Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Аюкаева Фарида Садыковна

Программа соответствует требованиям ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_liter._5b_klass.docx70.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Гимназия № 77»

Рабочая программа

по литературе для 5 Б класса (2 часа/неделя; 68 часов/год)

Составитель: Аюкаева Фарида Садыковна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

2016 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик  научится

Ученик  получит возможность научиться

Русский фольклор

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
  • выразительно читать сказки;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • Сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики,образов.

Регулятивные УУД

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата;
  • выбирать цели из предложенных вариантов;
  • определять совместно с педагогом критерии оценки своей учебной деятельности;
  • сверять свои действия с целью.
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • наблюдать собственную учебную и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • определять с помощью учителя причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения;
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение;
  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы;
  • использовать компьютерные технологии.
  • Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.
  • Готовность и спо-собность обучаю-щихся к самораз-витию и само-образованию.
  • Осознанное и от-ветственноеотно-шение к собствен-ным поступкам.
  • Сформированность ответственного отношения к труду.
  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.
  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.
  • Развитость способности понимать художе-ственныепроизве-дения.
  • Сформированность основ экологической культуры.

Русская

литература

  • Определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения, создания проекта;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения  /фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информац. образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, пользоваться системой поиска в Интернете.
  • Оценивать интерпретацию художественного текста,созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученноготекста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).

Зарубежная литература

  • Осознанно воспринимать художественное произведение;
  • анализировать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному.
  • Сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя.

Содержание учебного предмета

Список А

Список В

Список С

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – 9 часов

(из них уроков развития речи – 1 час, уроков внеклассного  чтения  – 1 час)

Устное народное творчество. Жанры фольклора.

Сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Внеклассное чтение.Русские народные сказки.

Развитие речи.Сочинение по народным сказкам.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 53 часа

(из них уроков развития речи – 7 часов; уроков внеклассного чтения - 4 часа; уроков контроля -  2 часа)

Литературные роды (эпос, лирика) и жанры (эпос, повесть, рассказ, басня).

А.С. Пушкин.Стихотворение «Зимний вечер».

Развитие речи.Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение) встихотворениях А.С.Пушкина.

И.А. Крылов. Басни  «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Аллегория. Мораль.

Развитие речи.Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

Литературные сказки XIX-ХХ века: А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Внеклассное чтение.Литературные сказки.

М.Ю. Лермонтов.Стихотворение  «Бородино». Композиция,автор-повествователь, герой-рассказчик. Звукопись, аллитерация.

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок».

Внеклассное чтение.В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».  

Поэзия 2-й половины XIX в.: А.Н. Майков«Ласточки», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З. Суриков «Зима».

Н.А.Некрасов.Стихотворения:«Крестьянские дети», «Несжатая полоса».

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», «Сказка о мертвой царевне и осеми богатырях».Стих и проза. Рифма и ритм. Способ рифмовки.

Развитие речи2.Сочинение по литературным сказкам.

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях:

К.Г. Паустовский«Теплый хлеб».

Внеклассное чтение.К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Внеклассное чтение.Современные русские писатели о милосердии и сострадании к животным.

Н.В. Гоголь. Повесть«Ночь перед рождеством».Юмор и фантастика.

Проза о детях:

Короленко «В дурном обществе»,

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Развитие речи.Сочинение по произведениям В.Г.Короленко, К.Г. Паустовского о милосердии.

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Зима недаром злится…».

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.: К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь».

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Развитие речи.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».Сюжет, идея.Роль пейзажа в рассказе. Жанр рассказа.

Развитие речи.Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Н.С. Гумилев. Стихотворение «Капитаны».

А.Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 6 часов

Д. Дефо. Главы из романа«Робинзон Крузо».

Фольклор: баллада «Вересковый мёд».

Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Сказочная и фантастическая проза: сказки Ш. Перро «Спящая красавица», «Золушка».

Проза о детях и подростках:

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Проза о животных и взаимоотношениях человека и природы:

Дж. Лондон «Сказание о Кише».

Итого – 68 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: В.Я.Коровина. Литература, 5 класс, М.: Просвещение, 2015г.

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плани-руемые сроки

Факти-ческие

сроки

1

Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в жизни человека.

1

3.09

3.09

Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации. Выразительное чтение статьи учебника «К читателям». Беседа  «Писатели о роли книги». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР - 9 часов (из них 1 р.р., 1 в.ч.)

2

Устное народное творчество. Жанры фольклора.

1

6.09

6.09

Повторение пройденного по теме урока; чтение учебной статьи, ответы на вопросы; просмотр презентации по теме урока; чтение и разгадывание загадок; устное рисование.

3

Малые жанры фольклора.Работа над проектом сборника «Детский фольклор».

1

10.09

10.09

Знакомство с малыми жанрами. Работа в группах; проектирование  сборника «Детский фольклор».

4

Русские народные сказки.  Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

1

13.09

13.09

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образы главных и второстепенных героев.

1

17.09

17.09

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природыидр.)

6

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

20.09

20.09

Выразительное чтение, выборочный   пересказ, работа с репродукцией картины В.Васнецова «Пир». Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявление характерных для народных сказок худож.приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке.

7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

1

24.09

24.09

Чтение и пересказ фрагментов сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Выразительное чтение по ролям эпизодов о трёх поединках Ивана и чуда-юда. Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Изучение параграфа учебника, работа с теорией по теме «Волшебная и героическая сказки».

8

Народное представление  о справедливости добре и зле.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».  

1

27.09

27.09

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям) и пересказ от лица героя. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Устные ответы на вопросы из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных». Описание иллюстрации к сказке. Чтение и обсуждение статьи «Из рассказов о сказочниках».

9

Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки.

1

1.10

1.10

Выразительный пересказ сказок. Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками.

10

Развитие речи.  Сочинение по народным сказкам на одну из предложенных тем:

1.Мой любимый герой народной сказки.
2.Почему я люблю читать сказки?
3.Добро и зло в народных сказках.

1

4.10

4.10

Пишут сочинение.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА- 53 часа (из них 7 р.р., 4 в.ч., 2 к.р.)

11

Литературные роды (эпос, лирика) и жанры (эпос, повесть, рассказ, басня).

1

8.10

8.10

Знакомятся с родами и жанрами литературы. Учатся различать роды и жанры на примере изученных произведений.

12

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра. Творчество баснописца И.А.Крылова.

1

11.10

11.10

Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов», комментирование эпиграфа,  незнакомых слов и понятий. Составление плана статьи.  Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

13

Обличение человеческих пороков в басне  И.А.Крылова «Ворона и лисица».Аллегория. Мораль.

1

15.10

15.10

Выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Комментирование  содержания басни. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев басни. Работа со словарем литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль).

14

Обличение человеческих пороков в басне   И.А.Крылова  «Свинья под дубом».

1

18.10

18.10

Выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Комментирование  содержания басни. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни.

15

Развитие речи.Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

22.10

22.10

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?»,  инсценирование басен, защита иллюстраций и презентаций.

16

В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

1

25.10

25.10

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский». Выявление основных черт жанра баллады. Выразительное чтение баллады. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы  на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление характеристики героя баллады.

17

Внеклассное чтение.В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».  Черты литературной сказки в произведении.

1

29.10

29.10

Выразительное чтение сказки. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Пересказ сказки о спящей красавице. Обсуждение иллюстраций к сказке. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

18

А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны в стихотворении «Няне».

1

8.11

8.11

Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Составление плана статьи. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихов  Пушкина. Устное словесное рисование портрета няни. Выявление в стихотворении черт лирического послания.

19

Картины природы в стихотворении А.С.Пушкина«Зимний вечер».

1

12.11

12.11

Комментирование прочитанного, выразительное чтение стихотворения и  его анализ. Работа со средствами выразительности. Беседа по прочитанному. Словарная работа.

20

Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение) встихотворенияхА.С.Пушкина.

1

15.11

15.11

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «эпитет», «метафора» (по группам).

21

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки. «Бродячие сюжеты».Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.

1

19.11

19.11

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть), пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление плана (выделение событийной основы) сказки. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение народных представлении о морали и нравственности. Устное иллюстрирование событий и героев сказок. Составление устных характеристик героев.

22

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной.

1

22.11

22.11

Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок разных народов (по группам). Различные виды пересказов. Составление плана сопоставительного анализа и рассказ о сказках по плану. Составление таблицы «Сходство и различие народных и литературных сказок».

23

Стих и проза. Рифма и ритм. Способ рифмовки.

1

26.11

26.11

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки». Подбор различных видов рифмовок в стихотворениях.

24

Русская литературная сказка. А.Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя.

1

29.11

29.11

Чтение и обсуждение статей учебника «Русская литературная сказка» и «Антоний Погорельский». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения.

25

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке «Черная курица,  или Подземные жители».

1

3.12

30.11

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выделение этапов развития сюжета сказки. Выявление в произведении Антония Погорельского характерных признаков литературной сказки.

26

Внеклассное чтение. Мои любимые литературные сказки.

1

6.12

5.12

Выразительный пересказ любимых сказок, участие в конкурсе «Знаете ли вы сказки русских писателей?»; инсценирование эпизодов сказок, защита иллюстраций и презентаций.

27

Развитие речи. Подготовка к сочинению по литературным сказкам по темам:

1.Моя любимая литературная сказка.
2.О чем мечтали писатели в своих сказках?
3. Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.
4.Какие поступки героев литературных сказок я считаю благородными?

1

10.12

7.12

Повторение особенностей сочинения-рассуждения. Анализ тем сочинения. Составление плана. Обсуждение содержания вступления, основной части и заключения сочинения.

28

Развитие речи. Сочинение по литературной сказке.

1

13.12

12.12

Написание сочинения.

29

Повторение пройденного  за полугодие материала.

1

17.12

14.12

Повторение основных сведений из жизни поэтов и писателей; повторение теоретико-литературных понятий.

30

Контрольная работа за первое полугодие.

1

20.12

19.12

Выполнение контрольной работы.

31

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.Композиция,автор-повествователь, герой-рассказчик.

1

24.12

21.12

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Комментирование историко-культурных реалий статьи Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения.

32

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.Звукопись, аллитерация.

1

10.01

10.01

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись» (по группам).

33

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического.

1

14.01

13.01

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям), пересказ и анализ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.

34

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести.Юмор и фантастика.

1

17.01

17.01

Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Характеристика героев эпизодов (в том числе речевая). Нравственная оценка героев. Выявление средств создания настроения и авторского отношения к изображаемому. Сопоставление событий и героев повести с событиями и героями народных сказок. Чтение и обсуждение статьи учебника "Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе».  Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «фантастика», «юмор», «художественная условность».

35

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Тема крестьянского труда в стихотворении  «Несжатая полоса».

1

21.01

20.01

Чтение и обсуждение статьи учебника "Николай Алексеевич Некрасов». Ответы на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение стихотворения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Прослушивание стих-ия в актерском исполнении (см. фонохрестоматию).        

36

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

1

24.01

24.01

Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись» (по группам).

37

 И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Проявление черт характера Герасима в его отношении к делу, дому, дворне.

1

28.01

28.01

Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.

38

Герасим и дворня. Герасим и барыня. Отношение Герасима к Татьяне.

1

31.01

31.01

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций учебника и найденных самостоятельно. Заполнение цитатной таблицы «Черты характера Герасима».

39

История с Муму. Духовные и нравственные качества Герасима.

1

4.02

4.02

Выборочные пересказы историй героев. Составление плана (в том числе цитатного) эпизода, подбор цитат по заданной теме. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций учебника и найденных самостоятельно.

40

Портрет и пейзаж в рассказе. Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян.

1

7.02

7.02

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Заполнение аналитических таблиц «Портреты и пейзажи в повести "Муму"» (по группам).

41

Развитие речи. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» по одной из тем:

1.Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3.В чём вина и в чём беда барыни?

1

11.02

11.02

Написание сочинения.

42

Внеклассное чтение.Современные русские писатели о милосердии и сострадании к животным.

1

14.02

14.02

Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения.

43

Ф.И. Тютчев.  Краткий рассказ о поэте.  Стихотворение «Зима недаром злится…».  Образ родины в пейзажной лирике поэта.

1

18.02

18.02

Чтение статьи учебника «Фёдор Иванович Тютчев» и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Рассказ о стихотворении по вопросам учебника. Чтение и анализ стихотворений  поэта о природе (по группам).Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения.

44

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

1

21.02

21.02

Чтение статьи учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника. Чтение и анализ стихотворений Фета о природе. Составление партитурной разметки.

45

Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе:А.Н. Майков«Ласточки», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З. Суриков «Зима».

1

25.02

25.02

Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе». Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам учителя с использованием цитирования.Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения.

46

Слово о Л. Н. Толстом. Историческая основа рассказа «Кавказский пленник».

1

28.02

28.02

Чтение статьи учебника о Толстом и составление её плана. Сообщения об участии Толстого в Кавказской войне. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование его фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

47

Два пленника. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.

1

4.03

4.03

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-4. Защита учебного проекта «Жилин и  Костылин: два характера - две судьбы».

48

Два побега. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.

1

7.03

Составление планов (цитатных планов) письменных ответов на вопросы и подбор цитат для подтверждения своих суждений (по группам). Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме.

49

Смысл заглавия рассказа. Форма и содержание литературного произведения: сюжет, идея.Роль пейзажа в рассказе. Жанр рассказа.

1

11.03

Комплексное повторение по теме «Жанры литературы», составление статьи по теме «Сюжет рассказа Л.Н.Толстого», работа в парах по теме «Идея рассказа».

50

Развитие речи. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» по одной из тем:

1.Друзья и враги пленного Жилина.

2.Жилин и Костылин:  разные судьбы.

3.Быт и нравы горцев.

1

14.03

Написание сочинения.

51

Слово о В. Г. Короленко. Повесть  «В дурном обществе». Отец и сын.

1

18.03

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Обсуждение глав повести по вопросам (по группам). Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение репродукций книжной графики к повести «В дурном обществе», помещённых в учебнике. Подбор цитатных подписей к иллюстрациям.

52

Жизнь среди серых камней. Жизнь обитателей подземелья.

1

1.04

Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портрет». Анализ портретных характеристик и определение их роли в повести. Выявление авторских оценок по деталям портретов.

53

Васина дорога к правде и добру. «Дурное общество» и история Васи. Повесть как жанр эпоса.

1

4.04

Выразительное чтение фрагментов повести ( в том числе по ролям). Краткий и выборочный пересказ и обсуждение ключевых фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение сообщения о старом Януше. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «повесть».

54

Н.С. Гумилев  Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Капитаны».

1

8.04

Комплексное повторение, заполнение таблицы «Композиционно-языковые особенности стихотворения».

55

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда.

1

11.04

Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе по ролям), их пересказ. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики героев сказки (по группам). Рассказ о героях по плану.

56

«Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в произведении. Фольклорные образы. Роль пейзажа.

1

15.04

Устный рассказ о писателе. Выявление в сказке реальных и фантастических элементов и черт фольклора. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование понятий «пейзаж», «эпитет». Исследование языка сказки: анализ эпитетов, сравнений и          олицетворений, глагольной лексики (по группам).

57

Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения.

1

18.04

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов (по группам). Определение авторского отношения к героям. Презентация и зашита собственных иллюстраций.

58

Развитие речи. Сочинение по произведениям В.Г.Королен-ко,К.Г. Паустовскогои др. «Тема милосердия в произведениях русских писателей 20 века».

1

22.04

Написание сочинения.

59

Поэты о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети.

1

25.04

Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945». Устный рассказ о военной биографии поэтов. Актёрское исполнение стихотворений. Выразительное чтение стихотворений по ролям. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.  Обсуждение репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут ...»

60

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро».Композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1

29.04

Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.

61

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

1

2.05

Составление плана характеристики Васютки. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитирования). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка «Судьба рассказа «Васюткино озеро».

62

Итоговая контрольная работа по русской литературе.

1

6.05

Выполнение контрольной работы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 6ч.

63

Р.Л.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

1

13.05

Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление характеристики героев  баллады.

64

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1

16.05

Рассказ о писателе Д. Дефо.Выразительное чтение фрагментов романа. Озаглавливание фрагментов романа и различные виды пересказов. Подбор материалов для рассказа о Робинзоне.

65

Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева». Композиция. Противопоставление красоты внешней и внутренней.

1

20.05

 Сообщения о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

66

Ш.Перро. Сказки «Спящая красавица», «Золушка». Идея сказок.

1

23.05

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям), пересказ, устные ответы на проблемные вопросы, устное иллюстрирование, презентация и защита собственных иллюстраций.

67

М.Твен. Краткий рассказ о писателе. Главы романа «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

1

27.05

Выразительное чтение фрагментов повести ( в том числе по ролям). Краткий и выборочный пересказ и обсуждение ключевых фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

68

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка.

1

30.05

Чтение и обсуждение статьи учебника «Джек Лондон». Сообщение о Дж. Лондоне с показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ ключевых фрагментов (по группам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....