Трагедия одиночества среди людей (по рассказу А.П.Чехова "Тоска")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Тип урока – урок усвоения навыков и умений.
Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», быть положительно оцененным по окончании работы.
Цели и задачи урока.
Учебные:
· заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
· сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
· умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
· умение решать проблемы;
· умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
· умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
· умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
Воспитательные:
· воспитывать социальную ответственность;
- воспитывать эстетически подготовленного читателя;
- формирование содержания понятий «маленькие люди», «ничтожные люди», «одиночество человека».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.p._chehov_toska.docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Трагедия одиночества человека в мире людей.
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска».
(урок внеклассного чтения)
Тип урока – урок усвоения навыков и умений.
Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», быть положительно оцененным по окончании работы.
Цели и задачи урока.
Учебные:
- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
- сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
Воспитательные:
- воспитывать социальную ответственность;
- воспитывать эстетически подготовленного читателя;
- формирование содержания понятий «маленькие люди», «ничтожные люди», «одиночество человека».
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, портрет А.П. Чехова, карточки с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мотивация познавательной деятельности.
Звучит мелодия (Г. Свиридов Романс)
Учитель: Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
Ученик: Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колеса пролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведет переписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека.
Учитель: Откуда эта мощь? Что питает ее? Что порождает она?
Конечно его творчество.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска».
Ученик: Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 года писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу. Это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончанию работы.
2.Тема, цели.
Учитель: - Что значит быть одиноким?
- Может ли человек быть одиноким среди людей?
На эти вопросы мы ответим с вами сегодня на уроке.
3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З
Учитель: Вы уже дома прочитали рассказ А.П.Чехова «Тоска». Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.
Первичное восприятие текста.
1.С чего начинается рассказ? (зачитайте)
2. В какое время суток происходит действие? (вечер)
3. Имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)
4. Какое горе случилось у Иона? (умер сын)
5. Кто выслушал Иону? (никто)
(просмотр видео)
Итак, рассказ А.П. Чехова называется «Тоска».
Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?
Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.
В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Учитель: Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.
Рассказ - прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)
Работа в группах.
(по карточкам)
Инструкция.
Время работы – до 5 минут. На выступление—1-2 минуты.
Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.
1 группа.
1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)
2.Выпишите реакцию собеседников. (сын помер - от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй; сын помер- …..(ответа нет)
3.Как называется это выразительное средство? (повтор)
4.Какова функция повтора в произведении? (повторы используются, чтобы передать состояние главного героя, его никто не слышит)
2 группа.
1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)
2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла - потемки).
3. Как называется это выразительное средство? (градация)
4.Сколько раз происходит это изменение? (3)
5.Какова функция градации в произведении? (усилить воздействие на читателя)
3 группа.
1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
2.Как менялась эмоциональная окраска слова (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)
3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (разговорная, экспрессивная)
4. Какова функция этого средства художественной выразительности? (дополнить характер и внутренние ощущения героя)
Учитель: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади. (прослушивание 3 фрагмента)
Равнодушие - это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать… Остаётся только уповать на всевышнего, поверять ему свои тайны, горечь и несчастье. Не случайно, наверное, в качестве эпиграфа А.П.Чехов берёт начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль».
Кому повеем печаль мою?
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.
Учитель: Какова же суть рассказа А.П.Чехова «Тоска»?
Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
- Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (просмотр видеоролика о равнодушии)
Ученик: Этот ролик навеял на меня строки из стихотворения Э.Асадова «Одиночество»
Мне казалось когда-то, что одиночество —
Это словно в степи: ни души вокруг.
Одиночество — это недобрый друг
И немного таинственный, как пророчество.
Одиночество — это когда душа
Ждёт, прикрыв, как писали когда-то, вежды,
Чтобы выпить из сказочного ковша
Золотые, как солнце, глотки надежды…
Одиночество — дьявольская черта,
За которой все холодно и сурово,
Одиночество — горькая пустота,
Тишина… И вокруг ничего живого…
Учитель: Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением Эдурда Асадова
(тема одиночества, учит сочувствию, пониманию человека).
Учитель: В заключении я хочу сказать, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания. Он словно обращается к нам сегодня - не будьте равнодушными, будьте человечными, деликатными по отношению к другим людям. И мир станет добрее и чище.
Рефлексия
Д/З стр.27, вопр.7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе на тему: «Трагедия одиночества человека в мире других людей».
Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он...
Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)
Классный час посвящен вопросу выстраивания позитивного отношения человека к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).
Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»). Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позвол...
Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»
Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...
Статья "Одиночество среди людей".
Статья адресованная школьникам, испытывающим чувство одиночества, желающим наладить отношения с окружающими. Материал подходит для оформления стенда, опубликоан в школьной газете "Юнита"....
Трагедия одиночества в мире людей
Тема: Трагедия одиночества человека в мире других людей. ( сравнительный анализ рассказа А.П.Чехова с рассказом Ш.М.Сувана «Городские собаки» )I. Методический комментарийТип урока ...