Поэтические акварели И.Бунина
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Полетаева Ольга Альбертовна

 Данный урок - один из серии уроков по теме «Природа в изображении русских писателей». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на усвоение приемов анализа поэтического произведения, развивает чувство прекрасного, доказывает неразрывную связь между различными видами искусства: поэтическими и художественными. В ходе урока  повторяются основные знания по теории литературы, продолжается развитие самостоятельности, творческого мышления учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс.

Поэтические акварели И.А.Бунина.

Цель урока: стремиться постичь мастерство поэта И.Бунина,

создающего живые образы - пейзажи русской природы. Определить, как лексические и синтаксические средства, а также красочная палитра помогают формированию этого образа. Представить И.Бунина как поэта высокой духовной гармонии.

Из маков - красную,

Из одуванчиков - желтую

Из пепла - серую,

Из угля - черную

Взяли краски, смешали на полотне,

Сотканном из трав земли,

Написали портрет земли.

Э.Межелайгис.

Ход урока:

Ребята, обратите внимание на эпиграф.

Чем, по мнению Э.Межелайтиса, написан портрет земли?

Самое уникальное полотно, созданное когда - либо на земле, это картина прекрасной природы: весеннего утра, яркого зимнего дня, знойной пустыни и морского прибоя. Разгадке тайны вечной красоты природы посвятили свои произведения самые выдающиеся писатели и поэты XIX века. Среди них был и И.Бунин, портрет которого вы видите на доске.

Сегодняшний урок я назвала «Поэтические акварели И.Бунина». чтобы тема была понятнее, давайте разберемся в словах, ее составляющих.

  • Что такое акварель?
  • Чем, по - вашему; отмечается картина, написанная акварелью, от картины, написанной другими красками?

Перед вами два слайда: И.Левитан «Весна.Болыиая вода.» и Борисов - Мусатов «Осенняя песнь».

  • Какая репродукция ярче, а какая тоньше?
  • Какая написана маслом, а какая акварелью?
  • Как вы это определите?

Вторая картина прозрачнее, нежнее, лиричнее.

  • А как вы понимаете сочетание «поэтические акварели»?

Это акварели, написанные стихами... Т.е. такие стихи, которые просто, незатейливо, без словесных причуд и вывертов, будто акварелью, рисуют какую - то картину, пейзаж, и это получается легко, изящно.

Задача нашего урока : соединить два вида искусства - художественное и поэтическое, в стремлении постичь мастерство поэта И.Бунина, который, как

поэт высокой духовной гармонии, создает живые образы - пейзажи русской природы.

Начнем мы урок с музыкально - поэтической акварели, и мне бы очень хотелось, чтобы в вас зазвучала поэтическая музыка стиха И.Бунина.

После половодья.

Прошли дожди, апрель теплеет.

                                          Всю ночь - туман, а поутру

                                          Весенний воздух точно млеет

                                          И мягкой дымкою синеет

                                          В далеких просеках, в бору.

                                          И тихо дремлет бор зеленый.

                                          И в серебре лесных озер –

                                          Еще стройней его колонны,

                                          Еще свежее сосен кроны

                                          И нежных лиственниц узор.

Я надеюсь, вам удалось увидеть глазами поэта, все то, что окружает, почувствовать гармонию красок, их органическое единство, изящество и необычайную точность поэта в выборе слов.

Будем помнить, что истинная красота не кричит о себе - ее нужно увидеть самому:

  • Так что же вы увидели и ощутили?
  • Какие ощущения родились в вашей душе?
  • Какие краски вы увидели?
  • Что вы представили вокруг себя?

Ощущения

Цвет

Предметы

теплота

темная зелень

сосны

легкость

серебро

озеро

свежесть

синева неба

трава

высота

нежно - зеленый

лиственницы

тишина

голубой

дремота

тьма ночи

блеск

  • Как вам дышится в атмосфере этого стихотворения?
  • Почему?

Посмотрите, как много в стихотворении явлений и предметов, связанных с водой, все ею насыщено. Потому что прошли дожди, воздух млеет, лесное озеро в тумане, кроны свежее от этого.

В стихотворении все кажется простым: хвойный лес, снег не просто уже стаял - прошла большая вода, отшумело половодье, и дожди омыли землю, потянуло запахом хвои...

  • Как же удалось мастеру создать такую живую, нежную, почти прозрачную акварель?
  • Какими средствами?
  • Можно ли лексические средства применять специально, надуманно?
  • Что же для этого требуется?

Для этого требуется мастерство, талант, а главное - душа, с видеть прекрасное.

Что ж, попытаемся прикоснуться к этому таланту, проникнуться высокой духовной гармонией, которой обладает И. Бунин.

Вы получаете задание по группам.

  1. гp. Найдите и выпишите эпитеты и метафоры, которые помогают

создать поэтическую акварель, соотнесите их с особенности акварельных красок. Какие тона красочной палитры вы выбрали бы для них (прозрачные, приглушенные, мягкие, но выразительные)

  1. гр. Художники: нарисуйте на основе восприятия свою акварель,

передающую цвет, ощущения, предметы.

  1. гр. Вам даны три стихотворения, выберите то, которое, по вашему

мнению, соответствует акварельному письму. Обоснуйте свой ответ. (стихотворения: И. Бунина «Еще холоден и сыр...»,А.Фета «Здесь свежо под липою густою...», И.Никитина «Первый гром прогремел...»).

Обращаемся к первой группе:

первый учащийся читает стихотворение выразительно, другой обосновывает свои наблюдения, записанные на карточку.

Обращаемся к третьей группе:

Учащийся выразительно читает стихотворения и отвечает на вопрос, записанный на карточке. Это стихотворение И.Бунина - оно,   в отличие от других, написано чисто, прозрачно, как снег весной, оно наполнено февральским влажным воздухом, голубизной неба, прозрачное деревьев и нежной песней снегирей.

Обратимся ко второй группе:

На доску вывешиваем рисунки учащихся.

  • Какие акварели, по вашему мнению, передают настроение бунинского стихотворения?
  • Почему вы так считаете? Найдите сходство.
  • Удалось ли нам соединить поэтическое и художественное искусство?
  • Удалось ли открыть тайну мастерства И.Бунина?
  • В чем она заключается? (В точности, мелодичности стиха, умении соединить зрительные и поэтические образы).

Таким образом, мы убедились с вами, что поэтический талант позволил ему создавать удивительно гармоничные по звучанию, к поэтическим приемам стихотворения.

Домашнее задание: Сочините стихотворение по заданной рифме:

 теплеет - поутру - млеет - в бору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактурные эффекты в акварели, сочетания приемов, техника акварели

В старых книгах по технике акварельной живописи рассказывается о традиционной технике, где кисть является основным инструментом художника, и все эффекты создаются ею, а в современных книгах перечисляю...

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)

*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;*совершенств...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...