “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
1. Максим Максимыч ("Бэла") – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга. Кто рассказывает историю Печорина? 2. Странствующий офицер (офицер-повествователь) ("Максим Максимыч ") Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч . Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча . Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным. 3. Сам герой – человек искренний, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человек зрелого ума и нетщеславный.
Хронологический порядок событий “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча ; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “ мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча ”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем ”.
Домашнее задание : Читать главу "Княжна Мэри", выбрать эпизоды для характеристики века Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....
Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...