Статья «Разработка и апробация типовых задач применения УУД»
опыты и эксперименты по литературе на тему

Кучукбаева Розалия Маулизяновна

Развитие личности в современной системе образования обеспечивается через формирование УУД . овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения,  то есть умения учиться (ФГОС ООО ч.4 ). В группу познавательных  УУД входит умение производить сериацию.  Задания на  сериацию   включены в мониторинговые задания по предметам, начиная со 2  класса,  в  КИМ ОГЭ . На базовом уровне проверяется умение устанавливать последовательность процессов и явлений. С помощью данных заданий формируется УУД  «сериация».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriatsiya_itogovaya.docx133.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта : «Разработка и апробация типовых задач применения УУД»

Конкретизированная тема школы: «Типовые задачи на формирование у учащихся  умения выполнять сериацию в рамках отдельных учебных дисциплин»

Авторский коллектив:  Аксаитова Н.Г., Кучукбаева Р.М., Киндяшева А.А., Мухайлова Н.И.

Классы, в которых проводилась апробация : 5-6 классы( в 2015-16 уч.году – 5 кл, а в 2016-17 уч.году -6 кл.)

Количество учащихся -  участников  апробации: 51

План апробации:

Действия

Сроки

Ответственный

Проведение стартовой диагностики и выявление проблемы

Апрель 2016

Участники группы

Разработка  и выполнение заданий по сериации

Май-июнь

Участники группы

Внедрение в тематическое планирование

Август

Участники группы

Внедрение типовых задач в учебный процесс

Учебный год

Участники группы

Итоговая диагностика

Сентябрь

Участники группы

Анализ результатов

Октябрь

Участники группы

Подведение итогов апробации

Ноябрь

Участники группы

Итоговое задание.

Образовательный результат  в терминологии ФГОС ООО:

формирование умения осуществлять сериацию по предложенному заданию.

Учащийся   должен обладать следующими умениями:

1) умение выделять один или несколько признаков при изменении его в ряду предметов, фигур

2) выстраивание ряда объектов по изменяющемуся признаку

3)  формулировка выводов.  

Пояснительная записка.

Развитие личности в современной системе образования обеспечивается через формирование УУД . овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения,  то есть умения учиться (ФГОС ООО ч.4 ). В группу познавательных  УУД входит умение производить сериацию.  Задания на  сериацию   включены в мониторинговые задания по предметам, начиная со 2  класса,  в  КИМ ОГЭ . На базовом уровне проверяется умение устанавливать последовательность процессов и явлений. С помощью данных заданий формируется УУД  «сериация».  Сериация -это  расположение ряда элементов в  порядке возрастания или убывания по какому-нибудь  признаку (свойству) и выстраивание ряда объектов по изменяющемуся признаку.

Типовая  задача. Учащимся предлагается выделить в предложенных словах (элементах)   основание  для сериации  и выстроить сериационный ряд.

Ожидаемый результат: формирование умения осуществлять сериацию по предложенному заданию.

Класс: 5-6 кл

Учебные дисциплины: биология, английский язык, русский язык, русская литература.

Форма выполнения задания: индивидуальная

Описание задания: учащимся предлагается осуществить сериацию  терминов.

Инструкция выполнения задания: установите  закономерность и выстроите сериационный ряд (т.е. расположить элементы  в определенной последовательности Условия выполнения: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Требования к дидактическому материалу: индивидуальные карточки.

Примеры.

Учебная дисциплина : Русский язык, раздел «Фонетика». 5 класс

Инструкция  1:  Задание «Произвести сериацию, т.е. упорядочить данные элементы согласно определённому признаку»

Цель: формирование умения осуществлять сериацию по предложенному заданию.

Возраст: 11-12 лет,  4- 5 класс

Учебная дисциплина: русский язык, раздел «Фонетика». 5 класс. Тип урока: закрепление пройденного.

Форма задания: индивидуальная работа

Описание задания: учащимся предлагается составить последовательность слов в порядке возрастания звуков в этих словах.

Прочитайте слова. Произведите сериацию слов, т.е. расположите слова по количеству возрастания звуков в них

Подъезд, юмор, ель, любовь, листья, яма

Окрестность, поздний, властный, сердце, ненастный, искусный 

Ответ: ель(3) – яма(4) –юмор(5)- листья(6) – подъезд(7)  

Ответ: Сердце(5)-поздний(6)- властный(7)- ненастный(8)- окрестность(9)

Инструкция 1.Задание «Произвести сериацию, т.е. упорядочить данные элементы согласно определённому признаку»

Цель: формирование умения осуществлять сериацию по предложенному заданию.

Возраст: 11-12 лет,  4- 5 класс

Учебная дисциплина: русский язык, раздел «Фонетика»

Форма задания: индивидуальная работа

Описание задания: учащимся предлагается составить последовательность слов в порядке возрастания звуков в этих словах.

Прочитайте слова. Произведите сериацию слов, т.е. расположите слова по количеству возрастания звуков в них

Подъезд, юмор, ель, любовь, листья, яма

Окрестность, поздний, властный, сердце, ненастный, искусный

Инструкция. Задание «Учащимся предлагается установить закономерность и произведите сериацию данных элементов по принципу: «Что было раньше ,  что было потом» (расположите данные элементы в определенной последовательности)»

Описание задания: учащимся предлагается составить последовательность (осуществить сериацию) при словообразовательной цепочке.

Предмет: русский язык.

  • Учащимся предлагается установить закономерность и произведите сериацию данных элементов по принципу: «Что было раньше ,  что было потом» (расположите данные элементы в определенной последовательности).
  • Описание задания: учащимся предлагается составить последовательность (осуществить сериацию) при словообразовательной цепочке.
  • Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.
  • Человек, человечность, человечный.
  • Следовать, след, последовать, непоследовательный, последовательный, непоследовательность.
  • Размораживать, мороз, морозить, размораживать, разморозить.
  • Преподнести, нести, поднести, преподнесение.
  • Ускорение, ускорить, скорый.
  • Рассыпчатость, сыпать, рассыпчатый, рассыпать.
  • Продуманный, думать, непродуманность, непродуманный, продумать
  • Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.
  • Человек, человечность, человечный.
  • Следовать, след, последовать, непоследовательный, последовательный, непоследовательность.
  • Размораживать, мороз, морозить, размораживать, разморозить.
  • Преподнести, нести, поднести, преподнесение.
  • Ускорение, ускорить, скорый.
  • Рассыпчатость, сыпать, рассыпчатый, рассыпать.
  • Продуманный, думать, непродуманность, непродуманный, продумать
  • Используя предложенные однокоренные слова, создайте ряды словообразовательных цепочек.
  • Море, морской, моряк, морячка, заморский;
  • Соль, солить, засолка, засолить, соленый;
  • Лес, лесной, лесник, лесничество, лесоповал, лесок, перелесок.

Инструкция 2. Учебная дисциплина: литература.

Описание задания: учащимся предлагается осуществить сериацию слов, обозначающих различное эмоциональное проявление одного чувства.

Установите закономерность и произведите сериацию (расположите в определенной последовательности) отмеченных слов по нарастанию эмоциональной напряженности.

Текст: Оба мальчика держали ее за руки, а она то и дело поджимала под себя ноги и, повиснув на руках у ребят, визжала от удовольствия. Вместе с ней смеялись и мальчики.

Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно, как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

Толя сидел на койке и глупо улыбался, глядя на Славину маму.

Целый час Саша просидел дома и все выглядывал в окно - не идет ли милиционер. Но милиционера не было видно. Тогда он понемногу успокоился, развеселился и сказал:

- Наверно, бабушка меня просто попугать хотела, чтоб я не баловался.

Тут я не выдержал и громко расхохотался. Котька услышал и бросился искать меня.

Учебная дисциплина : Биология.

Тема «Систематика растений»

Цель: Закрепление усвоенного  в конце урока.    

Инструкция выполнения задания:  установите  закономерность и выстроите сериационный ряд  таксонов, с наибольшего к наименьшему.

Царство- подцарство – отдел - … .

Правильный ответ: царство- подцарство- отдел – класс -порядок – семейство –род- вид.

Тема «Лист».

Цель: Закрепление усвоенного  в конце урока.    

 Инструкция выполнения задания: Расположите ткани листа (с верхней стороны листа  вниз)  в том порядке,  в каком они встречаются в природе.

Столбчатая – покровная- губчатая- покровная- проводящая.

Правильный ответ: покровная-столбчатая-губчатая-проводящая-покровная.

Урок изучения нового материала .

Тема «Лист»

Цель:  актуализация  знаний для мотивации изучения нового материала  и переход к усвоению новых  знаний.  

Инструкция выполнения задания: «Продолжите ряд. Что лежит в основе сериации?»

«яблоня – смородина - …                свекла -  лопух - подорожник  - астры».

Правильный ответ: яблоня – смородина- астра- подорожник – свекла –лопух. В основе  сериации задан  размер листа.

Тема «Водоросли».

 Цель: Закрепление усвоенного  в конце урока.    

Инструкция выполнения задания: Установите правильную последовательность жизненного цикла хламидомонады.  «Слияние гамет- циста- взрослое растение-зигота-образование гамет- редукционное деление».

Правильный ответ: взрослое растение-образование гамет- слияние гамет- зигота-циста- редукционное деление – взрослое растение.  

Урок контроля знаний.

Тема «Ткани».

Цель: выявление сформированности умения производить сериацию.

Инструкция выполнения задания: Расположите ткани листа (с верхней стороны листа  вниз)  в том порядке,  в каком они встречаются в природе.

Столбчатая – покровная- губчатая- покровная- проводящая.

Правильный ответ: покровная-столбчатая-губчатая-проводящая-покровная.

Тема «Мхи»

Цель: выявление сформированности умения производить сериацию.

Инструкция выполнения задания: Установите правильную последовательность жизненного цикла мха –кукушкин лен. Что лишнее? Почему?

 «Слияние гамет -циста- спорофит-зигота-коробочка- сперматозоид – заросток- женский гаметофит – спора-зародыш-  мужской гаметофит-яйцеклетка – взрослый гаметофит»

Правильный ответ: мужской гаметофит – сперматозоид – женский гаметофит –яйцеклетка – слияние гамет –зигота –зародыш-спорофит –коробочка- спора- заросток – взрослый гаметофит.

Лишнее – циста. Она образуется у водорослей

Тема «Стебель»

Необходимый  уровень. 

Инструкция выполнения задания: установите занономерность и произведите сериацию слоев стебля древесного растения, начиная с цифры 1.

Пробка, чечевичка, сосуды, лубяные волокна, кожица, сердцевина, камбий, ситовидные трубки,  кора, древесина.

Правильный ответ: кожица, чечевички, пробка, кора, лубяные волокна, ситовидный трубки, камбий,  древесина, сосуды, сердцевина.

Повышенный  уровень.

Инструкция выполнения задания:  установите закономерность и произведите сериацию  слоев стебля древесного растения на поперечном срезе, как они расположены в природе.

Пробка –- сосуды- лубяные волокна- ксилема-  сердцевина- камбий- ситовидные трубки- кожица – кора- чечевичка- флоэма.

Правильный ответ: кожица, чечевички, пробка, кора, флоэма, лубяные волокна, ситовидный трубки, камбий,  ксилема, сосуды, сердцевина.

Тема: Размножение цветковых растений»

Необходимый  уровень. 

Задание: выполните сериацию процессов двойного оплодотворения цветковых растений по принципу: «Что было раньше? Что будет потом?».

1.Пыльца прорастает в пыльцевую трубку. 2.Один спермий оплодотворяет центральное ядро, образуется эндосперм.3.В семязачатке образуется зародышевый мешок.4.Образуется зигота, затем зародыш.5.В пыльце образуется два спермия.6. Пыльца попадает в рыльце пестика. 7.Пыльцевая трубка проникает в внутрь семязачатка. 8.В зародышевом мешке образуется яйцеклетка и центральное ядро – клетка. 9. Пыльцевая трубка прорастает в зародышевый мешок.10. Один спермий оплодотворяет яйцеклетку

Правильный ответ: 7,1,5,3,9,8,10,2,11,4.  

Повышенный уровень.

Задание: выполните сериацию процессов двойного оплодотворения цветковых растений по принципу: «Что было раньше? Что будет потом?». Если есть ошибки, исправьте их.

1.Пыльца прорастает в пыльцевую трубку. 2.Один спермий оплодотворяет центральное ядро, образуется эндосперм.3.В семязачатке образуется зародышевый мешок.4.Образуется зигота, затем зародыш.5.В пыльце образуется два спермия.6. Из споры вырастает небольшая зеленая пластинка.7. Пыльца попадает в рыльце пестика. 8.Пыльцевая трубка проникает в  внутрь семязачатка. 9.В зародышевом мешке образуется яйцеклетка и центральное ядро – клетка. 10 . Пыльцевая трубка прорастает в зародышевый мешок.11. Один спермий оплодотворяет яйцеклетку.

7,1,5,3,9,8,10,2,11,4.  Лишний -6 – это процесс характерен для папоротников.

Условия включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса.

Условия включения  ТЗ на сериацию в содержательно-временную схему учебного процесса.

Данные задания на сериацию можно применять на разных типах уроков (изучение нового, повторение пройденного, контроль знаний)    и на разных этапах урока. В начале урока как актуализация  знаний  с целью  формирования данного умения. В конце урока как обобщение пройденного материала. Оба вида заданий используются для  формирования познавательных УУД. На уроках контроля знаний данные типовые задачи несут диагностический характер, т.к.  измеряется уровень сформированности УУД. В начале урока -актуализация  знаний  с целью  формирования данного умения.

Типовые задания могут быть разноуровневые, в зависимости  от уровня обученности  учащихся класса и от индивидуального уровня развития учащихся.

Контрольное мероприятие.

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

русский язык

английский язык

биология

литература

русский язык

английский язык

биология

литература

5 а

справились

8 (31%)

6

(42 %)

10 (39%)

15 (58%)

22 (85%)

10

(63%)

25 (96%)

26 (100%)

Не справились

18 (69%)

7

(58%)

16 (61%)

11 (42%)

4 (15%)

3

(37%)

1

(4%)

0

Всего участников

26

13

26

26

26

13

26

26

справились

12 (48%)

7

(54%)

15 (60%)

16 (64%)

23 (92%)

11

(85%)

25 (100%)

25 (100%)

Не справились

13 (52%)

6

(46%)

10 (40%)

9

(46%)

2 (8%)

2

(15%)

0

0

Всего участников

25

13

25

25

25

13

25

25

Критерии оценивания .

Название критерия

Баллы

1

Выстраивание ряда  объектов по изменяющемуся признаку

Правильно выстроен весь ряд

5

Неполная цепочка  

3

Неправильная цепочка  

0

Анализ результатов апробации.

Стартовая диагностика в 2015-2016 уч году показала , что у учащихся 5 классов недостаточно сформировано умение  производить сериацию. Регулярное включение типовых заданий по сериации в учебный процесс дало положительные результаты. Итоговый контроль в сентябре 2016-2017 уч года показал высокий уровень сформированности умения производить сериацию.  Система работы над типовыми задачами по сериации зависит от уровня развития учащихся. Поэтому, уровень сложности  типовых задач должно корректироваться в каждом конкретном классе.

Инструкция 4. Учебная дисциплина: английский язык

Прочитайте слова , обозначающие части тела человека. Произведите сериацию, т.е. расположите данные части тела человека в определенной последовательности, например, в том порядке, в каком они находятся  на теле человека сверху вниз.

a leg (нога), a head (голова), a hand кисть руки) , a mouth (рот) , a foot (ступня), an arm (рука) ,  a hair (волосы),   a neck (шея).

Инструкция  5.  

Урок английского языка. Тема «Наречия частотности».

Цель: актуализация  знаний для мотивации изучения нового материала  и плавный переход для усвоения новых  знаний. Развитие умения осуществлять сериацию

Задание: расположите наречия частотности в порядке возрастания признака

Often (часто), never (никогда),sometimes (иногда), always (всегда), seldom (редко)

Урок английского языка. Дни недели.

цель: Закрепление усвоенного  в конце урока.

Задание: Установите правильную последовательность  дней недели , в какой они встречаются в календаре

Sunday Tuesday Monday Saturday Wednesday Thursday Friday

Урок английского языка. Месяцы и времена года.

Цель: Закрепление усвоенного  в конце урока.

Задание: Найдите времена года. Установите правильную последовательность  времен года.

 Autumn (осень), winter (зима), summer (лето), spring (весна).

Затем в каждом сезоне установить последовательность месяцев в том порядке, в каком они встречаются в календаре.

November, August, May, February, December,   March, June, September, October, January, April,  May

Урок английского языка. Тема «Части тела». Цель: выявление сформированности умения производить сериацию.

Задание: Прочтите текст. Найдите части тела. Расположите части тела в том порядке как  они  встречаются на теле животного от головы до хвоста.

I want to describe my dog. It is a terrier. His name is Spot. He is not very big but clever. His head is not big. His back is grey and his ears are black. His nose is wet. He  has got small legs and a very small tail. I can say that my dog is my best friend. He loves me. I love him very much and often buy him something tasty.

Ответ: head-ears-nose-back-leg-tail  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые задачи на Pascal (массивы).

Типовые задачи на Pascal (массивы). Качественное пособие, содержащее краткую теорию, задачи с исходниками решения, а также задания для самостоятельной работы по одно- и двумерным массивам....

Разработка урока геометрии в 9классе "Применение уравнения окружности к решению задач"

В процессе урока учащимся показывается связь между учебными дисциплинами алгебра и геометрия. Рассматривается решение различных типов задач с применением уравнения окружности.Учащимся предложено индив...

Типовые задачи В12, которые могут встретиться на настоящем ЕГЭ.

И еще: прежде чем решать задачу, постарайтесь преобразовать исходную формулу в максимально простой вид — избавляйтесь от корней, дробей и прочего бреда. Это правило ...

Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы "с

Пояснительная запискаКурс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становят...

Статья на тему "Разработка и апробация программы развития двигательной памяти у детей дошкольного возраста"

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — запоминание различных характеристик движения, их амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности. Успешность запоминания этих характеристик неодинакова, что необходимо учит...

АНАЛИЗ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

АНАЛИЗ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Статья. Разработка проектов по литературе с применением интернет-технологий

Данная статья посвящена методу проектов. Знакомство обучающихся на внеурочных занятиях с основами проектной деятельности, элементами проектной культуры является одной из актуальных задач современного ...