Русь изначальная
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
.
Задачи
Хотите привлечь внимания учащихся к истории и культуре своей страны, расширить знания о жизни предков славян, их образе жизни, обычаях, верованиях, воспитывать уважение и любовь к истории своего Отечества, тогда обязательно проведите мероприятие для старшеклассников "Русь изначальная"
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мероприятие для 11 класса | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ
Цель:
привлечение внимания учащихся к истории и культуре своей страны.
Задачи
1) Образовательные
- расширить знания о жизни предков славян, их образе жизни, обычаях, верованиях;
2) Развивающие
- развивать навыки и умения групповой работы;
- уметь искать материал в учебнике, дополнительной литературе, исторических источниках и анализировать полученную информацию;
- учить видеть, выделять причинно-следственные связи;
- учить работать с историческими, литературными источниками.
3) Воспитательные
- способствовать воспитанию уважения и любви к истории своего Отечества;
- способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах,
- воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.
Оборудование: презентация
Эпиграф на доске: «Широко ты, Русь, по лицу Земли в красе царственной развернулася!»
Работа в группах :
- историки
-литераторы
- политики
-искусствоведы
Тип мероприятия: историко-литературный журнал
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. (Звучит музыка из оперы Бородина "Князь Игорь", учитель читает эпиграф,слайд 1)
Каждый из нас старается познать мир, который называется Родина. Но, чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое.
Наверное, самым сложным в изучении истории любого народа является начальный период. Обычно отсутствуют позволяющие охарактеризовать такой период материалы, созданные самим народом: нет еще письменных источников, не хватает достоверных этнографических данных, очень смутны сведения, которые можно почерпнуть из исследований по языкознанию и археологии. Сегодня мы попытаемся насколько возможно представить, как жили наши предки в период до Крещения Руси. Итак, Руси изначальная.
3. Основная часть занятия (выступления творческих групп: географы, историки, политики).
1 Литераторы(Шумилина)
В то давнее время, когда мир был наполнен лешими и водяными да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жили-были древние славяне.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
2 Историки.(Мальцев)(Слайд2 , 3,4)
Исторически так сложилось, что Россия, Белоруссия и Украина – это страны, где большинство населения – восточные славяне; Польшу, Чехию и Словакию издавна населяют западные; Болгарию, Сербию, Черногорию, Хорватию, Македонию, Словению, Боснию и Герцеговину – южные. Сколько раз менялась и перекраивалась политическая и этническая карта древних славян – не поддается учету. Причиной переселений были и природные катаклизмы, и чужеземные нашествия, и естественный поиск новых, пригодных для пашни и пастбищ земель.
Поселялись люди редко
На реке в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной
То ль в ладьях они приплыли,
то ль верхами, то ль пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом
и решили: «Места много,
Есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу
Стали строиться да жить.
3 Лингвисты.(Дорофеева)
Интересно разобраться в этимологии (происхождении) самого слова «славяне». Славяне – это самоназвание, то есть так называли себя в древности они сами, подчеркивая свою принадлежность к понятно говорящим, в отличие от немцев («немых»), чужестранцев, изъясняющихся на неведомом языке. Следовательно, имя этого народа – производное от «слова». По другому объяснению, природа слова «славяне» связана со славой: славные люди, славные в воинстве, мужестве и храбрости. Собственно говоря, «слово» и «слава» – лексемы, образованные от одного корня, и происходят от глагола «слыть» – быть известным
4 Искусствоведы (Ламонов)(слайд5-7)
В связи с историей любого народа важно установить, где и откуда он первоначально появился.
Давний миф об Атлантиде Севера – Гиперборее – в последние годы вдруг приобрел реальные исторические очертания. И вот уже в некоторых публикациях можно прочесть, что именно на Крайнем Севере некогда находилась прародина славян, или, иначе говоря, гипербореев (гиперборейцев).
Гиперборея(Арктида)буквально означает: страна за северным ветром. О Гиперборее, где солнце не садится за горизонт по несколько месяцев и столько же продолжается зимняя ночь, поведали древнегреческие авторы Геродот, Страбон и другие.
В русском фольклоре, а также в древних сказаниях южных славян Гиперборея нашла воплощение в чудо-острове Буяне, который был где-то в Океане-море или в студеном море.
С Буяном связаны мифологические представления о времени благоденствия людей и всеобщего изобилия – золотом веке.
5 Историки. Дети природы (На фоне музыки «Гардарика» читает Побединская,слайд 8-12)
В поселке царит оживление. Из леса возвращаются женщины с тяжелыми заплечными корзинами, полными плодов, съедобных кореньев. Появляются двое мужчин-охотников с уже освежеванной тушей лани. Лес, как и река, настоящие кормильцы, и все, что недодает поле, люди добирают среди дикой природы. Лес – это мощный, всепоглощающий мир. Кто держит себя правильно, охотится с умом, знает толк в повадках животных, того лес привечает и открывает ему кладовые . По разумению древних, звери – существа, по меньшей мере равные людям, их надо бояться и уважать. А уж если прогневали чем лесных божеств, Леший, русалка, Баба-яга так закрутят, что пропадешь.
Там где песнь ручейком игривым
Льется между Дубов могучих,
Сивке-Бурке расчешет гриву
Солнце гребнем лучей сквозь тучи,
И прольются росы алмазы
На чудесную ту опушку,
Где сокровищем голубоглазым
Берегиня живет в избушке.
Заплутавшему в той Дубраве
Берегиня тропу укажет,
Коли голоден кто, аль болен,
Всем поможет, да не откажет.
6 Историки (Небольсина, слайд 13)
Волхвы или жрецы как посредники между грозными божествами и людьми обладали немалой властью. Их боялись и почитали, ведь они могут влиять на все происходящее, нести одним добро, другим зло, вызывать дождь и насылать засуху.
Идолов – вырезанные из дерева или высеченные из камня фигуры этих божеств – выставляли на видном месте и приносили им в жертву животных, птиц. Особенно щедрые подношения делались, если у племени возникали какие-то серьезные трудности и нужно было задобрить всемогущих богов. Если боги оставались глухи к просьбам и мольбам людей, это расценивалось как плохой знак.
Подобно диким зверям, восточные славяне умели «видеть» и «слышать» носом. Они прекрасно чувствовали запахи и могли издалека как бы считывать информацию из воздуха – например, учуять приближение чужого человека или хищного животного. Им были известны секреты целебных трав и кореньев. С их помощью они лечили себя от разных болезней, останавливали кровь, снимали зубную боль, изгоняли простуду.
До сих пор, когда в лесу кукует кукушка, русский человек механически задает ей вопрос, сколько еще лет будет он жить, причем особо не задумывается, почему это делает. В чем же причина того, что в качестве предсказательницы выбор пал на кукушку? А дело в том, что что с наступлением весны в кукушку превращается родоначальник всего живого – славянский бог Род. От него, по языческим поверьям, зависело и пополнение семьи, и длительность жизни людей.
- Игровой момент «Викторина на знание славянских божеств»
- «Каких богов предков вы знаете?» (Перун бог грозы, Велес бог скотоводства, Ярило бог Солнца).
Живет он в лесной глуши, в буреломе или в дупле. Характер у него озорной и проказливый. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. (Леший).
Обычно он плавает у самого дна реки и проверяет, не утонул ли кто, много ли рыбы в его владениях. Он редко выходит из воды. (Водяной).
Они живут в озере, днем прячутся в глубине, а ночью выходят на берег. Увидишь их издали - беги прочь, иначе их руки защекочут, утянут на дно. (Русалки).
Дух этот живет в каждом доме, за печкой и опекает семью (Домовой).
Больше всего она любит летать на метле или в ступе... (Баба Яга).
На окраине деревеньки стоит избушка. И большие и малые стороной ее обходят. Хозяйка может обернуться кошкой, птицей, змеей... Говорят, будто варит она приворотные зелья, порчу наводит, погоду заговаривает (Ведьма, колдунья).
Днем она прячется, а выходит только ночью. Говорят, что в нее превращается маленькая девочка, которую часто за провинности ругает мама. Бесы забирают ее к себе на болото и там растят. (Кикимора).
7)Лингвисты(слайд 14,Жорник читает на фоне муз. презентации) Боги славян.
О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега. Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
8)Литераторы (слайд 15, Гавриленко, Шумилина)
Мокошь – богиня плодородия и мать урожаев. Эту богиню-кормилицу изображали с коровьей головой на человеческом теле. Видимо, традиционный для славянок женский головной убор в виде двух рогов – кика обязан своим происхождением именно облику Мокоши.Созвучность имени богини древнеславянскому понятию «мокос» (пряжа, клубок с нитями) символизирует не только ткачество, но и плетение судеб, козней, интриг. Отсюда неизменные подручные пряхи – пауки, искусные мастера плести ловчие сети, путать и запутывать, заманивать в силки.
Власть Мокоши велика. Она – властительница дикой природы, богиня колдовства и хозяйка перехода из земного мира в иной, потусторонний. В ее руках нити человеческих судеб, от нее зависят счастье и согласие в семье. Она сурова, требовательна, непреклонна, и тот, кто с ней не считается, рискует сильно поплатиться за своеволие, ибо ее главные помощницы – Доля и Недоля, прядущие вместе с ней судьбы людские, – вплетут кому-то в жизнь добрые, а кому-то злые нити.
Звезды - свечки частые,
Ночь стоит стеной.
Мокошь седовласая
Вьет веретено.
Тихими напевами
Вечность - за сто дней.
Ей, рожденной в древности,
Все во всем видней:
Где подкинуть колоса,
Где дождем полить,
Где у жизни горестной
Перерезать нить,
Где зверька рожденного
Нарядить во плоть...
Счастьем ночью темною
Брызжет папороть.
Иль богатством полниться
Нашим кошелям,
Иль затопчет конница
Море ковыля,
Счастье ль к тебе ластится,
Горе ль как река, -
Ты у Вещей Матери
Вечно на руках.
9)Историки (Слайд 16-17, Кузнецова) Волхвы
Несмотря на то, что волхвы для дохристианской Руси были людьми, пожалуй, сравнимыми даже с князьями, сведений о них сохранилось довольно мало. Однако и те скудные сведения, что достались нам, могут рассказать многое о том, кем были эти волхвы, как их звали, чем они занимались и какими делами прославились перед всем славянским народом.
По некоторым данным, волхвы были причастны к музыкальному искусству. Например,Боян Вещий. Приставка "Вещий", которая закрепилась за известным певцом и сказителем, так же говорит в пользу того, что он обладал особенным даром и мог быть волхвом. Певцу и сказителю Бояну приписывали и способность перевоплощения, точно так же как Волху Всеславьевичу.
Всем известна история Вещего Олега и предрёкшего ему смерть волхва. Волхв сказал, что Олег погибнет от любимого коня. Сила доверия к волхвам была настолько высока, что Олег не думая удалил от себя своего коня и приказал заботиться о нём до конца жизни, а когда тот умер, он пожелал посмотреть на его кости. Его вера в пророчество волхва пошатнулось, но всё решила змея, которая поселилась в черепе у коня и, укусив Олега, сделала слова волхва роковыми.
Также стоит отметить, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, как "вълхва" или "волхва".
Звучит песня "Ворожи"
10 Искусствоведы (слайд 20, Никонова,Дорофеева , чтение сказки звучит на фоне музыки "Русские гусли") Волшебные существа в преданиях славян.
Алконост, в славянской мифологии это чудесная птица, жительница Ирия - древнеславянского рая.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.
Звучит сказка об Алконосте(музыкальное сопровождение»Русские гусли»)
Алексей Ремизов. Заветное желание |
- Отпусти меня, - говорила птицедева, - а взамен проси чего хочешь, исполню любое твое желание! Однажды он задремал под деревом, но был разбужен вороном. Юноша зажмурился покрепче... засвистели ветры вокруг него... и через миг он ощутил под ногами твердую землю. Открыл глаза - и оказался на той же самой поляне, где перепелки клевали коноплю. |
12 Историки (Слайд21-26 ,Чавро)
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам Днепра, Волхова, Оки, Западной Двины на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они делали вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.
В домах славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.
Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой: ведь стёкол тогда ещё не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по–чёрному. Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две – три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - постели.
Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
В каждом посёлке жили обычно родственники, которые хозяйство нередко вели вместе.
Каждая семья древних русичей: отец, мать, дети - жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Когда у отца было много взрослых сыновей, у каждого сына была своя жена и дети, все жили вместе со своими родителями и со своим дедушкой. Это была очень большая семья, и называлась она родом, или племенем.
В каждом роду все младшие во всём слушались своих родителей, а больше любили и уважали своего старого деда. Называли его старейшиной и начальником рода.
13 Историки (слайд 27-30, Никонова)
Войны славян
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Мужчины уходили на войну, а женщины ждали. Звучит песня "Зима"
14 Политики (Шамарина, слайд 34-35)
Если верить полулегендарным сведениям, содержащимся в Несторовой летописи, восточные славяне и другие племена, жившие по берегам озера Ильмень и по рекам Ловать, Волхов очень страдали из-за того, что их старейшины вступили между собой в острое соперничество. Эти междоусобицы и раздоры продолжались так долго и так всем надоели, что было в конце концов решено пригласить на княжение кого-нибудь из соседней Скандинавии. Жившие там норманны, или варяги, славились своей отвагой, воинским искусством, высокой организованностью. Было известно также, что они охотно нанимаются на службу в другие страны, если она хорошо оплачивается.
Таким образом, выбор ильменских славян (словен) был сделан в пользу воинственных норманнов. Вероятно, здесь сыграли свою роль давние связи, установившиеся между восточнославянскими племенами и скандинавами. Важной торговой артерией, соединявшей земли славян с богатой и могущественной Византией – великой державой тогдашнего мира, был древний путь «из варяг в греки»: из Балтийского моря в Черное. И обычно надежную охрану купеческих караванов несли наемные варяжские воины. Прибыв на место, послы будто бы сказали варяжским князьям так: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Те откликнулись на этот заманчивый призыв, и вскоре скандинавский военный предводитель Рюрик прибыл со своей дружиной в город Новгород и начал там княжить. Произошло это в 862 году.
Вот как случилось, что у истоков будущего государства Новгородско-Киевская Русь оказались варяги. По-видимому, и самим своим именем Русь обязана варягам. Не все историки и филологи с этим согласны, и все же точка зрения, что слово «русь» пришло из Скандинавии одновременно с Рюриком, имеет немало сторонников. В буквальном переводе с древнешведского «русь» – это «воины-гребцы». И, когда в летописи мы читаем, что Рюрик, приняв приглашение словен и их союзников, отправился к ним, взяв с собой «всю русь», нужно иметь в виду под этим словом военную дружину, которая водным путем, «на веслах», прибыла в землю славян.
Есть и еще одно толкование. Сами восточные славяне понимали слово «русь» как «светлая земля». Ведь издавна «русый» означает «светлый».
15 Литераторы (на фоне музыки «На север» читает Нагорная)
Суровый пейзаж, берег серый, холодный,
Несёт бурной пеной морскую волну,
Посёлок рыбацкий с дружиной свободной,
У капища жрец заклинал на войну.
По тучам промчался «Летучий Голландец»,
На мачтах неся суеверия страх,
В порывах дождя мрачной смерти посланец,
Наполненный ветром в больших парусах.
«На вёслах уходим в Варяжское море,
Послушаем, братья, наказ ведуна,
И с пеной морской на Янтарное взморье,
Где в паханых землях лежит пелена».
«Нас там называют морские пираты,
И мы словно бесы в их сказках с хвостом,
Наполним весь трюм в этом крае богатом,
Тогда нос драккары назад повернём».
«Нас море сроднило, мы Тора бродяги,
Мы Одена дети от каменных скал», -
К родным берегам возвращались варяги,
С разбойничьей песней под звонкий бокал
(слайд 36, Данилова)
Звучит стихотворение "Русь" на фоне музыки Балакирева "Симфония"
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
17 Искусствоведы (слайд 37, Барыбина)
Историко-фольклорное направление изобразительного искусства характерно для творчества русских художников. В душе русского художника всегда жили образы народного эпоса. Избрав для своих картин национально-историческую тематику, русские мастера объединили, таким образом, знание народного эпоса с живописью, преобразовав русский исторический жанр и мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Под впечатлением гениальных поэм и сказаний русого народа было создано немало шедевров изобразительного искусства. Особенно активно работали над введением русского фольклора в живопись такие художники, как Виктор Васнецов и Михаил Врубель, современные Константин Васильев, Всеволод Иванов, Борис Ольшанский.
Список литературы:
В. Иванов "История Руси 1-10 века"
Никитин И. “ Русь”.
А.Н. Сахаров. учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русь изначальная.
10 кл. История Тест по теме"Русь изначальная"...
Русь изначальная.
Повторительно-обощающий урок в 6 кл. по разделу "Русь изначальная", проведенный в нетрадиционной форме: интеллект-шоу "Умницы и умники". Полная версия урока предлагается через электронное взаимод...
Русь изначальная
Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по истории России с древнейших времен до начала XIII века с использованием презентации, созданной в программе Power Point/...
Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха
Лекция по Теме "Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха"...
Презентация проекта " Русь изначальная".
Проект начался с любви к путешесвиям. Все ученики во время каникул куда-то выезжают. Вот и ученики 8-9 класса решили узать, как выглядят сегодня города России, которым по несколько сотен лет. По назна...
Урок повторение по теме «Русь изначальная»
Урок повторение по теме «Русь изначальная»...
Интеллектуальная игра «Русь изначальная»
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.Задачи: выявить знания детей по истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истор...