Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П.Чехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_urok_53.doc39 КБ
Файл krossvord.pptx152.57 КБ

Предварительный просмотр:

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

М. Горький

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

1)- Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой – состоятельный человек, дослужившийся до большого чина. - Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

- Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом он изменил сюжет...  

- Почему Чехов отказался от первоначального замысла?  Как изменился от этого смысл рассказа?  

- Что же такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы?

2) Разгадывание кроссворда (презентация)

Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий)
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)

4. Работа с текстом

1)- В начале рассказа у  героев нет имен (их   мы узнаем из диалога),  да и в дальнейшем автор называет героев  только так: один – просто  толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?

- Какими рисует Чехов своих героев перед   встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?

- Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?

(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом ( поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)

- Обычно мы сочувствуем  бедным людям. Такова традиция и  нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему?  Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого?  Почему толстый ничего не возразил и ушел?

(Поведение толстого совсем  не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что  чувство досады и брезгливость.)

- Что сделало тонкого таким?  (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и  готовым унижаться)

2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.

1. Имя

Миша

Порфирий

2. Род деятельности

Тайный советник (3 класс)

Коллежский асессор (8 класс)

3.Семья

одинок

Семья (жена, сын)

4.Заработок

Достаточно денег

подрабатывает

5.Отношение к товарищу

Первым узнает, очень рад

Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища

- Геннадий Хазанов когда-то так определил разницу между юмором и сатирой: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира - это когда смеяться хочется, но страшно».  Как вы считаете, рассказ А.П.Чехова – это юмористическое  или сатирическое произведение? Чехов смеется над героями или обличает их?

5. Проектирование спектакля. Групповая работа.

- Почему рассказ Чехова относится к жанру «сценки»? Почему его легко можно поставить на сцене?

- Я предлагаю  вам поделиться на группы и инсценировать этот рассказ.

6. Д/з инсценировка рассказа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 2

Ч е т ы р е 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 3

Ч е т ы р е л у и з а 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 4

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 5

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 6

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы 6 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 7

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т 7 8 9 10 11 12 13

Слайд 8

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е 8 9 10 11 12 13

Слайд 9

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й 9 10 11 12 13

Слайд 10

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й 10 11 12 13

Слайд 11

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й в о к з а л 11 12 13

Слайд 12

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й В о к з а л н а ф а н а и л 12 13

Слайд 13

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й В о к з а л н а ф а н а и л э ф и а л ь т 13

Слайд 14

Ч е т ы р е л у и з а с т о л о н о ч а л ь н и к т о н к и й п о р т с и г а р ы г е р о с т р а т ч е х о н т е п о р ф и р и й т о л с т ы Й В о к з а л н а ф а н а и л э ф и а л ь т о к а м е н е л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Урок литературы в 6 классе "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок литературы.  6 класс. Тема: "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"...

Презентация к уроку литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий" (6 класс).

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе. Она содержит следующие материалы по рассказу Чехова: история создания, жанр, тема и идея, система персонажей, композиционные ...

Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""

Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...

Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа...

Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"

Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....