Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Программа соответствует требованиям ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_liter._6a_klass.docx | 72.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Гимназия № 77»
Рабочая программа
по литературе для 6 А класса (2 часа/неделя; 68 часов/год)
Составитель: Аюкаева Фарида Садыковна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2016 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Русский фольклор |
|
| Регулятивные УУД
Познавательные УУД
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями. Коммуникативные УУД
|
|
Русская литература |
|
| ||
Зарубежная литература |
|
|
Содержание учебного предмета
Список А | Список В | Список С |
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – 3 часа (из них уроков развития речи - 1 час) | ||
Устное народное творчество. Жанры фольклора: пословицы и поговорки, календарно-обрядовыепесни. Развитие речи. Составление сценария народного праздника. | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 57 часов ( из них уроков развития речи – 10 часов; уроков внеклассного чтения - 6 часов; уроков контроля - 2 часа) | ||
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. | ||
А.С. Пушкин. Роман«Дубровский». Форма и содержание литературного произведения: тема, идея; герой, персонаж, сюжет, композиция, конфликт, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж, эпиграф. Развитие речи.Сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский». Стихотворение «Зимнее утро». Антитеза. | Древнерусская литература «Сказание о белогородском киселе». | Поэзия пушкинской эпохи: Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Двусложные размеры стиха. |
М.Ю.Лермонтов«Парус», «Тучи», «Утёс».Сравнение. | И.А. Крылов«Осел и Соловей». | Поэзия 2-й половины XIX в.: А.К. Толстой«Где гнутся над омутом лозы...». Я.П. Полонский.Стихотворения «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Развитие речи. Обучение анализу лирического произведения на примере стихотворений русских поэтов 19 века. |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» («Люблю грозу вначале мая…»).Язык художественного произведения. | А.С. Пушкин«И.И. Пущину». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | Проза конца XIX – начала XX вв.: А.И. Куприн «Чудесный доктор». Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Развитие речи.Рассказ от лица одного из героев произведения А.Куприна«Чудесный доктор» о своей судьбе. |
Внеклассное чтение.А. С. Пушкин.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. | Проза о детях: В.Г. Распутин «Уроки французского». В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Композиция и сюжет рассказа. Автор-повествователь, герой-рассказчик. Эпизод. Фабула. Внеклассное чтение.В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Развитие речи2.Сочинение по произведениям В.П.Астафьева и/или В.Г.Распутина. Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Внеклассное чтение.Ф.Искандер «Начало», «Мученики сцены». | |
М.Ю. Лермонтов «Листок», «Три пальмы». Развитие речи. Работа с изобразительно-выразительными средствами на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова. | Поэзия 2-й половины ХХ в.: Д.С. Самойлов «Сороковые», К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Развитие речи.Сочинение «История одного стихотворения о войне». Родная природа в стихотворениях С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», Н.Рубцова «Звезда полей», А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». Развитие речи.Проба пера: сочиняем стихотворение. | |
Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сатира как художественный приём. | Проза конца XIX – начала XX вв.: Внеклассное чтение.А.С.Грин «Алые паруса». | |
Ф.И. Тютчев«Неохотно и несмело…». Язык художественного произведения. А.А. Фет«Учись у них – у дуба, у березы…».Язык художественного произведения. Н.А.Некрасов«Железная дорога». Трёхсложные размеры стиха. Развитие речи.Конкурс на лучшего чтеца любимых стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова. | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях: А,П,Платонов«Неизвестный цветок». | |
Н.С. Лесков «Левша».Сказ как литературный жанр. Ирония, юмор, сатира. | ||
А.П. Чехов«Толстый и тонкий».Роль художественной детали. Развитие речи.Обучениеинсценированию на примере рассказа А.Чехова «Толстый и тонкий». Внеклассное чтение.Юмористические рассказы А.П.Чехова. | ||
А.А. Блок«Летний вечер».Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | ||
В.М. Шукшин «Критики». Внеклассное чтение.Юмористические рассказыВ.М.Шукшина. | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 7 часов (из них уроков внеклассного чтения – 1 час) | ||
А. де Сент-Экзюпери«Маленький принц». | Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору) | Фольклор: «Легенда об Арионе». Внеклассное чтение.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».Миф и фольклор. |
Сказочная и фантастическая проза: сказки В. Гауфа «Карлик Нос», «Холодное сердце». | ||
Новеллистика: П. Мериме «Маттео Фальконе». | ||
Проза о животных и взаимоотношениях человека и природы: Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». | ||
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ – 1 час | ||
Творчество Г. Тукая. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». | ||
Итого – 68 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК: В.Я.Коровина. Литература, 6 класс, М.: Просвещение, 2015г.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |||
Плани-руемые сроки | Факти-ческие сроки | ||||||
1 | Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. | 1 | 5.09 | 5.09 | Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | ||
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – 3 часа (из них 1 р.р.) | |||||||
2 | Устное народное творчество. Жанры фольклора. Календарно-обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | 1 | 7.09 | 7.09 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Календарно-обрядовые песни». Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | ||
3 | Развитие речи.Составление сценария народного праздника. | 1 | 14.09 | 14.09 | Работа в группах; распределение обязанностей; подготовка проекта «Русские народные праздники». | ||
4 | Пословицы и поговорки. Краткость и простота, меткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. | 1 | 19.09 | 21.09 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки». Восприятие пословиц и поговорок. Различение пословицы и поговорки. Объяснение прямого и переносного смысла пословиц и поговорок. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Использование пословиц и поговорок в устных высказываниях. Составление таблицы «Темы русских пословиц и поговорок». | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 57 часов (из них 10 р.р., 6 в.ч., 2 к.р.) | |||||||
5 | Древнерусская литература. Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов. | 1 | 21.09 | 23.09 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Древнерусская литература». Составление её плана. Выразительное чтение летописного сказания. Нахождение незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев сказания. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | ||
6 | И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. | 1 | 26.09 | 28.09 | Устные рассказы о И. А. Крылове. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов» и составление её плана. Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика героев басни. Выявление способов и приёмов изображения человека в басне. Формулирование вопросов к данной в учебнике интерпретации басни «Осёл и Соловей». Истолкование аллегории и морали. Обсуждение иллюстраций к басне. | ||
7 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.Антитеза. | 1 | 28.09 | 30.09 | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. фонохрестоматию). Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Поиск цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятие «антитеза». Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. | ||
8 | А.С.Пушкин. «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | 1 | 3.10 | 5.10 | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Устный анализ стихотворения. | ||
9 | Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский. Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!..» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | 5.10 | 7.10 | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. | ||
10 | Двусложные размеры стиха. | 1 | 10.10 | 12.10 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Двусложные размеры стиха». Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих стихотворные размеры. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных размеров стиха. | ||
11 | А.С.Пушкин. Тема, проблематика, идея. Повесть «Дубровский». Историческая эпоха, прототипы героев.Дубровский – старший и Троекуров. Сравнительная характеристика. | 1 | 12.10 | 14.10 | Чтение 1 главы романа «Дубровский». Создание письменной сравнительной характеристики Троекурова и Дубровского-старшего. Создание иллюстраций к эпизодам романа и подготовка к их презентации и защите. | ||
12 | Суд. Конфликт, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | 1 | 17.10 | 19.10 | Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции по отношению к героям романа. | ||
13 | Отец и сын. Характерные образы крестьян. | 1 | 19.10 | 21.10 | Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции по отношению к героям романа. Обсуждение произведений книжной графики. | ||
14 | Бунт в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | 24.10 | 26.10 | Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана анализа или киносценария эпизода «Пожар в Кистенёвке». Устные высказывания по этому плану. Обсуждение видеофрагмента из фильма «Дубровский». Подбор примеров для анализа эпизода или кадров киносценария. | ||
15 | Дубровский в роли Дефоржа. | 1 | 26.10 | 28.10 | Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции по отношению к героям романа. Обсуждение произведений книжной графики. | ||
16 | История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Композиция. Роман. Сюжет. | 1 | 28.10 | 9.11 | Презентация и защита собственных иллюстраций. Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Подбор цитат из текста романа для характеристики авторской позиции по отношению к героям. | ||
17 | Внеклассное чтение.А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. | 1 | 7.11 | 12.11 | Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина"» и материалов об истории создания «Повестей...» . Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значений. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | ||
18 | Развитие речи. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | 9.11 | 16.11 | Пишут сочинение. | ||
19 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. | 1 | 14.11 | 19.11 | Устные сообщения о детстве и юности Лермонтова с показом его портретов. Чтение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и составление её плана. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обучение выразительному чтению стихотворения (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат из стихотворения, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация». Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Тучи». | ||
20 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Листок», «Три пальмы». | 1 | 16.11 | 23.11 | Выразительное чтение стих-ий (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации баллады «Три пальмы». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в балладе. Обучение выразительному чтению баллады (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «баллада». | ||
21 | Развитие речи. Работа с изобразительно–выразител-ьными средствами на примере стихотворений М.Ю.Лермонто-ва. | 1 | 21.11 | 26.11 | Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в балладе. Обучение выразительному чтению стих-ий (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. | ||
22 | Н.В. Гоголь. Литературный портрет писателя. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - жалкая пародия на героическое прошлое. | 1 | 23.11 | 30.11 | Сообщение о начале литературной деятельности Н.В.Гоголя на основе самостоятельного поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение эпизодов повести (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | ||
23 | Сатира как художественный приём в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | 1 | 28.11 | 2.12 | Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | ||
24 | Ф. И. Тютчев. Передача сложных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, в стихотворениях «Неохотно и несмело...», «Весенняя гроза». Язык художественного произведения. | 1 | 30.11 | 7.12 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Иванович Тютчев». Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Тютчева. Выразительное чтение стихотворения «Неохотно и несмело…». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения. | ||
25 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как воплощение прекрасного.Язык художественного произведения. | 1 | 5.12 | 9.12 | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений. | ||
26 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | 7.12 | 14.12 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Сообщения о детстве и юности поэта на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Некрасова. Выразительное чтение стихотворения «Железная дорога» (по частям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций учебника. | ||
27 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».Трёхсложные размеры стиха. | 1 | 12.12 | 16.12 | Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых композиционных особенностей и изобразительно-выразительных средств языка поэта. Работа со словарём литературоведческих терминов. Определение видов рифм и способов рифмовки, трёхсложного размера стиха. | ||
28 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | 14.12 | 21.12 | Выполнение контрольной работы. | ||
29 | Развитие речи. Конкурс на лучшего чтеца любимых стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова. | 1 | 19.12 | 23.12 | Выразительное чтение стихотворений наизусть. | ||
30 | Н.С. Лесков. Сказ как литературный жанр. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. | 1 | 21.12 | 11.01 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Составление плана статьи. Выразительное чтение фрагментов сказа в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы. Нравственная оценка героев сказа. Выявление особенностей жанра сказа. | ||
31 | Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша».Ирония, юмор, сатира. | 1 | 9.01 | 13.01 | Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «ирония», «сказ». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Жанровая характеристика сказа. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша». | ||
32 | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. | 1 | 11.01 | 18.01 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов» и воспоминаний современников о писателе. Составление плана статьи. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана сравнительной характеристики толстого и тонкого. | ||
33 | Развитие речи. Обучениеинсценированию на примере рассказа А.Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | 16.01 | 20.01 | Инсценирование рассказа. Работа в группах. | ||
34 | Внеклассное чтение.Юмористические рассказы А.П.Чехова. | 1 | 18.01 | 25.01 | Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказов. Выявление способов выражения комического. Игровые виды деятельности. | ||
35 | Я. Полонский. Стихотворения «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | 1 | 23.01 | 27.01 | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. | ||
36 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | 1 | 25.01 | 1.02 | Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. | ||
37 | Развитие речи. Обучение анализу лирического произведения на примере стихотворений русских поэтов 19 века. | 1 | 30.01 | 3.02 | Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых композиционных особенностей и изобразительно-выразительных средств языка поэта. Работа со словарём литературоведческих терминов. Определение видов рифм и способов рифмовки, трёхсложного размера стиха. | ||
38 | .И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Непростые судьбы главных героев.Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | 1 | 1.02 | 8.02 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания рассказа, о прототипе главного героя. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей. | ||
39 | Развитие речи. Рассказ от лица одного из героев произведения А.Куприна«Чудесный доктор» о своей судьбе. | 1 | 6.02 | 10.02 | Различные виды пересказов. Устный монологический рассказ от лица доктора и других персонажей. | ||
40 | Внеклассное чтение.А.С.Грин «Алые паруса». Основные герои фрагмента повести: Лонгрен, Ассоль, жители города. | 1 | 8.02 | 15.02 | Сообщения о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания фрагмента повести, определение нравственной позиции писателя. Характеристика основных образов. | ||
41 | А,П,Платонов. Слово о писателе. Красота платоновских рассказов. «Неизвестный цветок». | 1 | 13.02 | 17.02 | Сообщения о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, определение нравственной позиции писателя. Характеристика основных образов. | ||
42 | Д. С. Самойлов «Сороковые», К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Стихотворения о солдатских буднях, о любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Подготовка к сочинению. | 1 | 15.02 | 22.02 | Сообщения о военной биографии поэтов с показом их портретов. Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. | ||
43 | Развитие речи. Сочинение по теме «История одного стихотворения о войне». | 1 | 20.02 | 1.03 | Пишут сочинение. | ||
44 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.Композиция и сюжет рассказа. Автор-повествователь, герой-рассказчик«Конь с розовой гривой». | 1 | 22.02 | 3.03 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Сообщения учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя с показом его портретов. | ||
45 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой». | 1 | 27.02 | Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Выделение этапов развития сюжета. Характеристика героев и их нрав.оценка. Подбор цитат к теме «Изображение жизни и быта сибирской деревни». | |||
46 | Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев.Эпизод. Фабула. | 1 | 1.03 | Различные виды пересказов. Анализ эпизода «Сбор земляники». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «герой-повествователь». | |||
47 | Внеклассное чтение.В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». | 1 | 6.03 | Различные виды пересказов. Выделение этапов развития сюжета. Характеристика героев и их нравственная оценка. | |||
48 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.Тема, проблематика, идея. | 1 | 13.03 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин». Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказе. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе „Уроки французского“». | |||
49 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 | 15.03 | Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики учительницы. Выделение этапов развития сюжета. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный анализ эпизода по выбору. | |||
50 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | 29.03 | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана, устная характеристика героев (в том числе сравнительная). Различные виды пересказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |||
51 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям В.П.Астафьева и/или В.Г.Распутина. | 1 | 3.04 | Анализируют темы сочинений. Работают с композицией сочинения-рассуждения. Составляют план сочинения. Подбирают цитатный материал. | |||
52 | Развитие речи. Написание сочинения по произведениям В.П.Астафьева и/или В.Г.Распутина. | 1 | 5.04 | Пишут сочинение. | |||
53 | Особенности героев - «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина. «Критики». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. | 1 | 10.04 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Василий Макарович Шукшин» и составление её плана. Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выделение этапов развития сюжета. Устная характеристика героев и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |||
54 | Внеклассное чтение.Юмористические рассказы В.М. Шукшина. | 1 | 12.04 | Инсценировка рассказа. | |||
55 | Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | 17.04 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Фазиль Абдулович Искандер». Составление плана статьи. Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики учителя и рассказчика и их устная характеристика. Сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе. | |||
56 | Внеклассное чтение.Ф.Искандер «Начало», «Мученики сцены». | 1 | 19.04 | Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». | |||
57 | А. Блок. Природа в стихотворении «Летний вечер».Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | 1 | 24.04 | Чтение и обсуждение статьи учебника о стихах Блока. Краткое сообщение о поэте с показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем. Выразительное чтение стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. | |||
58 | Родная природа в стихотворениях С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», Н.Рубцова «Звезда полей», А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». | 1 | 26.04 | Знакомятся с творчеством С.Есенина, Н.Рубцова, А.Ахматовой; выразительно читают стихотворения. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. | |||
59 | Развитие речи. Проба пера: сочиняем стихотворение. | 1 | 3.05 | Сочиняют стихотворения. | |||
60 | Итоговая контрольная работа. | 8.05 | Выполнение контрольной работы. | ||||
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ - 1 час | |||||||
61 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | 10.05 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Габдулла Тукай» и составление её плана. Сообщение о детстве и начале литературной деятельности поэта. Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе родины в лирике Тукая. | |||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 6 часов (из них 1 в.ч.) | |||||||
62 | Внеклассное чтение.Миф и фольклор.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 1 | 13.05 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Мифы Древней Греции» и составление её плана. Выразительное чтение мифов. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.. Обсуждение иллюстраций к мифам. | |||
63 | Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. | 1 | 15.05 | Сообщения о Гомере и Троянской войне. Выразительное чтение фрагментов поэмы «Илиада». Устные ответы на вопросы. Нравственная оценка поступков героев «Илиады». Обсуждение нравственного смысла изображений на щите Ахилла. Нахождение общего и различного в мифологических устройстве Вселенной и человеческого общества. | |||
64 | Геродот. «Легенда об Арионе». А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | 17.05 | Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «легенда». Выразительное чтение легенды об Арионе. Определение функции мифологических образов в классической литературе. Сопоставление легенды об Арионе и стихотворения Пушкина «Арион». | |||
65 | Зарубежная сказочная и фантастическая проза. СказкиВ.Гауфа«Карлик Нос», «Холодное сердце». | 1 | 22.05 | Сообщения о творчестве Гауфа; пересказ прочитанных сказок. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. | |||
66 | Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | 24.05 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Проспер Мериме» и составление её плана. Выразительное чтение новеллы. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «новелла». | |||
67 | Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». | 1 | 29.05 | Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение фрагментов рассказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | |||
68 | Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 | 31.05 | Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение фрагментов сказки. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....