Русь изначальная
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по истории России с древнейших времен до начала XIII века с использованием презентации, созданной в программе Power Point/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Русь изначальная" | 2.45 МБ |
Конспект урока в 10 классе "Русь изначальная" | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О, светло светлая и красно украшенная земля русская!
Суд во времена «Русской Правды»
Приведите в соответствие архитектурные памятники с правлением великих князей Софийский собор в Киеве Десятинная церковь в Киеве Дмитровский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли под Владимиром Владимир Святославич Андрей Боголюбский Ярослав Мудрый Всеволод Большое Гнездо
Кому принадлежат эти слова «Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, ибо мертвые срама не имут .» «Всех моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз…» «Откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?» “Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещеныя люди Твоя и даждь им истинно познати Тебя, Бога Истиннаго , и утверди их в православной вере, и мне помози на видимыя и невидимыя враги, и прослави в Российских странах имя Твое Пресвятое!”» Владимир Мономах Святослав Игоревич монах Нестор Владимир Святославич
Приведите в соответствие восточнославянские племена и их столицы Поляне Кривичи Приильменские словене Древляне Полочане Новгород Искоростень Полоцк Смоленск Киев
Расположите в хронологической последовательности следующие события: Крещение Руси Полюдье в правление Игоря Любечский съезд князей Приход на Русь Рюриковичей
С именем этого князя связано событие: Первое упоминание о Москве Основание города Юрьева Разгром Хазарии Объединение Севера и Юга Руси Олег Святослав Ярослав Мудрый Юрий Долгорукий
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
Емельянов В.В.
Тема. Русь изначальная
Повторительно – обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия.
Задачи урока
- обучающие: показать роль личности в истории России; выяснить причины и предпосылки образования Древнерусского государства.
- развиваюшие: развивать умение давать сравнительные характеристики историческим процессам, политическим личностям; выделять общие признаки и различия; способствовать формированию критического мышления.
- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство национального самосознания, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Выступления учащихся с презентациями.
3. Работа в группах:
А) работа с документом «Русская Правда»;
Б) защита норманнской теории о происхождении Древнерусского государства;
В) защита антинорманнской теории о происхождении Древнерусского государства;
4. Познавательные задания в презентации
5. Выполнение тестовых заданий.
«О, светло светлая и красно
украшенная земля Русская!»
(из «Слова о полку Игореве»)
Ход урока:
1.Оргмомент
Добрый день ребята! Приготовились все к уроку, садитесь.
Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит обобщить знания по разделу «История России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия. Тема нашего урока «Русь изначальная».
«О, светло светлая и красно украшенная земля русская!»
Вопрос: Как вы думаете ребята, из какого древнерусского произведения эти слова? («Слово о погибели земли Русской»).
Вопрос: Чем богата, чем славится земля Русская? (Презентация с песней).
Вопрос: В истории Древней Руси было много ярких исторических личностей. Приведите примеры личностей и что вы о них знаете.
2.Выступления учащихся с презентациями.
Учащиеся выступают с заранее подготовленными презентациями о великих древнерусских князьях Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.
Вопрос: два великих князя, два Владимира, жили в разные века, имели разные судьбы, но цели у них были общие. Подумайте, к чему они стремились, чего они достигли?
Ответ: - борьба с внешними врагами – кочевниками;
- прекращение феодальных усобиц.
2. Сложными вопросами в изучении истории Руси с древнейших времен до монголо – татарского нашествия по-прежнему остаются вопросы, связанные с изучением документа «Русская Правда», а также вопросы, касающиеся происхождения Древнерусского государства. Известно, что первыми словами исторического труда монаха Нестора были слова о происхождении Руси "Откуда есть пошла Русская земля". В литературе имеются около двадцати различных ответов на этот вопрос, взаимно исключающих друг друга.
Регулярное появление варягов в восточнославянских землях, утверждение варяжской династии на древнерусском престоле стали предметом дискуссии среди историков. Эта дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности началась еще в XVII веке и продолжается до сих пор.
Вопрос: Кто же такие были варяги? К какой национальности они принадлежали? От ответа на эти вопросы зависят оценки исторического пути славянства в древности, уровня их политического развития, их международных контактов.
3. Работа в группах:
А теперь обсудим 3 вопроса в группах, у каждой из которых свое задание. Первая группа работает с документом «Русская Правда» и отвечает на вопросы по этому источнику. Вторая группа («норманисты») приводят аргументы в защиту норманнской теории о происхождении Древнерусского государства. Наводящие вопросы даны на листках. Третья группа отстаивает антинорманнскую теорию.
Итак, вы выслушали различные мнения по вопросу о происхождении Древнерусского государства и нам предстоит сделать вывод о том, что главную роль в формировании любого государства играют не столько внешние влияния, сколько внутренние причины и предпосылки:
- распад родового строя;
- переход к соседской общине;
- замена родового деления территориальным;
- раннее возникновение городов;
- образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.
4. Познавательные задания в презентации.
Теперь мы выполним познавательные задания, которые часто встречаются в ЕГЭ. Это задания на соответствие событий с правлением исторических деятелей, расположение событий в хронологической последовательности и другие.
Ребята, посмотрите на картину « Суд во времена «Русской Правды». Подумайте, почему подозреваемому в преступлении человеку дали в руки кусок раскаленного железа?
Задание: Приведите в соответствие архитектурные памятники с правлением великих князей:
Владимир Святославич | Софийский собор в Киеве |
Андрей Боголюбский | Дмитровский собор во Владимире |
Ярослав Мудрый | Десятинная церковь в Киеве |
Всеволод Большое Гнездо | Церковь Покрова на Нерли под Владимиром |
Задание: Кому принадлежат эти слова:
«Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, ибо мертвые срама не имут.» | Святослав Игоревич |
«Всех моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз…» | Владимир Святославич |
«Откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?» | Владимир Мономах |
“Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещеныя люди Твоя и даждь им истинно познати Тебя, Бога Истиннаго, и утверди их в православной вере, и мне помози на видимыя и невидимыя враги, и прослави в Российских странах имя Твое Пресвятое!”» | монах Нестор |
Задание: Приведите в соответствие восточнославянские племена и их столицы:
Поляне | Смоленск |
Кривичи | Новгород |
Приильменские словене | Киев |
Древляне | Полоцк |
Полочане | Искоростень |
Расположите в хронологической последовательности следующие события:
- крещение Руси;
- полюдье в правление Игоря;
- Любечский съезд князей;
- приход на Русь Рюриковичей.
Задание: С именем этого князя связано событие:
Первое упоминание о Москве | Олег |
Основание города Юрьева | Святослав |
Разгром Хазарии | Ярослав Мудрый |
Объединение Севера и Юга Руси | Юрий Долгорукий |
5.Выполнение тестовых заданий.
У нас осталось немного времени, чтобы заработать дополнительную оценку, выполните тестовые задания.
6. Заключение. Рефлексия.
Сегодня за активное участие оценку 5 получают следующие учащиеся.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Тесты «Киевская Русь с древнейших времен до начала XIII века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русь изначальная.
10 кл. История Тест по теме"Русь изначальная"...
Русь изначальная.
Повторительно-обощающий урок в 6 кл. по разделу "Русь изначальная", проведенный в нетрадиционной форме: интеллект-шоу "Умницы и умники". Полная версия урока предлагается через электронное взаимод...
Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха
Лекция по Теме "Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха"...
Презентация проекта " Русь изначальная".
Проект начался с любви к путешесвиям. Все ученики во время каникул куда-то выезжают. Вот и ученики 8-9 класса решили узать, как выглядят сегодня города России, которым по несколько сотен лет. По назна...
Русь изначальная
.ЗадачиХотите привлечь внимания учащихся к истории и культуре своей страны, расширить знания о жизни предков славян, их образе жизни, обычаях, верованиях, воспитывать уважение и любовь к ис...
Урок повторение по теме «Русь изначальная»
Урок повторение по теме «Русь изначальная»...
Интеллектуальная игра «Русь изначальная»
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.Задачи: выявить знания детей по истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истор...