Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха
методическая разработка по истории на тему
Лекция по Теме "Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_ryurika_do_monomakha.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русь изначальная (от Рюрика до Мономаха)
Слайд 1 «Название мероприятия» 1150 лет Российской государственности
Вступительное слово лектора:
В 2012 году Россия отмечает знаменательную дату – 1150 –летие со дня образования российской государственности.
По всей стране проходят мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Это празднование имеет не столько научное значение, сколько абсолютно практическое. Его смысл очевиден - консолидация нашей страны, нашего народа в целях дальнейшего развития нашего большого и очень сложного государства. Кроме этого, развитие российской государственности изначально шло на многонациональной основе, по пути объединения. И только у нас сегодня такое уникальное государство. Удельная раздробленность уже в тот период воспринималась как фактор ослабления, а в процессе создания государства не было существенных препятствий для культурного и религиозного многообразия, что опять же и предопределило создание такого уникального государства, как Российская Империя, впоследствии, Российская Федерация. Считаю, что это один из весьма серьезных, просто фундаментальных исторических уроков. Более того, вхождение в одно государство способствовало и появлению общих ценностей. А на основе общих ценностей складывались новые нормы социальной жизни, складывались общие правила поведения. Так что изначально Россия формировалась как правовое государство, где были собственные правила поведения, что на современном языке называется законодательством.
Грядущая дата – еще и повод для осмысления современных проблем. Историческое наследие дает бесценный материал для этого, а также рецепты на будущее. На протяжении одиннадцати с половиной веков Россия развивалась как мощная многонациональная цивилизация, которая обладала уникальным этнокультурным потенциалом.
Слайд 2. Русь изначальная - тема лекции.
- Восточные славяне в догосударственный период.
Вопрос « Откуда пошла, есть Русская земля?», стоящий в начале
ПВЛ, показывает, как давно возник интерес к истокам государства.
В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. В Российской Федерации проживает более 100 народов и народностей. Но основным государствообразующим народом нашей страны является русский народ. Русский народ - один из крупнейших народов мира - в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны. Первое государство русских, а также украинцев и белорусов было образовано в IХ в. вокруг Киева их общими предками – восточными славянами.
В настоящее время нет нужды указывать на то, что природа страны влияет на быт народа, обусловливает особенности народного хозяйства, налагает свой отпечаток и на весь ход исторического развития общества. Прежде всего, надо отметить, что равнинность страны и обилие речных путей должны были содействовать широкому расселению славян, должны были облегчать и даже вызвать тот грандиозный процесс колонизации, которым славянское племя осваивало громадные пространства земель. Далее, плодородная почва страны и обилие лесов должны были развить земледельческий и лесной промыслы, тогда как реки, вытекавшие из центра равнины во все четыре окраинных моря, должны были содействовать зарождению и развитию торговли внутри страны и с соседними странами. Но, давая широкий простор для передвижения жителей, содействуя сложению их в крупные общества, природа страны в то же время не охраняла эти общества от чуждых вторжений.
Слайд 3. Карта территории расселения славян VI-VIII вв.
Первые письменные свидетельства о славянах.
К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший , историк Тацит - I в. н.э., географ Птолемей Клавдий - II в. н.э. Античные авторы называют славян "анты", "склавины", "венеды" и говорят о них как о "бесчисленных племенах".
В эпоху великого переселения народов, славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.
Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.
Третья часть славян, как считают ученые, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).
Восточные славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. На северо-восток славяне ушли двумя потоками: одна часть славян - к озеру Ильмень (позже там встанет древнейший русский город Новгород), другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра (там станет другой древнейший город Киев).
В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно- Европейской равнине.
Соседи восточных славян.
На Восточно-Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением. Так была образована древнерусская народность.
На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники – тюрки. В те времена народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой, - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи. ( Хазарский каганат, Волжская Булгария, печенеги, половцы.)
На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395-1453 гг.) со столицей в г. Константинополе.
Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на варягов, которые не были прямыми соседями славян, но жили «за морем» и приходили к славянам из-за моря. Именем варягов не только славяне, но и другие народы называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племён на Днепре в виде военных и торговых дружин. Они торговали или нанимались на военную службу или же просто искали добычи и грабили. Среди же русских славян с середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Слайд 4. Варяги
Территория восточных славян.
В VI - VIII вв. славяне еще не были одним народом.
Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племен. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Путь "из варяг в греки".
Как мы видим на карте, морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". (Показать наглядно по карте этот путь) Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.
Занятия восточных славян.
Прежде всего - славяне народ не кочевой, а осёдлый. Осёдлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Следовательно, основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел).
В оборот хозяйственной жизни славян издавна входила и торговля, о чём свидетельствует путь «из варяг в греки». Таким образом, можно сделать вывод, что рядом с земледелием славяне занимались и торговлею; а при таком условии мы можем предположить у славян раннее существование городов.
Общественные отношения.
Надо сказать, государство могло возникнуть только там, где достаточно было продуктов сельского хозяйства и ремесел, для того чтобы содержать государственный аппарат. Этот аппарат в ранних славянских государствах IX—X вв. — был очень простым. Князь опирался на ближайшее вооруженное окружение — дружину — профессиональных воинов. Их возглавлял воевода — второе после князя лицо. В это время у князей и их дружинников не было собственных земель — они жили за счет дани со всех подвластных территорий. Дружина кормилась в подвластных землях не только потому, что была грозной силой. С подвластным населением существовал договор о дани; в свою очередь, князь должен был выступать судьей для своих подданных (разбирать тяжбы и конфликты), защищать их от внешней опасности. Князь и его воины нуждались в обслуге — в тех, кто заботился об оружии и конях, готовил пищу и ремонтировал транспортные средства. Им нужна была и местная администрация — те, кто организовывал сбор дани, поставлял лодки и т.п. Среди дружинников различалась старшая и младшая дружина: старшие дружинники назывались "мужами", младшие — "отроками" или "детскими", они и были первоначально слугами.
Для кормления и снаряжения необходимы были специальные поселения, где могла становиться на постой дружина, где хранились продукты, где ремесленники могли обслуживать князя и дружинников, где располагался торг. Эти поселения становились центрами сельскохозяйственной округи — вокруг располагались деревни. Такие центры государственной власти и ремесла, где хранились накопленные всем обществом богатства, нуждались в укреплениях. Огражденные, укрепленные поселения стали называться городами. И действительно, у восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных городов.
К IX в. складываются государственно-политические образования славян, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде, вторым - южный во главе с полянами и центром в Киеве.
2. Образование Древнерусского государства
Таким образом, к IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства:
социально-экономические -родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской", общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли; шел процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;
политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.
Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.
В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.
Слайд изображение Нестора
Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. Слайд 12. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. Слайд 13. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами".
В самом тезисе о добровольном призвании нет ничего невероятного. Ведь речь идет о Новгороде, где сложилась многовековая традиция приглашать князя со стороны. Междоусобица особенно обострилась, когда надо было выбирать нового князя. В подобных условиях князь со стороны был более удобен, ибо не был связан ни с чьими интересами и мог считаться арбитром в столкновениях новгородцев. Известны ранние торговые связи Новгорода со Скандинавией и практика использовать наемные варяжские дружины против Киева. Летописи так же сообщают, что в последующие времена варяги не раз были участниками княжеских междоусобиц в качестве наемников.
Слайд 14. Отрывок повести.
Слайд 15. призвание варягов в картинах
На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель, князь) Рюрик.
Слайд 16. с изображением Рюрика
Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с братьями делается вывод, что государственность была занесена на Русь извне. Достаточно, однако, обратить внимание на то, что Рюрик и его братья приглашаются для выполнения функций, уже хорошо известных жителям новгородской земли. Так что этот рассказ — лишь первое упоминание об общественных институтах, уже действовавших (и видимо, достаточно давно) на территории Северо-Западной Руси. Князь являлся предводителем вооруженного отряда и выполнял функции верховного правителя, причем первоначально не только светского, но и духовного. Скорее всего, князь руководил войском и был верховным жрецом. Дружина обязывалась поддерживать и защищать своего князя. Она выполняла как полицейские, так и "внешнеполитические" функции по защите племен, пригласивших данного князя, от насилия со стороны соседей. Кроме того, при ее поддержке князь контролировал важнейшие торговые пути (взимал налоги и защищал купцов на подвластной ему территории).
Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.
Другим путем формирования первых государственных институтов могло быть прямое завоевание данной территории. Пример тому, Киев был занят легендарными Аскольдом и Диром.
Знать положение варяго-русского вопроса для нас важно. Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждых, именно германских племён. Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался, и в настоящее время может считаться решённым в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян. Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутимого чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации.
Но вернёмся к Рюриковичам. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег.
Слайд 18 изображение Олега
Вероятно, Олег был очень предприимчивым человеком, так как вскоре захотел установить свой контроль и над южным участком торгового пути "из варяг в греки", которым владели киевляне.
В 882 г. Олег пошел походом на Киев и захватил его. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил все население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.
Захват Киева легендарным Олегом принято связывать с началом оформления Древнерусского государства. С этого события начинается существование своеобразного "объединения" новгородских, смоленских и киевских земель, к которым впоследствии были присоединены земли древлян, северян и радимичей. Было заложено основание межплеменного союза восточнославянских племён.
Позже летописцы начнут отсчет времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.
В появлении новгородского князя на Днепре была своя логика. Стремление русско-варяжских дружин на юг, обозначившееся во время Аскольда и Дира, было связано с возрастанием роли пути "из варяг в греки". И Киев в данном случае был гораздо более удобным плацдармом, чем Новгород. Кроме того, в Новгороде первые русские князья чувствовали себя не очень уютно. Вспомним, что Рюрик был приглашен сюда на определенных договорных условиях, и его преемники не были тут полновластными хозяевами. Киев же был завоеван Олегом по праву силы, и значение княжеской власти здесь было явно иным, чем в Новгороде.
Значение образования Древнерусского государства.
Слайд 19 карта Древнерусское государство IX-XII вв.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ — это общее собирательное название восточнославянских княжеств IX-XIII веков. В конце IX века возникло Древнерусское государство — государство восточных славян. Оно имело все признаки государственности — общую территорию, единую власть великого князя, свою армию — княжескую дружину, общие нормы права, установленные налоги. Правда, складывались эти признаки государственности не сразу и непросто.
Древнерусское государство по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации. Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:
- суровый климат;
- территория Руси представляла собой равнину, открытую со всех сторон для любого неприятеля;
- в состав Руси затем вошли сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития;
-отсутствие у государства выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью;
-отсутствие культурного наследия.
Норманская теория.
Считаю нужным уделить внимание норманнской теории.
Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Ее создателями стали немецкие ученые Г.-Ф. Миллер, Г.-З. Байер, А.Л. Шлецер, в ХVIII в. приглашенные работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие ученые утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский ученый М.В. Ломоносов.
В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: все что-либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.
У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остается нерешенным. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек - всегда обладает особой харизмой. Археологические раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было невелико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.
Нельзя путать вопрос о происхождении русского государства с вопросом о происхождении династии. Сказ о варягах никак не позднее IX века. До этого времени славяне прошли тысячелетнюю историю о которой можно судить начиная с данных археологии и со свидетельств античных авторов. К IX веку процесс формирования государства у восточных славян зашёл далеко. Пришлые варяги могли лишь ускорить этот процесс или замедлить, но никак не положить начало. Межплеменное и территориальное формирование древнерусского государства был длительным процессом, растянувшимся на несколько поколений киевских князей. Процесс не имеет ничего общего с мифом о привнесении русского государства варягами извне. Вопрос о появлении династии и вопрос о складывании государства слишком неравны по своему удельному весу в историческом процессе. Династический вопрос есть всего лишь часть, притом весьма не существенная, вопроса о происхождении государства.
3. Государство Русь (IХ - начало ХII вв.)
Историю государства Русь условно можно разделить на три периода:
1. IХ - середина Х в. - в научной литературе этот период получил название Время первых киевских князей.
2. Вторая половина Х в. - первая половина ХI в. - расцвет государства Русь.
3.Вторая половина XI в. - начало XII в. - переход к феодальной раздробленности.
Княжение Олега (879-912 гг.). Как говорилось выше, Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Киев ему понравился, и он сделал его своим главным городом. Олег стал активно подчинять свой власти славянские племена. Так, он включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. С покоренных племен Олег с дружиной собирали дань. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой - Византией. Он задумал большой поход на Византию.
В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь.
Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По сведениям летописцев, договор был заключен "на двое харатьи". Это позволяет предположить, что русская письменность появилась еще до принятия христианства. До появления "Русской правды" складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, которые стояли в разных русских городах.
Княжение Игоря (912-945 гг.). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь.
Слайд 20. изображение Игоря, Слайд 21. правление Игоря.
Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. Игорь попытался вопреки договоренности дважды собрать дань с древлян. Древляне возмутились и собрались на вече. Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Есть предание, будто бы они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним Игоря, потом отпустили их. Киевский князь был разорван на две части.
Правление Ольги (945-957 гг.).
Слайд 22. с изображением Ольги, Слайд 23. правление Ольги.
С восстанием древлян связано событие, чрезвычайно важное в жизни молодого государства: Ольга, жестоко отомстив за смерть мужа, вынуждена установить уроки и погосты (размеры и места сбора дани). Тем самым впервые осуществилась одна из важнейших политических функций государства: право издавать законы.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян. Она проводила курс на подчинение славянских племён Киеву.
Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство. В 957г. Ольга отправилась в Константинополь. Византия была очень заинтересована в том, чтобы Русь приняла ее религию. Ольга была принята императором Константином Багрянородным и императрицей. Константинопольский патриарх сам совершал над Ольгой обряд крещения. Ее крестным стал Константин Багрянородный. Ольга способствовала распространению христианства на Руси. Во внешней политике Ольга стремилась к сближению с Византией. Позже княгиня Ольга была названа Русской Православной Церковью святой.
Правление Святослава (957-972 гг.).
Слайд 24. с изображением Святослава, Слайд 25. правление Святослава.
Сын Игоря и Ольги Святослав вошел в историю как талантливый полководец. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с кочевниками. В повседневной жизни он был неприхотлив: никаких шатров с собой не возил, спал на земле, особых кушаний для него не готовилось. Перед нападением обычно предупреждал: "Иду на вас".
Святослав присоединил к Киеву земли вятичей, мордовские племена, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав разгромил Хазарский каганат. Хазария как государство больше не существовала. Византийский император вовлек его в свои конфликты с Дунайской Болгарией. В 968 г. Святослав разгромил болгар. Болгария настолько понравилась ему, что он задумал перенести на Дунай свою столицу. Но в Киеве ждала престарелая мать княгиня Ольга с внуками. К тому же к самому Киеву подступали печенеги. Святославу пришлось возвращаться в Киев.
В это время ситуация в Византии изменилась. Новый император Иоанн Цимисхий был сам отличным воином. Укрепление Святослава на Дунае представляло опасность для Византии. У Святослава начался конфликт с Иоанном Цимисхием из-за дунайских владений. В одном из сражений он был окружен 100-тысячным византийским войском. Святослав едва спасся от плена. Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. В 972 г. у днепровских порогов его подстерегли печенеги. В сражении Святослав погиб. Надо отметить, что при Святославе новым явлением в политической жизни стало разделение всей территории Древнерусского государства между сыновьями киевского князя. В 970 г., отправляясь в военный поход на Балканы, киевский князь Святослав Игоревич "посадил" на княжение в Киев своего старшего сына Ярополка, в Новгород — Владимира, а Олега — в землю древлян, соседнюю с киевской. Очевидно, им же было передано право сбора дани для киевского князя, т.е. с этого времени князь прекращает ходить в полюдье. Начинает формироваться некий прообраз государственного аппарата на местах. Контроль над ним продолжает оставаться в руках киевского князя.
Таким образом, в политике первых киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией.
В результате деятельности первых киевских князей государство было укреплено, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену. Историческое значение их деятельности нетрудно уловить. Будучи первой общей властью среди многих разрозненных раньше миров, варяжские князья с их дружинами были первыми представителями племенного единства. Передвигаясь с места на место по русской земле, соединяя племена и города в общих военных и торговых предприятиях, князья создавали этим почву для национального объединения и национального самосознания. Сплотив государство внешним образом, они создали и возможность внутреннего сплочения.
Расцвет государства. Принятие христианства
Правление Владимира Святого (980-1015 гг.) Сын киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. В 969 г. Святослав по просьбе новгородцев дал Владимиру Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица. Владимир, опасаясь старшего брата Ярополка, княжившего в Киеве, бежал за море, к варягам. В 980 г. он вернулся в Новгород с варяжскими наемниками и вскоре вступил в борьбу с Ярополком. В 980 г. на киевском престоле оказался - Владимир.
Слайд 26. с изображением Владимира, Слайд 27. правление Владимира.
Большую активность Владимир проявлял и во внешней политике. Важной заслугой Владимира стало объединение всех земель восточных славян в одном государстве. Он сломил независимость вятичей, присоединил земли по обе стороны Карпат. В результате в правление Владимира территория Руси оформилась окончательно.
Слайд карта территории Руси IX-XII вв.
Следующей заслугой Владимира является то, что он первый из киевских князей организовал надежную оборону степных границ Руси от печенегов. В правление Владимира Святославовича и по его инициативе произошло одно из самых важных для русской истории событий - в 988 г. Русь приняла христианство в византийском варианте - православие.
Вначале Владимир был ревностным язычником, надо сказать, что ещё древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков.
Но язычество с многобожием уже не отвечало потребностям складывающегося единого государства, и Владимир это ощущал. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.
О колебаниях Владимира стало известно в соседних государствах. Соседи Руси были заинтересованы в том, чтобы Русь приняла их веру: сильного русского правителя выгодно было иметь своим единоверцем. Соседние государства исповедовали разные религии:
-западные страны - христианство западного толка - католицизм;
-волжские булгары - ислам;
-верхушка Хазарии - иудаизм.
Прибыли к Владимиру послы из всех соседних государств с рассказами о своих верах. Наибольшее впечатление произвел на него рассказ греческого священника. Рассказал священник о рождении Иисуса Христа, об учении Его, чудесах, страданиях, смерти, воскресении, вознесении на небо; объяснил, ради чего пострадал Христос и какую жизнь заповедовал христианам. Владимир решил послать послов в разные страны, чтобы посмотреть, как совершаются их церковные службы. Когда прибыли русские послы в Константинополь, византийский император приказал патриарху совершить службу для русских как можно торжественнее, чтобы видели "славу Бога нашего". Православная служба потрясла русских послов. Владимиру они говорили: "Мы не знали, на небе мы или на земле…Нет на земле такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем… Там Бог пребывает с людьми".
И Владимир сделал выбор в сторону христианства восточного, византийского - православия. Но брать от греков православие как милостыню Владимир не хотел.
Отправился он с войском на Корсунь, самый богатый греческий город в Крыму, и взял его. Греческим братьям-императорам велел передать, что если не отдадут за него их сестру - красавицу Анну, то с Константинополем будет то же самое. Императоры ответили, что нет у православных обычая отдавать родственниц за некрещеных и что Владимир должен принять православие. Плакала Анна, не хотела выходить замуж за русского "нехриста", но уговорили ее братья, что приносит она себя в жертву великому делу: узнает Русь свет истинной христианской веры, а Византия избавится от опасного соседа.
Владимир вместе со своей дружиной крестился в Корсуни. По прибытии в Киев Владимир крестил своих сыновей в источнике, который навсегда получил название "Крещатик". Затем в Днепре киевский князь крестил киевлян.
Слайд 28. крещение Руси в Днепре.
Был Владимир великим грешником. Но после принятия православия разительно переменился и стал истинным христианином. Принятие православия в качестве государственной религии является самой главной исторической заслугой Владимира перед Русью. У него были разные варианты в выборе для страны веры, но он гениально угадал, что потребностям государства, условиям проживания на Русской равнине, менталитету русского народа отвечает именно православие. Православие сделало русских уникальными, православие определило будущую высокую судьбу России.
Русская Церковь стала митрополией (отделением) Константинопольской патриархии. Во главе Русской Церкви константинопольским патриархом был поставлен митрополит. Отдельные области возглавлялись епископами, которым подчинялись священники в городах и селах. На содержание Церкви князь отдавал десятую часть собираемых налогов. На десятинные деньги Владимир приказал построить первую в Киеве Десятинную церковь.
Слайд 29. изображение церкви.
Значение принятия христианства было огромно и проявлялось буквально во всем. Принятие православия перевернуло всю жизнь восточнославянского человека:
-на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;
-на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;
Слайд 30. иконы.
-для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;
-на Руси появилась фресковая живопись;
-появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI в.;
-христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;
-христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский;
-изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;
-с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень. Церковь стала объединяющей силой в государстве. После крещения внешнеполитическая активность киевского князя возросла. Были установлены тесные дипломатические связи со многими европейскими странами. Владимир Ярославич умер в разгар подготовки похода на Новгород, отказавшийся платить Киеву дань.
Слайд 31. Ярослав Мудрый. После крещения Владимир посадил своих сыновей в крупнейшие древнерусские города. Ярослав был отправлен в Ростов. После смерти самого старшего Вышеслава, сидевшего в Новгороде, княжения были перераспределены. Теперь Новгород получил Ярослав. Однако в 1014 г. он отказался платить дань в Киев, чем вызвал гнев отца. Тот начал готовиться к войне с непокорным сыном, но скоропостижная смерть киевского князя предотвратила это столкновение. После смерти Владимира между его сыновьями развернулась жестокая борьба. Власть в Киеве сначала захватил Святополк. Ярослав окончательно занял Киев только в 1019 г. Слайд 32. правление Ярослава. Однако это княжение не было спокойным. В 1024 г. его брат Мстислав Владимирович вынудил Ярослава заключить с ним договор о разделе всей Русской земли по Днепру. Мстислав взял восточную половину и сел править своим уделом в Чернигове, а Ярослав — западную, с Киевом. Лишь в 1036 г., после смерти оставшегося без наследников черниговского князя, Русь вновь объединилась под властью Ярослава.
С Правлением Ярослава Мудрого связан расцвет государства Русь. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета.
Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам в 1036г, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.
При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы.
Слайд 33. Вид Киева - Софийский собор, слайд 34. Киево-Печерский.
Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. В подражание Константинополю Ярослав обнес Киев высокой каменной стеной, выстроил парадный въезд в Киев - Золотые ворота. В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные - изображения святых, Иисуса Христа, Богородицы.
При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной церкви. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира.
Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в.
Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.
Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда". "Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. В византийских источниках содержится упоминание о законе русском времен первых киевских князей. Ученые предполагают, что в те времена существовал свод юридических норм и правил, но в устной форме. "Русская Правда" - первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Правда Ярослава".
Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями.
При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.
Эпоха Ярослава Мудрого имеет еще одно непреходящее значение: позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению.
Переход к феодальной раздробленности
(вторая половина ХI - начало ХII вв.)
Ярослав Мудрый установил такой порядок наследования престола, когда после смерти очередного великого князя его место занимал следующий брат, старший в роду. Такой порядок наследования престола назывался "по старшинству", или "лествичный" (от слова "лестница").
Однако "лествичная" система действовала только при жизни главы княжеского рода. После смерти отца, как правило, начиналась активная борьба между братьями за право владеть Киевом. Соответственно все прочие княжения победитель раздавал своим детям.
Так, после того как киевский престол перешел к нему, Ярослав Владимирович сумел избавиться практически от всех своих братьев, сколько-нибудь серьезно претендовавших на власть. Их места заняли Ярославичи. Перед смертью Ярослав завещал Киев старшему сыну Изяславу, который к тому же оставался князем новгородским. Остальные города Ярослав разделил по старшинству между сыновьями. Поддерживать установленный порядок должен был Изяслав, как старший в роду. Тем самым формально закреплялся политический приоритет киевского князя.
Однако уже к кон. 11 в. власть киевских князей значительно ослабевает. Заметную роль в жизни не только города, но и государства в целом начинает играть киевское вече. Ими изгонялись или приглашались на престол князья. В 1068 г. киевляне свергли Изяслава, великого князя киевского (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078), проигравшего сражение с половцами, и посадили на его место Всеслава Брячиславича Полоцкого. Через полгода, после бегства Всеслава в Полоцк, киевское вече попросило Изяслава вернуться на престол.
С 1072 г. прошел ряд княжеских съездов, на которых Ярославичи пытались договориться об основных принципах разделения власти и о взаимодействии в борьбе с общими противниками. С 1074 г. между братьями разворачивается ожесточенная борьба за киевский престол. При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды.
Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри и особенно внешнеполитическое положение русских земель. В 1097 г. в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений между правителями русских земель: "Каждо да держить отчину свою". Теперь "отчина" (земля, в которой княжил отец) переходила по наследству сыну. На смену "лествичной" системе восхождения князей на престолы пришло династическое правление.
Хотя ни Любечский, ни последующие княжеские съезды (1100, 1101, 1103, 1110) не смогли предотвратить междоусобиц, значение первого из них чрезвычайно велико. Именно на нем были заложены основы существования независимых государств на территории бывшей единой Киевской Руси. Окончательный распад Древнерусского государства принято связывать с событиями, последовавшими за смертью старшего из сыновей киевского князя Владимира Мономаха, Мстислава (1132).
В 1113 г. в Киеве умер князь Святополк Изяславович, внук Ярослава Мудрого. Началось восстание горожан против ростовщиков. Горожане громили дворы дворянских, княжеских управителей, бояр, ростовщиков. Погромы в Киеве продолжались несколько дней, и никому не удавалось их остановить.
В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного на Руси князя - Владимира Мономаха.
Слайд 35. Владимир Мономах, слайд 36. правление Мономаха.
Владимир был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии. Его дедом по материнской линии был византийский император Константин Мономах. По имени византийского деда Владимир Всеволодович также получил прозвище Мономах. На момент приглашения в Киев Мономах правил в своей вотчине Переяславле. Ему было уже 60 лет, и он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Владимира Мономаха уже давно знала Русская земля.
Став киевским князем (1113-1125 гг.) Мономах утихомирил восстание. Он издал добавления к "Русской Правде", которые получили название "Устав Владимира Мономаха". "Устав" упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место "Устав" уделял правовому положению закупов. Это позволяет сделать вывод, что закупничество стало очень распространенным явлением и закабаление происходило постоянно.
Мономах, как и все русские князья, уделял большое внимание борьбе с кочевниками. Еще в 1111 г. он организовал общерусский поход против половцев. Русские зашли далеко в половецкие степи и на Дону разбили половцев. Половцы ушли к отрогам Кавказа и в правление Владимира больше не тревожили Русской земли. Мономах совершил около 83 больших и малых военных походов на Руси, половецким степям, Западной Европе. Он был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения княжеских усобиц и охраны границ Русской земли.
Слайд 37. Повесть Врем. Лет. Нестор.
В 1113 г. в Киево-Печерской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей "Повесть временных лет". В 1116 г. по приказу Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в "Повесть временных лет" была внесена легенда о призвании варягов - норманнов, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика, установившего мир среди славян, должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киев на великокняжеский престол Владимира Мономаха, так же установившего мир и покой в Киеве.
Мономах был первым правителем Руси, чьи литературные произведения дошли до наших дней. Потомкам он оставил "Поучения". В них - рассказ о своей жизни, размышления, наставления.
Владимир Мономах поддерживал тесные связи со многими европейскими правителями. Сам он был сыном византийской принцессы, первая супруга его была Гида, дочь английского короля Гарольда; сын Мстислав был женат на дочери шведского короля, одна дочь была замужем за венгерским королем, другая - за греческим царевичем.
Слайд 38. символы царской власти.
С именем Владимира Мономаха связано и появление на Руси символов царской власти - короны (шапки Мономаха), скипетра, державы. По преданию, их прислал в дар Мономаху его дед - византийский император Константин Мономах.
Слайд 39. Государство, язык, религия.
Князья Киевской Руси Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах оставили потомкам три самых главных сокровища в жизни каждого народа: государство, язык и религию. За государством восточных славян окончательно закрепилось название "Русь", "Русская земля". Всех восточных славян стали звать "русичами", "русинами", "русскими".
Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета. В границах Руси уже сложились и выросли самостоятельные государства. Русь неудержимо распадалась. На Руси начинался период феодальной раздробленности. Усобицы князей, отсутствие внешней безопасности, падение торговли и бегство населения-были главными причинами упадка южнорусской общественной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русь изначальная.
10 кл. История Тест по теме"Русь изначальная"...
Русь изначальная.
Повторительно-обощающий урок в 6 кл. по разделу "Русь изначальная", проведенный в нетрадиционной форме: интеллект-шоу "Умницы и умники". Полная версия урока предлагается через электронное взаимод...
Русь изначальная
Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по истории России с древнейших времен до начала XIII века с использованием презентации, созданной в программе Power Point/...
Презентация проекта " Русь изначальная".
Проект начался с любви к путешесвиям. Все ученики во время каникул куда-то выезжают. Вот и ученики 8-9 класса решили узать, как выглядят сегодня города России, которым по несколько сотен лет. По назна...
Русь изначальная
.ЗадачиХотите привлечь внимания учащихся к истории и культуре своей страны, расширить знания о жизни предков славян, их образе жизни, обычаях, верованиях, воспитывать уважение и любовь к ис...
Урок повторение по теме «Русь изначальная»
Урок повторение по теме «Русь изначальная»...
Интеллектуальная игра «Русь изначальная»
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.Задачи: выявить знания детей по истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истор...