Русь изначальная
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Емельянов Вадим Владимирович

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по истории России с древнейших времен до начала XIII века с использованием презентации, созданной в программе Power Point/ 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно – обобщающий урок в 10 классе Русь изначальная

Слайд 2

О, светло светлая и красно украшенная земля русская!

Слайд 3

Суд во времена «Русской Правды»

Слайд 4

Приведите в соответствие архитектурные памятники с правлением великих князей Софийский собор в Киеве Десятинная церковь в Киеве Дмитровский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли под Владимиром Владимир Святославич Андрей Боголюбский Ярослав Мудрый Всеволод Большое Гнездо

Слайд 5

Кому принадлежат эти слова «Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, ибо мертвые срама не имут .» «Всех моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз…» «Откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?» “Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещеныя люди Твоя и даждь им истинно познати Тебя, Бога Истиннаго , и утверди их в православной вере, и мне помози на видимыя и невидимыя враги, и прослави в Российских странах имя Твое Пресвятое!”» Владимир Мономах Святослав Игоревич монах Нестор Владимир Святославич

Слайд 6

Приведите в соответствие восточнославянские племена и их столицы Поляне Кривичи Приильменские словене Древляне Полочане Новгород Искоростень Полоцк Смоленск Киев

Слайд 7

Расположите в хронологической последовательности следующие события: Крещение Руси Полюдье в правление Игоря Любечский съезд князей Приход на Русь Рюриковичей

Слайд 8

С именем этого князя связано событие: Первое упоминание о Москве Основание города Юрьева Разгром Хазарии Объединение Севера и Юга Руси Олег Святослав Ярослав Мудрый Юрий Долгорукий



Предварительный просмотр:

        Учитель истории и обществознания

 МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Емельянов В.В.

Тема. Русь изначальная

Повторительно – обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия.

Задачи урока

- обучающие: показать роль личности в истории России; выяснить причины и предпосылки образования Древнерусского государства.

- развиваюшие: развивать умение давать сравнительные характеристики историческим процессам, политическим личностям; выделять общие признаки и различия; способствовать формированию критического мышления.

- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство национального самосознания, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества.

План урока:

     1. Оргмомент.

2. Выступления учащихся с презентациями.

3. Работа в группах:

А) работа с документом «Русская Правда»;

Б) защита норманнской теории о происхождении Древнерусского государства;

В) защита антинорманнской теории о происхождении Древнерусского государства;

      4. Познавательные задания в  презентации

      5. Выполнение тестовых заданий.

«О, светло светлая и красно

 украшенная земля Русская!»

(из «Слова о полку Игореве»)

Ход урока:

1.Оргмомент

Добрый день ребята! Приготовились все к уроку, садитесь.

 Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит обобщить знания  по разделу «История России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия. Тема нашего урока «Русь изначальная».

«О, светло светлая и красно украшенная земля русская!»

Вопрос: Как вы думаете ребята, из какого древнерусского произведения эти слова? («Слово о погибели земли Русской»).

Вопрос: Чем богата, чем славится земля Русская? (Презентация с песней).

Вопрос: В истории Древней Руси было много ярких исторических личностей. Приведите примеры личностей и что вы о них знаете.

2.Выступления учащихся с презентациями.

Учащиеся выступают с заранее  подготовленными  презентациями о великих древнерусских князьях Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.

Вопрос: два великих князя, два Владимира, жили в разные века, имели разные судьбы, но цели у них были общие. Подумайте, к чему они стремились, чего они достигли?

Ответ: - борьба с внешними врагами – кочевниками;

            - прекращение феодальных усобиц.

      2. Сложными вопросами в изучении истории Руси с древнейших времен до монголо – татарского нашествия по-прежнему остаются вопросы, связанные с изучением документа «Русская Правда», а также вопросы, касающиеся происхождения Древнерусского государства.             Известно, что первыми словами исторического труда монаха Нестора были слова о происхождении Руси "Откуда есть пошла Русская земля". В литературе имеются около двадцати различных ответов на этот вопрос, взаимно исключающих друг друга. 

  Регулярное появление варягов в восточнославянских землях, утверждение варяжской династии на древнерусском престоле стали предметом дискуссии среди историков. Эта дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности  началась еще в XVII веке и продолжается до сих пор.

Вопрос: Кто же такие были варяги? К какой национальности они принадлежали? От ответа на эти вопросы зависят оценки исторического пути славянства в древности, уровня их политического развития, их международных контактов.

  3. Работа в группах:

    А теперь обсудим  3 вопроса в группах, у каждой из которых свое задание. Первая группа работает с документом «Русская Правда» и отвечает на вопросы по этому источнику. Вторая группа («норманисты») приводят аргументы в защиту норманнской теории о происхождении Древнерусского государства. Наводящие вопросы даны на листках. Третья группа отстаивает антинорманнскую теорию.

      Итак, вы выслушали различные мнения по вопросу о происхождении Древнерусского государства и нам предстоит сделать вывод о том, что главную роль в формировании любого государства играют не столько внешние влияния, сколько внутренние причины и предпосылки:

 - распад родового строя;

- переход к соседской общине;

- замена родового деления территориальным;

- раннее возникновение городов;

- образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.

      4. Познавательные задания в  презентации.

Теперь мы выполним познавательные задания, которые часто встречаются в ЕГЭ. Это задания на соответствие событий  с правлением исторических деятелей, расположение событий в хронологической последовательности и другие.

Ребята, посмотрите на картину « Суд во времена «Русской Правды». Подумайте, почему подозреваемому в преступлении человеку дали в руки кусок раскаленного железа?

Задание: Приведите в соответствие архитектурные памятники с правлением великих князей:

Владимир Святославич

Софийский собор в Киеве

Андрей Боголюбский

Дмитровский собор во Владимире

Ярослав Мудрый

Десятинная церковь в Киеве

Всеволод Большое Гнездо

Церковь Покрова на

Нерли под Владимиром

Задание: Кому принадлежат эти слова:

«Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, ибо мертвые срама не имут.»

Святослав Игоревич

«Всех  моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз…»

Владимир Святославич

«Откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?»

Владимир Мономах

“Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещеныя люди Твоя и даждь им истинно познати Тебя, Бога Истиннаго, и утверди их в православной вере, и мне помози на видимыя и невидимыя враги, и прослави в Российских странах имя Твое Пресвятое!”»

монах Нестор

Задание: Приведите в соответствие восточнославянские племена и их столицы:

Поляне

Смоленск

Кривичи

Новгород

Приильменские словене

Киев

Древляне

Полоцк

Полочане

Искоростень

Расположите в хронологической последовательности следующие события:

- крещение Руси;

- полюдье в правление Игоря;

- Любечский съезд князей;

- приход на Русь Рюриковичей.

Задание: С именем этого князя связано событие:

Первое упоминание о Москве

Олег

Основание города Юрьева

Святослав

Разгром Хазарии

Ярослав Мудрый

Объединение Севера и Юга Руси

Юрий Долгорукий

5.Выполнение тестовых заданий.

У нас осталось немного времени, чтобы заработать дополнительную оценку, выполните тестовые задания.

6. Заключение. Рефлексия.

Сегодня за активное участие оценку 5 получают следующие учащиеся.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Тесты «Киевская Русь с древнейших времен до начала XIII века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русь изначальная.

10 кл. История  Тест по теме"Русь изначальная"...

Русь изначальная.

Повторительно-обощающий урок в 6 кл. по разделу "Русь изначальная", проведенный в нетрадиционной форме: интеллект-шоу "Умницы и умники". Полная версия урока предлагается через электронное взаимод...

Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха

Лекция по Теме "Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха"...

Презентация проекта " Русь изначальная".

Проект начался с любви к путешесвиям. Все ученики во время каникул куда-то выезжают. Вот и ученики 8-9 класса решили узать, как выглядят сегодня города России, которым по несколько сотен лет. По назна...

Русь изначальная

.ЗадачиХотите привлечь внимания учащихся к истории и культуре своей страны, расширить знания о жизни предков славян, их образе жизни, обычаях, верованиях, воспитывать уважение и любовь  к ис...

Урок повторение по теме «Русь изначальная»

Урок повторение  по теме «Русь изначальная»...

Интеллектуальная игра «Русь изначальная»

Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.Задачи: выявить знания детей по истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истор...