Тезисы выступления на заседании МО учителей иностранного языка "Самостоятельная работа на уроке: условия эффективности"
статья по английскому языку

Пушкарева Екатерина Сергеевна

В материале рассматриваются ключевые моменты подготовки, управления и организации самостоятельной работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа школьников: условия эффективности.

Вопросы, связанные с организацией СР школьников по ИЯ, являются сейчас наиболее актуальными, когда в сети Интернет выставлены готовые домашние задания по всем предметам, по всем классам и по всем УМК.

Понятие самостоятельная работа рассматривается с точки зрения опосредованного руководства ею со стороны учителя и отличие от работы, выполняемой под его непосредственным руководством.

Естественно при этом, что на первое место выдвигаются вопросы подготовки учащихся к СР, управления ею, организации системы СР, повышения интереса обучающихся  к ней.

  1. Подготовка учащихся к СР:

Самостоятельная деятельность школьников (выполнение домашнего задания или работы над проектом) может быть эффективной лишь в том случае, если она хорошо подготовлена работой, выполняемой под руководством учителя. Содержательная сторона подготовки (что делать?) к выполнению д.з. обеспечивается общей темой и значительной частью фактического материала. Операционная сторона (как делать?) осуществляется тщательной отработкой на уроке нового языкового и речевого материала в сочетании с освоенным ранее, системой используемых ориентиров и опор. Мотивационная сторона (для чего делать?) обеспечивается индивидуальным подходом к учащимся.

  1. Управление СР:
  • Проблема управления самостоятельной работой   на уроке является объективно трудной для учителя, т.к. упражнения, которые можно использовать в условиях СР, выполняются с применением опор и однозначно проверяются с помощью ключей. Но в действующих  УМК  большая часть упражнений не содержит в достаточной мере опор выполнения, они ориентированы не на само – и взаимоконтроль, а на внешний контроль учителя.

  • Использование наряду с самоконтролем взаимоконтроля в процессе выполнения парных и групповых видов СР разнообразит формы учебной деятельности, повышает ее эффективность, способствует формированию личностных УУД, воспитанию самостоятельности, настойчивости, организованности, ответственности.
  • Управление СР может быть эффективным при условии осуществления дифференцированного подхода к группам учащихся разного уровня.

 3 Организация системы СР:

При систематической организации СР должен действовать принцип постепенного убывания опор, с тем, чтобы обучающиеся могли проявлять все большую степень самостоятельности.

Выделяются такие виды самостоятельной работы.

  1. Выполнение по образцу (т.е. воспроизведение образца);
  2. Выполнение по аналогии с образцом;
  3. СР реконструктивного характера;
  4. СР творческого характера

Четыре названных уровня рече-мыслительной самостоятельности можно проиллюстрировать следующими образцами заданий по говорению:

  1. Воспроизведите данный диалог
  2. Составьте диалог, подобный данному;
  3. Драматизируйте данный текст;
  4. Закончите данный диалог

4. Воспитание интереса к СР:

Интерес учащихся к СР может формироваться и поддерживаться разными способами. Обучающие компьютерные программы рассчитаны на развитие интереса учащихся  к новым способам выполнения заданий. Проблемный характер заданий, их коммуникативно - познавательная направленность, учёт мотивационного фактора, а также оперативный учет и оценка ее результатов учителем повышает интерес  к СР.

Самостоятельная работа должна не только способствовать освоению школьного курса, но и  готовить к дальнейшему самостоятельному освоению его после школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

Выступление на заседании ШМО учителей иностранных языков, Свердлова В.А.

Выписка из протокола заседания. Выступление на тему: "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка", 2022 г....