Готовимся к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме
Задания по предметам русский язык и литература, а также статьи с рекомендациями, позволяющими выпускникам эффективнее подготовиться к соответствующим экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_9_klassa_k_gia.docx | 21.99 КБ |
prakticheskie_aspekty_organizatsii_psihologo-pedagogicheskoy.doc | 40 КБ |
rekomendatsii_roditelyam_po_podgotovke_detey_k_ekzamenam.docx | 15.45 КБ |
sovety_psihologa.docx | 13.09 КБ |
bilety_po_literature.pdf | 235.6 КБ |
kriterii_otsenivaniya.pdf | 233.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся 9 класса к ГИА
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Государственная итоговая аттестация – это форма контроля соответствия образовательного уровня обучения выпускников общеобразовательных организаций требованиям и стандартам учебных планов и программ основного общего образования.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ГИА, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».
Участниками итоговой аттестации необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в экзамене (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие экзамена (итоговой аттестации) его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.
ГИА можно рассматривать:
- как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
- как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
- как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
Направления работы предметной подготовки учащихся к ГИА:
- развитие мотивации и целеполагания;
- формирование умения решать задания разного уровня;
- развитие самоконтроля;
- формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
- вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ГИА;
- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
- работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к сдаче ГИА должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
Поскольку программа курса «Русский язык» в 9 классе является достаточно насыщенной, а времени на обобщение материала в конце учебного года недостаточно, целесообразно вводить элементы повторения на каждом уроке, внедрять упражнения, направленные на поиск заданных орфограмм и пунктограмм. Это позволит разнообразить учебный материал, сформировать грамотность обучающихся, а также будет способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости ребят, обеспечивая непрерывную работу по подготовке к ГИА (пример такого задания: 1) распределительный диктант по орфограмме «О-Е-Ё после шипящих и Ц», выполняемый в виде таблицы; 2) составление дидактических карточек обучающимися на основе выбранных из конкретного текста слов с орфограммой «Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц»).
Прекрасным дополнением к уроку-закреплению определенной темы станет тестовая работа, обращение к которой позволит отработать навыки решения заданий подобного типа (пример такого задания: решение тематического теста «Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи»).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
В связи с поставленными задачами должна быть пересмотрена форма контроля над уровнем знаний и умений девятиклассников. Здесь является необходимым мониторинг знаний обучающихся по каждой из тем повторения и фиксация преподавателем уровня овладения темой у отдельного ученика.
В систему работы по подготовке к ГИА входят:
1. Психологический настрой учащихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях;
- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга и релаксации.
2. Организация информационной работы по подготовке к ГИА.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ГИА по русскому языку и литературе, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников.
Подготовка учащихся 9 класса к ГИА
Подготовила учитель русского
языка и литературы
Кузнецова В.В.
май 2016г.
Предварительный просмотр:
Практические аспекты организации психолого-педагогической
подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой аттестации по новой форме
Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.
Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;
3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:
- вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;
- организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА в регионе;
- проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.
Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:
- содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
- отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
- организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;
- организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:
- в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,
- в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,
- в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,
- в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.
Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к ГИА.
Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации. Классный руководитель может оказать такую помощь, используя определенные формы работы родителями (Приложение3).
После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам. (Приложение 4)
Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по подготовке детей к экзаменам |
Период сдачи экзаменов достаточно сложный для обучающихся 9, 11 классов. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма, но излишнее эмоциональное напряжение зачастую снижает работоспособность. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям? В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка, не перегружать его домашними делами. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Очень важно скорректировать ожидания выпускника, сформировать адекватное отношение к ситуации. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. Сам процесс сдачи экзамена требует много сил, поэтому в период подготовки к экзаменам важно, чтобы Ваш ребенок хорошо питался. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Большое значение имеет режим подготовки ребенка. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность, заняться физическими упражнениями. Обеспечьте достаточно продолжительный сон, не допускайте перегрузок. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Используйте для подготовки время естественного подъема работоспособности человеческого организма: с 9:00 до 13:00 ч. и с 16:00 до 20:00 ч. Учитывая закономерности запоминания, необходимо повторять изучаемый материал сначала через 15-20 мин., затем через 8-9 часов, и еще раз через 24 часа. Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Родители могут оказать детям помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана подготовки, помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Не нужно нагнетать обстановку напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Это может привести к повышению тревожности детей и в итоге приведет к дезорганизации их деятельности. Ваша задача - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Повышайте уверенность детей в себе, учите контролировать эмоции, и сосредоточиться на том, что можно сделать, а не на своих переживаниях о том, что «Вдруг не получится». Поговорите с детьми о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумайте действия в таких ситуациях. Для гипертuмных детей (быстрых, энергичных, активных) родители должны создать ощущение важности ситуации экзамена, нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Такие дети быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Поэтому у таких детей необходимо развивать навыки самоконтроля: по завершению работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности. Это может представлять трудности для детей, которые с трудом переключаются с одного задания на другое. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка определить время, необходимое для каждого задания. Например, если нужно решить 5 задач за час, значит, на каждую задачу можно потратить не более 12 минут. Попробуйте также определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Посоветуйте ребенку, если он не может сразу дать ответ на вопрос или не уверен, пропустить его, чтобы потом к нему вернуться. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации (невнимательные, рассеянные), могут нерационально использовать отведенное время. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать различные средства для саморегуляции деятельности: например часы, для определения времени на выполнение задания, список необходимых дел (и вычеркивание их по мере выполнения) и т.п. Характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ, и торопятся его вписать. Посоветуйте внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл. Не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны. Желаем успешного окончания учебного года! |
Предварительный просмотр:
Советы психолога
Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам
Вызывающие страх мысли | Рациональные спасительные мысли |
Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки. | Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день занятий я приобретаю все больше знаний. Если я не смогу восстановить пропущенное, то я пойду на экзамен с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и уже это будет полезнее для дела, чем мои переживания. |
Я слишком глуп, чтобы понять этот материал. | Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне нужно немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей. |
В мою голову ничего больше не может войти. | Мой мозг может усвоить очень много информации. Если я в данный момент ничего больше не могу усвоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения. |
Я обязательно провалюсь на экзамене. | Сколько людей сдавали экзамены – и мои родители, и мои учителя, и все взрослые, кого я знаю. И все прошли через это испытание благополучно. Не я первый, не я последний. Как ни упирайся, из школы тебя все равно выпустят. Неотвратимо настанет день, когда все будет позади. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ
Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...
Готовимся к ГИА
Варианты диагностической работы 9 класса...
Готовимся к ЕГЭ, 11 класс
2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...