Литературная игра "Мой Чехов" в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Литературная игра как урок-закрепление по творчеству А.П.Чехова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra_v_ramkah_goda_literatury.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Литературная игра-размышление
«Мой Чехов»
Внеклассное мероприятие в рамках Года Литературы
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Гатина Светлана Анатольевна
Эпиграф: «Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»
А.П.Чехов
Ход игры.
- Вступительное слово учителя.
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, сильных, невежество слабых, кругом бедность, невозможная теснота, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах тишина, спокойствие; нет ни одного , кто бы вскрикнул, возмутился. Все тихо и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то погибло от недоедания.
Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит , как теперь он не видит и не слышит других»
(«Крыжовник», 1898)
Эти слова написаны более ста лет назад, но звучат , словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Он и был тем самым » человечком с молоточком», который напоминал в свое время, и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Он - самый близкий из классиков к нам по времени и по тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве. Это был человек, который сделал себя сам.
1 конкурс – «Аукцион писателя»
Ваша задача – вспомнить и назвать произведения А.П.Чехова , которые вам знакомы: рассказы, повести, пьесы.
Побеждает та команда, которая последней назовет произведение.
А теперь мы совершим с вами заочное путешествие в те города, тем или иным образом связанные с именем Чехова. Наш следующий конкурс так и называется:
«Город в жизни Чехова»
Ваша задача – рассказать то, что вы знаете об этом городе: как он связан с именем писателя; какое впечатление он оставил в душе Чехова.
Таганрог-Москва – Сахалин –Мелихово – Ялта – Баденвейлер.
Воспитание – великое дело. В одном из писем к старшему брату Николаю он писал: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
- они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы;
- - они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня;
- они уважают чужую собственность, а потому платят долги;
- не лгут даже в пустяках, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают;
- не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.
Из этого можно понять, как воспитывал себя А.П.Чехов, как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность, многозначительность, возвышенные слова. Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. Сам же он работал постоянно, сюжеты схватывал на лету, и сюжеты были самые простые.
( привести сюжеты нескольких рассказов)
3 конкурс – «Фразеологическая викторина по творчеству Чехова»
Угадать, из каких произведений Чехова взяты следующие крылатые выражения.
- В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
(«Дядя Ваня»)
- Вся Россия – наш сад!
(«Вишневый сад»)
- Человеку нужно не три аршина земли, не усадьбы, а весь земной шар.
(«Крыжовник»)
- На деревню дедушке.
(«Ванька»)
- Двадцать два несчастья.
(«Вишневый сад»)
- Как бы чего не вышло.
(«Человек в футляре»)
- Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет.
(«Вишневый сад»)
4 конкурс – «Разминка по биографии писателя»
- Кто первым заметил в Чехове юмористический талант и дал шутливое прозвище «Чехонте»?
( Покровский, учитель Священной истории в гимназии)
- С какими московскими юмористическими журналами сотрудничает Чехов, благодаря ему популярность этих журналов возросла?
( «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник», «Новости дня»)
- О каком месте писал Чехов: «Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный или подневольный…»
(Остров Сахалин)
- С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин?
( Всероссийская перепись населения, хотел привлечь внимание правительства)
- Какие рассказы объединены в «маленькой трилогии»? Что их объединяет?
(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Связаны общей идеей, сюжетом, персонажами. Тема власти, собственности, семьи.)
- Кто из известных писателей, друг Белинского, заклинал Чехова беречь свой огромный талант, не размениваться на мелочи, накапливать материал для создания «истинно великих произведений»?
( Григорович)
5 конкурс – «Узнай по фразе героя»
- Если бы вы знали, как надоели мне всеобщее безумие, бездарность, тупость, и с какой радостью я всякий раз беседую с вами. Вы умный человек, и я наслаждаюсь вами»
( Рагин –доктор, «Палата №6»)
- Как бы чего не вышло!
(Беликов, «Человек в футляре»)
- Воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник. Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся!
(Громов, «Палата №6»)
- Старимся, полнеем, опускаемся, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкаголиков, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
(Старцев, -«Ионыч»)
- Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой. Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется.
(Лопахин – «Вишневый сад»).
- Вся Россия – наш сад! Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест
(Трофимов – «Вишневый сад»)
У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе без него не получился бы писателя. Чехов оставил по себе самую добрую память. С его помощью были построены 3 школы, которые действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом слова.
Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой . И хотя жизнь его была нелегкой – никто не слышал, чтобы он жаловался.
Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости- непреходящи.
Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.
Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...
Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)
Литературная гостиная, 7 класс...
Литературное чтение. 3 класс. "21 век"
Некоторые презентации к урокам литературного чтения по программе "21 век" под редакцией Н.Виноградовой....
Интегрированный урок "музыка в литературных произведениях" 5 класс.
В уроке раскрывается взаимосвязь музыки и литературы на примере басеи Крылова "Квартет".Основная цель урока: создать условия для духовно-нравственного развития детей....
Литературный турнир. 10 класс.
Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....