Памятки для подготовки к урокам литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Писарева Олеся Олеговна

Данный материал поможет ученику при подготовке к анализу художественного произведения, отдельного эпизода,

к характеристике художественного образа или персонажа, при написании сочинения по литературному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_ucheniku.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

Анализ эпического произведения

План анализа художественного произведения

  1. История создания.
  2. Тематика.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Система художественных образов и их внутренние связи.
  7. Центральные персонажи.
  8. Сюжет и особенности построения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, диалог, и монологи персонажей, интерьер.
  10. Речевой строй произведения (рассуждение, повествование, описание, отступления и т.д.).
  11. Общая архитектоника произведения.
  12.  Место произведения в истории русской и мировой литературе.

                                   

Памятка

Схема анализа эпизода

  1. Определить границы эпизода.
  2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.
  3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые                    особенности, особенно композиции.
  4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.
  5. Указать, какую роль играет анализируемые эпизоды в идейном пространственного произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.    

               

Памятка

Характеристика художественного образа или персонажа

Примерный план.

  1. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Характеристика персонажей как определенного социального типа;

а) социальное и материальное положение;

     б) внешность.

     3. Своеобразие его мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей.

      3.1. Характер деятельности и основные жизненные устремления.

      3.2. Влияния на окружающих.

      4. Область чувств:

      а) отношение к окружающим;

      б) особенности внутренних переживаний.

      5. Авторское отношение к персонажу.

      6. Личные черты, которые выявляются в произведении:

      а) с помощью портрета;

      б) в авторской характеристике;

      в) через характеристику других действующих лиц;

      г) предысторией или биографией;

      д) через цель поступков;

      е) в речи;

      ж) окружающей обстановкой;

      7. Какая общественная проблема привела к созданию подобного образа?    

Памятка

Написания сочинения по литературному произведению

* Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами  произведению.

*  Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, её   предстоит доказать.

* Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие.

* Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.

* Выразите личное отношение к проблеме и герою.

* Выберете, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.

* Составьте примерный план.

* Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.

* Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.

* Напишите черновик, прочитайте его в слух, сделайте нужные поправки.

* Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте оборотов и слов, в написании и значении которых   сомневаетесь.

* Обратите внимание на оформление сочинения. Деления текста на абзацы должно быть логически оправдано.

* Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для подготовки к уроку литературы

Текстовой материал к уроку литратуры в 10 классе  по произведению Н.С. Лескова " Леди Макбет Мценского уезда"...

Памятка для подготовки к уроку географии и критерии оценки ЗУН

Данная памятка поможет каждому ученику быть готовым к уроку географии, а его родителям контролировать степень готовности. Знание критериев оценивания знаний, умений и навыков учащихся способствует бол...

Для подготовки к уроку литературы

Ссылки на сайта, которые помогут в домашней подготовке к уроку литературы....

Помощь учителю в подготовке к урокам литературы

Презентация для 10-го класса "Омар Хайям"...

Методика подготовки интегрированного урока литературы и музыки

Разработан интегрированный урок литературы и музыки при изучении повести Н. В. Гоголя "Майская ночь"...

Памятка по подготовке к урокам иностранного языка

Памятка по подготовке к урокам иностранного языка...