Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».
М. Горький
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Актуализация знаний
1)- Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой – состоятельный человек, дослужившийся до большого чина. - Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?
- Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом он изменил сюжет...
- Почему Чехов отказался от первоначального замысла? Как изменился от этого смысл рассказа?
- Что же такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы?
2) Разгадывание кроссворда (презентация)
Вопросы для кроссворда:
- Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
- Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
- Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
- Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
- Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
- Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
- Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
- Имя Тонкого. (Порфирий)
- Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
- Место, где встретились друзья. (Вокзал)
- Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
- Кличка Тонкого. (Эфиальт)
- Продолжи фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)
4. Работа с текстом
1)- В начале рассказа у героев нет имен (их мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем автор называет героев только так: один – просто толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?
- Какими рисует Чехов своих героев перед встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?
- Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?
(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом ( поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)
- Обычно мы сочувствуем бедным людям. Такова традиция и нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему? Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого? Почему толстый ничего не возразил и ушел?
(Поведение толстого совсем не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что чувство досады и брезгливость.)
- Что сделало тонкого таким? (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и готовым унижаться)
2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.
1. Имя | Миша | Порфирий |
2. Род деятельности | Тайный советник (3 класс) | Коллежский асессор (8 класс) |
3.Семья | одинок | Семья (жена, сын) |
4.Заработок | Достаточно денег | подрабатывает |
5.Отношение к товарищу | Первым узнает, очень рад | Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища |
- Геннадий Хазанов когда-то так определил разницу между юмором и сатирой: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира - это когда смеяться хочется, но страшно». Как вы считаете, рассказ А.П.Чехова – это юмористическое или сатирическое произведение? Чехов смеется над героями или обличает их?
5. Проектирование спектакля. Групповая работа.
- Почему рассказ Чехова относится к жанру «сценки»? Почему его легко можно поставить на сцене?
- Я предлагаю вам поделиться на группы и инсценировать этот рассказ.
6. Д/з инсценировка рассказа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ч е т ы р е 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы 6 7 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т 7 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е 8 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й 9 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й 10 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й в о к з а л 11 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й В о к з а л н а ф а н а и л 12 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й В о к з а л н а ф а н а и л э ф и а л ь т 13
Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й В о к з а л н а ф а н а и л э ф и а л ь т о к а м е н е л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...
Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".
Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....
Урок литературы в 6 классе "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок литературы. 6 класс. Тема: "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"...
Презентация к уроку литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий" (6 класс).
Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе. Она содержит следующие материалы по рассказу Чехова: история создания, жанр, тема и идея, система персонажей, композиционные ...
Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""
Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...
Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа...
Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"
Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....