Литературная игра "Мой Чехов" в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Гатина Светлана Анатольевна

Литературная игра как урок-закрепление по творчеству А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_v_ramkah_goda_literatury.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Литературная игра-размышление

«Мой Чехов»

Внеклассное мероприятие в рамках Года Литературы

 

                                                                         

                                                                          Разработала:                      

                                                      учитель русского языка

                                     и литературы

                                                                Гатина Светлана Анатольевна

Эпиграф: «Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»

                                                                       А.П.Чехов

                                                                             Ход игры.

  1. Вступительное слово учителя.

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, сильных, невежество слабых, кругом бедность, невозможная теснота, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах тишина, спокойствие; нет ни одного , кто бы вскрикнул, возмутился. Все тихо и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то погибло от недоедания.

    Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит , как теперь он не видит и не слышит других»

                                                                     («Крыжовник», 1898)

Эти слова написаны более ста лет назад, но звучат , словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Он и был тем самым » человечком с молоточком», который напоминал в свое время, и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Он -  самый близкий из классиков к нам по времени и по тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве. Это был человек, который сделал себя сам.

1 конкурс – «Аукцион писателя»

Ваша задача – вспомнить и назвать произведения А.П.Чехова , которые вам знакомы: рассказы, повести, пьесы.

Побеждает та команда, которая последней назовет произведение.

А теперь мы совершим с вами заочное путешествие в те города, тем или иным образом связанные с именем Чехова. Наш следующий конкурс так и называется:

«Город в жизни Чехова»

Ваша задача – рассказать то, что вы знаете об этом городе: как он связан с именем писателя; какое впечатление он оставил в душе Чехова.

Таганрог-Москва – Сахалин –Мелихово – Ялта – Баденвейлер.

Воспитание – великое дело. В одном из писем к старшему брату Николаю он писал: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  • они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы;
  • - они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня;
  • они уважают чужую собственность, а потому платят долги;
  • не лгут даже в пустяках, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают;
  • не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.

Из этого можно понять, как воспитывал себя А.П.Чехов, как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность, многозначительность, возвышенные слова. Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. Сам же он работал постоянно, сюжеты схватывал на лету, и сюжеты были самые простые.

( привести сюжеты нескольких рассказов)

3 конкурс – «Фразеологическая викторина по творчеству Чехова»

Угадать, из каких произведений Чехова  взяты следующие крылатые выражения.

  1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

                                                                                              («Дядя Ваня»)

  1. Вся Россия – наш сад!

                                                                        («Вишневый сад»)

  1. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьбы, а весь земной шар.

                                                                         («Крыжовник»)

  1. На деревню дедушке.

                                                                   («Ванька»)

  1. Двадцать два несчастья.

                                                                             («Вишневый сад»)

  1. Как бы чего не вышло.

                                                                         («Человек в футляре»)

  1. Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет.

                                                                                 («Вишневый сад»)

4 конкурс – «Разминка по биографии писателя»

  1. Кто первым заметил в Чехове юмористический талант и дал шутливое прозвище «Чехонте»?

                                       ( Покровский, учитель Священной истории в гимназии)

  1. С какими московскими юмористическими журналами сотрудничает Чехов, благодаря ему популярность этих журналов возросла?

                                ( «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник», «Новости дня»)

  1. О каком месте писал Чехов: «Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный или подневольный…»

                                                                                  (Остров Сахалин)

  1. С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин?

                           ( Всероссийская перепись населения, хотел привлечь внимание правительства)

  1. Какие рассказы объединены в «маленькой трилогии»? Что их объединяет?

  («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Связаны общей идеей, сюжетом, персонажами. Тема власти, собственности, семьи.)

  1. Кто из известных писателей, друг Белинского, заклинал Чехова беречь свой огромный талант, не размениваться на мелочи, накапливать материал для создания «истинно великих произведений»?

                                                                           (  Григорович)

5 конкурс – «Узнай по фразе героя»

  • Если бы вы знали, как надоели мне всеобщее безумие, бездарность, тупость, и с какой радостью я всякий раз беседую с вами. Вы умный  человек, и я наслаждаюсь вами»

                                                                 (    Рагин –доктор, «Палата №6»)

  • Как бы чего не вышло!

                                                                     (Беликов, «Человек в футляре»)

  • Воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник. Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся!

                                                                                 (Громов, «Палата №6»)

  • Старимся, полнеем, опускаемся, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкаголиков, которых я терпеть не могу. Что хорошего?

                                                                           (Старцев, -«Ионыч»)

  • Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой. Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется.

                                                                       (Лопахин – «Вишневый сад»).

  • Вся Россия – наш сад! Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест

                                                                    (Трофимов – «Вишневый сад»)

У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе без него не получился бы писателя. Чехов оставил по себе самую добрую память. С его помощью были построены 3 школы, которые действовали до 1975  года, а теперь стали филиалами музея. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом слова.

Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой . И хотя жизнь его была нелегкой – никто не слышал, чтобы он жаловался.

Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости- непреходящи.

Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.

Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...

Литературное чтение. 3 класс. "21 век"

Некоторые презентации к урокам литературного чтения по программе "21 век" под редакцией Н.Виноградовой....

Интегрированный урок "музыка в литературных произведениях" 5 класс.

В уроке раскрывается взаимосвязь музыки и литературы на примере басеи Крылова "Квартет".Основная цель урока: создать условия для духовно-нравственного развития детей....

Литературный турнир. 10 класс.

Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....