Интегрированный урок "музыка в литературных произведениях" 5 класс.
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме
В уроке раскрывается взаимосвязь музыки и литературы на примере басеи Крылова "Квартет".Основная цель урока: создать условия для духовно-нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка в литературных произведениях. | 19.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1
«МУЗЫКА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(5 класс)
Цель урока: Формирование художественной культуры как неотъемлемой части жизни.
Задачи:
- Расширение представления учащихся о взаимосвязях, синтезе музыки и литературы;
- пробуждение у учеников духовной памяти через художественное восприятие, рассуждение, исполнение;
- учить учащихся выражать словами свои чувства, эмоции;
- развивать музыкальные способности у детей (слух, голос, эмоциональная сфера).
Учебный материал: аудиозапись произведений: «Волшебный смычок» (норвежская народная песня), фрагмент «хаотической» квартетной музыки, Второй квартет А.П.Бородина, басня А.И.Крылова «Квартет», портрет А.П.Бородина, слайды с изображением музыкальных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Ход урока:
Дети входят в класс, садятся на места.
Звучит скрипка (мелодия песни «Волшебный смычок»).
Учитель: Что вы услышали? Какой музыкальный инструмент звучал?
Дети: Звучала скрипка.
У.: Как звучит скрипка? С чьим голосом ее можно сравнить?
Д.: Скрипка, словно голос человека, его душа, звучит трепетно, нежно, проникновенно.
У.: Знакомая вам музыка прозвучала? Это просто музыка или песня? Как она называется?
Д.: Прозвучала песня «Волшебный смычок»
У.: Скрипач чем играет на скрипке?
Д.: Смычком.
У.: Смычок этот обычный или необычный?
Чем волшебный смычок отличается от обычного?
/ответы детей/
«Под звуки ее веселится народ,
Танцует, играет, смеется, поет».
Скрипка дарит людям радость.
/Исполнение песни «Волшебный смычок» под звучание скрипки./
У.: Вслушайтесь в слова песни : «Ударил по струнам
Сбежался народ».
Какая же сила у волшебного смычка?
Д.: Привлечь весь народ. Сила души и духа.
У.: Давайте исполним песню так, чтобы весь народ собрался, и всем захотелось вместе с вами петь, веселиться.
/Повторное исполнение песни./
У.: Что вы почувствовали, когда исполняли песню?
Д.: Радость, праздник, свет.
У.: Вы слышала, чувствовали друг друга?
Вы слышали, как стучат ваши сердца?
/Ответы детей./
У.: А я слышала ваши сердца. По вашим лицам видно, что душа ваша пробудилась, вы друг к другу присоединились.
Теперь еще раз послушаем как звучит скрипка. Берем все в руки скрипку, смычок.
Как мы будем играть? Вяло или энергично?
/Ответы детей/
Через пластику, звучание передаем силу своего духа.
/Метод пластического интонирования./
У.: Что нам помогло почувствовать единение?
Д.: Музыка, слово.
У.: Мы одновременно все пели и играли одни и те же звуки, выстраивали гармонию. У нас возник ансамбль. Что является основой каждого ансамбля?
Д.: Пульс.
У.: Пульс это ритм, похож на биение сердца.
Что вы сейчас услышите? Будет ли здесь музыка, гармония, ансамбль?
/Звучит фрагмент «хаотической» квартетной музыки/.
Д.: Прозвучала не музыка, а набор звуков, совершенно разных по звучанию, не созвучных между собой. Не было гармонии и ансамбля.
У.: Может кто-нибудь из вас вспомнит это в литературе? В каком литературном произведении у героев не получалось исполнить музыку, получилась чепуха, бессмыслица?
Д.: В басне И.Крылова «Квартет»
У.: О чем эта басня? Что такое квартет? На каких инструментах затеяли сыграть квартет звери?
/ Ответы детей/.
/Показ слайдов с изображением скрипки, альта, виолончели/.
У.: Давайте вспомним басню И.А.Крылова «Квартет»
/Учащиеся читают басню по ролям, или можно показать мультфильм./
Получился у зверей квартет? Почему не получился? Чего не было?
Д.: Нет, квартет у них не получился. Получилась чепуха, бессмыслица, набор нелепых звуков. Все играли - «кто во что горазд».
У зверей нет музыкального слуха ,значит и умений играть на музыкальных инструментах, они не умеют слушать друг друга.
Все есть, но нет пульса, единения и гармонии.
У.: Кто прилетел на шум музыкантов?
Д.: Соловей.
У.: Почему именно соловей, а не мудрая сова, или другая птица?
Д.: Соловей обладает очень красивым голосом, его пение звучно и разнообразно.
У.: Что вы сейчас услышите? Будет ли здесь гармония, ансамбль?
/Звучит Второй квартет А.Бородина (фрагмент 3-й части)/.
Д.: Здесь есть все: пульс, единение, гармония.
Мелодия плавная, гибкая, песенная, нежная, лирическая, задумчивая, мечтательная, трепетная.
У.: Какие инструменты звучали?
Д.: Скрипки, виолончель, альт.
У.: Прозвучал фрагмент Второго квартета А.П.Бородина для струнных смычковых инструментов. Красивая музыка?
Д.: Да.
У.: Мы уже не раз с вами говорили, что красота - основа всего. И на уроке мы выстраивали красоту.
В заключении урока я вам предлагаю исполнить песню «Дарите музыку».
/Дети исполняют песню Е.Сокольской «Дарите музыку»/.
У.: Я хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом красивая музыка великих композиторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Конспект интегрированного урока в 11-ом классе
тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
А.Невский Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...
Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)
Поваренная соль - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""
Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики по теме "Умножение и деление дробных чисел". Цель урок...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...