Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"
статья на тему

Мигонькина Зиля Раисовна

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. Для наилучшего воспириятия изложенного в статье, предлагается ссылка на небольшой  видеоматериал, отражающий личный опыт автора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ

Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТур»  Анжеро-Судженского

городского округа

 

Краеведение принадлежит к комплексным наукам, а краеведческая работа всегда считалась составляющей в учебной и внешкольной деятельности. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется.

Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент региональной компоненты  образовательных стандартов, отражающего своеобразие края.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где одной из базовых национальных ценностей декларируется  патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Любой туристский поход, независимо от его основной цели (путешествие или спортивный, категорийный поход), можно считать и краеведческим в том числе, потому,  что:

  • изучается и составляется физико-географическая характеристика района похода;
  • изучается, корректируется карта местности, рисуется туристская карта-схема;
  • изучается топонимика района путешествия;
  • выполняется краеведческое задание, которое выдала МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) при выходе на маршрут;
  • участниками выполняются различные наблюдения, исследования, касающиеся истории, флоры, фауны, гидрологии, геологии в районе похода и т.д.

Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе – это сложный и многогранный процесс, который необходимо строить на основе общих педагогических принципов в образовательной деятельности. Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а так же зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение, как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений. 

Среди многообразия принципов, выдвигаемых каждым из авторов в организации краеведческой работы, наблюдаются и общие для всех положения. Такими, например, общими принципами являются:

  1. принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся;
  2. систематичности и непрерывности краеведческой работы;
  3. принцип связи воспитания и обучения с жизнью;
  4. развития творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности.

Организацию и проведение краеведческой работы в туристском походе  условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной (практический), заключительный (аналитический, отчётный).

Подготовительный этап включает в себя теоретическую подготовку учащихся: ознакомление с необходимой краеведческой литературой; ознакомление с  методиками проведения определённых исследований; подготовка необходимого инвентаря и оборудования для исследований.

Основной этап – практический, это собственно «полевая практика», непосредственное выполнение  тех или иных исследований в рамках туристского похода.

Заключительный – аналитический, подразумевает анализ полученных в ходе исследований данных, подведение итогов краеведческой работы, оформление исследовательской работы в виде отчёта,  учебного стенда или пособий (коллекции (минералов, горных пород или полезных ископаемых), гербарии, фотоальбомы и т.д.).

При организации и проведении  краеведческой работы следует чётко соблюдать этапы этой работы. В жизни, чаще всего, подготовительный и  практический этапы соблюдаются педагогами. А этап подведения итогов, обработки  и оформления результатов часто  упускается педагогом в силу ряда причин, но от этого теряется вся ценность самой работы. Об этом необходимо помнить.

Подведём итог вышесказанному.

Краеведческая работа должна основываться на следующих принципах:

  • доступность по возрасту и жизненному опыту. Нельзя младшим поручать сложные задания, исследования,  а со старших требовать выполнения элементарных наблюдений и упрощать задания, сводя их на уровень знаний детского сада;
  • научность – обязательный принцип! Не надо выдумывать самим того, чего не знаете, лучше поинтересуйтесь, найдите источники;
  • системность и систематичность. Краеведением нужно заниматься в системе  и постоянно, а не от случая к случаю или от того, что больше нечем было заняться в походе;
  • принцип завершённого дела. То есть, работа обязательно должна быть завершена, должен быть подведён итог.

И должны соблюдаться этапы организации и проведения этой работы: подготовительный - подготовка (снаряжения и оборудования), а так же сбор первичной информации (из книг, интернета и т.д.); основной - сами полевые исследования (по подгруппам, звеньями, индивидуально или целой группой); заключительный, завершающий этап - этап обработки информации и оформления исследований (различные коллекции (минералов, гербарии, бабочек), фотоальбомы и прочее). К заключительному этапу можно отнести ещё и как определённую ступень - участие в конкурсах, конференциях и так далее.

Педагоги, помните: правильно организованная педагогом  краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности ваших учащихся.

Проследить все вышеперечисленные особенности организации и проведения краеведческой работы (принципы, этапы) в туристских походах можно в небольшом  видеоматериале, отражающем личный опыт проведения подобной работы с учащимися. https://yadi.sk/i/HOEokofc3TeaVz

В фильме использованы фрагменты  видео и фотографии туристского полевого лагеря  «Юный исследователь», однодневных походов и походов выходного дня  из личного архива автора за период  2009 -2017г.г.

В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» получено письменное разрешение законных представителей детей на использование этих  фотографий и видеоматериалов.

Музыка:  Paul Mauriat - Love is Blue

http://zaycev.net/pages/17936/1793688.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНСТРУКЦИЯ ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОГУЛОК И ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

Инструкция по мерам безопасности для учащихсяпри проведении прогулок и туристских походов.I. Общие требования безопасности.II. Требования безопасности перед проведением прогулки, туристского похода.II...

Методика проведения описания оврага или обнажения в туристском походе

Описание оврага или обнажения(методика проведения практической работы на контрольном туристском маршруте, в походе)...

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и ш...

Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах....

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, гуляний.

Материалы и разработки для работы специалиста по охране труда и ответственного за предупреждение детского травматизма....

Статья : Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий, соревнований

Какие существуют требования безопасности к проводимым мероприятиям. ...

Методические аспекты организации и проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Опыт проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс«Готов к труду и обороне»...